Работа над музыкальным произведением по классу аккордеона
Работа над музыкальным произведением по классу аккордеона
Работа над музыкальным произведением представляет собой единый целостный процесс,но в нём можно выделить ряд ступеней. Начиная учить произведение, учащийся должен познакомится с ним в целом, т.к. ученик получает представление о музыке.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Работа над музыкальным произведением по классу аккордеона»
РАБОТА НАД МУЗЫКАЛЬНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ.
Работа над музыкальным произведением представляет собой единый целостный процесс, но в нем м Работа над музыкальным произведением представляет собой единый целостный процесс, но в нём можно выделить ряд ступеней. Условно работу над произведением можно разделить на три этапа, но они тесно связаны и часто взаимопроникают.
Начиная учить произведение, учащийся должен познакомиться с ним в целом, и это новое ознакомление с новым произведением необходимо, так как ученик получает здесь представление о музыке, которую иной раз совсем ещё не знает, то есть педагог должен проиграть произведения в целом.
Педагог ошибается, если не придет значение этому ознакомлению и задаёт учить по кусочкам сразу. Это неправильный метод. Известно, что в процессе труда человек ставит перед собой определённую цель, без этого работа его будет несознательной, механической, а поэтому малопродуктивной.
Ознакомившись с произведением, ученик начинает разбирать его, то есть приступает к тщательному изучению текста.
Одним из важнейших компонентов этой работы является расстановка аппликатуры. Известно, что удачно подобранная аппликатура, позволяет нередко сэкономить много времени и найти более короткий путь к овладению технической трудностью. На первых порах эту работу должен выполнять педагог и только когда ученик приобретает некоторые навыки в этом вопросе, следует давать ему самостоятельные задания по расстановке пальцев. Вообще, вопрос о развитии самостоятельности учащихся является вопросом первостепенной важности. Часто ещё встречаются ДМП, которые только заучивают материал и не умеют вдумываться в него. Разбирая пьесу они не обращают внимание на выразительные особенности её не считают нужным продумать удобную аппликатуру, не умеют выделять и преодолевать технические трудности, работать над звуком и фразой, так как не приучены слушать себя. Ошибки и недооценки развития, учащихся возможны в практике даже опытных педагогов.
Поэтому следует помнить всем: «Без систематического выполнения домашних задний и вдумчивой самостоятельной работы над изученным материалом трудно рассчитывать на успешное продвижение учащихся ».
Вернёмся к вопросу об аппликатуре. Часто редакторы выставляют в нотах аппликатуру, но она часто представляет собой не лучший из возможных вариантов. Кроме того, хотя известно, что аппликатура индивидуальна, почти никогда не встретишь указаний на возможность варьировать её, в зависимости от руки баяниста. Поэтому неправильно и педантично требовать выполнение этой аппликатуры, тем более, что встречается безграмотная, нелепая аппликатура. Педагог должен, давая пьесу ученику, проверить и исправить аппликатурные знаки, а также оградить ученика от ошибки – подбора аппликатуры в медленном темпе, так как удобная в медленном движении , она может оказаться невыполнимой в быстром.
Расставляя аппликатуру, не следует забывать и о штрихах. Штрих стаккато, например, даёт известную свободу в выборе аппликатуры, допуская выполнение двух звуков одним и тем же пальцем, тогда как штрих легато, имея целью, связное исполнение звуков, требуют выполнять фразу сначала до конца различными пальцами. Проблема аппликатуры одна из наиболее сложных в педагогике. Взгляды в этой области постоянно меняются.
Баян – инструмент молодой, развивающийся, поэтому изменения взглядов в отношении аппликатуры неизбежны и возможны в дальнейшем. Внимательное отношение к тексту при работе должно переходить во вдумчивое изучение и выполнение всех авторских указаний. Для учащихся эти указания должны быть направляющими вехами, ведущими к пониманию изучаемого произведения и надлежащему его исполнению. Разбирать произведение лучше по небольшим, относительно законченным построениям, дольше останавливаясь на заключающих какие – либо трудности, особенно ритмические.
Очень полезно поработать над партией правой руки отдельно, а так же над партией левой руки , если она содержит тематический материал или какие- либо другие трудности, а затем соединить их в одно целое. Уже при разборе ученик должен вслушиваться и понимать музыку. Ученик не должен сначала выучивать текст в узком, формальном смысле, стремясь играть его достаточно скоро, а затем «вкладывать» в эту пьесу музыкальное содержание и «отделывать» её. Такая работа в корне не верна и порочна. Очень важно научить ученика понимать фразировку, иначе его игра будет бессмысленной, нечленораздельной. Ещё при разборе следует понимать каждую фразу в развитие, видеть начало каждой фразы, ощущать её вершину и окончание, чувствовать цензуру между фразами. Осмысленность фразировки всегда связана с правильным ощущением дыхания. Мех меняется в момент дыхания. Дыхание выполняется снятием от себя и взятием начала новой фразы сверху.
О дыхании Гольденвейзер говорит: «Всякая музыка была расчленена дыханием. Живое дыхание, которое является нервом всякого выразительного исполнения, должно быть неотъемлемым свойством…исполнения».
К начальному периоду работы относится и разучивание произведения на память. Большинство произведений выучивать наизусть необходимо ещё в начале работы над ним, так как в этом случае внимание ученика не отвлекает нотный текст, оно концентрируется на исполнение. Необходимо предостеречь от запоминания неточно разобранного текста. Чем труднее для учащегося задача – правильно разобрать произведение, тем осторожнее надо быть с выучиванием его наизусть.
