ПАМЯТЬ
Цель:
- Познакомить студентов с познавательным процессом “память”, дать его общую характеристику;
- Раскрыть физиологический механизм этого процесса, определить и дать характеристику основным видам памяти человека;
- Познакомить с основными процессами памяти и условиями успешного запоминания и воспроизведения материала.
- Развивать у студентов общее представление о познавательной деятельности человека, ее связи с высшей нервной деятельностью, воспитывать интерес к дисциплине.
1 слайд (Заставка)
2 слайд. (Определение)
Память - это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение того, что мы раньше воспринимали, переживали или делали.
К каким психологическим процессам относится память?
3 слайд
Память относится к познавательным процессам.
Для чего нужна память?
•Накопление впечатлений об окружающем мире
•Сохранение опыта
•Использование жизненного опыта
•Хранение знаний и навыков
4 слайд
Какой бывает память? (по времени)
- Кратковременной
- Долговременной
- Оперативной
5 слайд
Для чего нужна кратковременная память?
Кратковременная память имеет относительно небольшую длительность - несколько секунд или минут. Она достаточна для точного воспроизведения только что происшедших событий, только что воспринятых предметов и явлений.
6 слайд
Для чего человеку необходима долговременная память?
Долговременная память обеспечивает продолжительное
сохранение материала.
В ней важны установка запомнить надолго, необходимость этих
сведений для будущего, их личностная значимость для человека.
7 слайд
Что такое оперативная память?
Под этим понятием понимается запоминание каких-то сведений на время, необходимое для выполнения определённой деятельности.
8 слайд
Какие 2 типа памяти вы помните?
Произвольная и непроизвольная память
9 слайд
Для чего нужна произвольная память? И что для этого необходимо человеку?
Чтобы запомнить информацию. Для этого необходимы цель и волевые усилия.
10 слайд
При каких условиях возникает непроизвольная память?
Связана с эмоциями
11 слайд
Какие существуют виды памяти?
- Эмоциональная
- Образная
- Моторная
- Логическая
12 слайд
С чем связана эмоциональная память
Эта память связана с переживаниями.
Эмоциональная память самая прочная.
13 слайд
В виде чего сохраняется информация при образной памяти?
Информация запоминается в виде образов
Какой ещё может быть память? (Связана ли она с анализаторами?)
14 слайд
Что такое моторная память?
Запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений.
15 слайд
Логическая память. С чем она связана?
Логическая память — результат тех интеллектуальных возможностей, которые есть у человека.
16 слайд
Назовите основные свойства памяти.
- ОБЪЕМ (количество запомненной и сохранённой информации )
- БЫСТРОТА ЗАПОМИНАНИЯ (скорость произвольного запоминания)
- ГОТОВНОСТЬ К ВОСПРОИЗВЕДЕНИЮ (использование в практической деятельности имеющуюся информацию)
- ТОЧНОСТЬ (точно сохранять, точно воспроизводить запечатленную в памяти информацию)
- ДЛИТЕЛЬНОСТЬ СОХРАНЕНИЯ (удерживание определенное время необходимой информации)
17 слайд
Сохранение и забывание
Что является сохранением?
Сохранение - это удержание в памяти
Что является забыванием?
Забывание - это исчезновение, выпадение из памяти заученного.
18 слайд
Зависит ли память от индивидуальных особенностей личности. Если зависит, то от каких?
- Интересы и склонности (информация, связанная с интересами запоминается лучше)
- Отношение личности к той или иной деятельности
19 слайд
Особенности памяти у женщин
Считается, что у женщин гораздо хуже развита зрительно-пространственная память. Поэтому не исключено, что девочки могут иметь затруднения при изучении таких предметов, как геометрия или физика, где требуется установление соотношений.
20 слайд
Особенности памяти у мужчин.
У мужчин, например, лучше развита произвольная память и хуже непроизвольная.
21– 24 слайд
Рассмотрим группы людей с разными особенностями памяти.
25 слайд
Спасибо за внимание!
