Протокол №_________________ Приказ №___________________ от_____________________ 2014 г. от____________________2014 г.
Рабочая программа
История.
История древнегомира.
5 класс
Составитель:
Воробьинский Сергей Валентинович,
учитель истории и обществознания,
высшая квалификационная категория.
с. Клочки.
Пояснительная записка.
Рабочая программа курса «История» («История древнего мира») для 5 класса составлена на основе:
- федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по истории 2004 г.;
- примерной программы основного общего образования по истории 2003 года;
- авторской программы по истории древнего мира для 5 класса составителей Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая Н.С.; (М., Просвещение, 2003 Г.).
- учебного плана школы на 2014-2015 учебный год.
Программа ориентирована на учебник, включенный в федеральный перечень Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая Н.С. «История Древнего мира».
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей уч-ся. Программа содействует реализации единой концепции исторического образования.
В курсе «Истории Древнего мира» происходит знакомство с процессом формирования человека и человеческого общества, с важнейшими цивилизациями древнего мира. При этом вводится только общее понятие «цивилизация», противопоставленное первобытности, поскольку в исторической науке выделение локальных цивилизаций древности, их наименование и определение сущности является спорными и не установленными.
Курс ставит своей целью дать школьникам знания о далёком и прошлом, которые послужат одной из основ их общей образованности. В данной программе при отборе фактов и явлений основным критерием явилась их значимость в историческом процессе, в развитии мировой культуры. Исходя из целей задач курса дается представление об общем и особенном при характеристики древних обществ, а так же преставление о том, чем отличается Древний мир от мира современного. В соответствии с древней историографической и дидактической традицией программа предусматривает знакомство с организациями свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.
Курс дает возможность вести работу по формированию у учащихся умения: в связной монологической форме пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, содержащуюся в устном изложении учителя, раскрыть содержание иллюстрации; сравнивать исторические явления в различных странах, выделяя сходство и различия; давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения; спорить и отстаивать свои взгляды; анализировать исторический источник; оперировать историческими датами, в том числе относящимися к периоду до Рождества Христова, выявить синхронность и диахронность событий и явлений; читать историческую карту, определять местоположение историко-географических объектов.
Согласно годовому календарному учебному плану на 2013-2014 учебный год на изучение курса «История Древнего мира» в 5 классе отводится 68 учебных часов. Рабочая программа преследует следующие задачи обучения:
Осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные формы социального и политического строя.
Показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре.
Охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования, в частности особенности мировых религий – буддизма и христианства).
Раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества, что формирует у уч-ся терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.
Развитие у уч-ся способности рассматривать события и явления прошлого и настоящего, пользуясь приемами исторического анализа, применять исторические знания при рассмотрении и оценке современных событий.
Предполагаемые формы и методы контроля
методы устного контроля: опрос, фронтальный опрос, тестовый опрос, решение проблемных задач; сообщения;
методы письменного контроля: самостоятельные работы, тесты;
методы лабораторного контроля: решение практических задач, использование таблиц, графиков.
Отличия данной программыот авторской программы составителей Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая Н.С. заключаются в следующем: введены повторительно-обобщающие уроки по отдельным темам за счет резервного времени.
Содержание тематического плана.
Что изучает история.
Ход времени и способы его измерения. Летоисчисление. Откуда мы знаем, как жили предки современных народов. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего Мира. Древние сооружения как источник знаний о прошлом. Письменные источники. Счёт лет в истории. Представление о счете времени по годам в древних государствах. Представление о христианской эре. Особенности обозначения дат до нашей эры. Понятие год, век, тысячелетие. Происхождение имен и фамилий. Генеология. Геральдика. Гербы, флаги, гимны государств. Историческая карта. Всеобщая история. История России – часть всеобщей истории. Российская государственная символика. Россия – многонациональное государство.
Жизнь первобытных людей.
Первобытные собиратели и охотники. Понятие «первобытные люди». Древнейшие люди: места появления, облик, отсутствие речи, изготовление орудий труда. Присваивающее хозяйство – охота и собирательство. Овладение огнём. Расселение людей. Охота главное занятие. Изобретение одежды, жилищ, копья, гарпуна, лука и стрел. Родовые общины охотников и собирателей. Понятие «человек разумный», «родовая община». Возникновение искусства и религии. Изображение животных и человека. Представления о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей.