Механическое заучивание путём многократного механического проигрывания произведения основано на моторной памяти, которая легко может изменить при волнении, и может привести к заигрыванию.
Учить произведение на память по отдельным эпизодам, частям, в медленном темпе, переходя затем к соединению этих частей в более крупные и далее – также к медленному и сознательному исполнению наизусть всего произведения. Над текстом надо работать систематически, даже после того, что ранее ускользнуло от его внимания.
Второй этап составляет преодоление технических трудностей, работа над отдельными частями, различными деталями.
Нельзя заранее предугадать, над, чем придётся работать ученику – всё зависит от конкретного изучаемого произведения. Часто в первую очередь следует позаботиться о плавности и напевности звучания. Много внимания следует уделять работе над фразировкой, артикуляцией, а такие над ритмической точностью и выразительностью. Невозможно перечислить все встречавшиеся при работе задачи. Важно чтобы, добиваясь тех или иных качеств исполнения, работая над ньюансами, ученик подчинял эту работу логике и музыкальному содержанию пьесы. Следует предупредить ученика, что стремление сделать музыку более выразительной, приводит к динамическим излишествам, внешнему раскрашиванию музыки. К ньюансу нельзя относиться как к украшению. Также как в устной речи, он является необходимостью, вытекающей из смысла передаваемого. Если утрировать ньюансы, то звучание баяна будет навязчивым, надоедливым.
Педагог должен научить ученика разбираться в то, что он играет, научить вдумчиво работать. Никогда нельзя превращать работу в механическую «долбежку» , в бессмысленное повторения пьесы, или каких – либо её кусков. Каждое повторение должно быть осмысленным должно вносить в исполнение что– то новое. Вдумчивость и осознанность могут быть при условии вслушивания в музыку. Слышит каждый ученик, а вслушивается тот, с кем над этим постоянно работали.
Работая над техническими трудностями, ученик должен разделить трудные эпизоды на более мелкие построения, добираясь до «зерна» трудности. Иногда стоит, как следует, расшифровать трудность, понять её суть, и она почти сразу перестаёт быть трудностью. Ученик часто видит трудности не там, где они находятся в действительности. Важно освободить ученика от этих мнимых трудностей.
Хорошо, если ученик сможет прослушать исполняемую им пьесу в записи или в исполнении педагога. Вслушиваясь в собственное исполнение, сравнивая его с желаемым, ученик сможет почувствовать и осознать различие между целью и тем, что пока им достигнуто. В этом заложена большая движущая сила в работе.
Безусловно, развитие самостоятельного мышления обязательно, но ведущая роль в этой области принадлежит педагогу.
Следует иметь в виду, что нельзя загромождать сознание учащегося чрезмерным количеством разных требований, практически выполняемых лишь последовательно от урока к уроку, иначе ученик запутывается во всех выслушанных им замечаниях не будет знать, за что в первую очередь браться.
Третий этап работы составляет проникновение в содержание музыки, составление исполнительского плана и окончательная динамическая отделка пьесы. Для того, чтобы ученик смог почувствовать общую линию развития произведения, педагог должен помочь ему понять взаимосвязь частей пьесы, воспитывать правильное восприятие музыки, то есть в её развитии. Музыка также целенаправленна, как мелодия в какой – либо фразе. Осознанию учеником этой целеустремленности способствует выявление имеющихся в произведении «вершин» - его кульминаций. Обычно в пьесе бывает несколько кульминаций, различных по своему значению. Рельефно должна быть показана главная кульминация, подчиняющая себе все частные. Она является вершиной развития всей пьесы. Если слишком ярко показывать частные кульминации, то главная растворится среди них, но не будет главной точки - опоры
Кульминация обычно совпадает с самыми высокими звуками в каждой части. Это может помочь определению кульминационных построений, если указания в нотах отсутствуют, помочь определить логический центр пьесы. Надо научить ученика разбираться в форме этюда или пьесы, исполняемых им, чувствовать относительную законченность и взаимосвязь основных частей. К 3му этапу работы относится также и установление точного темпа. В пьесах, идущих в спокойном темпе , этот вопрос решается раньше , а в быстрых, технически трудных, откладывается до почти окончательного освоения. Работа над пьесой в темпе тесно связана с установлением смен движения меха, фактурой изложения и динамикой. Места смен меха должны быть установлены сначала и до конца пьесы, и должны оставаться ( по большей частью ) неизменными.
Если ученик станет менять мех там, где ему вздумается, то в его исполнении могут быть рывки, грубости другого рода, а также не может быть и речи о гарантии цельности каждой фразы в отдельности. Но установление точного меха возможно лишь тогда, когда ученик сможет исполнить пьесу в темпе, близком к требуемому, с обязательным выполнением знаков динамики. Темп исполнения конкретной пьесы не может быть абсолютно одинаковым для всех, отклонения от него возможны. Однако понятие среднего темпа обычно остаётся более или менее устойчивым. Темп должен быть таким, в каком ученик будет чувствовать себя свободно.
Работа над пьесой иногда бывает весьма длительной, что может привести за собой утрату учеником интереса к изучаемой пьесе. Учитывая это, педагог должен освежать представления ученика о пьесе, раскрывая те или иные выразительные особенности, поддерживая в нём интерес к работе.
Иногда полезно отложить уже готовую пьесу на некоторое время, а затем вновь вернуться к ней. Такое возвращение способствует восстановлению свежести её восприятия, облегчает достижение технической свободы и яркости исполнения.