kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по теме "Тепловые явления. Физика за чашкой чая"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке в игровой форме проводится повторение и обобщение темы "Тепловые явления".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Тепловые явления. Физика за чашкой чая"»

Технологическая карта урока

ФИО учителя: Сушкина Людмила Ивановна

Место работы: МОУ «Щегловская СОШ» Всеволожский район

Должность: учитель физики

Предмет: Физика

Класс: 8

Тема: «Повторительно-обобщающий урок по теме «Тепловые явления. Физика за чашкой чая»

Учебник: А.В. Перышкин для 8 класса.

Цель урока: 1. Формирование УУД при изучении темы «Тепловые явления»

2.Умение применять изученный теоретический материал для объяснения физических явлений.

Решаемые учебные задачи:

  1. Повторить изученный материал темы «Тепловые явления»;

  2. Использовать эффективные приемы и формы работы с детьми на уроке;

  3. Осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности;

  4. На практике реализовать метапредметные связи.

Тип урока: комбинированный

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная, игровая

Технические средства обучения и материалы: нагревательные приборы (самовар, чайник), чайные принадлежности, мультимедийный проектор, презентация, карточки с заданиями, лист оценки.

Формируемые универсальные учебные действия (УУД):

личностные (Л): стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам; повышать свой образовательный уровень и продолжать обучение с использованием средств и методов физики; наблюдать и описывать различные типы физических явлений; осознавать важность изучения физики; формировать умение слушать, формулировать и аргументировать своё мнение; совершенствовать коммуникативную компетентность в общении и  сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной и творческой деятельности.

метапредметные (М):

  • регулятивные (Р): ставить учебную задачу на основе соотношения того, что уже известно и усвоено и уметь применять полученные знания для объяснения физических явлений; осознавать качество и уровень усвоения учебного материала; анализировать результаты своей деятельности и затрачиваемых ресурсов;

  • познавательные (П): анализировать наблюдаемые явления, обобщать и делать выводы; выбирать наиболее эффективные способы и подходы к объяснению явлений; понимать необходимость их проверки; извлекать необходимую информацию из полученной информации (выделять общее и особенное);

  • коммуникативные (К): осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; уметь (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию; адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции;

предметные (Пр): уметь описывать фундаментальные опыты, определять характер физического процесса; знать смысл понятий включающие тепловые явления; уметь описывать тепловые явления с точки зрения молекулярной физики понимать и правильно использовать различные термины.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА


Дидактическая структура урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Планируемые результаты

мин

Предметные

УУД

Организационный момент

2

Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

 

Включение учащихся в деловой ритм работы.

Актуализация знаний

3

"Ребята! Я знаю, вы с удовольствием каждый день пьете чай, но уверена, что не мно­гие задумывались над сопровождающими этот процесс физически­ми явлениями. Попробуем сделать это вместе, за одно повторим тему «Тепловые явления»".


Включение учащихся в деловой ритм работы


Развивать учебно-познавательный интерес к уроку





Далее зачитываю правила:

  • на уроке нужно совмещать два дела: пить чай и отвечать на во­просы, задаваемые учителем;

  • нельзя одновременно жевать и отвечать на вопросы

  • каждый ученик должен стремиться набрать как можно больше баллов, которые даются за правильные ответы на вопросы и допол­нения. За каждый верный ответ — 1 балл;

за правильное дополнение тоже 1 балл;

за оригинальный ответ — 2 балла;

  • первоочередное право ответа на вопрос имеют те ученики, к ко­торым обратился учитель;

  • за подсказку, разговор и прочие нарушения хода урока вычитается 1 балл.


Слушают учителя, соглашаются с правилами


Умение слушать учителя, осознавать важность изучения физики.


Ход урока

12

Включаем электрический самовар

А) Рассчитать какое количество теплоты необходимо для нагревания 3л воды от 20 до 100 градусов?

Б) Какое количество теплоты необходимо, чтобы превратить воду в пар при температуре кипения?


В) Какое количество дров необходимо, чтобы вскипятить 3 л воды?


Учащиеся разбиваются на три команды, от каждой команды по одному учащемуся выходят решать предложенные задачи (А.Б.В.) у доски.


Понимать и правильно применять законы тепловых явлений


Регулятивные: осознавать качество и уровень усвоения учебного материала



Вопросы на тепловые явления:

  1. Перед вами электрический самовар. Почему, ставя его кипятить, закрывают крышкой?


  1. Проведу опыт: крышку горячего самовара охлажу, облив ее хо­лодной водой. Затем на карандаши аккуратно положу крышку так, чтобы она не прикасалась к самовару. Через некоторое время предлагаю вам потрогать крышку. Что вы ощутите? Почему? Чем можно заменить карандаши, чтобы получить такой же эффект


  1. Какими будут мои ощущения, если я возьму крышку с горячего металлического самовара за пластмассовую ручку? Как вы их объ­ясните?