Первобытные земледельцы и скотоводы. Понятие «Западная Азия». Зарождение производящего хозяйства: земледелие и скотоводство, ремесло. Основные орудия труда земледельцев – каменный топор, мотыга, серп. Изобретение ткацкого станка. Родовая общины земледельцев и скотоводов. Понятие «старейшина», «совет старейшин», «племя», «вождь племени». Представление религиозных верованиях первобытных землевладельцев и скотоводов. Начало обработки металлов. Изобретение плуга. Представление о распаде рода на семьи. Появление неравенства (знатные и не знатные , богатые и бедные). Понятие «знать», «раб», «царь». Значение первобытной эпохи в истории человечества. Представление о переходе от первобытности к цивилизации (появление городов, государств, письменности). Древний Восток.
Древний Египет. Местоположение и природные условия. Земледелие как главное занятие. Оросительные сооружения. Возникновение единого государства в Египте. Понятие «фараон», «вельможа», «писец», «налог». Неограниченная власть фараонов. Войско: пехота, колесницы. Завоевательные походы. Держава Тутмоса III. Города – Мемфис, Фивы. Быт землевладельцев и ремесленников. Жизнь и служба вельмож . Религия древних египтян. Священные животные, боги. Мифы. Обожествление фараона. Понятие «храм», «жрец», «мумия», «гробницы», «саркофаг». Искусство. Строительство пирамид. Раскопки гробниц. Гробница Тутанхамона. Скульптурный портрет. Особенности древнеегипетского письма. Материалы для письма. Древнеегипетская школа. Научные знания. Солнечный календарь. Водяные часы. Произведения литературы. Понятие «иероглиф», «папирус», «свиток».
Западная Азия в древности. Двуречье в древности. Местоположение и природные условия южного Двуречья: климат, плодородие почв. Тигр и Евфрат. Земледелие, основанное на искусственном орошении. Города шумеров Ур и Урук. Древневавилонское царство. Законы Хаммурапи: ограничение долгового рабства, представление о талионе, о неравенстве людей перед законом. Понятие «закон», «ростовщик». Религиозные верования жителей Двуречья. Боги Мамаш, Син, Эа, Иштар. Башни – храмы. Клинопись. Школы. Научные занятия. Литература. Ремесла. Морская торговля и пиратство. Основание колоний. Древнейший алфавит. Древние евреи. Библия и ветхий завет. Понятие «единобожие». Библейские мифы и сказания. Моральные нормы библейских заповедей. Представление о грехах. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царство и его правители: Саул, Давид, Соломон. Иерусалим – столица царства. Храм бога Яхве. Начало обработки железа, и его последствия. Ассирийская держава. Новшества в военном деле. Ассирийские завоевания. Ниневия – столица державы. Царский дворец. Ассирийское искусство. Библиотека Ашшурбанапала. Гибель Ассирии. Три царства в Западной Азии: Нововавилонское, Лидийское, Мидийское. Город Вавилон и его сооружения. Начало чеканки монет в Лидии. Образование Персидской державы. Цари Кир, Дарий Первый. «Царская дорога» и ее использование для почтовой связи. Состав войска. Город Персеполь.
Индия и Китай в древности. Местоположение и природа Древней Индии. Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли. Древнейшие города. Сельское хозяйство. Выращивание риса, хлопчатника, сахарного тростника. Религиозные верования: почитание животных; Боги Брахма, Ганеша; вера в переселение душ. Сказка о Раме. Касты. Периоды жизни брахмана. «Неприкасаемые». Возникновение буддизма. Объедение Индии под властью Амоки. Индийские цифры. Шахматы. Местоположение и природа древнего Китая. Хуанхэ и Янцзы. Учения Конфуция. Китайские иероглифы и книги. Объединение Китая при Цинь Шихуане. Расширение территории. Строительство Великой Китайской стены. Деспотизм властелина Китая. Возмужание народа. Свержение наследников Цинь Шихуана. Великий шелковый путь. Уай, бумага, компас.
Древняя Греция.
Древнейшая Греция. Местоположение и природные ресурсы. Горные хребты. Роль моря в жизни греков. Отсутствие полноводных рек. Древнейшие города Микены, Таринф, Пилос, Афины. Критское царство. Раскопки дворцов. Росписи. Морское могущество царей Крита. Таблички с письменами. Гибель Критского царства. Греческие мифы критского цикла. Микенское царство. Каменное строительство. Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Сведения о войне с Троянским царством. Мифы о начале Троянской войны. Вторжение в Грецию с севера воинственных племен. Упадок хозяйства и культуры. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея».Религиозные верования греков. Олимпийские боги. Мифы древних греков о богах и героях (Прометей, Деметра, Дионис, Геракл.)
Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием. Начало обработки железа в Греции. Создание греческого алфавита. Возникновение самостоятельных государств (Афины, Спарта, Коринф, Фивы, Милет). Понятие «полис». Местоположение и природные условия Аттики. Неблагоприятные природные условия. Разведение оливок и винограда. Знать во главе управления Афин. Законы Драконта. Понятие «демос». Бедственное положение земледельцев. Долговое рабство. Борьба демоса со знатью. Реформы Солона. Запрещение долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Создание выборного суда. Понятия «гражданин» и «демократия». Местоположение и природные условия Лаконии. Спартанский полис. Спарта - военный лагерь. Управление Спартой: совет старейшин, народное собрание. Спартанское воспитание. Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Сиракузы, Торент, Пантикопей, Херсонес, Оливия. Причины колонизации. Развитие торговли. Греки и скифы. Понятие «эллины», «Эллада». Олимпийские игры. Виды состязаний. Понятие «атлет». Награды победителям. Греко-персидские войны. Победа афинян в Марафонской битве. Стратег Мильтиад. Нашествие войск персидского царя Ксеркса на Элладу. Защита Фермопил. Подвиг 300 спартанцев под командованием царя Леонида. Морское сражение в Саламинском проливе. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины побед греков. Понятия «стратег», «фланга», «триера».
Возвышение Афин в 5 веке до н.э. и расцвет демократии. Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Военный и торговый флот. Гавани Пирея. Состав населения Афинского полиса: граждане, переселенцы, рабы. Использования труда рабов. Город Афины: Керамик, Агора, Акрополь. Быт афинян. Храмы. Фидий и его творения. Образование афинян. Рабы – педагоги. Начальная школа. Палестра. Афинские гимназии. Аристотель. Антофонт. Сократ. Возникновение театра. Трагедии и комедии. Воспитательная роль театральных представлений. Афинская демократия в V в. До н.э. Народное собрание, Совет пятисот и их функции. Перикл во главе Афин. Введение платы за исполнение выборных должностей. Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий.
Македонские завоевания в IV в. До н.э. Ослабление греческих полисов в результате междоусобиц. Возвышение Македонии при царе Филиппе. Аристотель. Александр – сын Филиппа. Македонское войско. Фаланга. Конница. Осадные башни. Отношение эллинов к Филиппу. Сократ и Демосфен. Битва при Херонее. Потеря Элладой независимости. Смерть Филиппа и приход к власти Александра. Поход Александра Македонского на Восток. Победа на реке Граник. Разгром войск Дария III у Исса. Поход в Египет. Обожествление Александра. Основание Александрии. Победа при Гавгамеллах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию. Возвращение в Вавилон. Личность Александра Македонского. Распад державы Александра после его смерти. Александрия Египетская – крупнейший торговый и культурный центр Восточного Средиземноморья. Фаросский маяк. Музей. Библиотека. Аристарх Самосский, Эратосфен, Евклид. Вклад древних эллинов в мировую культуру. Особенности афинской демократии.
Древний Рим.
Рим: от возникновения до установления Господства над Италией.
Местоположение и природные особенности Италии. Теплый климат, плодородные земли, обилие пастбищ. Тибр. То. Население древней Италии. Легенда об основании Рима на семи холмах. Управление древнейшим Римом. Ликвидация царской власти. Понятие «весталка», «ликторы», «плебеи», «сенат». Возникновение республики. Борьба плебеев за свои права. Нашествие Галлов. Установление господства Рима над Италией. Война с Пирром. Понятие «республика», «консул», «народный трибун», «право вето». Уравнение в правах патрициев и плебеев. Отмена долгового рабства. Устройство римской республики. Выбор консулов. Принятие законов. Сенат и его функции. Организация войска. Легион.
Рим - сильнейшая держава Средиземноморья. Карфаген – крупное государство в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии. Вторая война Рима с Карфагеном. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Разгром римлян при Каннах. Окончание войны. Господство Рима в Средиземноморье. Установление господство Рима в Восточном Средиземноморье. Политика Рима «разделяй и властвуй». Разгром Сирии и Македонии. Разрушение Коринфа и Карфагена. Понятие «триумф», «провинция». Рабство в древнем Риме. Завоевание – главный источник рабства. Гладиаторские игры. Римские ученые о рабах. Понятие «амфитеатр», гладиатор».
