kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Посадка, действия органами управления

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок производственного обучения по вождению автомобиля по новой программе подготовки водителей ТС категории "В" 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Посадка, действия органами управления»

МИНИСТЕРСТВО образования РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ГОСУДАРСТВЕННОЕ автономное ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЗИАНЧУРИНСКИЙ АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ






«УТВЕРЖДАЮ»

зам. директора по УПР

_________ Сабитов Ф.М.


«___»_________ 20___г.











ТЕМА №1


Посадка, действия органами управления

















РАЗРАБОТАЛ

Мастер производственного обучения

Акчурин Т.М.







План урока

учебного вождения ТС категории «В».

Тема 1. Посадка, действия органами управления.

Время: 2 часа.

Цели урока:

Обучения: - научить учащегося приемам правильной посадки в автомобиль, обеспечивающего комфортное и безопасное управление;

- ознакомить с органами управления автомобиля, контрольно-измерительными приборами, приборами сигнализации;

- научить учащегося правильным и безопасным действиям органами управления.

Воспитания: - воспитывать аккуратность и точность в действиях органами управления, от которых зависит безопасность движения;

- воспитывать ответственность за свои действия.

Развития: - формирование умения анализировать показания контрольно-измерительных приборов;

- умение прогнозировать возможные последствия неправильно закрепленных навыков по управлению ТС.

Тип урока: формирование практических умений и навыков.

Методы обучения: объяснительно-практический.

Форма организации урока: индивидуальная.

Материальное обеспечение: тренажер, учебный автомобиль ВАЗ-211540

Дидактические обеспечение: учебник по вождению автомобиля, инструкционно-технологическая карта.

Место проведения урока: тренажерный класс, автодром.

Ход урока:

  1. Вводный инструктаж (5-10 минут).

Проверить наличие индивидуальной книжки вождения автомобиля. Осмотреть внешний вид учащегося, одежда должна соответствовать климатическим условиям, должна обеспечивать свободу движений и не нарушать кровообращение.

Ознакомить с инструкцией по охране труда и технике безопасности при проведении учебных занятий по вождению под роспись.

Объявить тему и цели занятия, последовательность выполнения задания:

- ознакомление с органами управления и контрольно-измерительными приборами учебного транспортного средства, регулировка положения сиденья, органов управления и зеркал заднего вида, пристегивание ремнем безопасности;

- действия органами управления сцеплением и подачей топлива; взаимодействие органами управления сцеплением и подачей топлива;

- действия органами управления сцеплением и переключением передач;

- взаимодействие органами управления сцеплением, переключением передач и подачей топлива при переключении передач в восходящем и нисходящем порядке;

- действия органами управления рабочим и стояночным тормозами;

- взаимодействие органами управления подачей топлива и рабочим тормозом;

- взаимодействие органами управления сцеплением, подачей топлива, переключением передач, рабочим и стояночным тормозами;

- отработка приемов руления.

  1. Основная часть: (1 час 40 минут).

Общее ознакомление с автомобилем начинается с его краткой характеристики: называются марка, завод - изготовитель, назначение, грузоподъемность, максимальная скорость, расход топлива на 100 км пробега. Ознакомление с общим устройством: размещение двигателя, сцепления, коробки передач, карданной передачи, главной передачи, ведущих и управляемых колес, расположение приборов освещения и сигнализации, размещение номерных знаков, надписей, топливного бака, запасного колеса, комплекта водительского инструмента. Объясняется, что левую и правую стороны автомобиля определяют по ходу движения вперед. Контрольный осмотр автомобиля перед выездом на маршрут.

Органы управления и контрольно-измерительные приборы, назначение, расположение их в салоне автомобиля. Обычно стандартное расположение органов управления на автомобиле следующее:

- справа от рулевого колеса расположены рычаги переключения передач и стояночного тормоза;

- за рулевым колесом находится щиток приборов;

- на полу, под щитком приборов находятся педали:

слева - педаль сцепления;

посередине – педаль тормоза;

справа – педаль управления подачи топлива (газ);

- на рулевой колонке слева расположены комбинированный переключатель света и рычага включения указателей поворота;

- справа на рулевой колонке расположен рычаг стеклоочистителя и стеклоомывателя;

- на рулевом колесе или на комбинированном переключателе находится кнопка звукового сигнала;

- на щитке приборов расположены вспомогательные приборы, переключатели;

- под сиденьем или сбоку от него расположены рычаги и кнопки регулировки сиденья.

