Данная работа представляет собой конспект урока или классного часа по школьному этикету в начальных классах. Урок начинается с выяснения того, что знают ученики об этикете и с формулировки определения. Учащиеся активно работают, отвечают на вопросы, разгадывают кроссворд. Заканчивается урок учебной игрой.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Школьный этикет"»
Конспект урока
Тема: Школьный этикет
Класс: четвертый класс, общеобразовательный
Цель: развить представления о нравственных нормах и ценностях для достойной жизни личности, семьи, общества, и формирование у учеников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных норм и норм этикета.
Задачи:
Обучающая. Познакомить учеников с понятием «этикет», обобщить и расширить знания о правилах поведения в различных этикетных ситуациях, показать важность их соблюдения.
Развивающая. Обучить школьников способам применения этикетных норм в общественной жизни.
Воспитательная. Развить культурное восприятие мира, воспитать нравственные и этические нормы.
Средства обучения: ИКТ – презентация, иллюстративный материал, источники информации.
Принципы обучения: связи теории с практикой, наглядности, научности, систематичности и сознательности, прочности.
Методы обучения: исследовательский (самостоятельная работа с источниками информации), словесный (эвристическая беседа), практический (выполнение практических заданий, учебная игра), наглядные (иллюстрация).
Ожидаемый результат: усвоение учащимися данного материала, успешное выполнение связанных с этим заданий; инициатива со стороны учащихся к дальнейшему изучению предмета.
Здравствуйте, ребята. Эпиграф сегодняшнего урока: «В человеке должно быть все красиво: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» (А. П. Чехов). Как вы понимаете данное утверждение? (ответы учеников).
Давайте разгадаем маленький кроссворд и попытаемся понять, какой теме посвящен наш урок. Поехали!
Наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле. (Этика)
Что мучает человека, который совершил плохой поступок? (Совесть)
Действия, направленные на удовлетворение личных интересов, в том числе и в ущерб интересам других людей. (Эгоизм)
Действия, результатом которых является причинение зла себе или другим людям. (Порок)
Положительное нравственное качество, высокая нравственность. (Добродетель)
Мораль, правила, которые регулируют отношения между людьми при распределении благ, наград и наказании. (Справедливость)
Вы молодцы, ребята. Какое ключевое слово получилось в нашем кроссворде? Что такое этикет на ваш взгляд? (ответы учеников). В различных словарях русского языка даны определения этикета. Сейчас мы с вами разделимся на две группы, каждая из которых будет искать, что же такое этикет в разных словарях («Этикет – установленный, принятый порядок поведения, форм обхождения» (Толковый словарь), «Этикет – м. франц. чин, порядок, светский обык внешних обрядов и приличия; принятая, условная, ломливая вежливость; церемониал; внешняя обрядливость. -тный, к сему относящ. -ничать, с важностью и настойчивостью блюсти этикет, будто дело» (Словарь Даля)). Давайте вместе составим определение этикета? Вот мы и сформулировали тему, сегодняшнего урока, сегодня мы будем знакомиться с вами с правилами этикета.
Правил этикета множество, запомнить их всем очень трудно. Самое главное, что человек своим поведением и внешним видом не должен смущать и доставлять неудобства окружающим. С какими правилами этикета вы уже знакомы? (ответы учеников: правила поведения в семье, в транспорте, в общественных местах). Сегодня мы с вами поговорим лишь о школьном этикете. Как вы думаете, школьный этикет – что это? (ответы учеников). Ребята, запишите, пожалуйста, что школьный этикет – это установленный порядок поведения в школе.
В школьный этикет входит множество норм, например, правила внешнего вида. Посмотрите друг на друга, в какой одежды вы пришли сегодня в школу? (ответы учеников). Рассмотрите иллюстрации, которые вы видите на слайдах. В каких ситуациях, по каким случаям надо одеваться так, как одеты персонажи этих картинок? (ответы учеников).
Молодцы, ребята. Ваши ответы правильные.
