Рабочая программа по истории Древнего мира 5 класс 2020-2021 г.
Рабочая программа по истории Древнего мира 5 класс 2020-2021 г.
Рабочая программа учебного курса «История» для 5 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, авторской программы А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История Древнего мира. 5 класс», 2015 г., а также примерной программы по учебным предметам. История. 5 – 9 классы: – М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).
Программа рассчитана на 70 часов, 2 часа в неделю.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории Древнего мира 5 класс 2020-2021 г.»
Рабочая программа учебного курса «История» для 5 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, авторской программы А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История Древнего мира. 5 класс», 2015 г., а также примерной программы по учебным предметам. История. 5 – 9 классы: – М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).
Программа рассчитана на 70 часов, 2 часа в неделю.
Планируемые результаты освоения учебного материала
Личностные результаты:
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
-осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
-способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
-способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
-готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты:
-овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
-способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
-умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
-расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом; - готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Требования к уровню подготовки учащихся
Знать/уметь:
• определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н. э., н. э.);
• использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;
• проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;
• описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности;
• объяснять, в чём заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;
• давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.
• давать характеристику общественного строя древнихгосударств;
• сопоставлять свидетельства различных историческихисточников, выявляя в них общее и различия;
• видеть проявления влияния античного искусствав окружающей среде;
• высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.
Содержание учебного предмета
История Древнего мира (70ч)
Введение (1)
Откуда мы знаем, как жили предки современных народов. Представление о письменных источниках.
Счет лет в истории. Понятия «год», «век (столетие)», «тысячелетие».
Тема I. Жизнь первобытных людей. (6 ч)
Первобытные собиратели и охотники (3ч)
Понятие «первобытные люди». Представление о присваивающем хозяйстве: собирательство и охота. Овладение огнем.
Охота как главное занятие. Родовые общины охотников и собирателей. Понятия «человек разумный», «родовая община».
Возникновение искусства и религии.
Первобытные земледельцы и скотоводы (3ч)
Представление о зарождении производящего хозяйства: земледелие и скотоводство, ремесла — гончарство, прядение, ткачество. Последствия перехода к производящему хозяйству.
Родовые общины земледельцев и скотоводов. Понятия «старейшина», «совет старейшин», «племя», «вождь племени». Представление о религиозных верованиях первобытных земледельцев и скотоводов.
Начало обработки металлов. Изобретение плуга. Появление неравенства.
Тема 2. Древний Восток. (21)
Древний Египет(8ч)
Земледелие как главное занятие. Оросительные сооружения (насыпи, каналы, шадуфы).
Возникновение единого государства в Египте. Понятия «фараон», «вельможа», «писец», «налог». Держава Тутмоса III.
Города — Мемфис, Фивы.
Быт земледельцев и ремесленников. Жизнь и служба вельмож.
Религия древних египтян.
Искусство древних египтян.
Западная Азия в древности (8ч)
Двуречье в древности. Земледелие, основанное на искусственном орошении.
Города шумеров Ур и Урук.
Древневавилонское царство. Законы Хаммурапи.
Религиозные верования жителей Двуречья. Боги Шамаш, Син, Эа, Иштар. Ступенчатые башни-храмы. Клинопись. Города Финикии — Библ, Сидон, Тир. Виноградарство и оливководство. Ремесла. Древнейший алфавит.
Древние евреи. Представление о Библии и Ветхом Завете. Древнееврейское царство и его правители: Саул, Давид, Соломон. Иерусалим как столица царства. Храм бога Яхве.
Начало обработки железа.
Ассирийская держава. Ассирийские завоевания. Библиотека Ашшурбанапала. Гибель Ассирии.
Три царства в Западной Азии: Нововавилонское, Лидийское и Мидийское. Город Вавилон и его сооружения.
Образование Персидской державы.
Индия и Китай в древности (6ч)
Местоположение и природа Древней Индии. Реки Инд и Ганг. Древнейшие города. Представление о кастах. Возникновение буддизма (легенда о Будде, отношение к делению людей на касты, нравственные нормы). Индийские цифры. Шахматы.
Местоположение и природа Древнего Китая. Реки Хуанхэ и Янцзы. Учение Конфуция (уважение к старшим; мудрость — в знании старинных книг; отношения правителя и народа; нормы поведения). Китайские иероглифы и книги. Объединение Китая при ЦиньШихуане.
Тема 3. Древняя Греция. (22ч)
Древнейшая Греция (5ч)
Местоположение и природные условия.
Критское царство.
Микенское царство. Сведения о войне с Троянским царством. Мифы о начале Троянской войны.
Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Религиозные верования греков. Олимпийские боги. Мифы древних греков о богах и героях (Прометей, Деметра и Персефона, Дионис и пираты, подвиги Геракла).
Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (8ч)
Начало обработки железа в Греции. Создание греческого алфавита. Понятие «полис».
Местоположение и природные условия Аттики. Законы Драконта. Понятие «демос».
Борьба демоса со знатью. Реформы Солона. Понятия «гражданин», «демократия».
Местоположение и природные условия Лаконии. Спартанский полис. Управление Спартой: совет старейшин, два царя — военных предводителя, народное собрание. «Детский способ» голосования. Спартанское воспитание.
Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Сиракузы, Тарент, Пантикапей, Херсонес, Ольвия.
Олимпийские игры — общегреческие празднества. Виды состязаний. Понятие «атлет». Награды победителям.
Греко-персидские войны.
Возвышение Афин в V в. до н. э.и расцвет демократии (5ч)
Афинский морской союз.
Храмы: богини Ники, Парфенон, Эрех-тейон.
Образование афинян. Афинские гимнасии. Афинский мудрец Сократ.
Возникновение театра.
Афинская демократия в V в. до н. э.
Македонские завоевания в IV в. до н. э. (3ч)
Возвышение Македонии при царе Филиппе. Поход Александра Македонского на Восток. Личность Александра Македонского.
Распад державы Александра после его смерти.
Повторение (1)
Вклад древних эллинов в мировую культуру. Сопоставление управления в странах Древнего Востока (Египет, Вавилония) с управлением в Афинах. Особенности афинской демократии.
Тема 4. Древний Рим (19 ч).
Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (3ч)
Местоположение и природные особенности Италии. Население
Легенда об основании Рима.
Возникновение республики. Понятия «республика», «консул», «народный трибун», «право вето».
Рим — сильнейшая держава Средиземноморья(3ч)
Карфаген — крупное государство в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном.
Установление господства Рима в Восточном Средиземноморье.
Рабство в Древнем Риме.
Гражданские войны в Риме (4ч)
Земельный закон Тиберия Гракха.
Крупнейшее в древности восстание рабов.
Возвышение Цезаря. Поражение сторонников республики. Борьба Антония и Октавиана. Окончание гражданских войн.
Могущество Римской империи (5ч)
Территория империи. Понятие «варвары».
Нерон и Сенека.
Возникновение христианства. Понятия «христиане», «апостолы», «Евангелие», «священник».