Органы управления, расположенные по правую сторону от рулевого колеса, приводят в действие правой рукой, слева – левой. Запрещается при включении рычагов или кнопок на щитке приборов и рулевой колонке пропускать руки между спицами рулевого колеса, так как при необходимости не удастся быстро повернуть рулевое колесо.

Поочередно показывается местонахождение и объясняется порядок включения света, противотуманных фар, указателей поворотов, аварийной сигнализации, стеклоочистителей и стеклоомывателей, звукового сигнала, обогревателей ветрового и заднего стекол, зажигания и стартера, воздушной заслонки.

Показывается размещение контрольных приборов на панели с одновременным объяснением их назначения. Ознакомление с ними целесообразно проводить в последовательности слева направо и сверху вниз.

Посадка на рабочее место водителя начинается с подхода учащегося к стоящему автомобилю. Подходить следует спереди, следуя потоку транспорта, что позволит увидеть и оценить обстановку на дороге, при необходимости пропустить движущиеся транспортные средства, подойти к автомобилю и открыть дверь. После посадки дверь сразу закрыть. Перед выходом из автомобиля с помощью зеркал заднего вида оценить обстановку на проезжей части, при необходимости пропустить движущиеся транспортные средства и только при отсутствии помех открыть дверь и выйти.

Правильная посадка обеспечивает минимальное напряжение скелетной мускулатуры и постоянную готовность к действиям в критической ситуации. Водитель должен сидеть так, чтобы, не отрываясь от спинки сиденья, мог без напряжения держать вытянутой левой рукой закрытым хватом (большой палец внутри) рулевое колесо в верхней его точке, правой рукой при этом включить любую передачу не меняя положения корпуса. Это достигается регулировкой положения сиденья водителя и регулировкой наклона спинки сиденья автомобиля. Особое внимание обращается на надежность крепления сиденья после его перемещения.

При движении в автомобиле голова водителя должна находиться точно вертикально – такое положение обеспечивает максимальную чувствительность вестибулярного аппарата. Туловище должно иметь незначительный наклон назад. Масса всего тела должна восприниматься только сиденьем, а ноги и руки должны быть полностью разгружены, то есть водитель не должен на них опираться.

Недопустима скованная, напряженная поза водителя. Следует предупредить учащегося о недопустимости изменения положения селенья во время движения.

Регулировка зеркал заднего вида. Сначала показываются места установки зеркал. Затем объясняется, что их использование во время движения позволяет водителя быть в курсе дорожной обстановки, происходящей сзади и по обе стороны автомобиля и своевременно принимать меры в сложившейся ситуации, исходя из мер требований безопасности.

Следует подчеркнуть, что хороший обзор дороги позади автомобиля обеспечивается правильной регулировкой положения зеркал. При регулировке внутреннего зеркала и в правой его части должен быть виден правый край заднего окна, а в правой части правого наружного зеркала и в левой части правого наружного зеркала - ручка задней двери легкового автомобиля или верхняя часть заднего колеса грузового автомобиля. Необходимо указать, что регулировка зеркал производится только после занятия водителем правильного положения на рабочем месте и всегда проверяется перед началом каждой поездки.

Последовательность выполнение регулировок зеркал заднего вида обязательно показывается мастером в ходе ознакомления с ними. Затем всю эту процедуру должен проделать учащийся.

Ремень безопасности. Пристегиваем ремень безопасности. Это требование ПДД обеспечивающее безопасность водителя и пассажиров, за несоблюдение – штраф по административному кодексу. Современные ремни не требуют регулировки.

Положение рук на рулевом колесе. Существуют два правильных способа держать рулевое колесо:

- не полный хват (применяется на прямой дороге)

- закрытый (основной) хват обычно применяется при сложных дорожных условиях, при поворотах, объезде препятствий.

Правильное расположение рук на рулевом колесе - строго симметричное.

Руки должны находиться в положении, соответствующем расположению стрелок на циферблате часов: левая рука между цифрами 9 и 10, правая - между цифрами 2 и 3. Объясняется, что неправильное положение рук затрудняет управление автомобилем и может привести к опасным последствиям.