Гражданские войны в Риме. Разорение землевладельцев Италии и его причины. Земельный закон. Тиберия Грахта. Гибель Тиберия. Гай Гракх – продолжатель дела брата. Гибель Гая. Крупнейшее в древности восстание рабов. Победы Спартака. Создание армии восставших. Их походы. Разгром армии рабов римлянами под руководством Кросса. Причины поражения восставших. Превращение римской армии в наемную. Кризис управления. Борьба полководцев за единоличную власть. Красс и Помпей. Возвышение Цезаря. Завоевание галлии. Гибель Кросса. Захват Цезарем власти. Диктатура Цезаря. Социальная опора Цезаря и его политика. Брут во главе заговора против Цезаря. Убийство Цезаря в сенате. Понятие «ветеран», «диктатор». Поражение сторонников республики. Борьба Антония и Октавиана. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Превращение Египта в римскую провинцию. Окончание гражданских войн. Характер власти Октавиана Августа. Понятие «империя», «император», «преторианцы». Поэты Вергилий, Гораций, и др. Понятие «меценат».
Римская империя в первые века нашей эры.Территория империи. Соседи Римской империи. Отношения с Парфянским царством. Разгром римских войск германцами. Образ жизни германских племен. Предки словенских народов. Понятие «варвары». Обожествление императоров. Нерон. Нерон и Сенека. Восстание в армии и гибель Нерона. Возникновение христианства. Рассказы евангелий о жизни и учении Иисуса Христа. Моральные нормы нагорной проповеди. Представление о Втором пришествии. Страшном суде и царстве Божьем. Идея равенства людей перед Богом независимо от пола, происхождения и общественного положения. Отношение римских властей к христианам. Понятие «христиане», «апостолы», «Евангелие», «священник». Расцвет Римской империи. Возникновение и развитие колоната. Понятие «колоны», «рабы с хижинами». Правление Трояна. Последние завоевания римлян. Строительство в Риме. Рим – столица империи. Повседневная жизнь римлян. Особняки богачей. Многоэтажные дома. Посещение терм, Колизея и Большого цирка. Требование «хлеба и зрелищ». Архитектурные памятники Рима. Римский скульптурный портрет. Роль археологических раскопок Помпей для исторической науки.
Падение Западной Римской империи.Вторжение варваров. Правление Константина. Признание христианства. Основание Константинополя. Понятие «епископ», «Новый Завет». Разделение римской империи на два государства – Восточную Римскую империю и Западную Римскую империю. Восстания в провинциях. Варвары в армии. Вторжение готов в Италию. Борьба Стилихона с готами. Убийство Стилихона по приказу императора Гонория. Взятие Рима готами. Новый захват Рима Вандалами. Опустошение Вечного города варварами. Ликвидация власти императора на Западе. Особенности цивилизации Греции и Рима. Представление о народоправстве. Участие граждан в управлении государством. Любовь к родине. Отличие греческих полисов и Римской республики от государств Древнего Востока. Вклад народов древности в мировую культуру.
Тематический план.
№
п/п
Тема
часы
1.
Пропедевтический курс «Что изучает история?».
10
2.
Жизнь первобытных людей.
5
Первобытные собиратели и охотники
3
Первобытные земледельцы и скотоводы
2
3.
Древний Восток.
17
Древний Египет
6
Западная Азия в древности
6
Индия и Китай в древности
5
4.
Древняя Греция
18
Древняя Греция
4
Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием
6
Возвышение Афин и расцвет демократии в V в. до н.э.
4
Македонские завоевания в IV в. до н.э.
4
5.
Древний Рим
18
Рим от его возникновения до установления господства над Италией
3
Рим - сильнейшая держава средиземноморья
3
Гражданские войны в Риме
4
Римская империя в первые века нашей эры
5
Разгром Рима германцами и падение Западной Римской Империи
3
Итого:
68
Тематический поурочный план.
№
п/п
Тема
Часы
Прим.
Пропедевтический курс
«ЧТО ИЗУЧАЕТ ИСТОРИЯ».
10
1.
Что изучает история? История как наука.
1
2.
Периодизация мировой истории.
1
3.
Что такое исторические источники.
1
4.
Письменные исторические источники.
1
5.
Вещественные исторические источники.
1
6.
История на карте.
1
7.
Исторические события. Причинные связи между историческими событиями.
1
8.
Происхождение имен и фамилий.
1
9.
Гербы, флаги, гимны государств.
1
10.
Повторительно-обобщающий урок.
1
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА.
I. Жизнь первобытных людей.
5
Тема № 1. Первобытные собиратели и охотники
3
11.
Древнейшие люди
1
12.
Родовые общины собирателей и охотников
1
13.
Возникновение искусства и религиозных верований
1
Тема № 2. Первобытные земледельцы и скотоводы
2
14.
Возникновение земледелия и скотоводства
1
15.
Появление неравенства и знати
1
II. Древний Восток
17
Тема №3. Древний Египет
6
16.
Государство на берегах Нила
1
17.
Как жили земледельцы и ремесленники в Египте
1
18.
