Организационный момент | 2 | Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку | | Включение учащихся в деловой ритм работы. |
Актуализация знаний | 3 | "Ребята! Я знаю, вы с удовольствием каждый день пьете чай, но уверена, что не многие задумывались над сопровождающими этот процесс физическими явлениями. Попробуем сделать это вместе, за одно повторим тему «Тепловые явления»". | Включение учащихся в деловой ритм работы | Развивать учебно-познавательный интерес к уроку | |
| | Далее зачитываю правила: на уроке нужно совмещать два дела: пить чай и отвечать на вопросы, задаваемые учителем; нельзя одновременно жевать и отвечать на вопросы каждый ученик должен стремиться набрать как можно больше баллов, которые даются за правильные ответы на вопросы и дополнения. За каждый верный ответ — 1 балл; за правильное дополнение тоже 1 балл; за оригинальный ответ — 2 балла; первоочередное право ответа на вопрос имеют те ученики, к которым обратился учитель; за подсказку, разговор и прочие нарушения хода урока вычитается 1 балл. | Слушают учителя, соглашаются с правилами | | Умение слушать учителя, осознавать важность изучения физики. |
Ход урока | 12 | Включаем электрический самовар А) Рассчитать какое количество теплоты необходимо для нагревания 3л воды от 20 до 100 градусов? Б) Какое количество теплоты необходимо, чтобы превратить воду в пар при температуре кипения? В) Какое количество дров необходимо, чтобы вскипятить 3 л воды? | Учащиеся разбиваются на три команды, от каждой команды по одному учащемуся выходят решать предложенные задачи (А.Б.В.) у доски. | Понимать и правильно применять законы тепловых явлений | Регулятивные: осознавать качество и уровень усвоения учебного материала |
| | Вопросы на тепловые явления: Перед вами электрический самовар. Почему, ставя его кипятить, закрывают крышкой? Проведу опыт: крышку горячего самовара охлажу, облив ее холодной водой. Затем на карандаши аккуратно положу крышку так, чтобы она не прикасалась к самовару. Через некоторое время предлагаю вам потрогать крышку. Что вы ощутите? Почему? Чем можно заменить карандаши, чтобы получить такой же эффект Какими будут мои ощущения, если я возьму крышку с горячего металлического самовара за пластмассовую ручку? Как вы их объясните? | Каждая команда обсуждает ответ на вопрос, отвечает тот ученик, к которому обратился учитель, если ответ неверный предоставляется слово другому ученику или выслушивается мнение нескольких. Поле чего приходят к правильному ответу. Объясняют явление теплопроводности у различных веществ. | Анализировать наблюдаемые явления, обобщать и делать выводы. | Коммуникативные: Позитивно относятся к процессу общения. Умеют задавать вопросы, строить понятные высказывания, обосновывать и доказывать свою точку зрения. |
| | Вода в самоваре уже закипела, из носика вырвалась наружу струя пара... Но ведь пар считается невидимым! Что же мы видим в действительности? | Объясняют явление парообразования | Уметь определять характер физического процесс | Познавательные: Анализируют наблюдаемые явления, обобщают и делают выводы. |
| | Какую температуру имеет кипящая вода в чайнике? Всегда ли кипит вода при 100°С | | Знать представление о молекулярном строении вещества, явление диффузии, связь между температурой̆ тела и скоростью движения молекул, о силах взаимодействия между молекулами. Уметь наблюдать и описывать физические явления | Коммуникативные: Иметь навыки конструктивного общения, взаимопонимания. Осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь |
| | Каким простым способом можно повысить температуру кипения воды в чайнике? В каких кухонных приборах применяется этот способ — увеличение давления над кипящей жидкостью? Для каких целей? | Приводят примеры, в каких случаях температуру кипения воды увеличивают, а когда она уменьшается. |
| 5 | Вода закипела. Пора заваривать чай А что такое кипение? Почему при кипении появляется шум? Обратите внимание на заварочный чайник. В его крышке сделана небольшая дырочка. Зачем?
