I. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы. | -Сегодня мы с вами начинаем путешествие в страну знаний – страну История. Записывает тему урока на доске: Путешествие в страну История. -Поможет нам в этом ваш сверстник – любознательный пятиклассник Антошка. – В дни школьных каникул он с родителями побывал в одном из причерноморских городов России, где велись археологические раскопки. -Давайте узнаем, с кем встретился Антошка, и какой произошёл разговор. – Возьмите лист-помощник №1. Начнём читать диалог главных героев. Предлагает одному из учеников начать читать вслух текст. – Что хотят доказать учёные-историки, проводя археологические раскопки? | Один из учеников читает текст со слов: «Здравствуйте!» … до слов: «2000лет назад». -Когда появился древний город. | Познавательные УУД: 1.Владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать фактуальную информацию. |
Формулирование проблемы. | -Сравните мнение учёных – историков с мнением Антошки. В чём противоречие? -Какой возникает вопрос? Фиксирует на доске учебную проблему урока: Зачем нужна история? | – Для учёных-историков важно установить. Когда появился древний город. -Антошка считает, что совсем необязательно знать о том, что было в прошлом. Предлагают разные варианты учебной проблемы. 1 | Регулятивные УУД 1.Определять цель, проблему в учебной деятельности. |
Версии | – Какие у вас есть предположения, версии решения проблемы? Под учебной проблемой записывает ключевые слова, выделенные самими авторами версий: 1) узнать о прошлом; 2) понять, почему это происходило именно так; | Предлагают свои версии (с одобрением принимается любая, даже самая абсурдная). 2. | 2. Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально |
Актуализация знаний. Планирование деятельности. | – С помощью словаря объясните, что означает слово «история». Можно выполнить задание 1 из Рабочей тетради (с. 4). 2. -Что нужно узнать, чтобы найти решение проблемы? 3 Обобщая ответы детей, записывает их в виде пунктов плана на доску: История как наука Исторические знания | Выясняют два значения слова: 1) история– процесс развития человеческого общества; 2) история – наука, помогающая восстановить прошлое человечества; Определяют, каких знаний не хватает, где и как их можно добыть (открыть). 3. | 2. Анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения – на простом и сложном уровне 3. Планирование деятельности в учебной ситуации |
Поиск решения пробле6мы (открытие нового знания) | Предлагает выполнить задание из учебника с. 4 «Путешествие по карте знаний страны «История». 3,4 Или можно выполнить задание 2 из Рабочей тетради (с. 4-5) 3,4 По итогам выполнения данного задания можно организовать оценивание, применяя алгоритм «Самооценки» 4: 1-й шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате? 2-й шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ? 3-й шаг. Выполнил полностью верно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)? 4-й шаг. Справился полностью самостоятельно или с чьей-то помощью (кто помогал, в чём)? 5-й шаг. Какое умение отрабатывали при выполнении данного задания? 6-й шаг. Каков был уровень задания (задачи)? – Такие задачи мы решали уже много раз, понадобились только давно полученные знания? (Необходимый уровень) – В этой задаче мы столкнулись с необычной ситуацией (либо нам нужны прежние знания в новой ситуации, либо нам нужны новые только сейчас получаемые знания). (Повышенный уровень) – Такие задачи мы никогда не учились решать или же использовались правила и факты, которые мы на уроках не изучали? (Максимальный уровень) 7-й шаг. Определи уровень успешности, на котором ты решил задачу. 8-й шаг. Исходя их продемонстрированного уровня успешности, определи отметку, которую ты себе поставишь. | Выполняют задание 2 из Рабочей тетради «Карта знаний страны История» 3.,4 В результате выполнения задания и работы с текстом учебника ученики делают следующий вывод: Наука история помогает узнать, что было в прошлом, понять своё настоящее. 3,4 Исторические знания складываются из событий, произошедших в разные периоды времени и понятий, которые обозначают различные процессы человеческого общества и помогают нам разобраться в прошлом. 3,4 | 3. Находить в учебнике достоверную информацию для решения учебной задачи 4. Представлять информацию в разных формах (рисунок, текст, таблица, план, схема, тезисы) 4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебных ситуациях, самостоятельно. исправлять ошибки. Технология оценивания (ТОУУ) |
Выражение решения проблемы. | -Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? 5. Чьи версии подтвердились? | Предполагаемый вывод по проблеме: -История нужна для того, чтобы понять прошлое и разобраться в настоящем, и в этом нам помогают исторические знания. 5. | 5. Обобщать и делать выводы |
Применение знаний. | Можно предложить выполнить задание 3 из Рабочей тетради: Как ты думаешь, мы, люди XXI века, должны помнить о том, что было в прошлом? Сформулируй свою позицию и аргументируй (объясни) ее. Свой ответ запиши. 1., 1 | Высказывают аргументировано своё мнение. 1. 1. | 1. Коммуникативные УУД Излагать свое мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии 1.Личностные УУД Осознавать и проявлять себя гражданином России в добрых словах и делах – объяснять взаимные интересы, ценности, обязательства свои и своего общества, страны; |