Развивающие: продолжить развитие познавательного интереса, внимательности; мышления, коммуникативных способностей.
Воспитательные: продолжить воспитание культуры питания; ЗОЖ; самостоятельности.
Тип урока: изучения нового материала.
Методы: объяснительно – иллюстративные.
Оборудование: конспект, учебник Матюхиной.
Учащиеся должны знать и понимать:
как происходит процесс пищеварения; содержание витаминов А, В1, В2, С, Е в пищевых продуктах; содержание железа, йода, фтора, цинка в пищевых продукта; как оказать первую помощь при пищевых отравлениях.
Учащиеся должны уметь: работать с таблицами по составу и количеству витаминов и микроэлементов в пищевых продуктах; определять количество витаминов и микроэлементов в пищевых продуктах; составлять дневной рацион, включающий суточное содержание витаминов и микроэлементов; определять продукты органолептическим способом.
Метапредметные результаты (блоки УУД):
целеполагание, планирование, способность организовывать свое рабочее место под руководством учителя (Р);
умение участвовать в работе группы, договариваться друг с другом, умение отражать в устной речи результаты своей деятельности, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, сотрудничать с учителем (К);
умение работать с информацией, выделять необходимое, структурировать и анализировать полученные знания, делать выводы, умение работать с таблицами, выбор наиболее интересной и познавательной информации о витаминах и минеральных веществах, творческий подход к выполнению задания (П).
Личностные результаты: формирование мотивации к правильному полезному питанию учащегося, понимание и формирование ценности здорового образа жизни, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности, применение полученных знаний при формировании здорового образа жизни.
Дидактические средства: слайдовая презентация к уроку «Правильное питание – залог здоровья!», карточки-задания (ситуации), карточки-задания (практическая работа), карточка «Суточное потребление белков, жиров и углеводов», карточка «Суточное содержание витаминов и микроэлементов», справочник по содержанию витаминов и микроэлементов в различных продуктах питания, карточка «Первая медицинская помощь при пищевом отравлении».
1. Организационный момент: проверка отсутствующих; проверка готовности учащихся к уроку.
2. Актуализация ранее изученного материала.
Здоровье – это непреходящая ценность, которую осознаешь, когда теряешь... Пока человек здоров, он почти не нуждается в знаниях о себе, а когда заболевает – время оказывается уже упущенным и побороть болезнь полностью не удается. Наше здоровье зависит от многих факторов, в том числе и от питания. Сегодня на уроке мы научимся выбирать здоровую и полезную пищу.
Проблемная ситуация. Одни говорят: «Мы живем для того, чтобы есть», другие «Мы едим для того, чтобы жить» Кто же прав? (Рассуждения учащихся).
Мы живем благодаря еде, она дает нам энергию. Энергия нужна человеку для жизни. Если правильно составлять свой рацион питания, то можно прожить дольше, чем мы живем. Наука в настоящее время доказывает, что средний возраст жизни может составить больше 100 лет, но и это не придел!
3 Изучение нового материала.
Игровая ситуация. Класс делится на две команды, каждой выдается карточка-задание с условием:
вы оказались на тропическом острове;
вы пошли в поход;
Что вам необходимо в первую очередь?
В итоге обсуждения учащиеся приходят к выводу, что существуют основные (базовые) потребности человека в одежде и пище (данный материал опирается на опыт учащихся, полученный ранее на уроках окружающего мира).
Представим зависимость здоровья человека от количества употребляемой пищи (рисунок А.1).
Рисунок А.1 – Зависимость здоровья человека от потребностей и возможностей организма
Питание определяет продолжительность и качество жизни человека. Исходя из закона сохранения здоровья, следует, что при избыточном и недостаточном питании происходит нарушение функций организма.
Это приводит к снижению работоспособности и ухудшению состояния здоровья [2].
Еда Потребности= З
Еда
Еда = Потребности = З =
Что такое пища? Для чего она нужна? (Ответы учащихся).
(Под запись) Пища – любое вещество, пригодное для еды и питья, получаемое человеком из окружающей среды и используемое им для поддержания жизнедеятельности и восполнения расходуемой энергии [3].
Пища нужна человеку:
для роста организма (является «строительным материалом»);
для получения энергии (для поддержания процессов жизнедеятельности организма человека);
для получения информации об окружающем мире; существует способ получения информации о каком-либо продукте, который называется органолептический, то есть, познание мира через органы чувств: вкус – язык; запах – нос; зрение – глаза; прикосновение – кожа; слух – уши [4].
Таким образом, когда человек принимает пищу, то извлекает необходимую для себя информацию, энергию и вещество.
Игровая ситуация. С завязанными глазами, используя вкусовые ощущения, обоняние, прикосновения угадать продукт (свекла, помидор).
Что же происходит с пищей в организме человека? (Рассуждения учащихся).
Как только человек слышит запах еды, начинается пищеварительный процесс – вырабатывается слюна и желудочный сок. После попадания пищи в организм происходит ее смешивание с желудочным соком. Затем пища перемещается по пищеводу, после чего она попадает в желудок и разделяется на составляющие, которые используются на нужды организма (рисунок А.2).
(Под запись) Физиология питания – это наука о переваривании или видоизменении пищи в организме человека [5].
Рисунок А.2 – Органы пищеварения человека
Основной признак живого организма – обмен веществ и энергии.
Обмен веществ – процесс, связанный с перевариванием пищи, усвоением питательных веществ в организме человека, который обеспечивает его рост, развитие, деятельность и жизнь в целом [6].
Наиболее важными веществами для жизнедеятельности организма и энергии являются белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли и микроэлементы.
(Под запись) Белки – это вещества, повышающие работоспособность органов тела.
(Под запись) Жиры – вещества, регулирующие обменные процессы в клетках. Они участвуют в дыхании клеток, принося в них кислород.
Учащимся выдаются для вклеивания карточки «Суточное потребление белков, жиров и углеводов» (таблица А.2).
Таблица А.2 – Карточка «Суточное потребление белков, жиров и углеводов»
Органические вещества
Суточная потребность
Белки
80-100 г / сутки
Жиры
80-100 г / сутки
Углеводы
450-550 г / сутки
(Под запись) Витамины – вещества, которые помогают организму усваивать пищу. Их отсутствие в пище вызывает различные заболевания.
В мире открыто и изучено достаточно много витаминов. Все они обозначаются латинскими буквами. Давайте познакомимся с «Витаминной азбукой» (таблица А.3).
Таблица А.3 – «Витаминная азбука»
Название витамина
Для чего необходим?
В каких продуктах содержится?
Витамин А
Необходим для зрения, укрепления костей, кожи, волос, работы иммунной системы
(Под запись) Минеральные соли – это компоненты, которые участвуют в процессе обмена веществ.
Минеральные вещества входят во все продукты питания в разных количествах. По количественному составу их можно разделить на микро- и макроэлементы (рисунок А.3).
Рисунок А.3 – Классификация минеральных веществ
Необходимыми микроэлементами для организма человека являются йод, железо, цинк, фтор. Давайте же узнаем, какую роль они играют в организме, и в каких продуктах содержатся (таблица А.4). –Содержание микроэлементов в пищевых продуктах и их роль в организме человека
Для того чтобы наше питание было полноценным и содержало в себе необходимое количество витаминов и микроэлементов, необходимо знать их суточное содержание в организме.
Учащимся выдаются для вклеивания карточки «Суточное содержание витаминов и микроэлементов» (таблица А.5).
Таблица А.5 – Карточка «Суточное содержание витаминов и микроэлементов»
Витамины и микроэлементы
Суточная потребность
А
8000
B1
30
B2
60
C
1,7
E
2
Железо
18
Йод
150
Фтор
2
Цинк
15
Угадать, о каком микроэлементе идет речь?
1 Наибольшее его количество содержится в зубах, костях и ногтях. (Фтор)
2 Оно входит в состав гемоглобина крови. (Железо)
3 Регулирует обмен веществ в организме. (Йод).
4. Домашнее задание. Выучить конспект. Подготовиться к диктанту.
подготовить сообщение на тему: «Интересные факты о витаминах и минеральных веществах» (уровень сложности I);
подготовить устную «рекламу» любимого фрукта или овоща (обязательно отметить содержание в нем питательных и минеральных веществ) (уровень сложности II);