Расскажи - и я забуду,
покажи - и я запомню,
дай попробовать - и я пойму.
(Китайская мудрость)
Одним из определяющих факторов развития творческой активности и умственной самостоятельности школьников является стремление самого ученика к познанию. Вот почему от учителя требуется создать у школьника положительную мотивацию к выполнению умственных и практических действий. Казалось бы, все ясно, но как развить у школьника желание самостоятельно выполнять каждое упражнение на уроке или дома, как сформировать стремление к познанию, умение управлять собственной познавательной деятельностью?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«МОЁ ОРИГИНАЛЬНОЕ НАЧАЛО УРОКА»
МОЁ ОРИГИНАЛЬНОЕ НАЧАЛО УРОКА
Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму.
(Китайская мудрость)
Одним из определяющих факторов развития творческой активности и умственной самостоятельности школьников является стремление самого ученика к познанию. Вот почему от учителя требуется создать у школьника положительную мотивацию к выполнению умственных и практических действий. Казалось бы, все ясно, но как развить у школьника желание самостоятельно выполнять каждое упражнение на уроке или дома, как сформировать стремление к познанию, умение управлять собственной познавательной деятельностью?
Решение этих и подобных вопросов во многом зависит от умения учителя овладеть вниманием учеников. Как правило, удачно выбранный вид деятельности учащихся в начале урока настраивает их на плодотворную работу на протяжении всех 45 минут. Вот почему особое внимание уделяю организации начала урока.
Итак, начало урока. На этом этапе использую преимущественно те приемы активизации, которые обеспечивают подведение учащихся к осознанию необходимости усвоения нового материала или выполнения определенного задания.
Планируя способ включения учеников в урок, думаю о создании мотивационной основы их работы. Известно же, что именно творческие, причем посильные, задания наиболее цепко держат внимание ребят. При этом опора на интерес и радость, которую получат дети от сделанных на уроке открытий и, главное, открытий своих возможностей, способностей, поможет создать мотивационную основу для истоков творческой, созидательной деятельности. Помогает в поиске построения начала урока осознание того, что сложность, доступная для ребят, и новизна — основные причины интереса.
При этом нельзя не учитывать, что ребята быстро привыкают к одному методу преподавания и устают от однообразия организации их деятельности на уроке, а новое начало позволит избежать этого, даже если вся остальная часть урока построена традиционно (Окунев А.А. Спасибо за урок, дети! О развитии творческой способностей учащихся: Книга для учителя: Из опыта работы, 1988).
Перечислю лишь некоторые способы организации начала урока, используемые мною.
Неверный ответ.
На доске записаны вопросы по изучаемой теме и ответы к ним, среди которых есть как верные, так и неверные. Где допущены ошибки?
Пословица, как эпиграф к уроку.
а) Добрый уход за инструментами, порядок на рабочем месте.
Без погляду нет хозяйства.
Всякий уход не живет без забот.
Порядок дела не портит.
Порядок - душа всего дела.
Что на месте лежит, то само в руки бежит.
Каждой вещи - свое место.
Порядок время бережет.
Без порядку толку нет.
Не в толк и старание, когда порядка нет.
Хорошо смазал, хорошо и поехал.
б) Делать аккуратно, добротно.
Криво да косо клеймом не поправишь.
Одно кривое окно весь фасад портит.
Делать как - нибудь, так никак и не будет.
По работе и работника знают.
В дыму не печь виновата.
Темпы без качества есть рвачество.
У халатности три брата: авось, небось да как- нибудь.
Лучше сидеть сложа руки, чем делать спустя рукава.
Кто не пашет, у того и огрехов нет.
Большая работа требует большой заботы.
в) Иметь навык.
Побеждают не числом , а уменьем и умом.
Без умения и сила не причем.
Не тот молодец , кто нашел себе дело , а тот молодец , кто исполняет умело.
Умелый тоже ошибается, да скоро поправляется.
Умелые руки - помощники науки.
У кого сноровка, тот и работает ловко.
Человек без умения - недоразумение.
Кто не умеет рисовать , должен краски растирать.
г) Ценить мастера.
Кто ладно строит, тот дорого стоит.
Всякого жалуют по уму.
Мастером нельзя родиться, мастерству надо учиться.
Мастерские руки - от доброй науки.
Передовиком каждый может стать, кто науку в дело приложит.
Работай руками и головой - будешь передовой.
Семь раз отмер, один раз отрежь.
д) Держать ритм.
Кто не идет вперед, тот отстает.
От своих отстал - сиротой стал.
На час опоздаешь- годом не наверстаешь.
Чтобы не спешить, надо не опаздывать.
Чтобы не ошибиться, надо не торопиться.
Наскоро делать - переделывать.
На скору ручку - комком и в кучку.
е) Ум, обучение.
Повторять да учить - ум точить.
Лишний ум не помеха.
Без ума ни топором тяпать, ни ковырять лапоть.
Учиться никогда не поздно.
Кто кончает учиться , тот кончает расти.
Не выучит школа , выучит охота.
Была бы охота , а выучиться можно.
Не помучишься - не научишься.
Корень учения горек , да плод его сладок.
Не учась и лаптя не сплетешь. ("Занимательное черчение" на уроках и внеклассных занятиях, С.В.Титов, 2006г.)
Пароль.
Учащиеся при входе в класс должны назвать дежурному «пароль», т.е. любой термин по изучаемой теме.
Разгадай кроссворд/головоломку/шараду.
Шарады
В тетради я бываю Косая и прямая. В другом совсем значении Я планка для черчения. И, наконец, порою В шеренгу вас построю. (ЛИНЕЙКА)
Я с Л смягченным - под землей, Бываю каменный и бурый, А с твердым - в комнате моей В геометрической фигуре. (УГОЛЬ - УГОЛ)
С С можешь в булочной купить, С Ш в бане себя мыть С М тебя я одеваю, С Л собачкой завожусь,.
С Ч над морем я летаю, С Г в машине нахожусь,
(САЙКА - ШАЙКА - МАЙКА - ЛАЙКА - ЧАЙКА - ГАЙКА )
вид ткани – 4 буквы, лесной зверек -2 буквы, а вместе - изделие для соединения различных элементов.
(КРЕПЁЖ)
Ребусы
(ВАТМАН)
(МАСШТАБ)
(СОПРЯЖЕНИЕ)
«Выбери меня»
Учащимся предлагается из набора(?) чертежей отобрать те, которые относятся к теме урока и обосновать свой выбор