Каждая команда обсуждает ответ на вопрос, отвечает тот ученик, к которому обратился учитель, если ответ неверный предоставляется слово другому ученику или выслушивается мнение нескольких. Поле чего приходят к правильному ответу.










Объясняют явление теплопроводности у различных веществ.

Анализировать наблюдаемые явления, обобщать и делать выводы.


Коммуникативные: Позитивно относятся к процессу общения. Умеют задавать вопросы, строить понятные высказывания, обосновывать и доказывать свою точку зрения.




  1. Вода в самоваре уже закипела, из носика вырвалась наружу струя пара... Но ведь пар считается невидимым! Что же мы видим в действительности?


Объясняют явление парообразования


Уметь определять характер физического процесс

Познавательные:

Анализируют наблюдаемые явления, обобщают и делают выводы.



  1. Какую температуру имеет кипящая вода в чайнике?


  1. Всегда ли кипит вода при 100°С



Знать представление о молекулярном строении вещества, явление диффузии, связь между температурой̆ тела и скоростью движения молекул, о силах взаимодействия между молекулами. Уметь наблюдать и описывать физические явления


Коммуникативные: Иметь навыки конструктивного общения, взаимопонимания. Осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь




  1. Каким простым способом можно повысить температуру кипе­ния воды в чайнике?


  1. В каких кухонных приборах применяется этот способ — увели­чение давления над кипящей жидкостью? Для каких целей?


Приводят примеры, в каких случаях температуру кипения воды увеличивают, а когда она уменьшается.



5

Вода закипела. Пора заваривать чай

  1. А что такое кипение?


  1. Почему при кипении появляется шум?


  1. Обратите внимание на заварочный чайник. В его крышке сдела­на небольшая дырочка. Зачем?



  1. В каком чайнике лучше заваривать чай?

(Демонстрация разных чайников фарфоровый, стеклянный, железный)

Один дежурный от каждой команды расставляет чайные приборы, остальные учащиеся наблюдают за процессом заваривания чая, и отвечают на вопросы. Вспоминают явления диффузии, взаимодействия между молекулами.


Уметь наблюдать и описывать физические явления


Личностные:

Формировать умение слушать, формулировать и аргументировать свое мнение


4

Вкус чая зависит от того, как заварен.

Вкусовые вещества, входящие в состав чайного листа, должны перейти в воду. Чем выше температура, тем вкуснее чай.

  1. Для чего чайник прополаскивают кипятком, перед завариванием?


Ответы с примерами, какие компоненты еще можно положить в чай для улучшения вкуса.


Понимать и правильно использовать различные термины


Коммуникативные:

Адекватно используют речевые средства для аргументации своей позиции.



7

А теперь поговорим о чайных приборах

Перед вами несколько видов чайных приборов: что вы можете сказать о них?

  1. Толстостенный стакан. Какая опасность поджидает вас и меня, когда мы наливаем в него горячий чай? Какие меры нужно предпринять, чтобы не обжечься? Как надо поступить, наливая кипяток, чтобы толстостенный стакан не лопнул?


  1. В поездах пьют чай из стаканов, вставленных в метал­лические подстаканники. Влияет ли подстаканник на качество чая?


  1. Чтобы подстаканник быстрее охлаждал чай, из какого матери­ала нужно его изготовить?


У учащихся разные чайные приборы (толстостенный стакан, стакан вставленный в металлический подстаканник, металлическая кружка, чашка с ручкой). Каждый характеризует свой прибор, отвечая на вопросы.










Отвечают на вопрос применяя понятие теплопроводности

Логические умозаключения. Умение анализировать, сопоставлять предлагаемые решения с реальными жизненными условиями.


Познавательные: Анализируют условия и требования задачи. Выражают структуру задачи разными средствами, выбирать обобщенные решения.




  1. Железная кружка. Что вы можете сказать о ней?



  1. А для чего у чашек сделаны ручки?



  1. Пьем чай! Назовите способы, позволяющие остудить чай.



  1. До какой температуры остынет горячий чай, если оставить чашку с ним в комнате до утра?



  1. Что необходимо сделать, чтобы чай в чашке как можно дольше оставался горячим


У металла большая теплопроводность,

Чай остынет быстрее.









До температуры воздуха.

Определяют характер физического процесса








Применять полученные знания к решению конкретной задачи.

