Цель: проверить и закрепить знания уч-ся по теме «тепловые явления», научить применять их на практике, находить «необычное в обычном», познакомить с историей появления чая в России; развивать память, речь, логическое мышление; воспитывать аккуратность, самостоятельность.
Оборудование: чашки для чая, сахар, чайник электрический, ложка алюминиевая и железная, заварка, печенье, репродукция картины В. Перова «Чаепитие в Мытищах».
Ход урока:
1. Орг. начало
- Ребята! Сегодня я приглашаю вас на урок «Физика за чашкой чая». Я думаю, вы с удовольствием пьёте дома чай, но уверена, что не многие задумывались над сопровождающими этот процесс физическими явлениями. Попробуем сделать это вместе.
Зачитываю правила:
1. Группа учеников, сидящих за одним столом, называется командой.
2. Каждый ученик должен стремиться набрать как можно больше балов, которые даются за правильные ответы и пояснения.
3. За каждый верный ответ – 1 балл, за правильное дополнение – 1 балл, за оригинальный ответ – 2 балла.
4. За подсказку, разговор и прочие нарушения хода урока вычитается 1 балл.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Физика за чашкой чая»
Открытый урок по физике
8 класс
«Физика за чашкой чая»
Цель: проверить и закрепить знания уч-ся по теме «тепловые явления», научить применять их на практике, находить «необычное в обычном», познакомить с историей появления чая в России; развивать память, речь, логическое мышление; воспитывать аккуратность, самостоятельность.
Оборудование: чашки для чая, сахар, чайник электрический, ложка алюминиевая и железная, заварка, печенье, репродукция картины В. Перова «Чаепитие в Мытищах».
Ход урока:
1. Орг. начало
- Ребята! Сегодня я приглашаю вас на урок «Физика за чашкой чая». Я думаю, вы с удовольствием пьёте дома чай, но уверена, что не многие задумывались над сопровождающими этот процесс физическими явлениями. Попробуем сделать это вместе.
Зачитываю правила:
1. Группа учеников, сидящих за одним столом, называется командой.
2. Каждый ученик должен стремиться набрать как можно больше балов, которые даются за правильные ответы и пояснения.
3. За каждый верный ответ – 1 балл, за правильное дополнение – 1 балл, за оригинальный ответ – 2 балла.
4. За подсказку, разговор и прочие нарушения хода урока вычитается 1 балл.
2. Работа по теме урока.
- Среди разнообразных напитков, изготовляемых людьми, самый известный и распространённый – чай. Его пьют всюду. Чай обладает целебными св-вами, помогает излечиться от многих болезней. Посмотрите на доску, вы видите высказывания учёных, поэтов , путешественников о целебных св-вах чая.
«Под шумок самовара ведётся согревающий и сердце и душу разговор» Н.В. Гоголь
«Чай – мой любимый напиток. Других не признаю!» Долгожитель, 120 лет Ш. Муслимов
«Чай придаёт человеку решимость, увеличивает способность перерабатывать впечатления, располагает к сосредоточенному мышлению» нем. уч. Молошотт
-Многие художники обращались к теме чаепития. На доске картина Перова «Чаепитие в Мытищах».
- Чай – это прекрасный, полезный напиток, который утоляет жажду, снимает усталость, придаёт бодрость, поднимает настроение. Для многих народов он необходим также, как хлеб.
Чай горячий, ароматный
И на вкус весьма приятный
Он недуги исцеляет
И усталость прогоняет,
Силы новые даёт и
Друзей за стол зовёт.
С благодарностью весь мир
Славит чудо – эликсир!
Одна из старинных китайских легенд так рассказывает о происхождении чая: «Давным-давно пастухи заметили, что стоит пощипать их овцам листьев вечнозелёного растения, растущего в горах, как они начинают резвиться и легко взбираются на кручи. Пастухи решили испробовать чудодейственную силу листьев на себе. Они посушили их, заварили в кипятке, как делали с другими лекарственными травами, и стали пить ароматный настой, ощущая мгновенный прилив свежих сил».
