"Развитие технических и художественных навыков у учащихся в классе аккордеона на изучаемых произведениях"
"Развитие технических и художественных навыков у учащихся в классе аккордеона на изучаемых произведениях"
Открытый урок в классе аккордеона учителя Огородниковой С.Г. с учеником III класса народного отделения Фахрутдиновым Ильнуром.
Инструмет: аккордеон
Тема урока: «Развитие технических и художественных навыков у учащихся в классе аккордеона на изучаемых произведениях».
Характеристика урока: открытый урок.
Тип урока: комбинированный
Форма работы: индивидуальная, ансамблевая Цель урока: формирование исполнительских навыков игры на аккордеоне, раскрытие художественного образа в процессе работы над произведениями.
Задачи урока:
Обучающие: Накопление игровых навыков на уроке и в самостоятельной работе. Рациональная организация рабочего времени.
Развивающие: Развитие технических способностей, слухового восприятия музыки. Развитие мышления, эмоционального отношения к исполнению
музыкального произведения.
Воспитательные: Воспитание творческого отношения к работе над техническими и художественными элементами произведений.
Здоровьесберегающая: Развитие мышечной структуры рук, пальцев, оказывающих положительное влияние на память.
Просмотр содержимого документа
«"Развитие технических и художественных навыков у учащихся в классе аккордеона на изучаемых произведениях"»
КГУ «Детская школа искусств»
ГУ «Отдел образования акимата Житикаринского района»
Открытый урок
февраль, 2018г.
Открытый урок в классе аккордеона учителя Огородниковой С.Г. с учеником III класса народного отделения Фахрутдиновым Ильнуром.
Инструмет: аккордеон
Тема урока: «Развитие технических и художественных навыков у учащихся в классе аккордеона на изучаемых произведениях».
Характеристика урока: открытый урок.
Тип урока: комбинированный
Форма работы: индивидуальная, ансамблевая Цель урока: формирование исполнительских навыков игры на аккордеоне, раскрытие художественного образа в процессе работы над произведениями.
Задачи урока:
Обучающие: Накопление игровых навыков на уроке и в самостоятельной работе. Рациональная организация рабочего времени.
Развивающие: Развитие технических способностей, слухового восприятия музыки. Развитие мышления, эмоционального отношения к исполнению
музыкального произведения.
Воспитательные: Воспитание творческого отношения к работе над техническими и художественными элементами произведений.
Здоровьесберегающая: Развитие мышечной структуры рук, пальцев, оказывающих положительное влияние на память.
Технические средства: Аккордеон для ученика, аккордеон для педагога, пульт, стол, стулья, ноты, наглядные пособия, компьютер, видеоматериалы
План урока 1. Организационный момент:
- приветствие, сообщение названия темы и цели урока;
- представление учащегося.
2. Основная часть:
- работа над гаммой до и фа мажор, этюдом и музыкальными произведениями.
- закрепление пройденного материала, концертное исполнение пьес.
3. Подведение итогов. Оценка. Домашнее задание.
Репертуарный список:
1. Гаммы до, фа мажор.
2. А. Белоусов «Этюд» №33, соч.8 (С-dur)
3. Ахан-серэ «Караторғай»
4. А. Доренский «Рыжий ковбой»
Ход урока:
Открытый урок посвящён работе над технически сложными местами в гамме и этюде, изучаемых произведениях, а так же работе над художественным образом в произведениях. Задача учителя показать ученику приёмы для преодоления технических трудностей. В процессе урока учеником отрабатываются сложные места для дальнейшей самостоятельной работы дома.
1. Урок начинается с проигрывания гаммыдо мажор, фа мажор в 2 октавы, арпеджио, аккордов. При игре гамм и арпеджио обращается внимание ученика на подкладывание 1 пальца. В гамме до мажор 5- пальцевая аппликатура, в гамме фа мажор - 4-х пальцевая. Пальцы собираются в направлении движения. Работает вся рука. При игре аккордов пальцы живые, активные, как бы хватающие клавиши. Соблюдение верной аппликатуры, подкладывание и перекладывание пальцев должны звучать ровно без толчков, работает слуховой контроль смены меха. Следует акцентировать внимание на смене меха, исполнять гаммы комплексно, без остановок.
Проигрывание гамм имеет значение:
а) для развития певучего, красивого звука;
б) для выработки легато и стаккато;
в) для освоения тональностей.
Кроме того, гаммы дают возможность добиться игры равными длительностями в разных темпах. С этой целью необходимо играть гамму ровными четвертями, в самом медленном темпе; сохраняя единицу счета и темп, играть ту же гамму ровными восьмыми, триолями из восьмых, шестнадцатыми; по мере выработки всех этих навыков, сохраняя тоже соотношение длительности, следует увеличивать и скорость движения (темп)
2.А. Белоусов «Этюд» №33, соч.8 (С-dur).
Этюд находится в стадии разучивания. Основная работа над аппликатурой в правой руке. 1-3, 2-4, 3-5. (Показ учителя)
Добиться ровной игры всех пальцев. Особенная трудность в аппликатуре с 4-5 пальцами. Отработка аппликатуры правой рукой. Сложность составляет место с поступенным басом в левой руке, терциями в правой. Проигрывание этюда в медленном темпе необходимо для независимости работы пальцев, а так же отрабатывается аппликатурная гибкость. Мышцы пальцев при этом активно работают, находятся под усиленной нагрузкой.
3. Акан-Серэ Корамса-улы «Караторғай»
Рассказ учителя о композиторе .