В каком чайнике лучше заваривать чай? (Демонстрация разных чайников фарфоровый, стеклянный, железный) | Один дежурный от каждой команды расставляет чайные приборы, остальные учащиеся наблюдают за процессом заваривания чая, и отвечают на вопросы. Вспоминают явления диффузии, взаимодействия между молекулами. | Уметь наблюдать и описывать физические явления | Личностные: Формировать умение слушать, формулировать и аргументировать свое мнение |
| 4 | Вкус чая зависит от того, как заварен. Вкусовые вещества, входящие в состав чайного листа, должны перейти в воду. Чем выше температура, тем вкуснее чай. Для чего чайник прополаскивают кипятком, перед завариванием? | Ответы с примерами, какие компоненты еще можно положить в чай для улучшения вкуса. | Понимать и правильно использовать различные термины | Коммуникативные: Адекватно используют речевые средства для аргументации своей позиции. |
| 7 | А теперь поговорим о чайных приборах Перед вами несколько видов чайных приборов: что вы можете сказать о них? Толстостенный стакан. Какая опасность поджидает вас и меня, когда мы наливаем в него горячий чай? Какие меры нужно предпринять, чтобы не обжечься? Как надо поступить, наливая кипяток, чтобы толстостенный стакан не лопнул? В поездах пьют чай из стаканов, вставленных в металлические подстаканники. Влияет ли подстаканник на качество чая? Чтобы подстаканник быстрее охлаждал чай, из какого материала нужно его изготовить? | У учащихся разные чайные приборы (толстостенный стакан, стакан вставленный в металлический подстаканник, металлическая кружка, чашка с ручкой). Каждый характеризует свой прибор, отвечая на вопросы.
Отвечают на вопрос применяя понятие теплопроводности | Логические умозаключения. Умение анализировать, сопоставлять предлагаемые решения с реальными жизненными условиями. | Познавательные: Анализируют условия и требования задачи. Выражают структуру задачи разными средствами, выбирать обобщенные решения. |
| | Железная кружка. Что вы можете сказать о ней?
А для чего у чашек сделаны ручки?
Пьем чай! Назовите способы, позволяющие остудить чай.
До какой температуры остынет горячий чай, если оставить чашку с ним в комнате до утра?
Что необходимо сделать, чтобы чай в чашке как можно дольше оставался горячим | У металла большая теплопроводность, Чай остынет быстрее.
До температуры воздуха. | Определяют характер физического процесса
Применять полученные знания к решению конкретной задачи. | Регулятивные: Применяют полученные знания для объяснения физических явлений Коммуникативные: Описывают содержание совершаемых действий̆ и дают им оценку |
| | А сейчас проделайте следующий эксперимент. Положите в чашку ложку сахарного песка и налейте заварку; затем осторожно влейте кипяток. Не мешайте чай. Теперь попробуйте его. Почему чай не сладкий? А сейчас — вопрос о печенье. Печенье легко разломить, но невозможно соединить куски. Почему? | Проделывают эксперимент, объясняют явления | Умение анализировать, сопоставлять, видеть знакомое в измененной ситуации. | Личностные: Формировать умение слушать, формулировать и аргументировать свое мнение. |
| | Мы использовали термос. Почему в термосе чай долго остается горячим? Я налью себе в чистый стакан немного кипятка. Пронаблюдайте, что произойдет. Почему?
Чашка полная чая, всыпем несколько ложечек сахара, объем не увеличился. Почему? | Демонстрируют термос, отвечают на вопрос Стакан запотел . Объясняют явление конденсации.
Наблюдают явление, объясняют на основе молекулярно-кинетической теории строения вещества |
Уметь описать фундаментальные опыты | Совершенствуют коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками |
| 4 | Физкульт минутка Команды должны показать движение молекул в твердых, жидких и газообразных телах. | Команды поочередно выходят и пантомимой изображают агрегатные состояния вещества (по полученному ранее заданию) | | Личностные: совершенствовать коммуникативную компетентность в процессе образовательной и творческой деятельности. |
Подведение итогов урока | 5 | Предлагает перечислить физические явления, наблюдаемые при чаепитии (какая команда назовет больше) Подсчитывает жетоны, какая команда набрала больше всех. | Перечисляют явления которые они наблюдали при чаепитии. Рассматривают вопросы техники безопасности при чаепитии. | Вступают в диалоговую форму ответа, участвуют в коллективном обсуждении | Регулятивные, личностные, коммуникативные, познавательные |
Рефлексия | 3 | Подводит итог урока Дает домашнее задание: составить задачу на тепловые явления. | Заполняют лист рефлексии Записывают домашнее задание в дневники. | | Личностные |