Действительно, впервые чай тали пить в Китае, где он известен с древнейших времён. В одной древней китайской книге даётся такое описание чая: «Чай усиливает дух, смягчает сердце, удаляет усталость, освежает тело».
А теперь вопросы:
Перед вами электрический чайник. Как вы думаете, почему ставя его кипятить, чайник закрывают крышкой? (Закрытый чайник закипит быстрее, часть молекул воды, имеющих большую кинетическую энергию, будет беспрепятственно улетать в пространство над чайником).
Какими будут мои ощущения, если я возьму крышку с горячего металлического чайника за пластмассовую ручку? Как вы их объясните? (Пластмасса имеет малую теплопроводность)
Вода в чайнике уже закипела, из носика вырвалась наружу струя пара… Но ведь пар невидим? Что мы видим в действительности? (Пар невидим, вырываясь из носика чайника, он в прохладном воздухе конденсируется, образуя мельчайшие капельки воды – их мы и видим)
Разливая чай, я случайно капнула на руку кипятком. Ощущение было такое, как если бы мне укололи руку иголкой. Почему? (молекулы кипящей воды имеют большую скорость движения, поэтому мгновенно пробивают верхнюю часть кожи и проникают в ткани мышц, вызывая ощущение боли).
Какую температуру имеет кипящая вода в чайнике? (100˚C)
Всегда ли кипит вода при температуре 100˚C? (Всё зависит от давления над поверхностью воды: чем меньше давление, тем температура кипения меньше. В горах вода кипит при 90˚C, а в котельных – при 200˚C)
Каким простым способом можно повысить температуру кипения воды в чайнике? (Увеличить давление над поверхностью воды. Для этого надо плотно закрыть чайник крышкой, сверху положить груз, в носик вставить пробку.)
В каких кухонных приборах применяется этот способ – увеличение давления над кипящей жидкостью? Для каких целей? (В скороварках. Увеличение давления вызывает повышение температуры кипения. Жидкость прогревается до температуры выше 100˚C. При этом пища проваривается быстрее и лучше)
Обратите внимание на заварочный чайник. В его крышке сделана небольшая дырочка. Зачем? (В чайник наливают горячую воду; она испаряется. Если в крышке чайника нет дырочки, то между крышкой и слоем воды скапливается пар и образуется повышенное давление, под влиянием которого вода будет выливаться из носика).
- Чай появился в Москве в конце 17 века. Он был очень дорогим из-за трудной доставки, высоких пошлин и алчности купцов, продававших его дороже, чем закупали. Для крестьян чай был недоступен, поэтому и возникло выражение «чайком побаловаться», потому что пили его в особых случаях.
Даже существовали частушки о чае:
Раз прислал мне барин чаю
И велел его сварить,
А я отроду не знаю,
Как проклятый чай варить!
Взял тогда налил водички,
Всыпал чай я весь в горшок
И приправил перцу, луку
Да петрушки корешок.
Розлил варево по плошкам,
Хорошенько размешал,
Остудил его немножко
На господский стол подал.
Гости с барином плевались,
Сам он ажно озверел
И, отправив на конюшню,
Меня выпороть велел.
Долго думал, удивлялся,
Чем же мог не угодить?
А потом-то догадался,
Что забыл я посолить!
Я прошу налить мне горячий чай в стакан, но предупреждаю, что он толстостенный. Какая опасность поджидает вас и меня? (Стакан может лопнуть. Внутренние стенки, соприкасаясь с горячим чаем, сразу же расширятся, в то время как внешние ещё не успеют нагреться и сохраняют свои размеры; от этого стекло деформируется и происходит его разрушение).
Как надо поступить, наливая кипяток, чтобы толстостенный стакан не лопнул? (Необходимо в стакан опустить металлическую ложку, она примет часть тепла, температура воды станет меньше; деформация не окажется очень сильной).
А для чего у чашек сделаны ручки? (Ручка позволяет брать горячую чашку, не обжигая при этом пальцы. Она менее горяча, чем чашка, так как соприкасается с ней всего 2 точками, т.е. слабо связана с источником тепла).
