Развитие навыков работы над полифонией в классе аккордеона
Развитие навыков работы над полифонией в классе аккордеона
Методическая разработка по теме:Развитие навыков работы над полифонией по классу АККОРДЕОН»
Важную роль в организации занятий играет планирование урока. Главное условие в отношении его структуры -не допускать однообразия,которое ведёт к утомлению. Каждого учащегося отличают индивидуальные особенности: различная степень одарённости, восприимчивость, музыкальная память, чувство ритма и другое. Педагог должен знать как сильные так и слабые стороны учащегося, возможности его слуховых представлений, музыкальной памяти, эмоциональной отзывчивости.
Работа над полифонией является очень важной областью исполнительского искусства на аккордеоне. Умение слышать полифоническую ткань, исполнять полифоническую музыку учащийся развивает и углубляет на всём протяжении обучения.
Ученик должен начинать знакомство с полифонией с первых лет занятий, так как в старших классах он приобретает определённые навыки работы. Исполняя полифоническую музыку учащийся должен слышать наличие нескольких одновременно звучащих и развивающихся мелодических линий, вести каждый голос в отдельности и всю совокупность голосов в их взаимосвязи. Забота о точности голосоведения заставляет с особым вниманием относиться к аппликатуре. Её специфичность в полифоническом произведении- частые подмены для выдерживания голосов, перекладывания.
Поначалу это иногда трудно, но при совместном обсуждении сыграть оптимальный вариант и за тем использовать его в дальнейшей работе.
Далее: необходимо чувствовать и понимать выразительность каждого голоса и при их совместном звучании. Ученику должно быть известно, что в разных голосах в соответствии с их выразительным смыслом и мелодическим рисунком -фразировка и характер звучания, штрихи чаще всего бывают различными. Это требует не только внимательного вслушивания, но и специальной работы. Ещё надо уметь играть на память каждый голос, что поможет его правильному слуховому восприятию и исполнению. Общее звучание поставит перед учеником задачу и тембрового выявления звуковой линии.
В двухголосном сочинении надо серьёзно работать над каждым голосом: уметь вести его, ощущая направленность развития, хорошо интонировать и, разумеется, применять нужные штрихи.
В многоголосных полифонических произведениях свою фразировку, штрихи, свою смысловую выразительность сохраняют уже три или четыре голоса. К этой работе обычно педагоги подходят по- разному. Некоторые придерживаются тех же требований, что и при изучении двухголосных сочинений, добиваясь, в частности, знания на память каждого голоса от начала и до конца произведения, но это не должно признаваться обязательным. Более приемлем следующий путь работы:
Полезно побудить ученика слушать «разговор» голосов — это помогает воспринимать и сохранять выразительные особенности каждого голоса при их общем ведении, а так же способствует тому, чтобы уловить вокально-речевые интонации, которые слышатся во многих полифонических произведениях.
Большое внимание следует уделять напевности звучания отдельных голосов и выработке соответствующих навыков.
Необходимо с самого начала представить себе его формулу, тему, характер, слышать все её проведения (где-то потребуется помощь педагога), в чём-то ученик разберётся сам.
Ученику должно быть понятно, что в полифонии любая чисто механическая зубрёжка является напрасной тратой времени: техника сидит не в пальцах, а в голове.
Много внимания должен уделять преподаватель умению разбираться в нотной записи полифонической музыки, без этого навыка ученику очень трудно будет понять её своеобразный язык.
Немаловажным достоинством педагога является умение ярко и образно раскрыть характер пьесы, с целью вызвать у ученика живую, эмоциональную реакцию, разбудить его фантазию и воображение.