Регулятивные:

Применяют полученные знания для объяснения физических явлений

Коммуникативные: Описывают содержание совершаемых действий̆

и дают им оценку




  1. А сейчас проделайте следующий эксперимент. Положите в чашку ложку са­харного песка и налейте заварку; затем осторожно влейте кипяток. Не мешайте чай. Теперь попробуйте его. Почему чай не сладкий?

  2. А сейчас — вопрос о печенье. Печенье легко разломить, но не­возможно соединить куски. Почему?


Проделывают эксперимент, объясняют явления


Умение анализировать, сопоставлять, видеть знакомое в измененной ситуации.

Личностные:

Формировать умение слушать, формулировать и аргументировать свое мнение.




  1. Мы использовали термос. Почему в термосе чай долго остается горячим?


  1. Я налью себе в чистый стакан немного кипятка. Пронаблюдай­те, что произойдет. Почему?



  1. Чашка полная чая, всыпем несколько ложечек сахара, объем не увеличился. Почему?


Демонстрируют термос, отвечают на вопрос



Стакан запотел . Объясняют явление конденсации.





Наблюдают явление, объясняют на основе молекулярно-кинетической теории строения вещества
















Уметь описать фундаментальные опыты

Совершенствуют коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками


4

Физкульт минутка

Команды должны показать движение молекул в твердых, жидких и газообразных телах.

Команды поочередно выходят и пантомимой изображают агрегатные состояния вещества (по полученному ранее заданию)



Личностные: совершенствовать коммуникативную компетентность в процессе образовательной и творческой деятельности.

Подведение итогов урока

5

Предлагает перечислить физические явления, наблюдаемые при чаепитии (какая команда назовет больше)

Подсчитывает жетоны, какая команда набрала больше всех.

Перечисляют явления которые они наблюдали при чаепитии. Рассматривают вопросы техники безопасности при чаепитии.

Вступают в диалоговую форму ответа, участвуют в коллективном обсуждении

Регулятивные, личностные,

коммуникативные, познавательные

Рефлексия

3

Подводит итог урока

Дает домашнее задание: составить задачу на тепловые явления.

Заполняют лист рефлексии

Записывают домашнее задание в дневники.


Личностные

1.Вычислите, какое количество теплоты потребуется для того, чтобы вскипятить 3 литра воды, взятой при комнатной температуре.

(Удельная теплоемкость воды 4200Дж/кг.С)

2.Вычислить, какое количество дров потребуется для того, чтобы вскипятить 3 литра воды, взятой при комнатной температуре.

(Удельная теплоемкость воды 4200Дж/кг.С (Удельная теплота сгорания

дров 1.10 7Дж/кг).

3.Вычислить, какое количество теплоты потребуется для превращения 3 литров воды в пар при температуре кипения.

(Удельная теплота парообразования 2,3.10 6 Дж/кг).




1. Изобразить всей командой модель твердого тела.

(Все члены команды – молекулы).

2. Изобразить всей командой модель тела в жидком состоянии.

(Все члены команды – молекулы).

3. Изобразить всей командой модель тела в газообразном состоянии.

(Все члены команды – молекулы).







Лист рефлексии:

Подведите итог урока. Поставьте «+» в клетках, которые соответствуют вашим знаниям и умениям.


да

не знаю

не уверен, надо еще повторить

1

Можно ли сказать, что я повторил изученную тему?




2

Остались ли вопросы, которые следует повторить еще и дома?




3

Доволен ли я результатами повторения материала темы?




4

Как я оцениваю свою работу на уроке?




С каким настроением вы заканчиваете деятельность на уроке? Нарисуйте соответствующий смайлик.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Щегловская средняя общеобразовательная школа»













ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

к уроку физики 8 класса

тема «Тепловые явления»













Выполнила: учитель физики

Сушкина Людмила Ивановна









2019 г.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по теме "Тепловые явления. Физика за чашкой чая"

Автор: Сушкина Людмила Ивановна

Дата: 25.03.2019

Номер свидетельства: 504603

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "конспект итогового урока по теме "Тепловые явления" "
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekt-itoghovogho-uroka-po-tiemie-tieplovyie-iavlieniia"
    ["file_id"] => string(6) "224266"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438634572"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(37) "Физика за чашкой чая"
    ["seo_title"] => string(24) "fizika_za_chashkoi_chaia"
    ["file_id"] => string(6) "357692"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1478850551"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Конспект урока "Мы пригласили вас на чай" "
    ["seo_title"] => string(42) "konspiekt-uroka-my-prighlasili-vas-na-chai"
    ["file_id"] => string(6) "150836"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420561023"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "«Своя игра по физике для 8 класса» Тепловые явления. "
    ["seo_title"] => string(58) "svoia-ighra-po-fizikie-dlia-8-klassa-tieplovyie-iavlieniia"
    ["file_id"] => string(6) "121005"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413837673"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства