О том, как важна проектная деятельность в обучении и как важна личность класного руководителя в организации данной работы. Виды проектов. Методы работы над проектом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность в работе учителя»
Проектная деятельность в работе учителя.
В условиях современного мира классный руководитель должен быть на шаг впереди тех, кого воспитывает. Ему необходимо быть интересной личностью, глубоко владеть знаниями, умениями в одной из областей культуры: увлекаться театром, живописью, каким-то направлением в литературе, играть на гитаре, рисовать, петь, заниматься спортом, разбираться в моде, подпитываться информацией из сети Интернет и быть просто культурным человеком. Уважение у ребят вызывает классный руководитель, который духовно богат, справедлив, имеет свои принципы, умеет защищать интересы своего класса и свои собственные интересы. Важным качеством ученики считают обладание чувством юмора, умение не довести ситуацию до конфликта, оказать педагогическую поддержку. Приоритетными для настоящего классного руководителя являются принятие каждого ребенка, уважение его как личности.
Через проектную деятельность каждый ребенок вовлекается в творческий процесс, классный руководитель же должен быть еще и хорошим менеджером. Он организует помощь ребенку со стороны заинтересованных взрослых, решает личностные проблемы ребенка, организует детский досуг и общение.
Рассматривая «проектирование» в воспитании следует отметить, что всю деятельность воспитанников колонии А.С. Макаренко проектировал вместе с детьми, дети были главными проектировщиками, организаторами и контролерами всех дел в 30 – 40 годах прошлого века.
В современной педагогике понятие «проектирование» рассматривается как ориентация на будущее. Один из способов инновационной деятельности, использующий социокультурные механизмы конструирования и реконструирования социальных объектов.
Проектирование можно рассматривать как специфический вид деятельности, направленный на создание проекта; как научно – практический метод изучения и преобразования действительности.Проектная деятельность тесно связана с «прогнозированием», «конструированием» и «моделированием».
Рассматривая «проектирование» как мыслительное и практическое воплощение того, что возможно, и того, что должно быть, охарактеризуем проектировочные умения в воспитательной деятельности:
четкое определение целей и задач предстоящей воспитательной деятельности на основе диагностики, с целью выявления проблемы;
учет интересов, потребностей и возможностей учащихся;
поиск информации по проблеме в научно – педагогической и методической литературе;
определение содержания, форм, методов и средств в индивидуальной и коллективной деятельности с учащимися;
сочетание различных видов деятельности с различными воспитательными мероприятиями в соответствии с задачами;
исследование системы приемов для стимулирования активности школьников и сдерживания негативных проявлений в их поведении;
продумывание условий совместимости разработчиков проекта;
совместно с другими участниками воспитательного процесса проектировать развитие воспитательной среды;
проектирование воспитательной деятельности совместно с родителями школьников и общественностью.
Проектировочные умения в воспитательной деятельности тесно связаны с организаторскими умениями. Организаторская деятельность классного руководителя предполагает умение вовлекать учащихся в различные виды индивидуальной и коллективной деятельности. Именно поэтому можно утверждать, что проектная деятельность учителя в воспитательном процессе – это искусство, требующее от классного руководителя большого напряжения сил, чувств, сложнейшей работы души. Оно всегда индивидуально и опирается на изобретательность, вдохновение, отход от шаблона. Можно выделить следующие виды творчества: групповое, поисковое, менеджерское, организаторское.
Если охарактеризовать проектно – организаторскую компетентность классного руководителя, то можно выделить следующие качества учителя:
интеллектуально – когнитивные свойства: профессионализм, общая культура, эрудиция, владение новыми технологиями в воспитании школьников;
умение самостоятельно генерировать идеи, изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей науки;
способность самостоятельно вносить коррективы в свою деятельность;
способность коллективно планировать проектную деятельность;
создавать воспитательное пространство не для детей, а вместе с детьми;
способность проектировать целостный процесс, прогнозировать последовательность и результат;
коммуникабельность, умение контактировать с людьми, принадлежащим к разным возрастным категориям, социальным общностям, проявлять тактичность;
способность к рефлексии, потребность в ней, как условии осознанного регулирования своего поведения и деятельности других участников, рефлексировать результаты деятельности и отношений;
уметь направлять воспитательный процесс на формирование у учащихся самостоятельности, саморегуляции, самопознания, самоопределения, активности, творчества;
формировать у учащихся стремление к самообразованию, самоорганизации, самовоспитанию, саморазвитию;
Для развития самостоятельности у детей важно использовать методы стимулирования: поощрение, предоставление дополнительных полномочий или временное отстранение от дел, как санкция за правонарушение.
Проектировочная деятельность предполагает развитие интеллектуальных способностей, для чего широко используются такие методы, как «мозговой штурм», деловые игры, методы развития интуиции и психотренинги, направленные на развитие социального опыта, переосмысление собственной позиции и изменение установок.
Проектная деятельность – это процесс, опережающий разработки целенаправленной воспитательной практики в различных условиях. Проектирование можно рассматривать как интерактивное дидактическое средство развития, обучения и воспитания. В процессе проектирования учащиеся овладевают следующими умениями:
рассматривать проблемное поле и подпроблемы, формировать ведущую проблему и ставить задачи, вытекающие из этой проблемы;
обучаются целеполаганию и планированию содержательной деятельности;
поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;
в процессе работы над проектом учащиеся анализируют, синтезируют, выдвигают гипотезы, детализируют и обобщают, т.е. овладевают исследовательской деятельностью;
обучаются применению знаний из разных областей наук;
выбирают подходящие технологии изготовления продукта проектирования в виде макетов;
подбирают различные формы презентации (сценарии, газеты, журналы, видео, клубы и т.д.);
овладевают коммуникативными способностями, учатся слушать и слышать друг друга, вести дискуссию, отстаивать свою позицию.
Для воспитания чувства ответственности необходимо чаще доверять детям, обращаться к ним с просьбой о помощи, совместно обсуждать вопросы, направленные на поиск и принятие нравственного решения, предоставление школьнику права выбора способов решения данного ему поручения, поощрение за творческий подход в его выполнении.
Для формирования аналитико – рефлексивных способностей педагог и его воспитанники должны уметь осмысливать свою деятельность, полученные результаты, процесс организации. Для этого необходимо организовывать коллективный анализ деятельности, размышления, определение своей роли и отношения к организованным событиям, делам; брать интервью у исполнителей проекта, организовывать тестирование, анкетирование.
Способы работы над проектом позволяют вскрыть суть проблемы, выбрать оптимальный путь ее решения, определить последовательность ее шагов. Педагогу необходимо контролировать лишь ключевые моменты выполнения проекта, работая по методу убывающих подсказок, делегируя право принятия самостоятельного решения.
Для педагогов, организующих этапы работы учащихся над проектом, определены следующие условия:
введение обучающихся в проектную деятельность (объединение в команду по интересам);
выбор тематики проекта и ее утверждение;
составление плана работы над проектом (распределение ролей, направление деятельности);
поиск информации по проблеме, анализ научно – методических и литературных источников;
организация процесса консультирования и анализа выполнения этапов проекта;
консультации по оформлению проекта;
организация и проведение предзащиты проекта (выбор члена команды для защиты проекта), анализ совместной деятельности;
рекомендации и контроль по доработке проекта;
презентация проекта, подведение итогов;
реализация проекта в реальных условиях школы, самооценочная функция;
рефлексивная деятельность на данном этапе и выбор проблемы для дальнейшей деятельности.
С учетом этих объективно складывающихся потребностей, нуждается в существенном переосмыслении не только подготовка учителя к решению задач по воспитанию учащихся, но и создание условий по овладению проектно – организаторской функцией в воспитательной деятельности.
К реализации проектно – организаторской функции отнесены следующие задачи и цели:
приоритет мотивационной ориентации учителя на воспитательную деятельность;
направленность его профессиональной подготовки на реализацию стратегических задач воспитания;
обеспечение приоритета личностно – ориентированного воспитания и обучения;
субъект – субъектное взаимодействие педагогов и учащихся;
проектирование воспитательной деятельности на разных уровнях;
вовлечение учащихся в проектирование структурных подразделений воспитательного процесса.
Особым условием деятельности учителя в реализации проектно – организаторской функции учителя является проявление субъективности, творчества и совместной деятельности при разработке проектов воспитательной деятельности. Это обстоятельство позволяет учесть интересы и взгляды членов микрогруппы учащихся, формируются умения объединяться в деятельности по созданию проекта. Формируется активность и нестандартность идей школьников, культура коммуникативного общения, поисковые и рефлексивные качества. Благодаря творчеству участников проекта рождаются уникальные модели воспитательной среды, воспитательных дел, где практически каждый участник проявляет свою самостоятельность. Важным аспектом данного условия является презентация проектов, где ученик должен показать не только личностные качества, но и важность, значимость групповой формы работы. Соблюдение всего вышеизложенного обеспечивает получение эффективных результатов в воспитании школьников.