Некоторые мужчины пьют чай из стаканов, вставленных в металлические подстаканники. Влияет ли подстаканник на качество чая? (Металлические подстаканники охлаждают чай, так как сами быстро нагреваются: ведь металл имеет малую удельную теплоёмкость и большую теплопроводность).
Чтобы подстаканник быстрее охлаждал чай, из какого материала его нужно изготовить? (теплопроводность больше, а удельная теплоёмкость меньше, например из серебра или золота).
Вы, наверное, наблюдали, как старые люди в деревнях пьют чай: наливают его в блюдце и дуют, держа блюдце на кончиках пальцев. Объясните, почему они так делают. (Испарение и малое соприкосновение с поверхностью)
А сейчас проделаем следующее. Положите в чашку ложку сахарного песка и налейте заварку; затем осторожно налейте кипяток. Не мешайте чай. Теперь попробуйте его. Почему чай не сладкий? (Чтобы чай стал сладким, нужно время, в течение которого молекулы жидкости и сахара сами собой перемешаются, т.е. произойдёт диффузия. В данном случае это не успело совершиться, и мы процессу не помогли помешиванием ложечки. Поэтому в верхней части чашки чай совсем не сладкий).
Я хочу открыть секрет
И полезный дать совет:
Если хворь с кем приключиться,
Чаем можете лечиться,
Чай всех снадобей полезней
Помогает от болезней.
Чай в жару нас освежает,
А в морозы согревает.
И сонливость переборет
И с усталостью поспорит,
Сокрушит любой недуг,
Чай здоровью – лучший друг!
Учёные установили, что в чае содержатся полезные биологически активные вещества: кофеин, танин, минеральные соли, витамины, эфирные масла. Они укрепляют сосуды мозга, улучшают работу сердца, обмен веществ, повышают умственную и физическую работоспособность человека. С чаем легко усваиваются белки, жиры, углеводы. Даже обильное питание не вызывает ожирение, если оно сопровождается чаепитием, и, наоборот, скудная еда, но с чаем, поддерживает силы человека. Чай усиливает сопротивляемость простуде, инфекционным болезням, воспалительным процессам, чай особенно хорошо утоляет жажду и восстанавливает силы (с лимоном). При различных заболеваниях настой чая улучшает состояние.
Китайские и японские учёные установили, что люди, пьющие чай регулярно, реже других заболевают раком желудка.
А теперь… Кто хочет стать экспертом с завязанными глазами? (Выразившему желание одеваю на глаза повязку) При помощи пальца определить, из какого материала изготовлены ложки, одинаковые по массе, которые я одновременно опускаю в стакан с кипятком. (та ложка, которая сделана из материала с большей теплопроводностью – алюминиевая, 2 ложка – железная).
Я делаю из ложки лодочку и даю ей возможность плавать на поверхности чая. Капаю несколько капель на ложечку – она сразу же тонет. Почему? (Увеличилась сила тяжести ложечки, а объём её остаётся прежним; также прежней остаётся и выталкивающая сила. Её теперь недостаточно, чтобы удержать более тяжёлую ложку на поверхности).
Я налью себе кипяток в чистый стакан. Пронаблюдайте, что произойдёт. Почему? (Стенки стакана запотели; кипящая вода испарилась, а пар её, соприкоснувшись с холодными стенками стакана, конденсировался на них, образуя туман).
До какой температуры остынет горячий чай, если оставить чашку с ним в комнате до утра? (До температуры воздуха в помещении).
Что необходимо сделать, чтобы чай в чашке, как можно дольше оставался горячим? (Уменьшить теплопроводность и теплообмен. Для этого можно поставить чашку на подставку, которая плохо проводит тепло, например деревянную. Желательно поместить её в другую чашку, большую, сделав подобие калориметра. Можно завернуть её в «шубу». Сверху чашку лучше накрыть, например пластинкой из пенопласта).
А сейчас вопрос о печенье. Печенье легко разломить, но невозможно соединить кусочки. Почему? (Когда печенье ломаем, то нарушаем молекулярные связи. При соединении не удаётся сблизить кусочки на нужное расстояние, чтобы начали проявляться силы молекулярного притяжения).