1.Проверка наличия индивидуальной книжки вождения автомобиля и формы одежды. Одежда должна соответствовать климатическим условиям, должна обеспечивать свободу движений и не нарушать кровообращение. Обувь должна быть закрытой и плотно сидящей на ноге с плоской подошвой. Ознакомление с инструкцией по охране труда и технике безопасности при проведении учебных занятий по вождению под роспись. Объявление темы и цели занятия, последовательности выполнения задания. 2. Ознакомление с размещением двигателя, сцепления, коробки передач, карданной передачи, главной передачи, ведущих и управляемых колес, расположение приборов освещения и сигнализации, размещение номерных знаков, надписей, топливного бака, запасного колеса, комплекта водительского инструмента. 3. Обычно стандартное расположение органов управления на автомобиле следующее: - справа от рулевого колеса расположены рычаги переключения передач и стояночного тормоза; - за рулевым колесом находится щиток приборов; - на полу, под щитком приборов находятся педали: слева - педаль сцепления; посередине – педаль тормоза; справа – педаль управления подачи топлива (газ); - на рулевой колонке слева расположены комбинированный переключатель света и рычага включения указателей поворота; - справа на рулевой колонке расположен рычаг стеклоочистителя и стеклоомывателя; - на рулевом колесе или на комбинированном переключателе находится кнопка звукового сигнала; - на щитке приборов расположены вспомогательные приборы, переключатели; - под сиденьем или сбоку от него расположены рычаги и кнопки регулировки сиденья. 4. Выполняется это следующими действиями: - регулируем само сиденье водителя, двигая вперед или назад, освобождая от фиксатора; - регулируем спинку сиденья водителя; - регулируем положение кистей рук на рулевом колесе; - правильное положение водителя при нажатой педали сцепление как на рисунке. 5. Регулировка зеркал производится только после занятия водителем правильного положения на рабочем месте и всегда проверяется перед началом каждой поездки. 6. Пристегиваем ремень безопасности. Это требование ПДД обеспечивающее безопасность водителя и пассажиров, за несоблюдение – штраф по административному кодексу. Современные ремни не требуют регулировки. 7. Существуют два правильных способа держать рулевое колесо: - не полный хват (применяется на прямой дороге) - закрытый (основной) хват обычно применяется при сложных дорожных условиях, при поворотах, объезде препятствий. Правильное расположение рук на рулевом колесе - строго симметричное. Руки должны находиться в положении стрелок на циферблате часов: левая рука между цифрами 9 и 10, правая - между цифрами 2 и 3. Кратковременно можно управлять одной рукой – при переключении передач и других необходимых действиях, а также движении задним ходом. Используют три способа руления: выравнивающее, силовое и ускоренное (перехватом). Выравнивающее руление применяют для движения в прямолинейном направлении и при необходимости принять влево или вправо, поворотом рулевого колеса в ту или иную сторону не более 70% без перехвата рук. Силовой и ускоренный способы руления применяются при выполнении поворотов и разворота автомобиля для движения в обратном направлении. Наиболее простым является силовой способ, его применяют в тяжелых дорожных условиях. В основном применяют ускоренный способ руления (перехватом), позволяющий осуществлять поворот рулевого колеса в несколько раз быстрее по сравнению с силовым. Не допускается перекрещивание рук, держать руль сверху или снизу. 8. Положение стоп ног при нажатии на падали подачи топлива, тормоза и сцепления. Условно каждая стопа разделяется на три части: 1- передняя - используется для нажатия на педаль топлива; 2- средняя - используется для нажатия на педаль сцепления и тормоза; 3- пятка - служит опорой для ноги. Левой ногой нажимают на педаль сцепления, правой – поочередно на педали тормоза и подачи топлива. При движении левая ступня обычно располагается левее педали сцепления или на полу перед ней. Правая ступня располагается почти напротив педали тормоза с опорой на каблук и поворачивается вправо до контакта части 1 стопы с педалью управления подачей топлива. 9. Схема переключения передач зависит от марки автомобиля. Переключение можно производить только при выключенном сцеплении. При работе с рычагом переключения передач сохранять правильное положение кисти правой руки на рычаге, обхватив ею рукоятку рычага, и полностью вводить рычаг в передачу, не меняя положения корпуса при переключении передач. Действовать рычагом переключения передач быстро, но плавно, делая небольшую паузу в нейтральном положении, не глядя на него и не отвлекаясь от дороги. 10. При затягивании рычага 1 стояночного тормоза не следует прилагать больших усилий и нажимать на кнопку фиксатора 2, а при растормаживании немного потянуть вверх, нажать большим пальцем на кнопку фиксатора 2 и опустить вниз до упора. Не следует применять стояночный тормоз для остановки движущегося автомобиля, за исключением чрезвычайных ситуаций, но обязательно использовать при парковке, особенно по наклонной поверхности. 11. Обучение приёмам управления педалями и рычагами обычно проводятся в такой последовательности; - нажатие и отпускание педали сцепления (нажимается быстро, отпускается плавно и медленно при начале движения, быстро при переключении); - нажатие и отпускание педали подачи топлива (нажимается плавно, отпускается быстро); - согласованные действия двумя педалями; - нажатие и отпускание педали тормоза; - согласованные действия двумя педалями; - перевод рычага коробки передачи из нейтрального положения в рабочее на всех передачах и из рабочего в нейтральное положение; - действия педалями сцепления, подачи топлива, рычагами коробки передач и стояночного тормоза, соответствующие началу движения; - включение указателя поворота; - действия педалями сцепления, подачи топлива, тормоза, рычагами коробки передач и стояночного тормоза, соответствующие остановке автомобиля, включения и выключения указателя поворота. Действовать педалями сцепления, тормоза и управлением подачей топлива, рычагом переключения передач, не глядя на них и не прекращая наблюдения за дорогой. |