5 класс. Экология.
Тема урока «Загрязнение воды»
Цели: - сформировать у учащихся понятия: загрязнение, сточные воды;
- выявить причины загрязнения воды и их воздействие на водоем
и водных обитателей;
- продолжить формировать бережное отношение к природе и
рациональное использование природных богатств;
- развивать умение анализировать, делать выводы в решении
экологических проблем.
Оборудование: кристаллизатор, перо птицы, мазут, моющие средства, чистая
вода, модели простейших (водных обитателей, н-р: инфузория-туфелька),
коллекции простейших, таблицы: «Водные экосистемы», «Простейшие».
Ход урока:
Организационный момент.
Класс делится на четыре группы (5-6 человек)
Провести инструктаж по технике безопасности при проведении опытов с
моющими средствами, мазутом.
Изучение нового материала.
Она способна смачивать и очищать
предметы,
Она без вкуса, запаха и цвета
Но всеми учеными признано это:
С любого грязнули всю грязь без следа
Смоет обычная наша …. (вода)
- Да, вода нас очищает, а человек….(загрязняет)
-Тема нашего урока «Загрязнение воды»
-Так что же такое загрязнение воды? (слайд № 1)
Загрязнение – это поступление в окружающую среду вредных веществ.
-В результате деятельности человека вода загрязняется. Есть много видов загрязнения воды вредными веществами, но сегодня на уроке мы изучим некоторые из них: нефть и различные масла, сточные воды, моющие средства. Выявим источники их попадания и воздействие на водоемы, и водных обитателей.
-Рассмотрим рисунок № 1 (слайд № 2)
(Учитель задает наводящие вопросы по рисунку, а учащиеся отвечают)
-Какая вода в водоеме?
-Что можно сказать о водных обитателях?
-Есть ли растительность в водоеме?
-Как солнечные лучи воздействую на водоем?
-Как выглядят берега водоема?
В ходе рассуждений учащиеся (оценочно) делают вывод о том, что вода в водоеме чистая, много водорослей и водных обитателей.
- Рассмотрим рисунок № 2 (слайд № 3)
(Учитель задает учащимся наводящие вопросы по рисунку)
-Какая вода в этом водоеме?
-Что можно сказать о водных обитателях?
-Есть ли растительность в водоеме?
-Как солнечные лучи воздействуют на водоем?
-Что мешает проникновению солнечных лучей?
-Какие источники появления нефтяной пленки вы видите на рисунке?
Справка. Нефть – это полезное ископаемое, из которого человек делает бензин, мазут, различные масла. Они легче воды. Поэтому, попадая в воду, находятся на поверхности, тем самым образуют пленку, которая препятствует солнечным лучам, отравляет жизнь водным обитателям и приводит к их гибели.
В ходе рассуждений учащиеся (оценочно) делают вывод о том, как нефть и различные ее масла воздействуют на водоем и водных обитателей (вывод записывают в тетради, тезисами).
(слайд № 4)
- мало света
- мало кислорода
- понижается температура
- отравление и гибель организмов
- А другое воздействие нефтепродуктов на водных обитателей мы можем выполнить с помощью следующего опыта.
Опыт: 1. Нальем в кристаллизатор воды.
2. Возьмем перо птицы и слегка коснемся поверхности воды.
Что произойдет с пером? Перо птицы не изменилось, осталось легким.
3. Нальем осторожно в кристаллизатор с водой мазут. Что образуется на
поверхности? На поверхности образуется темная пленка.
4. Возьмем перо птицы и слегка коснемся поверхности воды с мазутной пленкой.
Что происходит с пером? Перо обволакивается мазутом и становится
тяжелым. Что же может произойти?
Вывод: Водные птицы, которые садятся на водоемы, покрытые нефтяной пленкой отравляются, тяжелеют и тонут.
-В тетрадях дописываем еще одно воздействие нефтяной пленки на водных обитателей (слайд № 5)
- тонут птицы.
-Следующий вид загрязнения воды – сточная вода (слайд № 6)
Сточная вода – это вода, использованная человеком в производственной и бытовой деятельности.
