Чикризова В.В.
Открытый урок по технологии в 10 классе.
в рамках научно – методического семинара
« Системно - деятельностный подход на
разных этапах обучения».
Тема: Служебно-деловой этикет.
Цели деятельности педагога: Раскрыть понятие «Служебно-деловой этикет», учить принципам делового общения, умению выполнять деловую переписку; развивать навыки самостоятельной работы, способности вступать в учебные сотрудничества; воспитывать инициативность, толерантность.
Тип урока: постановка и решение учебных задач.
Методы и формы обучения: практический / групповая, фронтальная, индивидуальная.
Основные понятия и термины: этикет, служебно-деловой этикет, деловая переписка.
Наглядно-демонстрационный материал: мультимедийная презентация, таблица «Виды этикета», образцы оформления заявления, пямятки-задания «Правила слушания», афоризмы о бизнесе.
Оборудование: учебник «Технология 10 класс».
Организационная структура урока
- Организационный момент.
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. Вступительное слово учителя: «Разрешите представить вашему вниманию замечательную книгу «Этикет и стиль» выпуск 2011 года. Очень современное издание. Какие ассоциации вызывает у вас слово «этикет»? Какие слова близки по значению (этикетка, этика, обряд, обычай, ритуал, правило) ?
Этика- норма морали
Этикет – свод правил хорошего тона.
Этикет –понятие широкое. А зачем нам это нужно знать?
Успех – как в лично жизни, так и в работе - во многом зависит от того, какое впечатление вы производите на окружающих – своей одеждой, поведением и общением.
Назовите известные вам виды этикета.
Виды этикета:
- Дипломатический
- Придворный
- Телефонный
- Гостевой
- Свадебный
- Гражданский
- Траурный
- Сетевой
- Парфюмерный
- Этикет семейный отношений
- Этикет путешественника
- Служебно-деловой этикет.
Предложите название темы урока. Правильно, «Служебно-деловой этикет» ( запись в тетрадь).
- Изучение нового материала
Начнем с определения. Предположите свои версии.
Служебно-деловой этикет- свод правил поведения в сфере профессиональной деятельности.
Предлагаю вашему вниманию сообщения учащихся:
- «Этика рынка в нашей стране»
- «Особенности национального делового этикета»
- «Невербальные средства общения».
Просмотр мультимедийной презентации «Деловая этика основа бизнеса».
Словесно-иллюстративный рассказ с элементами диалога. Рассмотрим качества, сопутствующие деловой этике. Нарисуйте в тетради большую ромашку (на доске сердцевина; работа в парах). Попробуйте построить алгоритм решения.
Прослушайте рекламное объявление.
- Она ничего не стоит, но много даёт.
- Она обогащает всех, кто её получает, не обедняя того, кто ею одаривает.
- Она длится мгновение,а в памяти остаётся порой навсегда.
- Никто не богат настолько, чтобы обойтись без неё, и нет такого бедняка, который не стал бы от нее богаче.
- Она создаёт счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей.
- Она- отдохновение для уставших, дневной свет для тех, кто пал духом, солнечный луч для опечаленных, а также лучшее противоядие, созданное природой от неприятности.
- И, тем не менее, её нельзя купить, нельзя выпросить, нельзя ни одолжить, ни украсть, поскольку она сама по себе ни на что не годится, пока её не отдали.
Определите: что рекламируется? (улыбка) Почему важно уметь быть доброжелательным?
Работа с учебником стр. 153 «Принципы делового общения». Прочитать.
Какая из указанных частей должна войти в конспект?
Упражнение «Ролевое обсуждение».
В рамках темы « Служебно-деловой этикет» я предлагаю обсудить школьную одежду и её значение посредством упражнения « Ролевое обсуждение». Я раздам листки с обозначением роли, в которой должны выступить участники игры. Например «философ», «художник», «активный общественник», «эрудит», «скептик», «военный». Задача участников в своём монолог доказать позицию своего персонажа. Задача слушателей – определить какая роль досталась участнику, те.е от чьего лица он говорит.
Вы - философ. Ваша задача - доказать, что одежда должна быть разной, т.к. является одной из форм проявления бытия.
Вы художник. Ваша задача - доказать, что свободная одежда формирует в человеке эстетические чувства.
Вы - активный общественник. Ваша задача – доказать, что школьная форма размывает границы социального неравенства.
Вы - эрудит. Ваша задача - доказать, что школьная форма позволяет фокусировать внимание человека на развитии собственного интеллекта.
Вы – скептик. Ваша задача – доказать, что ношение школьной формы не является необходимостью.
Вы – военный. Ваша задача – доказать, что школьная форма улучшает дисциплину в целом и самодисциплину в частности.
Практическая работа.
Деловая переписка.
1 уровень сложности: оформить заявление ( образцы на столе учащихся ).
2 уровень сложности: страница 155 учебника Технологии. Составить деловое письмо.
3 уровень сложности: разработать визитную карточку.
Выберите и решите задания по желанию.
Учитель наблюдает, советует, руководит деятельностью, отвечает на вопросы, помогает затрудняющемся в выполнении задания.
Итоги урока. Рефлексия.
Этикет в вопросах и ответах. Учащиеся тянут билеты.
Проводят беседу по вопросам.
- Какую задачу ставили?
- Какие получили результаты?
- Нужны ли полученные вами сегодня знания в повседневной жизни?
Оценивание.
Домашнее задание. «Дресс – код для учителя : за и против.» (мини сочинение –рассуждение.