Ребята, а знакомы с правилами поведения в школе? Какие правила школьного этикета вы знаете? Давайте прочитаем стихотворение, которое лежит у вас на партах.
Школа этики зверят
Как-то в сказочном лесу,
Но не в сказке – наяву,
Звери для своих зверят,
Непослушных ребетят,
Школу этики открыли.
Меж собою порешили:
- Будем вежливо мы жить,
И тому детей учить.
Старшим вызвался медведь:
- Перестану я реветь,
Хот и стар, но много знаю,
Не впервые обучаю
Медвежат своих, друзья,
Мудрым я зовусь не зря.
Прибежали дети в школу,
Интересно им, все ново,
Все хотят они узнать
И вопросы задавать:
- Дядя Миша, вы теперь
Наш учитель, а не зверь.
Как теперь вас называть,
В нашей школе величать?
- Я, ребята, старше вас
Имя, отчество как раз
Пригодится мне теперь,
Ведь учитель вам не зверь.
Поясняю, там и тут
Учителей на «вы» зовут.
Чтобы это обозначить
Я зовусь Михал Потапыч.
И ещё, кричать не надо,
В школе есть и свой порядок:
Если хочешь ты сказать,
Руку надо поднимать.
На уроках не вертитесь,
Быть внимательней стремитесь.
Приутихли малыши,
Ссоры, звуки не слышны.
Навострили детки уши
Стали тихо Мишку слушать:
- Завтра в город мы пойдем,
Это будет, братцы, днем.
Много в городе народу,
И дорог, и переходов,
Транспорт в городе большом
Вы увидите кругом.
Чтоб спасти свои хвосты,
Переход запомни ты.
Там стоит и светофор,
Не допустит он затор.
Красный свет – проходу нет,
Желтый шлет тебе привет,
А зеленый – проходите,
Только тихо, не спешите.
Зайка вставил робко слово:
- Надо, братцы, быть готовым
Посмотреть по сторонам -
Не попасть в беду бы нам.
Помню, Доктор Айболит
Лапку мне пришил, болит
До сих пор она. Друзья,
Под колеса лезть нельзя.
А Потапыч продолжает:
- Тот, кто старших уважает,
Пропускает их вперед
И в автобус сам не прет.
Не толкается локтями,
Не царапает когтями,
Уступает старшим место,
Инвалидам. Всем уместно,
Быть воспитанным везде –
Не один ты на земле.
В разговорах весь урок
Пролетел. Звенит звонок,
Суетится детвора –
Всем домой спешить пора.
Завтра снова ждет ребят
Школа этики зверят.
Какие здесь представлены нормы школьного этикета? Давайте все вместе попробуем составить основные правила школьного этикета:
Будь всегда опрятным, поддерживай порядок на своем рабочем месте.
Надевайте в школу школьную (деловую) форму.
Вы должны быть вежливыми со своими сверстниками и работниками школы.
В школе следует быть пунктуальным и регулярно посещать уроки.
При разговоре вы должны быть вежливыми, а голос негромким.
Вывод: Мы с вами познакомились с понятием этикета и определили основные правила поведения в школе. Этикет в школе и в жизни имеет особое значение. С помощью него вы соблюдаете порядок в школе, что позволяет не нарушать учебный процесс. Этикет помогает вам ориентироваться в мире взрослых и вне школьных стен. Надеюсь, что вы, как прилежные ученики, всегда будете адекватно вести себя в общественном месте, в школе и дома.
Мы с вами молодцы. Теперь можно и поиграть. Игра «ЧТО СЛУЧИТСЯ, ЕСЛИ».
Что случится, если все перестанут умываться, мыть грязные руки.
Что случиться, если перестанут здороваться друг с другом
Что случиться, если все дети будут говорить неправду.
Что случиться, если люди перестанут беречь природу.
Что случиться, если дети будут есть только сладости.
Что случиться, если люди не будут соблюдать правила дорожного движения.