Я считаю, что полифоническая музыка является доступной и интересной для юных музыкантов, но опытным преподавателям хорошо известна антипатия многих учащихся и не только начинающих к полифонии,а причина этого- восприятие ими полифонических только лишь, как трудных и скучных упражнений на соединение различных движений в двух руках. Ученик полюбит полифонию лишь тогда, когда она станет для него сочетанием выразительных мелодий певучего и танцевального склада, включающие в себя отдельные моменты многоголосия. Шедеврами пьес этого типа являются, например: менуэты, полонезы, марши из « Нотной тетради Анны Магдалены Бах» И.С.Баха. В форме менуэта Бах выражал различные эмоциональные оттенки -жизнерадостность, задумчивость и печаль. В некоторых менуэтах жанровые черты танцевальности значительно смягчены. Верхний голос любого из менуэтов отличается мелодической гибкостью, ритмическим разнообразием, чередованием различных штрихов. Нижний голос в одних редакциях предлагается исполнить legato, в других- преимущественно non legato и хотя он самостоятелен по выразительности, но линия его—сдержанная и плавная. Тщательное изучение разнообразных по полифоническому складу пьес подготовит ученика к более сложной и развёрнутой полифонии.
Недочёты в исполнении полифонической музыки, к сожалению, свойственны иногда учащимся. Причина подобных пробелов кроется большей частью в том, что педагог недостаточно обращал внимание своего воспитанника на содержательность и выразительность полифонических пьес, над которыми они работали ранее, не учил вникать в авторский замысел, понимать значение каждой линии, а занимался с ним в основном вопросами технологии их исполнения.
В заключении хочется сказать: подбирайте репертуар наиболее доступный для ученика, составляющий для начала лёгкие полифонические обработки народных песен подголосочного склада, близкие и понятные содержанию. Нужно рассказать ученику о том, как исполнять эти песни в народе, например: начинал песню запевала, затем подхватывал хор, варьируя ту же мелодию или разделив роли: ученик играет партию запевалы, а преподаватель, на другом инструменте (аккордеоне) «изображает» хор, который подхватывает мелодию запева, затем роли меняются, поверьте, ребёнок обязательно полюбит полифоническую музыку и с большим удовольствием будет её исполнять.
Список литературы:
В. Протопопов «История полифонии» М., 1985г.
М. Фейгин «Мелодия и полифония в первые годы обучения
фортепианной игре» М., 1960г.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие навыков работы над полифонией в классе аккордеона »
Методическая разработка по теме:Развитие навыков работы над полифонией по классу АККОРДЕОН»
Важную роль в организации занятий играет планирование урока. Главное условие в отношении его структуры -не допускать однообразия,которое ведёт к утомлению. Каждого учащегося отличают индивидуальные особенности: различная степень одарённости, восприимчивость, музыкальная память, чувство ритма и другое. Педагог должен знать как сильные так и слабые стороны учащегося, возможности его слуховых представлений, музыкальной памяти, эмоциональной отзывчивости.
Работа над полифонией является очень важной областью исполнительского искусства на аккордеоне. Умение слышать полифоническую ткань, исполнять полифоническую музыку учащийся развивает и углубляет на всём протяжении обучения.
Ученик должен начинать знакомство с полифонией с первых лет занятий, так как в старших классах он приобретает определённые навыки работы. Исполняя полифоническую музыку учащийся должен слышать наличие нескольких одновременно звучащих и развивающихся мелодических линий, вести каждый голос в отдельности и всю совокупность голосов в их взаимосвязи. Забота о точности голосоведения заставляет с особым вниманием относиться к аппликатуре. Её специфичность в полифоническом произведении- частые подмены для выдерживания голосов, перекладывания.
Поначалу это иногда трудно, но при совместном обсуждении сыграть оптимальный вариант и за тем использовать его в дальнейшей работе.
Далее: необходимо чувствовать и понимать выразительность каждого голоса и при их совместном звучании. Ученику должно быть известно, что в разных голосах в соответствии с их выразительным смыслом и мелодическим рисунком -фразировка и характер звучания, штрихи чаще всего бывают различными. Это требует не только внимательного вслушивания, но и специальной работы. Ещё надо уметь играть на память каждый голос, что поможет его правильному слуховому восприятию и исполнению. Общее звучание поставит перед учеником задачу и тембрового выявления звуковой линии.
В двухголосном сочинении надо серьёзно работать над каждым голосом: уметь вести его, ощущая направленность развития, хорошо интонировать и, разумеется, применять нужные штрихи.
В многоголосных полифонических произведениях свою фразировку, штрихи, свою смысловую выразительность сохраняют уже три или четыре голоса. К этой работе обычно педагоги подходят по- разному. Некоторые придерживаются тех же требований, что и при изучении двухголосных сочинений, добиваясь, в частности, знания на память каждого голоса от начала и до конца произведения, но это не должно признаваться обязательным. Более приемлем следующий путь работы:
Полезно побудить ученика слушать «разговор» голосов — это помогает воспринимать и сохранять выразительные особенности каждого голоса при их общем ведении, а так же способствует тому, чтобы уловить вокально-речевые интонации, которые слышатся во многих полифонических произведениях.
Большое внимание следует уделять напевности звучания отдельных голосов и выработке соответствующих навыков.
Необходимо с самого начала представить себе его формулу, тему, характер, слышать все её проведения (где-то потребуется помощь педагога), в чём-то ученик разберётся сам.
Ученику должно быть понятно, что в полифонии любая чисто механическая зубрёжка является напрасной тратой времени: техника сидит не в пальцах, а в голове.
Много внимания должен уделять преподаватель умению разбираться в нотной записи полифонической музыки, без этого навыка ученику очень трудно будет понять её своеобразный язык.
Немаловажным достоинством педагога является умение ярко и образно раскрыть характер пьесы, с целью вызвать у ученика живую, эмоциональную реакцию, разбудить его фантазию и воображение.
Я считаю, что полифоническая музыка является доступной и интересной для юных музыкантов, но опытным преподавателям хорошо известна антипатия многих учащихся и не только начинающих к полифонии,а причина этого- восприятие ими полифонических только лишь, как трудных и скучных упражнений на соединение различных движений в двух руках. Ученик полюбит полифонию лишь тогда, когда она станет для него сочетанием выразительных мелодий певучего и танцевального склада, включающие в себя отдельные моменты многоголосия. Шедеврами пьес этого типа являются, например: менуэты, полонезы, марши из « Нотной тетради Анны Магдалены Бах» И.С.Баха. В форме менуэта Бах выражал различные эмоциональные оттенки -жизнерадостность, задумчивость и печаль. В некоторых менуэтах жанровые черты танцевальности значительно смягчены. Верхний голос любого из менуэтов отличается мелодической гибкостью, ритмическим разнообразием, чередованием различных штрихов. Нижний голос в одних редакциях предлагается исполнить legato, в других- преимущественно non legato и хотя он самостоятелен по выразительности, но линия его—сдержанная и плавная. Тщательное изучение разнообразных по полифоническому складу пьес подготовит ученика к более сложной и развёрнутой полифонии.
Недочёты в исполнении полифонической музыки, к сожалению, свойственны иногда учащимся. Причина подобных пробелов кроется большей частью в том, что педагог недостаточно обращал внимание своего воспитанника на содержательность и выразительность полифонических пьес, над которыми они работали ранее, не учил вникать в авторский замысел, понимать значение каждой линии, а занимался с ним в основном вопросами технологии их исполнения.
В заключении хочется сказать: подбирайте репертуар наиболее доступный для ученика, составляющий для начала лёгкие полифонические обработки народных песен подголосочного склада, близкие и понятные содержанию. Нужно рассказать ученику о том, как исполнять эти песни в народе, например: начинал песню запевала, затем подхватывал хор, варьируя ту же мелодию или разделив роли: ученик играет партию запевалы, а преподаватель, на другом инструменте (аккордеоне) «изображает» хор, который подхватывает мелодию запева, затем роли меняются, поверьте, ребёнок обязательно полюбит полифоническую музыку и с большим удовольствием будет её исполнять.
Список литературы:
В. Протопопов «История полифонии» М., 1985г.
М. Фейгин «Мелодия и полифония в первые годы обучения
фортепианной игре» М., 1960г.
В.А.Натансон «Вопросы музыкальной педагогики» вып.1-4.