Жизнь египетского вельможи
1
19.
Военные походы фараонов
1
20.
Религия древних египтян. Искусство Древнего Египта
1
21.
Письменность и знания древних египтян
1
Тема №4. Западная Азия в древности
6
22.
Древнее Двуречье
1
23.
Вавилонский царь Хаммурапи и его законы
1
24.
Финикийские мореплаватели
1
25.
Библейские сказания. Древнееврейское царство
1
26.
Ассирийская держава
1
27.
Персидская держава «царя царей»
1
Тема №5. Индия и Китай в древности
5
28.
Природа и люди древней Индии
1
29.
Индийские касты
1
30.
Учения Конфуция
1
31.
Первый властелин единого Китая
1
32.
Повторительно – обобщающий урок
1
III. Древняя Греция
18
Тема №6. Древнейшая Греция
4
33.
Греки и критяне
1
34.
Микены и Троя
1
35.
Поэма Гомера «Илиада» и «Одиссея»
1
36.
Религия древних греков
1
Тема №7. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием
6
37.
Земледельцы Аттики
1
38.
Зарождение демократии в Афинах
1
39.
Древняя Спарта
1
40.
Олимпийские игры в древности
1
41.
Победа греков над персами в Марафонской битве
1
42.
Нашествие персидских войск на Элладу
1
Тема №8. Возвышение Афин в V в. до н.э. и расцвет демократии
4
43.
В гаванях афинского порта Пирей
1
44.
В городе богини Афины
1
45.
В афинских школах и гимнасиях
1
46.
Афинская демократия при Перикле
1
Тема №9. Македонские завоевания в IV в. до н.э.
4
47.
Города Эллады подчиняются Македонии
1
48.
Поход Александра Македонского на Восток
1
49.
В Александрии Египетской
1
50.
Повторительно – обобщающий урок
1
IV. Древний Рим
18
Тема №10. Рим от его возникновения до установления господства над Италией.
3
51.
Древнейший Рим
1
52.
Завоевание Римом Италии
1
53.
Устройство Римской республики
1
Тема №11.Рим – сильнейшая держава средиземноморья
3
54.
Вторая война Рима с Карфагеном
1
55.
Установление господства Рима во всем Средиземноморье
1
56.
Рабство в Древнем Риме
1
Тема №12. Гражданские войны в Риме
4
57.
Земельный закон братьев Гракхов.
1
58.
Восстание Спартака
1
59.
Единовластие Цезаря
1
60.
Установление империи
1
Тема №13. Римская империя в первые века нашей эры
5
61.
Соседи Римской империи
1
62.
Рим при императоре Нероне
1
63.
Первые христиане и их учения
1
64.
Расцвет империи во II веке
1
65.
«Вечный город» и его обитатели
1
Тема №14. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи
3
66.
Римская империя при Константине
1
67.
Взятие Рима варварами
1
68.
Повторительно – обобщающий урок
1
Требования к уровню подготовки уч-ся.
При освоении обязательного минимума содержания курса истории Древнего мира уч-ся должны научится следующим видам деятельности и умениям:
Должны знать/понимать:
- даты основных событий;
- термины и понятия;
- выдающихся деятелей всемирной истории;
- представителей и памятники культуры Древнего мира;
- изученные виды исторических источников.
Должны уметь:
- сравнивать исторические события и явления;
- объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий;
- уметь дискутировать, анализировать фрагменты исторического документа;
- самостоятельно давать оценку историческим явлениям;
- высказывать собственное суждение;
- показывать на исторической карте местоположение древнейших цивилизаций и государств;
- давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников;
- определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий Древнего мира;
- объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям истории Древнего мира.
Использовать знания:
- об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальности и религиозной принадлежности.
Литература.
1. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по истории.
2. Примерная программа основного общего образования по истории
2003 года.
3. Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5 – 11 классы. М., Просвещение, 2003 г.
4. Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. «История Древнего мира». Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. М., Просвещение, 2007.
5.Годер Г.И. Методическое пособие по истории древнего мира. М., 2004.
6. Годер Г.И. Преподавание истории в 5 классе. М., Просвещение, 1999.
7. Борисковский П.И. Древнейшее прошлое человечества. М., 2002.
8. Мифы народов мира. В 2-х томах. М., 1980.
9. Першиц А.Л. и др. История первобытного общества. М., 1996.
10. Кленгель – Брандт Э. Путешествие в древний Вавилон. М., 1989.
11. Семенов С.А. Происхождение земледелия. М., 1984.
12. Ривкин Б.И. Олимпийские игры в искусстве Древней Греции. М., 1989.