А теперь ответьте на несколько вопросов теста, который у вас расположен на столах.
Просмотр содержимого документа
«ПАМЯТЬ 2»
ПАМЯТЬ
Цель:
Познакомить студентов с познавательным процессом “память”, дать его общую характеристику;
Раскрыть физиологический механизм этого процесса, определить и дать характеристику основным видам памяти человека;
Познакомить с основными процессами памяти и условиями успешного запоминания и воспроизведения материала.
Развивать у студентов общее представление о познавательной деятельности человека, ее связи с высшей нервной деятельностью, воспитывать интерес к дисциплине.
1 слайд (Заставка)
2 слайд. (Определение)
Память - это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение того, что мы раньше воспринимали, переживали или делали.
К каким психологическим процессам относится память?
3 слайд
Память относится к познавательным процессам.
Для чего нужна память?
Накопление впечатлений об окружающем мире
Сохранение опыта
Использование жизненного опыта
Хранение знаний и навыков
4 слайд
Какой бывает память? (по времени)
Кратковременной
Долговременной
Оперативной
5 слайд
Для чего нужна кратковременная память?
Кратковременная память имеет относительно небольшую длительность - несколько секунд или минут. Она достаточна для точного воспроизведения только что происшедших событий, только что воспринятых предметов и явлений.
6 слайд
Для чего человеку необходима долговременная память?
Долговременная память обеспечивает продолжительное
сохранение материала.
В ней важны установка запомнить надолго, необходимость этих
сведений для будущего, их личностная значимость для человека.
7 слайд
Что такое оперативная память?
Под этим понятием понимается запоминание каких-то сведений на время, необходимое для выполнения определённой деятельности.
8 слайд
Какие 2 типа памяти вы помните?
Произвольная и непроизвольная память
9 слайд
Для чего нужна произвольная память? И что для этого необходимо человеку?
Чтобы запомнить информацию. Для этого необходимы цель и волевые усилия.
10 слайд
При каких условиях возникает непроизвольная память?
Связана с эмоциями
11 слайд
Какие существуют виды памяти?
Эмоциональная
Образная
Моторная
Логическая
12 слайд
С чем связана эмоциональная память
Эта память связана с переживаниями.
Эмоциональная память самая прочная.
13 слайд
В виде чего сохраняется информация при образной памяти?
Информация запоминается в виде образов
Какой ещё может быть память? (Связана ли она с анализаторами?)
14 слайд
Что такое моторная память?
Запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений.
15 слайд
Логическая память. С чем она связана?
Логическая память — результат тех интеллектуальных возможностей, которые есть у человека.
16 слайд
Назовите основные свойства памяти.
ОБЪЕМ (количество запомненной и сохранённой информации )
БЫСТРОТА ЗАПОМИНАНИЯ (скорость произвольного запоминания)
ГОТОВНОСТЬ К ВОСПРОИЗВЕДЕНИЮ (использование в практической деятельности имеющуюся информацию)
ТОЧНОСТЬ (точно сохранять, точно воспроизводить запечатленную в памяти информацию)
ДЛИТЕЛЬНОСТЬ СОХРАНЕНИЯ (удерживание определенное время необходимой информации)
17 слайд
Сохранение и забывание
Что является сохранением?
Сохранение - это удержание в памяти
Что является забыванием?
Забывание - это исчезновение, выпадение из памяти заученного.
18 слайд
Зависит ли память от индивидуальных особенностей личности. Если зависит, то от каких?
19 слайд
Особенности памяти у женщин
Считается, что у женщин гораздо хуже развита зрительно-пространственная память. Поэтому не исключено, что девочки могут иметь затруднения при изучении таких предметов, как геометрия или физика, где требуется установление соотношений.
20 слайд
Особенности памяти у мужчин.
У мужчин, например, лучше развита произвольная память и хуже непроизвольная.
21– 24 слайд
Рассмотрим группы людей с разными особенностями памяти.
25 слайд
Спасибо за внимание!
А теперь возьмите листочки и ответьте на несколько вопросов теста.