Затем следует объяснить, что в практической работе водители используют три способа руления: выравнивающее, силовое и ускоренное (перехватом). Выравнивающее руление применяют для удержания движения автомобиля в прямолинейном направлении и при необходимости принять влево или вправо для смены полосы движения или съезда на обочину дороги. При этом поворот рулевого колеса в ту или иную сторону не превышает 70% и осуществляется без поворота рук.

Силовой и ускоренный способы руления применяются при выполнении поворотов и разворота автомобиля для движения в обратном направлении. Наиболее простым является силовой способ. Но его применение ограничено невысокой скоростью вращения рулевого колеса. В условиях сложной дорожной обстановки, когда требуется быстрое изменение траектории движения автомобиля, применяют ускоренный способ руления, позволяющий осуществлять поворот рулевого колеса в несколько раз быстрее по сравнению с силовым. Следует предупредить учащегося о недопустимости поворотов рулевого колеса при неподвижном состоянии автомобиля, что приводит к износу рулевого механизма и шин.

Освоение техники руления. В основу тренировок следует взять 2 способа руления – силовое и ускоренное (перехватом). Отработку их проводить лучше всего на тренажере, или на стоящем автомобиле с вывешенными колёсами.

Вариант силового руления при повороте направо включает следующую последовательность действия руками. Из исходного положения правая рука поворачивает рулевое колесо вправо. А левая рука скользит по ободу вниз. Затем левая рука поворачивает рулевое колесо вправо, а левая рука скользит по ободу вниз. Затем левая рука поворачивает рулевое колесо вправо, а правая рука скользит по ободу вверх. Снова правая рука поворачивает рулевое колесо вправо, а левая рука скользит по ободу вниз. Далее действия рук повторяются.

При ускоренном рулении (перехватом) направо последовательность действия руками иная. Из исходного положения рулевое колесо поворачивается двумя руками до момента, когда левая рука окажется в верхней точке, а правая рука перейдет горизонтальную линию обода. Затем правая рука переводится вверх, а левая рука продолжает вращать обод вправо. После этого правая рука обхватывает обод в верхней части и продолжает его поворачивать вправо, а левая рука переводится в верхнюю часть обода. Далее действия рук повторяются.

В такой же последовательности, но в симметричном исполнении, осуществляется перемещение рук во время руления при поворотах налево.

Для выравнивания автомобиля после поворота достаточно слегка отпустить обод рулевого колеса сквозь пальцы рук в обратном направлении, не допуская при этом самопроизвольного вращения руля.

В ходе освоения техники руления следует предупредить учащегося о недопустимости во время движения оставлять руль в свободном состоянии и позволять ему самому возвращаться в нейтральное положение, делать паузу между поворотом руля и его возвратом в прежнее положение. Во время движения по неровным, обледенелым и сложным участкам дорог руль необходимо держать крепко и двумя руками.

Положение стоп ног при нажатии на падали подачи топлива, тормоза и сцепления. Условно каждая стопа разделяется на три части: 1- передняя - используется для нажатия на педаль топлива; 2- средняя - используется для нажатия на педаль сцепления и тормоза; 3- пятка - служит опорой для ноги. Левой ногой нажимают на педаль сцепления, правой – поочередно на педали тормоза и подачи топлива. При движении левая ступня обычно располагается левее педали сцепления или на полу перед ней. Правая ступня располагается почти напротив педали тормоза с опорой на каблук и поворачивается вправо до контакта части 1 стопы с педалью управления подачей топлива.

Переключение передач. Схема переключения передач зависит от марки автомобиля.

Переключение можно производить только при выключенном сцеплении.

При работе с рычагом переключения передач сохранять правильное положение кисти правой руки на рычаге, обхватив ею рукоятку рычага, и полностью вводить рычаг в передачу, не меняя положения корпуса при переключении передач.

Действовать рычагом переключения передач быстро, но плавно, делая небольшую паузу в нейтральном положении, не глядя на него и не отвлекаясь от дороги.

Обучение переключения передач начинается с показа последовательности действий водителя по установлению рычага в нейтральное положение, для движения вперёд и задним ходом. Затем проводятся тренировки по переключению передач: сначала совместно с нажатием только на педаль сцепления, а в дальнейшем и на педаль подачи топлива. Первые включения должны проводиться по командам мастера. В дальнейшем самостоятельно.

Стояночный (ручной) тормоз. При показе пользования стояночным тормозом необходимо пояснить, что при затягивании рычага не следует прилагать большим усилия и нажимать на кнопку фиксатора, а при растормаживании немного потянуть вверх, нажать большим пальцем на кнопку фиксатора и опустить вниз до упора. Не следует применять стояночный тормоз для остановки движущегося автомобиля, за исключением чрезвычайных ситуаций, но обязательно использовать при парковке, особенно по наклонной поверхности.

Обучение приёмам управления педалями и рычагами обычно проводятся в такой последовательности;

- нажатие и отпускание педали сцепления;

- нажатие и отпускание педали подачи топлива;

- согласованные действия двумя педалями;

- нажатие и отпускание педали тормоза;

- согласованные действия двумя педалями;

- перевод рычага коробки передачи из нейтрального положения в рабочее на всех передачах и из рабочего в нейтральное положение;

- действия педалями сцепления, подачи топлива, рычагами коробки передач и стояночного тормоза, соответствующие началу движения;;

- включение указателя поворота;

- действия педалями сцепления, подачи топлива, тормоза, рычагами коробки передач и стояночного тормоза, соответствующие остановке автомобиля, включения и выключения указателя поворота.

При работе с органами управления автомобиля рекомендуется помнить и соблюдать следующие требования:

- перед запуском двигателя всегда включать сцепление и лишь тогда включать стартер;

- педаль сцепления нажимать быстро и до конца, а отпускать плавно, с удержанием её в конце рабочего хода;

- педаль управления подачей топлива нажимать плавно и плавно отпускать её;

- педаль тормоза нажимать плавно и не до конца её хода. К ударному резкому торможению прибегать лишь при возникновении опасных дорожных ситуаций, требующих экстренного торможения;

- при работе с рычагом переключения передач сохранять правильное положение кисти правой руки на рычаге, обхватив ею рукоятку рычага, и полностью вводить рычаг в передачу, не меняя положения корпуса при переключении передач;

- указатели поворотов включать пальцами левой руки, стараясь не снимать большой палец с рулевого колеса;

- ноги в кабине (салоне) автомобиля расположить так, чтобы они без труда могли перемещаться на педали, не задевая коленями рулевого колеса;

- действовать педалями сцепления, тормоза и управлением подачей топлива, рычагом переключения передач, не глядя на них и не прекращая наблюдения за дорогой.

  1. Заключительная часть. (5-10 минут)

Оценить действия учащегося по выполнению задания в целом. Объяснить причины имеющихся недостатков.

Занести необходимые данные в Индивидуальную книжку (карточку) учета обучению вождения автомобиля и путевой лист.

Для устранения отмеченных недостатков дать учащемуся задание на дом.

Литература

  1. Примерная программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории "С" утвержденная приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1408.

  2. Рабочая программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории "В" утвержденная приказом директора ГАПОУ ЗАК.

  3. Рабочая программа «Вождение транспортных средств категории "В"» утвержденная приказом директора ГАПОУ ЗАК.

  4. Майборода О.В. «Основы управления автомобилем и безопасность движения: Учебник водителя автотранспортных средств категории «C», «D», «Е» / Олег Владимирович Майборода. – Издательский центр «Академия» 2010-256с.

  5. Зеленин С.Ф. Учебник по вождению автомобиля. Практическое пособие. Москва «Мир автокниг» 2006-80с.



7



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Посадка, действия органами управления

Автор: Акчурин Тимур Марсович

Дата: 02.03.2019

Номер свидетельства: 501923

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "Инструкционно – технологическая карта учебного вождения «Тема 1. Посадка, действия органами управления»"
    ["seo_title"] => string(80) "instruktsionno_tekhnologicheskaia_karta_uchebnogo_vozhdeniia_tema_1_posadka_deis"
    ["file_id"] => string(6) "501946"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1551533305"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Инструкционная карта 	«Первоначальное обучение вождению» "
    ["seo_title"] => string(64) "instruktsionnaia-karta-piervonachal-noie-obuchieniie-vozhdieniiu"
    ["file_id"] => string(6) "107355"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1403234819"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Иппотерапия как вид физической реабилитации "
    ["seo_title"] => string(49) "ippotierapiia-kak-vid-fizichieskoi-rieabilitatsii"
    ["file_id"] => string(6) "199884"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428667893"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Программа воспитательной работы трудового лагеря "Ростик" "
    ["seo_title"] => string(61) "proghramma-vospitatiel-noi-raboty-trudovogho-laghieria-rostik"
    ["file_id"] => string(6) "144889"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418815284"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства