kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока и презентация по экологии "Загрязнение воды"

Нажмите, чтобы узнать подробности

5 класс. Экология.

Тема  урока «Загрязнение воды»

Цели:  - сформировать у  учащихся  понятия: загрязнение, сточные воды;

             - выявить причины загрязнения воды и их воздействие на водоем

               и водных обитателей;

             - продолжить формировать бережное отношение к природе и

               рациональное использование природных богатств;

             - развивать умение анализировать, делать выводы в решении

               экологических проблем.

Оборудование: кристаллизатор, перо птицы, мазут, моющие средства, чистая

                          вода, модели простейших (водных обитателей, н-р: инфузория-туфелька),

                         коллекции простейших, таблицы: «Водные экосистемы», «Простейшие».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Загрязнение воды»

5 класс. Экология.

Тема урока «Загрязнение воды»




Цели: - сформировать у учащихся понятия: загрязнение, сточные воды;

- выявить причины загрязнения воды и их воздействие на водоем

и водных обитателей;

- продолжить формировать бережное отношение к природе и

рациональное использование природных богатств;

- развивать умение анализировать, делать выводы в решении

экологических проблем.



Оборудование: кристаллизатор, перо птицы, мазут, моющие средства, чистая

вода, модели простейших (водных обитателей, н-р: инфузория-туфелька),

коллекции простейших, таблицы: «Водные экосистемы», «Простейшие».




Ход урока:


  1. Организационный момент.

Класс делится на четыре группы (5-6 человек)

Провести инструктаж по технике безопасности при проведении опытов с

моющими средствами, мазутом.


  1. Изучение нового материала.


Она способна смачивать и очищать

предметы,

Она без вкуса, запаха и цвета

Но всеми учеными признано это:

С любого грязнули всю грязь без следа

Смоет обычная наша …. (вода)


- Да, вода нас очищает, а человек….(загрязняет)

-Тема нашего урока «Загрязнение воды»

-Так что же такое загрязнение воды? (слайд № 1)

Загрязнение – это поступление в окружающую среду вредных веществ.

-В результате деятельности человека вода загрязняется. Есть много видов загрязнения воды вредными веществами, но сегодня на уроке мы изучим некоторые из них: нефть и различные масла, сточные воды, моющие средства. Выявим источники их попадания и воздействие на водоемы, и водных обитателей.

-Рассмотрим рисунок № 1 (слайд № 2)

(Учитель задает наводящие вопросы по рисунку, а учащиеся отвечают)

-Какая вода в водоеме?

-Что можно сказать о водных обитателях?

-Есть ли растительность в водоеме?

-Как солнечные лучи воздействую на водоем?

-Как выглядят берега водоема?

В ходе рассуждений учащиеся (оценочно) делают вывод о том, что вода в водоеме чистая, много водорослей и водных обитателей.

- Рассмотрим рисунок № 2 (слайд № 3)

(Учитель задает учащимся наводящие вопросы по рисунку)

-Какая вода в этом водоеме?

-Что можно сказать о водных обитателях?

-Есть ли растительность в водоеме?

-Как солнечные лучи воздействуют на водоем?

-Что мешает проникновению солнечных лучей?

-Какие источники появления нефтяной пленки вы видите на рисунке?


Справка. Нефть – это полезное ископаемое, из которого человек делает бензин, мазут, различные масла. Они легче воды. Поэтому, попадая в воду, находятся на поверхности, тем самым образуют пленку, которая препятствует солнечным лучам, отравляет жизнь водным обитателям и приводит к их гибели.


В ходе рассуждений учащиеся (оценочно) делают вывод о том, как нефть и различные ее масла воздействуют на водоем и водных обитателей (вывод записывают в тетради, тезисами).

(слайд № 4)

- мало света

- мало кислорода

- понижается температура

- отравление и гибель организмов

- А другое воздействие нефтепродуктов на водных обитателей мы можем выполнить с помощью следующего опыта.

