МОУ «Новоберёзовская основная общеобразовательная школа»
Основы религиозных культур и светской этики
Урок подготовила: О.Н.Мелехова
2011г.
Цель: Формирование нравственных качеств обучающихся (умение дружить, беречь дружбу)
Задачи:
Формировать у обучающихся представление о дружбе;
Содействовать осознанию школьниками важности друзей в жизни человека;
Развивать умение аргументировать свою точку зрения;
Способствовать воспитанию уважения школьников друг к другу.
Основные термины и понятия: дружба, друг, взаимопомощь, бескорыстность, избирательность.
Виды деятельности: беседа, мозговой штурм, работа со словарём, работа с притчей, работа по группам, самостоятельная работа, обсуждение анкеты.
Необходимые материалы: толковый словарь, ладошки из бумаги, ручка, тетрадь, плакат с изображением земного шара, индивидуальные карточки.
Ход занятия.
Если друг оказался вдруг
И не друг, и не враг, а так…
Если сразу не разберёшь –
Плох он или хорош,
Парня в горы тяни – рискни,
Не бросай одного его,
Только в связке одной с тобой
Сам поймёшь, кто такой.
В. Высоцкий
1. Введение в тему.
( выступает учитель под песню «Настоящий друг»)
- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим о дружбе. По - разному понимается слово дружба. Кто – то говорит, что дружба – это схожесть интересов, внутренняя потребность быть рядом. Другие говорят, что дружба – это внешняя схожесть людей, схожесть их характеров. Недаром говорится:
« Скажи мне, кто твой друг и я скажу, кто ты». А как вы понимаете, что такое дружба?
Часто бывает так, что мы делим людей на «своих» и «чужих». «Свои», по мнению многих людей, - это те, которые нам нравятся и с которыми надо дружить. А «чужие» – это те, которых нужно опасаться и держать на расстоянии. Часто это деление происходит по национальным признакам, но не стоит забывать, что мы похожи, и у нас есть очень много общего.
Друзья должны понимать друг друга.
- Что такое взаимопонимание?
Учитель:
- Ребята, а вы помните любимую фразу Кота Леопольда?
(Ребята, давайте жить дружно!)
А теперь для поднятия настроения споём песню друзей ( мультфильм «Бременские музыканты)
В тетрадь записываем и тему урока.
2. Мозговой штурм « «Дружба – это…»
А) Чтение стихотворения Измайлова «Монолог о дружбе» (1часть)
(читают заранее подготовленный ученик)
Что такое дружба? Каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно.
Слово «Дружба» что обозначает?
Может быть, в поход в кино?
Может быть, хороший пас в футболе,
Может быть, подсказку у доски,
Может быть, защиту в драке школьной
Или просто средство от тоски?
Ну, а может быть, молчанье в классе,
Если друг плохое совершит?
Скажем, Коля стены разукрасил,
Костя всё видел , и молчит.
Разве это дружба, если кто – то
Дроби дома не хотел решать:
Заниматься не было охота,
А дружок даёт ему списать.
Разве это дружба, если двое
Вздумали уроки прогулять,
А спросила мама: «Вы не в школе?» -
Оба дружно начинают врать.
Ну, а может, дружба – это если
Друг приятно говорит всегда,
Речь свою, пересыпая лестью,
И не скажет резко ни когда?
Что такое дружба, каждый знает?
Может быть , и спрашивать смешно.
Ну а всё же, что обозначает
Это слово? Значит что оно?
Б) Так что же такое дружба? Ответ начните со слов «Дружба – это…» (ответы детей)
Мы услышали много мнений о значении слова «Дружба», а теперь давайте обратимся к словарю С.И.Ожегова.
3. Работа со словарём
- Найди в словаре значение слова «Дружба»
Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
- Подбери однокоренные слова к этому слову (Друг, дружить, подруга, друзья)
4. Работа с притчей.
- Продолжи притчу. Как должен поступить Саша?
Сашу пригласил его любимый друг Иван на день рождения. Саша очень обрадовался, но тут же огорчился: где взять подарок? Ведь это его лучший друг, значит, и подарок должен быть самый лучший, самый дорогой. А мама утром говорила, что денег до зарплаты осталось совсем немного. Что же делать? Может быть, совсем не пойти, раз нет подарка?
5. Работа по группам.
- Продолжи пословицу:
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Человек без друзей, что дерево без корней.
Друг познаётся в беде.
Сам погибай, а товарища выручай.
Старый друг лучше новых двух.
Нет друга – ищи, а нашёл – береги.
Дружба и братство – дороже богатства.
- Викторина «Кто с кем дружит?»
1. Зелёный крокодил Гена и … (Чебурашка)
2. Доверчивый Буратино и … (Мальвина)
3. Смешной мишка Винни-Пух и … (Пятачок)
4. Мальчик по имени Малыш и … (Карлсон)
6. Физкультминутка
Встали дети на минутку,
Что сейчас? Физкультминутка.
Посмотрели на оконце,
Потянули руки к солнцу,
Посмотрели друг на друга.
И пожали руки туго.
Чуть присели,
Наклонились, прямо встали,
Закружились каруселью…
Стоп! Улыбка! Потянулись
И ко мне все повернулись,
Поглядели на углы,
Тихо сели за столы.
7. Работа с текстом.
В тексте учебника найти значение слов: дружба, избирательность, бескорыстность. Значение этих слов записать в тетрадь.
8. Уроки дружбы. ( можно каждому указать на индивидуальных карточках)
Согласны ли дети с такими уроками дружбы? Обсуждение.
9. Обсуждение результатов анкеты. (Анкета даётся заранее домой)
Анкета.
Как ты думаешь, друзей может быть много или друг должен быть один?
Какими качествами должен обладать твой друг, чтобы ты мог сказать о нём только самые хорошие слова?
Считаешь ли ты себя хорошим другом?
Нужно ли учиться прощать в дружбе?
По твоему мнению, настоящую дружбу можно проверить только трудностями или радостями она тоже проверяется?
Может ли зависть убить дружбу?
Нужно ли прощать другу предательство?
Как можно вернуть дружбу, если ты незаслуженно обидел своего друга?
Рефлексия. Творческая работа «Хоровод дружбы». (Учащиеся вырезают обведенную на цветной бумаге руку и прикрепляют к изображению земного шара. Земной шар изображён на доске ( можно на плакате). В это время звучит песня «Улыбка»). Дети подпевают.
11. Подведение итогов занятия
– Сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы. Существует много законов дружбы. Вот некоторые из них.
1. Один за всех и все за одного.
2. Уважайте друг друга и помогайте друг другу.
3. Радуйтесь вместе с друзьями.
4. Не обижайте друзей и всех, кто вас окружает.
5. Не оставляйте друзей в беде, не подводите их, не предавайте, не обманывайте, не нарушайте своих обещаний.
6. Берегите друзей, ведь друга потерять легко. Старый друг лучше новых двух.
– Если вы будете выполнять эти правила, то станете настоящими друзьями.
12. Домашнее задание.
Составить рассказ о своём друге и обсудить его с родителями.
План:
- Как я понимаю слово дружба;
- кто мой друг;
- почему я дружу с этим человеком;
- Что даёт мне дружба.
Учитель:
- Молодцы! Вы отлично поработали и отдохнули. Я желаю вам мира, дружбы, взаимопонимания. Ребята, давайте жить дружно!