Справка. Сточная вода (канализационная), собираясь в одну канализационную трубу, должна идти на очистные сооружения, но не везде это так происходит. Особенно там, где по близости есть водоемы, сточная вода без очистки сбрасывается в реки, моря и океаны, отравляя их.
-Рассмотрим рисунок № 3 (слайд № 7)
(Учитель задает учащимся наводящие вопросы по рисунку)
-Какая вода в этом водоеме?
-Что происходит с водными обитателями этого водоема?
-Какие источники загрязнения воды вы увидели на рисунке?
В ходе рассуждений (оценочно) учащиеся делают вывод о воздействии сточных вод на водоем и водных обитателей (записывают в тетради в виде схемы) (слайд № 8)
- сточная вода – водоем - много вредных бактерий - мало кислорода - гибель обитателей.
- сточная вода – водоем – много вредных бактерий – организм – инфекция (болезнь).
- Но в сточных водах могут содержаться и моющие средства. Если вода сильно пенится, значит, в ней содержатся мыло, шампунь, порошок. Чтобы выяснить, как моющие средства влияют на планктон водной экосистемы, можно с помощью следующего опыта.
Опыт: 1. В чистый кристаллизатор нальем воды.
2. Заранее изготовленные модели животных (н-р, инфузория-туфелька) из
бумаги, наклеим их на лезвие безопасной бритвы. Если аккуратно положить
такую модель на поверхность чистой воды, она останется на плаву.
3. При добавлении в воду раствора моющих средств, через несколько минут
(2-3 минуты), модель тонет.
Вывод: Таким образом, если в верхних толщах воды не будет планктона, то рыба, которая им питается, погибнет. А если в водоеме нет обитателей, которые за ним ухаживают, то через определенное время этот водоем (река, озеро, море…) тоже исчезнет (погибнет).
Закрепление изученного материала.
«Дострой предложение» (слайд № 9)
«Составь цепочку»
Каждой группе дается конверт с набором слов. С помощью этих слов нужно составить цепочку воздействия нефти и сточных вод (за 1-2 минуты).
(правильность построения цепочек проверяем с помощью слайда № 10)
Экологическая сказка.
Жили – были старик со старухой у самого синего моря. Забросил дед невод… Впрочем, все знают эту сказку. В стародавние времена поймал дед золотую рыбку. А если бы закинул невод сегодня? Пришел бы невод обратно не с одной тиной морской ,а с ржавыми банками, битыми бутылками, рваными пакетами и прочим мусором. Закинул бы невод во второй раз, выловил бы рванный башмак и старую, изношенную «лысую» шину. А вот в третий раз, как полагается, попалась бы старику рыбка золотая. И, как известно, заговорила человечьим голосом. Но вот чудо: не стала бы просить, мол, отпусти меня, старче, в море. А наоборот стала бы молить: «Только не отпусти меня в море. Лучше кинь меня в аквариум с чистой водой. Отслужу любую службу. Не хочу быть «нефтяной», а остаться золотой!»
О каких еще видах загрязнения воды говорится в этой сказке?
Домашнее задание.
- подготовить устно сообщения о других видах загрязнения воды;
- сочинить свою экологическую сказку.
Литература
Алексеев В.А. «300 вопросов и ответов по экологии». – Ярославль.: «Академия развития», 1998г.
Баландин Р.К. «Экология:Человек и природа». – М.: Олма – Пресс, 2001г – (Популярная школьная энциклопедия).
Ревелль П., Ревелль Ч. «Среда нашего обитания: В 4-х книгах. Кн.2 Загрязнение воды и воздуха» - М.: Мир, 1995г
Райков Б.Е., Римский – Корсаков М.Н. «Зоологические экскурсии». – М.: ТОПИКАЛ, 1994г
Феоктисова Н.Ю. «Бегущие по воде» - Биология, 2002, № 37.
Краснодарский край, ст. Каневская
МБОУ лицей
имени дважды Героя Социалистического Труда В.Ф.Резникова
Урок по экологии в 5 классе
Тема «Загрязнение воды»
учитель географии и экологии МБОУ лицей
ст. Каневская, Краснодарский край
Пасечникова Елена Алексеевна
ст. Каневская, 2013г.