Опыт: 1. Нальем в кристаллизатор воды.

2. Возьмем перо птицы и слегка коснемся поверхности воды.

Что произойдет с пером? Перо птицы не изменилось, осталось легким.

3. Нальем осторожно в кристаллизатор с водой мазут. Что образуется на

поверхности? На поверхности образуется темная пленка.

4. Возьмем перо птицы и слегка коснемся поверхности воды с мазутной пленкой.

Что происходит с пером? Перо обволакивается мазутом и становится

тяжелым. Что же может произойти?

Вывод: Водные птицы, которые садятся на водоемы, покрытые нефтяной пленкой отравляются, тяжелеют и тонут.

-В тетрадях дописываем еще одно воздействие нефтяной пленки на водных обитателей (слайд № 5)

- тонут птицы.

-Следующий вид загрязнения воды – сточная вода (слайд № 6)

Сточная вода – это вода, использованная человеком в производственной и бытовой деятельности.

Справка. Сточная вода (канализационная), собираясь в одну канализационную трубу, должна идти на очистные сооружения, но не везде это так происходит. Особенно там, где по близости есть водоемы, сточная вода без очистки сбрасывается в реки, моря и океаны, отравляя их.

-Рассмотрим рисунок № 3 (слайд № 7)

(Учитель задает учащимся наводящие вопросы по рисунку)

-Какая вода в этом водоеме?

-Что происходит с водными обитателями этого водоема?

-Какие источники загрязнения воды вы увидели на рисунке?

В ходе рассуждений (оценочно) учащиеся делают вывод о воздействии сточных вод на водоем и водных обитателей (записывают в тетради в виде схемы) (слайд № 8)

- сточная вода – водоем - много вредных бактерий - мало кислорода - гибель обитателей.

- сточная вода – водоем – много вредных бактерий – организм – инфекция (болезнь).


- Но в сточных водах могут содержаться и моющие средства. Если вода сильно пенится, значит, в ней содержатся мыло, шампунь, порошок. Чтобы выяснить, как моющие средства влияют на планктон водной экосистемы, можно с помощью следующего опыта.


Опыт: 1. В чистый кристаллизатор нальем воды.

2. Заранее изготовленные модели животных (н-р, инфузория-туфелька) из

бумаги, наклеим их на лезвие безопасной бритвы. Если аккуратно положить

такую модель на поверхность чистой воды, она останется на плаву.

3. При добавлении в воду раствора моющих средств, через несколько минут

(2-3 минуты), модель тонет.

Вывод: Таким образом, если в верхних толщах воды не будет планктона, то рыба, которая им питается, погибнет. А если в водоеме нет обитателей, которые за ним ухаживают, то через определенное время этот водоем (река, озеро, море…) тоже исчезнет (погибнет).



  1. Закрепление изученного материала.


  1. «Дострой предложение» (слайд № 9)

  2. «Составь цепочку»

Каждой группе дается конверт с набором слов. С помощью этих слов нужно составить цепочку воздействия нефти и сточных вод (за 1-2 минуты).

(правильность построения цепочек проверяем с помощью слайда № 10)

  1. Экологическая сказка.

Жили – были старик со старухой у самого синего моря. Забросил дед невод… Впрочем, все знают эту сказку. В стародавние времена поймал дед золотую рыбку. А если бы закинул невод сегодня? Пришел бы невод обратно не с одной тиной морской ,а с ржавыми банками, битыми бутылками, рваными пакетами и прочим мусором. Закинул бы невод во второй раз, выловил бы рванный башмак и старую, изношенную «лысую» шину. А вот в третий раз, как полагается, попалась бы старику рыбка золотая. И, как известно, заговорила человечьим голосом. Но вот чудо: не стала бы просить, мол, отпусти меня, старче, в море. А наоборот стала бы молить: «Только не отпусти меня в море. Лучше кинь меня в аквариум с чистой водой. Отслужу любую службу. Не хочу быть «нефтяной», а остаться золотой!»