5
Просмотр содержимого презентации
«Память»
Память - это процесс запоминания, сохранения и последующее воспроизведение того, что мы раньше воспринимали, переживали или делали.
Память относится к познавательным процессам.
- Накопление впечатлений об окружающем мире
- Сохранение опыта
- Использование жизненного опыта
- Хранение знаний и навыков
- Долговременной
- Оперативной
Кратковременная память имеет относительно небольшую длительность - несколько секунд или минут. Она достаточна для точного воспроизведения только что происшедших событий, только что воспринятых предметов и явлений.
Например, нужно не забыть сказать другу, чтобы он взял на улицу мяч, не забыть купить хлеб в магазине и т. п. Но вот день прошел, и многие подробности, связанные с ним, отходят на задний план. В этом случае информация хранилась недолго: секунды, минуты или несколько часов.
Долговременная память
обеспечивает продолжительное
сохранение материала.
В ней важны установка запомнить
надолго, необходимость этих
сведений для будущего, их
личностная значимость для
человека.
Под этим понятием понимается запоминание каких-то сведений на время, необходимое для выполнения определённой деятельности.
произвольная
непроизвольная
Примером произвольного запоминания может служить заучивание стихотворения наизусть. Тогда человеку необходимо поставить цель (выучить стихотворение) и приложить волевые усилия для его заучивания.
Когда же, наоборот, цель не ставится, и волевые усилия не прилагаются, но человек помнит какое-либо действие или событие, то это и есть непроизвольное запоминание. Например, просматривая какой-либо фильм, мы не ставим перед собой цели запомнить что-либо, но спустя какое-то время можем вспомнить многие сцены этого фильма.
- Эмоциональная
- Образная
- Моторная
- Логическая
Эта память связана с переживаниями.
Эмоциональная память самая прочная.
Образная память
Информация запоминается в виде образов.
Память может быть:
- зрительной
- осязательной
- обонятельной
- вкусовой
- слуховой
Запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений.
Эти движения запрограммированы - ходьба, подъем по ступенькам, плаванье и т.д.
Моторная память помогает нам воспроизводить привычные действия.
Сложно запомнить какой-либо материал без понимания, без логического восприятия.
Логическая память — результат тех интеллектуальных возможностей, которые есть у человека.
- ОБЪЕМ (количество запомненной и сохранённой информации )
- БЫСТРОТА ЗАПОМИНАНИЯ ( скорость произвольного запоминания )
- ГОТОВНОСТЬ К ВОСПРОИЗВЕДЕНИЮ ( использование в практической деятельности имеющуюся информацию )
- ТОЧНОСТЬ ( точно сохранять, точно воспроизводить запечатленную в памяти информацию )
- ДЛИТЕЛЬНОСТЬ СОХРАНЕНИЯ ( удерживание определенное время необходимой информации
Сохранение и забывание
- Интересы и склонности (информация, связанная с интересами запоминается лучше)
- Отношение личности к той или иной деятельности
Считается, что у женщин гораздо хуже развита зрительно-пространственная память. Поэтому не исключено, что девочки могут иметь затруднения при изучении таких предметов, как геометрия или физика, где требуется установление соотношений.
У мужчин, например, лучше развита произвольная память и хуже непроизвольная.
- БЫСТРО ЗАПОМИНАЮТ
- ДЛИТЕЛЬНО ХРАНЯТ
- ХОРОШО ВОСПРОИЗВОДЯТ
НЕТ ПРОБЛЕМ С
ЗАУЧИВАНИЕМ МАТЕРИАЛА
ЗАУЧИВАТЬ МАТЕРИАЛ ПУТЕМ
АКТИВНЫХ ПОВТОРЕНИЙ;
Применять различные мнемические приемы;
Слушать,записывать, использовать
Наглядный материал
Установка на длительное запоминание
Привычка самостоятельно повторять
Пройденный материал
Через определенное время
УЧИТЬСЯ ПРИЕМАМ
РАЦИОНАЛЬНОГО ЗАУЧИВАНИЯ