занятие по теме "Память" составлено в соответствии с общеобязательным стандартом технического и профессионального образования РК, а также в соответсвии с типовой программой по психологии, утвержденной учебно-методическим центром технического и профессионального образования. Содержание занятие может быть использовано студентами педагогических специальностей колледжа, а также начинающими учителями.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
18. Активный процесс, в ходе которого человеке производит множество персептивных действий для того, чтобы сформулировать адекватный образ предмета – это…
Память – это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку, - она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт, в ней хранятся знания и навыки.
Задачи связанные с изучением процессов памяти: изучение того, как запечатлеваются следы, каковы физиологические механизмы этого процесса, какие условия содействуют этому запечатлению, каковы его границы, какие приемы могут позволить расширить объем запечатленного материала.
Памятью называют отражение прошлого опыта человека, проявляющееся в запоминании, сохранении и последующем припоминании того, что он воспринимал, делал, чувствовал или о чем думал.
Значение памяти в жизни человека очень велико. Человек, лишенный памяти, как указывал И.М Сеченов, вечно находился бы в положении новорожденного, был бы существом, не способным ничему научиться, ничем овладеть, и его действия определялись бы только инстинктами. Память создает, сохраняет и обогащает наши знания, умения, навыки, без чего немыслимы ни успешное учение, ни плодотворная деятельность.
Продуктивность памяти во многом зависит от эмоционального отношения человека к тому, что запоминается, и от волевых качеств человека. Люди слабовольные, ленивые и не способные к длительным волевым усилиям запоминают всегда поверхностно и плохо. Таким образом, память связана с особенностями личности. Человек сознательно регулирует процессы своей памяти и управляет ими, исходя из тех целей и задач, которые ставит в своей деятельности.
Запоминание – это, как правило, установление связи нового с тем, что уже имеется в сознании человека. Запомнить учебный материал – это значит связать его с прежними знаниями (например, запомнить иностранное слово – это значит связать его с соответствующим понятием).
Связь между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, отраженными в нашем сознании и закрепленными в нашей памяти, называют ассоциацией (в переводе с греч. «соединение», «связь»).
Сущность ассоциативной связи заключается в том, что появление в сознании одного элемента этой связи (если слышишь фамилию человека, в голове возникает его образ).
ВИДЫ АССОЦИАЦИЙ.
Ассоциации по сходству.
Ассоциации по смежности.
Ассоциации по контрасту.
Ассоциации по смежности. Образы восприятия или какие-либо представления вызывают те представления, которые в прошлом переживались одновременно с ними или непосредственно вслед за ними. Например, образ нашего школьного товарища может вызвать в памяти события из нашей жизни, имеющее положительную или отрицательную эмоциональную окраску.
Ассоциация по сходству. Образы восприятия или определенные представления вызывают в нашем сознании представления, сходные с ними по каким-либо признакам. Например, при виде портрета человека возникает представление о нем самом. Или другой пример, когда мы видим какой-то предмет, он может напомнить нам о каком-либо человеке или явлении.
Ассоциации по контрасту. Образы восприятия или определенные представления вызывают в нашем сознании представления в каком-нибудь отношении противоположные им, контрастирующие с ними. Например, представив что-нибудь черное, мы можем тем самым вызвать в представлении какой-либо образ белого цвета, а представив великана, мы можем тем самым вызвать в представлении образ карлика.
Основные теории памяти. Учение об ассоциации получило широкое распространение в психологии, особенно в так называемой ассоциативной психологии, распространившей принцип ассоциации на все психические явления. Помимо теории ассоциаций существовали и другие теории, рассматривающие проблему памяти. Так на смену ассоциативной теории пришла гештальттеория. Основной постулат данного направления психологии гласит, что системная организация целого определяет свойства и функции образующих его частей. Поэтому, исследуя память, сторонники данной теории исходили из того, что и при запоминании и при воспроизведении материал, с которым мы имеем дело, выступает в виде целостной структуры, а не сложившегося на ассоциативной основе случайного набора элементов, как трактует структурная психология.
Представители бихевиоризма по своим взглядам оказались очень близки к ассоцианистам. Единственное различие заключалось в том, что бихевиористы подчеркивали роль подкрепления и запоминания материала.
Они исходили из утверждения, что для успешного запоминания необходимо подкрепить процесс запоминания каким-либо стимулом.
В свою очередь заслугой представителей психоанализа является то, что они выявили роль эмоций, мотивов и потребностей в запоминании и забывании. Так, ими было установлено, что наиболее легко в нашей памяти воспроизводятся события, имеющие положительную эмоциональную окраску, и наоборот, негативные события быстро забываются.
В начале ХХ в., возникает смысловая теория памяти. Представители этой теории утверждали, что работа соответствующих процессов находится в прямой зависимости от наличия или отсутствия смысловых связей, объединяющих запоминаемый материал в более или менее обширные смысловые структуры. Наиболее яркими представителями данного направления были А. Бине и К. Бюлер, Доказавшие, что на первый план при запоминании и воспроизведении выдвигается смысловое содержание материала. Особое место в исследованиях памяти занимает проблема изучения высших произвольных и сознательных форм памяти, позволяющих человеку осознанно применять приемы мнемической деятельности произвольно обращаться к любым отрезкам своего прошлого.
Несмотря на реальные успехи психологических исследований памяти, физиологический механизм запечатления следов и природа самой памяти полностью не изучены. Философы и психологи конца 19- начало 20 в. Ограничивались лишь указанием на то, что память является «общим свойством материи». К 40-м гг. ХХ в.в отечественной психологии уже сложилось мнение о том, что память – это функция мозга, а физиологической основой памяти является пластичность нервной системы. Пластичность нервной системы выражается в том, что каждый нервно-мозговой процесс оставляет после себя след, изменяющий характер дальнейших процессов.
II вопрос.
ВИДЫ ПАМЯТИ.
Основные виды памяти различают:
1.по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую;
Двигательная (или моторная) память – это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Двигательная память является основой для формирования различных практических и трудовых навыков, ровно, как и навыков ходьбы, письма и т.д. Без памяти на движения мы должны были бы каждый раз учиться осуществлять соответствующие действия. Правда, при воспроизведении движений мы не всегда повторяем их точь-в-точь в том же виде, как раньше. Некоторая изменчивость их, отклонение от первоначальных движений, несомненно имеется, но общий характер движений все же сохраняется. Например, такая устойчивость движений вне зависимости от обстоятельств характерна для движений письма (почерк) или наших некоторых двигательных привычек: как мы подаем руку, приветствуя своего знакомого, как мы пользуемся столовыми приборами и т. д.
Эмоциональная память – это память на чувства. Данный вид памяти заключается в нашей способности запоминать и воспроизводить чувства. Эмоциональная память имеет очень важное значение в жизни и деятельности каждого человека. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают в виде сигналов, либо побуждающих к действию, либо удерживающих от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания.
Первые проявления памяти у ребенка наблюдаются к концу первого полугода жизни. В это время ребенок может радоваться или плакать при одном лишь виде того, что раньше доставляло ему удовольствие или страдание.
Образная память – это память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы и т. д. Суть образной памяти заключается в том, что воспринятое раньше воспроизводится затем в форме представлений. Характеризуя образную память, следует иметь в виду все те особенности, которые характерны для представлений, и прежде всего их бледность, фрагментарность и неустойчивость.
Образная память начинает проявляться у детей примерно в то же время, что и представления, т.е. в полтора-два года. Если зрительная и слуховая память обычно хорошо развиты и играют ведущую роль в жизни людей, то осязательную, обонятельную и вкусовую память в известном смысле можно назвать профессиональными видами памяти.
Словесно-логическая память выражается в запоминании и воспроизведении наших мыслей. Особенностью данного вида памяти является то, что мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической. При этом словесно-логическая память проявляется в двух случаях;
а) запоминается и воспроизводится только смысл данного материала, а точное сохранение подлинных выражений не требуется;
б) запоминается не только смысл, но и буквальное словесное выражение мыслей (заучивание мыслей).
Развитие обоих видов словесно-логической памяти также происходит не параллельно друг другу. В словесно-логической памяти главная роль отводится второй сигнальной системе, поскольку словесно-логическая память – специфически человеческая память, в отличии от двигательной, эмоциональной и образной, которые в простейших формах свойственны и животным. Опираясь на развитие других видов памяти, словесно-логическая память становится ведущей по отношению к ним, и от уровня ее развития в значительной степени зависит развитие всех других видов памяти.
2. по характеру целей деятельности – на непроизвольную и произвольную. В первом случае имеется в виду запоминание и воспроизведение, которое осуществляется автоматически, без волевых усилий человека, без контроля со стороны сознания. При этом отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить, т.е. не ставится специально мнемическая задача. Во втором случае такая задача присутствует, а сам процесс требует волевого усилия.
3. по продолжительности закрепления и сохранения материала (в связи с его ролью и местом деятельности) – на кратковременную, долговременную, оперативную.
Кратковременная память – это вид памяти, характеризующийся очень кратким сохранением воспринимаемой информации.
Объем кратковременной памяти индивидуален и составляет 7+-2 единицы.
Он характеризует природную память человека и сохраняется, как правило, в течение всей жизни. Объем кратковременной памяти характеризует способность механически, т. е. без использования специальных приемов, запоминать воспринимаемую информацию.
Оперативная память - мнемические процессы, обслуживающие непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции. Без хорошей кратковременной памяти невозможное нормальное функционирование долговременной памяти.
В долговременную память может проникнуть и надолго отложиться лишь то, что когда-то было в кратковременной памяти, поэтому кратковременная память выступает в виде своеобразного буфера, который пропускает лишь нужное, уже отобранную информацию в долговременную память. При этом переход информации из кратковременной в долговременную память связан с рядом особенностей. Так, в кратковременную память попадают последние пять-шесть единиц информации, полученной через органы чувств. Перевод из кратковременной памяти в долговременную осуществляется благодаря волевому усилию. Причем в долговременную память можно перевести информации гораздо больше, чем позволяет индивидуальный объем кратковременной памяти. Это достигается путем повторения материала, который надо запомнить. В результате происходит наращивание общего объема запоминаемого материала.
Все рассмотренные виды памяти играют определенную роль в жизни и деятельности человека, в том числе и учебной деятельности школьника. Школьник, получив учебное задание, должен хорошо помнить не только все указания и инструкции к его выполнению (ОП). Он также должен осознанно вспомнить те ранее приобретенные знания, которые необходимы для успешного решения задачи (ДП). Конкретные же слова и выражения учителя ему надо обязательно кратковременно помнить (без этого он попросту не поймет речь учителя), но лишь для того, чтобы уяснить смысл задания; удерживать их в памяти в дальнейшем нет нужды. Учитель со своей стороны должен тщательно и продуманно отбирать материал, который ученик должен запоминать надолго. Чтобы перевести этот материал на уровень долговременной памяти необходимо, прежде всего, специально организовать процесс запоминания.
III вопрос.
ПРОЦЕССЫ ПАМЯТИ.
Память – сложная психическая деятельность. В ее составе можно выделить отдельные процессы. Основные из них – запоминание, сохранение, воспроизведение и узнавание.
Запоминание.
Деятельность памяти начинается с запоминания, т. е. с закрепления тех образов и впечатлений, которые возникают в сознании под воздействием предметов и явлении действительности в процессе ощущения и восприятия. С точки зрения физиологии запоминание – это процесс образования и закрепления в мозгу следов возбуждения.
Различают два вида запоминания: непроизвольное и произвольное.
Непроизвольное запоминание имеет большое значение в жизни человека, оно расширяет и обогащает его жизненный опыт, не требуя от человека специальных усилий. Определенную роль оно играет и в учебной деятельности ученика.
Особенности непроизвольного запоминания:
-невольно остается в памяти то, что связано с основной цель деятельности (эксперимент Смирнова и Зинченко)
-остаются в памяти эмоционально окрашенные события
- то, что связано с потребностями и интересами человека
-эффект края
-эффект Зейгарник (1927г)
Условия успешного произвольного запоминания.
Для успешного запоминания большое значение имеет установка на запоминание, ее наличие очень важно. Имеет значение не только сама установка на запоминание, но и характер этой установки. Для прочного закрепления знаний существенна установка на прочное и длительное сохранение в памяти учебного материала. Двум группам учащихся было предложено заучить один и тот же материал за одно и то же время. Учащихся первой группы предупредили, что проверять их будут через день, а другой – через неделю. Однако проверили обе группы через две недели. Результаты опроса показали, что гораздо лучше помнили материал учащиеся второй группы.
Итак, если школьник, студент запоминает материал только для того чтобы завтра ответить учителю или сдать зачет, экзамен, то этот материал будет вскоре забыт. И наоборот, материал будет долго храниться в памяти, если ученик запоминал его, осознавая, что этот материал важен, пригодится в жизни и его надо запомнить прочно и надолго.
Успешность запоминания прямо зависит от активности ученика исамостоятельности его деятельности. Запоминаемый материал должен быть объектом деятельности школьника. Чем активнее ученик работает с материалом, тем лучше он его запоминает. Оптимальным является сочетание активной деятельности с установкой на прочное запоминание
Механическое и осмысленное запоминание. Произвольное запоминаниеможет осуществляться двумя способами: механическим и осмысленным.
Механическое запоминание – это последовательное заучивание отдельных частей материала без опоры на смысловую связь между ними. Так, школьница, готовя урок, 5-6 раз прочитала материал учебника. В классе девочка хорошо пересказала то, что было написано в книге, но не смогла ответить на самые простые вопросы учителя. «Я лучше все подряд расскажу, мне на вопросы отвечать трудно», - заявила она. Это произошло потому, что ученица заучила урок механически, не вдумываясь и не вникая в содержание материала.
Осмысленное запоминание основано на понимании смысла, осознании отношений и внутренней логической связи как между частями запоминаемого материала, так и между данным материалом и прежними знаниями. Механическое запоминание основано на простом повторении – перечитывании учебного материала в расчете на то, что он в конце концов запомнится; осмысленное же запоминание основано на понимании.
Сохранение и забывание.
Сохранение – это удержание заученного в памяти, т.е. сохранение следов и связей в мозгу.
Забывание – исчезновение, выпадение из памяти, т.е. процесс угасания, ликвидации, «стирание» следов, затормаживания связей. Эти два процесса, противоположные по характеру, по сути дела представляют разные характеристики одного процесса. Сохранение – это не что иное, как борьба с забыванием.
Роль повторений. Важное средство против забывания – повторение. «Повторение – мать учения» - гласит пословица. Повторение не только основное условие прочного запоминания учебного материала, но и условие последующего сохранения его в нашей памяти. Учитывая, что забывание происходит особенно быстро в первое время, начинать повторять нужно как можно раньше, чтобы предупредить забывание, а не тогда, когда учебный материал уже почти забыт. Чем раньше мы приступаем хотя бы к беглому повторению материала, тем легче он полностью восстанавливается и тем меньше требуется для этого повторений.
Основной путь предупреждения забывания – это применение усвоенных ранее знаний на практике. Школьник, систематически применяющий в упражнениях и диктантах выученные правила правописания, не забывает их. Решая задачи на определенные правила, учащиеся прочно запоминают эти правила.
Забывание и борьба с ним.
Бороться с забыванием нужно потому, что часто забывается необходимое, важное, полезное.
Забывание может быть полным или частичным, длительным или временным.
При полном забывании закрепленный материал не только не воспроизводится, но и узнается.
Частичное забывание материала происходит тогда, когда человек воспроизводит его не весь или с ошибками, а также тогда, когда только узнает, но не может воспроизвести.
Длительное забывание характеризуется тем, что человеку на протяжении долгого времени не удается воспроизвести, припомнить что-либо.
Временное забывание - это когда человек не может воспроизвести нужный материал в данный момент, но спустя некоторое время все же воспроизводит его.
Процесс забывания протекает неравномерно: вначале бастро, затем медленнее. После заучивания, например, в течение первых 10 дней забывание идет быстрее, чем в последующие 10 дней. На рисунке 1 графически показан ход забывания механически заученного материала. При осмысленном запоминании забывание материала протекает несравненно медленнее.
Рис. 1.
% забывания
80
60
40
20
0
19 24 48 144 часы
Изучение процесса забывания выявило одну интересную особенность: наиболее полное и точное воспроизведение обычно бывает не сразу после окончания заучивания, а через 1-2 дня, когда материал как бы закрепится в памяти. Такое отсроченное воспроизведение того, что казалось незакрепившимся в памяти, называют реминисценцией (от латинского слова, означающего «вспоминание»). Реминисценция чаще встречается у детей, чем у взрослых, и возникает в результате отдыха и снятия торможения, вызванного утомлением нервных клеток мозга. Из этого вытекает важная рекомендация: непосредственно перед ответом или экзаменом загружать свой мозг заучиванием не следует. Гораздо лучше можно ответить, если закончить подготовку хотя бы за день.
Узнавание и воспроизведение.
Воспроизведение – процесс появления в сознании представлений памяти, ранее воспринятых мыслей, осуществление заученных движении, в основе чего лежит оживление следов, возникновение в них возбуждения.
Узнавание – появление чувства знакомости при повторном восприятии (благодаря наличию слабого, минимального следа, который остался в коре головного мозга после предыдущего восприятия).
4 вопрос.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ ИЕЕ РАЗВИТИЕ.
Процессы памяти у разных людей протекают неодинаково.
Память человека можно характеризовать в зависимости от того, насколько развиты у него отдельные процессы памяти. Мы говорим у человека хорошая память, если он отличается:
быстротой запоминания,
прочностью сохранения,
точностью воспроизведения и
готовностью памяти.
Для людей с сильной памятью характерно быстрое запоминание и длительное сохранение информации. Известны люди с исключительной силой памяти. Например, А.С.Пушкин мог прочесть наизусть длинное стихотворение, написанное другим автором, после двукратного его прочтения.
Некоторые люди, для того чтобы запомнить, нуждаются в зрительном восприятии того, что они запоминают. Это люди так называемые зрительного типа памяти. Другим для запоминания нужны слуховые образы. Данная категория людей обладает слуховым типом памяти. Кроме того, существуют люди, которые, для того чтобы запомнить, нуждаются в движении и особенно в речевых движениях. Это люди обладающие двигательным типом памяти (в частности речедвигательным).
Смешанный тип памяти повышает вероятность быстрого и долговременного заучивания. Кроме того, участие в процессах памяти нескольких анализаторов ведет к большей подвижности в использовании образованных систем нервных связей: например, человек не вспомнил что-то на слух – вспомнит зрительно. Поэтому целесообразно, чтобы человек запоминал информацию разными способами: путем прослушивания, чтения, рассматривая иллюстрации, делая зарисовки, наблюдая и т. д.
Закрепление учебного материала:
Таким образом, мы рассмотрели основные характеристики памяти. Давайте закрепим пройденный материал.
«Фишбоун». (Рыбный скелет): голова - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки — суть понятии, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.
Домашнее задание: 1.Знать материал лекции. 2. Составить кластер или кроссворд по изученной теме.
Список используемой литературы.
Крутецкии Общая психология.
А.Г. Маклаков. Общая психология. Питер, 2004.
С.Л. Рубенштейн. Основы общей психологии. СПб.: Питер,1999.