О каких еще видах загрязнения воды говорится в этой сказке?



  1. Домашнее задание.

- подготовить устно сообщения о других видах загрязнения воды;

- сочинить свою экологическую сказку.






Литература


  1. Алексеев В.А. «300 вопросов и ответов по экологии». – Ярославль.: «Академия развития», 1998г.

  2. Баландин Р.К. «Экология:Человек и природа». – М.: Олма – Пресс, 2001г – (Популярная школьная энциклопедия).

  3. Ревелль П., Ревелль Ч. «Среда нашего обитания: В 4-х книгах. Кн.2 Загрязнение воды и воздуха» - М.: Мир, 1995г

  4. Райков Б.Е., Римский – Корсаков М.Н. «Зоологические экскурсии». – М.: ТОПИКАЛ, 1994г

  5. Феоктисова Н.Ю. «Бегущие по воде» - Биология, 2002, № 37.











































Краснодарский край, ст. Каневская

МБОУ лицей

имени дважды Героя Социалистического Труда В.Ф.Резникова




Урок по экологии в 5 классе






Тема «Загрязнение воды»













учитель географии и экологии МБОУ лицей

ст. Каневская, Краснодарский край

Пасечникова Елена Алексеевна
















ст. Каневская, 2013г.

Просмотр содержимого презентации
«загрязнение воды 5 класс»

Сточная вода  – это вода,  использованная  человеком в производственной и бытовой деятельности

Сточная вода

это вода,

использованная

человеком в

производственной и

бытовой

деятельности

Много вредных бактерий

Много вредных бактерий

Загрязнение – это поступление в окружающую среду … веществ Попадание нефтяных отходов способствует образованию … на воде Использованная вода человеком называется …. Наличие моющих средств в воде можно определить по …

Загрязнение – это поступление в окружающую среду … веществ

Попадание нефтяных отходов способствует образованию … на воде

Использованная вода человеком называется ….

Наличие моющих средств в воде можно определить по …

Мало кислорода Гибель организмов Водоем Нефть Сточная вода Водоем Много вредных бактерий

Мало кислорода

Гибель

организмов

Водоем

Нефть

Сточная вода

Водоем

Много вредных бактерий


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока и презентация по экологии "Загрязнение воды"

Автор: Пасечникова Елена Алексеевна

Дата: 09.04.2015

Номер свидетельства: 199508

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Конспект урока " Чистый воздух-залог здоровья" "
    ["seo_title"] => string(48) "konspiekt-uroka-chistyi-vozdukh-zalogh-zdorov-ia"
    ["file_id"] => string(6) "146617"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419224146"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект урока на тему «Экосистема» с элементами экономики "
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-na-tiemu-ekosistiema-s-eliemientami-ekonomiki"
    ["file_id"] => string(6) "156456"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421425269"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Конспект и презентация урока "Пресс-конференция на тему "Энергетика настоящего и будущего." "
    ["seo_title"] => string(112) "konspiekt-i-priezientatsiia-uroka-priess-konfierientsiia-na-tiemu-enierghietika-nastoiashchiegho-i-budushchiegho"
    ["file_id"] => string(6) "137569"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417370480"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Конспект урока технологии раздел Кулинария "Приготовление блюд из рыбы" "
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt-uroka-tiekhnologhii-razdiel-kulinariia-prighotovlieniie-bliud-iz-ryby"
    ["file_id"] => string(6) "200394"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428830020"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(221) "Конспект урока по химии: «Роль металлов и их соединений в природной среде и в живых организмах (биогенны и загрязнители). "
    ["seo_title"] => string(132) "konspiekt-uroka-po-khimii-rol-mietallov-i-ikh-soiedinienii-v-prirodnoi-sriedie-i-v-zhivykh-orghanizmakh-bioghienny-i-zaghriaznitieli"
    ["file_id"] => string(6) "183459"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425884390"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства