умеют отличать съедобные грибы от несъедобных и ядовитых; объяснять, в чем отличие грибов от животных и растений.
- проявляют способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- формирование умения делать выводы в результате совместной деятельности класса и учителя;
-умение проводить сравнение и классифицировать; фиксировать затруднение. - использование знаково-символических средств.
- умение на основании наблюдений делать умозаключения; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; работать с информацией, представленной в разных форматах;
- умение составлять план решения проблемы совместно с учителем; работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;
-умение слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; сотрудничать в совместном решении проблемы; высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать.
- умение аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
Время, мин. | Элементы методической структуры занятия | Содержание этапов занятия | Педагогическая оценка* |
мин | I.Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент). Цель: включение деятельность на личностном уровне | Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь все понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давать, Чтоб за работу получать Только лишь отметку «пять»! - Итак, начинаем наш урок окружающего мира. А как вы думаете, для чего мы изучаем этот предмет? - Я очень рада видеть ваши весёлые и пытливые глазки. Удачи вам и новых открытий! А я от вас жду активной работы на уроке, хороших отметок..У вас на парте листы самооценки. Каждое выполненное задание оцените в этих листах. Лист самооценки ученика (цы) ____ класса ________________________________________ Критерии | Мои комментарии | Оценка (1-5 баллов) | Готовность к уроку | | | Активность на уроке | | | Работа в парах | | | Личный вклад в работу группы | | | Самостоятельная работа | | | | |
3 мин | II.Актуализация опорных знаний и постановка проблемы Цель: актуализация полученных ранее знаний | Мы с вами знаем, что живую природу делят на царства, а вот на какие давайте вспомним и заполним схему. (Работа с интерактивной доской) . царства ? бактерии животныеее растения - А вот какое ещё царство существует в природе, вы узнаете, выполнив задание в группах. - Вспомните правила работы в группе. - Предлагаю вам от каждой группы подойти к раскладочному столику и выбрать номер группы и задания каждой группе. ( На раскладочном столике лежат задания под каждым номером картинки- пазлы «Грибы» №1 «Опята», №2 «Лисички»,№ 3 «Мухомор», №4 «Подосиновик», № 5 «Маслята» ) | Бородина К Иванов К Федяев М |
5 мин | III.Определение темы и постановка учебной задачи. Цель: выявление и фиксация места и причины затруднения | - Что вы увидели на собранных вами картинках - пазлах? (Грибы) - Какова тема нашего урока? (Грибы) - Какую цель вы поставите перед собой на уроке? (Расширять знания о грибах) - Откройте учебник и прочитайте тему нашего урока в учебнике. - На какие вопросы вы бы хотели получить ответы? ( Какое строение имеют грибы? Какие они бывают? Как правильно собирать грибы? Какое значение имеют грибы?) - Используя условные обозначения, составим план нашего урока План урока 1. Осудим вместе. 2.Работа в парах. 3. Задание. Работа с учебником 4. Работа в группах. 5.Вспомни: это ты уже знаешь. 6.Задание. Самостоятельная работа. 7. Сделаем вывод. 8 Домашняя работа (Условные обозначения учащиеся, с помощью магнита крепят на доске) | Фролова Ж. Тарасова А. Жуков А. Головенко П. Ермолов Е. Шишкина В. |
1 мин | IV.Физминутка | Зарядка для глаз. (Офтальмологический тренажер Базарного) Чтобы нам не уставать, надо плюс нарисовать Зоркость чтоб развить немножко, мы пройдём по синей дорожке. Ох, забот у нас немало, пройдём по красному овалу. Мы на месте не стоим, по восьмёрке пробежим. | Фронтальная работа |
10 мин | V.Совместное открытие новых знаний Цель: научить решать учебную задачу Работа в парах. Практическая работа | - Следуя нашему плану, давайте обсудим вместе, следующий вопрос. - Долгое время грибы считали растениями, но это неверно, в настоящее время их относят к царству грибов. Почему? (Потому что они постоянно растут, как и растения) - Давай вспомним, какого цвета грибы? (Жёлтые, красные, белые, коричневые) - - Бывают ли грибы зелёного цвета? (Нет, они имеют только зеленоватый оттенок) - Итак, назовите отличие растений от грибов? (Грибы не имеют зелёной окраски). – Чем похожи грибы на животных? (Грибы питаются готовыми органическими веществами) - В чем отличие грибов от животных? (Грибы не передвигаются, не могут вырабатывать питательные вещества сами.) -Так какой вывод мы можем сделать? ( Грибы не относятся ни к животным ни растениям, значит, грибы относятся к отдельному царству. Царству Грибов) - А теперь давайте вспомним, строение гриба, и следующим этапом нашего урока будет работа в пара. - На парте у вас лежит рисунок – схема «Строения гриба». Обозначьте каждую часть гриба. - Проверьте себя по учебнику стр. 49 - Из каких частей состоит тело гриба? - А теперь давайте заглянем по шляпку гриба, как вы думаете, что мы можем там увидеть, давайте об этом прочитаем в учебнике на стр 51. (Чтение текста учащимися и составление рассказа по вопросам). - Какие грибы называются шляпочными? - Какой гриб считается царём грибов? - Какие грибы называются трубчатыми, а какие пластинчатыми? - Как грибы размножаются? – Где растут грибы? (На почве) - На чем еще могут расти грибы, кроме почвы? (На деревьях) - Вот посмотрите – это также грибы. (Рассматривание плесени на хлебе, кусочка гриба – трутовика) – Почему это возможно? (Они разрушители – перерабатывают органические вещества). - Каким будет следующий этап нашего урока? (Работа в группах) - Верно, но прежде давайте просмотрим видеофильм о грибах. Обратите внимание, о какой пользе грибов и о каком вреде говорится в фильме. Просмотр видеофильма | Головенко П. Иванов К. Степанов К. Лифенцев Д. Красненко А. Василенко Т |
7 мин | VI.Усвоение новых знаний и способов действий. Цель: организовать столкновение разных мнений. | - Что интересного вы узнали, просмотрев это видео, мы узнаем в ходе игры «Суд над грибами» - Роль «защитников» – убедить нас в пользе грибов, а роль «обвинителей» – убедить во вреде грибов, и в необходимости их уничтожения в природе. «Защитники»: (Грибы полезны: повышают плодородие почвы, их употребляют в пищу человек и животные, используют для изготовления простокваши, сыра лимонной кислоты, в производстве хлеба. Они выполняют роль санитаров) «Обвинители»: (Грибы вредны: ядовиты для человека, разрушают деревья, портят старые картины и рукописи). – Какой приговор мы можем вынести? (Уничтожать грибы нельзя, но не все грибы полезны для человека) | Жуков А. Головенко П. |
3 мин | VII.Физминутка | - Назовите следующий этап урока. («Вспомни: это ты уже знаешь».) А проведём мы его в форме физминутки. Какие грибы мы собирали на картинках - пазлах? (Опята, лисички, мухомор, подосиновик, маслята) - Какой гриб лишний? (Мухомор) - Верно «Мухомор». А почему? (Грибы бывают съедобные и несъедобные). Предлагаю задание: - Девочки собирают съедобные грибы, мальчики несъедобные и прикрепляют на наше экологическое панно. - Какие грибы собрали девочки? (Белый гриб, лисички, сыроежка, опята, подосиновик, шампиньон, волнушка) - Какие грибы собрали мальчики? (Желчный гриб, мухомор, ложные опята, поганки) - Почему нельзя класть в корзинку незнакомый гриб? (Он может быть ядовитым). | Ермолов Е. |
5 мин 5 мин | VIII.Самостоятельная работа по эталону Цель: проверить уровень знаний обучающихся | - Давайте вспомним, какие правила надо соблюдать при сборе грибов, выполнив самостоятельную работу. -Перед вами на листочках записаны «Правила сбора грибов», вам необходимо выбрать только верные утверждения. 1. Собирать можно только те грибы, которые хорошо знаешь. Ведь среди грибов немало ядовитых. 2. Когда ищешь грибы, не разрывай и не раскидывай в стороны листву, мох. Грибница, оказавшись под лучами солнца, может высохнуть и погибнуть. 3. Чтобы не повредить грибницу, лучше всего сорвать гриб руками. 4. Не надо брать старые грибы. В них может быть опасный для человека яд. 5. Можно собирать с грибы возле шоссейных дорог. - Проверьте себя, какие вы должны были выбрать верные утверждения. (Сверка с эталоном на интерактивной доске) Собирать можно только те грибы, которые хорошо знаешь. Ведь среди грибов немало ядовитых. Когда ищешь грибы, не разрывай и не раскидывай в стороны листву, мох. Грибница, оказавшись под лучами солнца, может высохнуть и погибнуть. Не надо брать старые грибы. В них может быть опасный для человека яд. . - Предлагаю вам выбрать задания по желанию. - На раскладочном столе лежат кроссворды и филворды. Кто уверен в своих силах могут взять филворд «Грибы», а кто сомневается кроссворд «Грибы» 1. Весело на сердце, И уходит грусть, Когда в твою корзинку Попался первый... (груздь.) 2. Возле леса на опушке, Украшая темный бор, Вырос пестрый, как Петрушка, Ядовитый... (мухомор). 3. Я в красной шапочке расту Среди корней осиновых, Меня узнаешь за версту, Зовусь я... (подосиновик). 4. Царь грибов живет в дубраве. Для жаркого нужен маме. (Боровик, белый.) 5. Вот где спряталась, подружка. Под листком сидит... (волнушка). 6. У березок, посмотри: Здесь один, тут целых три! (Подберезовик.) 7. В лесу, на радость людям, Средь молодых сосенок, В блестящей темной шляпке Растет грибок... (масленок). - - Найдите 5 грибов. (Волнушка, груздь, сыроежка, рыжик, подосиновик) | Шишкина В Фролова Ж. Букреева В. |
IХ.Включение новых знаний в систему знаний. Цель: включение в систему знаний и повторений и закрепление ранее изученного Дифференцированная работа |
4 мин | Х.Рефлексия учебной деятельности на уроке Цель: научить фиксировать новое содержание урока; организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности; создать условия для осознания обучающимися своей учебной деятельности, осуществления самооценки результатов деятельности своей и своего класса | - И последний этап нашего урока «Сделаем выводы» - Что нового узнали на уроке? – Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться дома? -Где пригодятся знания, которые вы получили на уроке? – Какое задание понравилось больше всего? – Что вызвало затруднение? – Понравилась ли вам работа на уроке? - Мы выполнили весь план нашего урока? Формулируют конечный результат своей работы на уроке в листах успеха. - Оцените себя. На партах у вас лежат, у каждого по 2 грибочка, а у меня стоят две корзинки. В первую корзинку «Понимание», вы положите Белый гриб, на обратной стороне которого вы поставите балл от 1 до 5. Оцените, насколько вы поняли изученный материал. Во вторую корзинку «Интерес» положите Подосиновик, оцените, насколько интересным вам показался урок. - А я хочу вам за вашу отличную работу вручить в подарок «Памятки правил сбора грибов» Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, достигнут или нет результат, трудности, с которыми встретились на уроке. | Бородина К. Головенко П. Красненко А. Иванов К. Василенко Т. |
| ХI.Домашнее задание | 1 группа «Защитники» подготовят рассказ о пользе грибов. 2 группа «Обвинители», подготовят рассказ о вреде грибов. | |