Ахан имел красивую внешность, отличался изящными манерами и сильным приятным голосом. С юных лет он выделялся тягой к музыке и поэзии, а его постоянное участие в празднествах и состязаниях закрепило за ним приставку — серi (каз. — поэт-песенник).
Рассказ о происхождении песни «Караторғай», посвящённой погибшей любимой охотничей птице Ахана - престарелому беркуту Караторгаю. Песня «Караторғай», - реквием о невосполнимых утратах. Караторгай-кличка ловчего беркута, подарок Алибек батыра. Не зря казахи говорят - Птица летает крыльями, а садится хвостом. Со временем одряхлевшая птица потеряла хвостовые перья и уже не могла садиться, с жалостью в сердце поэт наблюдал как беркут кружа над землей не может сесть и обессиленный камнем падает... Акан-серi тяжело переживал смерть друга.
Но в строках песни речь идёт не только о нём, но и о несбывшейся любви поэта.
(Показ видео клипа песни)
Проигрывание пьесы от начала до конца.
Задача: Ученик исполняет партию отдельными руками, для закрепления прочности знаний и дальнейшего формирования исполнительских навыков. Работа над исполнительскими трудностями, над художественным образом.
Трудность заключается в исполнении фразировки без дробления, поэтому уделяем особое внимание работе над фразировкой, которая на аккордеоне связанна с техникой владения мехом, так как каждая фраза должна быть уложена в одно определенное движение меха – сжим или разжим.
Вместе с тем, предстоит работа над штрихом легато в правой руке, аккордовый склад нужно подчинить мелодии верхнего голоса, следовательно, работаем над аппликатурой 3,4,5 пальцев.
После отрабатывания сложных мест во фразах, обращаем внимание на левую руку( игре нон легато). Соединяем обеими руками, текст отрабатываем пофразно, работаем над художественным образом.
4.А. Доренский «Рыжий ковбой»
Показ видео пьесы в исполнении Семенова Сергея
Произведение с образным заголовком «Рыжий ковбой» пробуждает интерес к изучению произведения, также помогает развивать художественное мышление исполняющего пьесу. Перед нами предстаёт веселый непоседливый ковбой, с рыжей шевелюрой на напористом скакуне, в джинсах, ковбойской шляпе, сапогах, жилетке, клетчатой рубашке на кнопках, лассо, револьвером. Напор и веселый характер пьесы создаёт основная тема и штрихи, подчеркивающие непоседливость, неуёмность, бунтарский склад характера ковбоя.
Стиль произведения определяет основные технические задачи:
Уделяем особое внимание работе над фразировкой, звуковедением, динамикой, отрабатывая трудные места. Каждую фразу педагог просит активнее подводить к моменту кульминации. Эта пьеса написана с стиле кантри, носит подвижный, веселый, шутливый, радостный характер.
В 3 части произведения быстрый темп, следовательно:
а) сохраняя безошибочность исполнения, следует начать изучение в медленном темпе и доводить исполнение до нормального темпа с большой осторожностью, не нарушая правильности игры. Ускорения должны идти постепенно и быть почти незаметными;
б) следует помнить, что, в принципе, быстрые темпы являются преимущественно результатом общего роста техники играющего, а не проработке данного задания быстрый темп, который будет доступен учащемуся завтра, может быть сегодня не досягаем; не понимание этого обстоятельства и стремление учащегося к чрезмерным ускорениям приводят к сумбурной игре и нарушают процесс нормального роста исполнителя:
- появление срывов, неверных нот, заплетание пальцев, общие искажение звучности и другие внешние недочеты;
- появление у учащегося ощущения трудности исполнения и некоторой не уверенности.
В подобных случаях ученик должен всякие ускорения прекратить, не пытаясь возобновить их ранее, чем через два-три дня. Дальнейшее увеличение темпа данного произведения будет происходить вместе с общим техническим ростом и музыкальным развитием учащегося, а не за счет дальнейшей работы над разучиваемой пьесой.
Учитель: Завершить наш сегодняшний урок мы бы хотели стихотворением:
Учитель:Вступая в мир, который музыкой зовется,
Аккордеоном должен мастерски владеть,
И чтоб любую пьесу в разных жанрах
Ты б нотный текст смог проиграть суметь.
Ученик: Для этого мне нужно же здоровье,
И настроения чудесный блик,
И заниматься, чтоб не заставляла мама,
Я – музыкант, я не обычный ученик!
Я постараюсь быть настойчивым, упрямым
Забыть про лень и помнить слово - труд!
Учитель: Тогда такого вот простого музыканта,
Однажды люди все артистом назовут!
Урок окончен, спасибо за внимание!
Итог урока:
Для успешного овладения игрой на аккордеоне и разучивания музыкальных произведений существенное значение имеет также количество времени уделяемое учащимися занятиям, здесь нужно учесть следующее:
Многочасовая беспрерывная игра на аккордеоне вредит здоровью, снижает качество работы и притупляет процесс освоения и разучивания музыкального материала. Лучше заниматься понемногу, с перерывами, ограничивая каждое занятие выполнением определенного задания продуктивнее работать утром или днем, чем вечером.
Критерий оценки результативности работы учащегося:
Ильнур достиг больших результатов. На уроке был инициативным, эмоциональным, быстро осмысливал задания. Исполнение произведений было выразительным и эмоциональным. С поставленными задачами справились одинаково учитель и ученик.
КГУ «Детская школа искусств»
ГУ «Отдел образования акимата Житикаринского района»
Открытый урок
«Развитие технических и художественных навыков у учащихся в классе аккордеона на изучаемых произведениях».