kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект по предмету основы рыночной экономики

Нажмите, чтобы узнать подробности

  

Тема: «Законы денежного обращения."

 

 Цель урока: используя уравнения количественной теории денег, рассмотреть  взаимосвязь между количеством денег в обращении и в общем уровнем цен.

         Понятия, которые должны быть отработаны в процессе урока:

- количественная теория денег

- уравнение обмена

- скорость обращения денег

Раздаточный материал: упражнение 1 «Изучаем статические данные»

 

Закрепление материала

 

  1. Выберите единственно правильный ответ. Что случится в экономике, если количество денег в обращении увеличится в то время как скорость обращения денег и реальный объем национального производства не изменяется?

а) уровень цен в экономике повысится

б) уровень цен в экономике неизменится

в) уровень цен в экономике  снизится

г) уравнение в количества денег не повлияет на уровень цен в экономике

 

Ответ. Из уравнения обмена очевидно, что увеличение количества денег в экономике при постоя?ой скорости обращения денег увеличит значение левой части уравнения. Поскольку даное  уравнение является тождеством, То это значит что на такую же величину должно увеличится значение и правой части уравнения.По условию задачи реальный объем национального производства не изменяется тогда должен увеличится уровень цен в экономике. Следовательно, правильный ответ.

 

  1. Используя уравнение обмена, объясните, почему возможен рост номинального национального продукта без изменения количества денег находящихся в обращении?

Подсказка: номинальный национальный продукт равен произведению уровня  

цен на реальный национальный продукт, т.е. Р х Y

 

Ответ: Если количество денег  в обращении фиксировано, то рост номинального национального продукта может происходить за счет увеличения скорости обращения денег. Действительно если каждая денежная единица будет оборачиваться быстрее то не потребуется увеличения денежной массы для того чтобы обслужить возросший в номинальном выражении объем производства.

 

  1. Задача 1.  Предположим, что номинальный национальный продукт страны Швамбрания составил 1 млн. швамбранских долларов. Обращение каждого швамбранского доллара составляет в среднем 4 раза в год. Сколько швамбранских долларов должно выпустить повышения цен в стране?

 

Решение

  1. x Y = 1 000 000 долларов,
  2. =4
  3. x 4 = 1 000 000
  4. = 250 000

Ответ. Необходимое количество денег в обращении  - 250 000 долларов.

 

  1. Задача 2 . В стране Тугритании количества денег в обращении увеличилось с 32 млрд. тугриков до 36 млрд.  Скорость обращения денег не изменилась,  а реальный объем производства сократился на 10%. В результате этого на сколько процентов повысились цены в Тугритании?

 

  1.  

Правоначальная ситуация описывается уравнением:

32 +V = P x Y                                                                  (3-1)

Снижение реального объема производства на 10% составит 0,9Y от первоначального  уровня.

Изменение уровня цен обозначим аР, где а – искомая величина.

В результате получим новое уровнение:

36 х V = aP x 0.9 V.

Далее следует разделить уравнение (3-2) на уравнение (3-1), чтобы получить одно уравнение с одним неизвестным:

36 х V /32 х V = а х Р х 0,9 Y/P x Y

Отсюда получаем: 1.125= 0.9 x a

а= 1.25

Это означает, что цены в Тугритании возросли в среднем на 25%

 

  1.  Если номинальный национальный продукт составляет 4000 млрд. рублей, а количество денег в обращении составляет 800 млрд. рублей ,а то

А) необходимо увеличить количество денег в обращении, чтобы обслужить обмен произведенных  товаров и услуг;

Б) необходимо понизить цены товаров  и услуг:

В) в среднем каждый рубль обращается 5 раз в год.

Какое из этих утверждений является  парным?

  Ответ (в)

                            Домашнее задание

                            Упражнение 1

Внимательно ознакомьтесь со статистическими данным по России, проведенными в таблице 3-6, и ответьте на вопрос: почему скорость обращения денег в России была очень низкой, несмотря на высокие темпы инфляции

                                                                          

                                                                                              Таблица 3-6

                   Скорость обращения денег в Казахстане*

 

Год, месяц

Наличные деньги в, обращении, млрд.тенге

Депозиты в банках, млрд. тенге.

  •  

 

Тема: «Законы денежного обращения."

 

 Цель урока: используя уравнения количественной теории денег, рассмотреть  взаимосвязь между количеством денег в обращении и в общем уровнем цен.

         Понятия, которые должны быть отработаны в процессе урока:

- количественная теория денег

- уравнение обмена

- скорость обращения денег

Раздаточный материал: упражнение 1 «Изучаем статические данные»

 

Закрепление материала

 

  1. Выберите единственно правильный ответ. Что случится в экономике, если количество денег в обращении увеличится в то время как скорость обращения денег и реальный объем национального производства не изменяется?

а) уровень цен в экономике повысится

б) уровень цен в экономике неизменится

в) уровень цен в экономике  снизится

г) уравнение в количества денег не повлияет на уровень цен в экономике

 

Ответ. Из уравнения обмена очевидно, что увеличение количества денег в экономике при постоя?ой скорости обращения денег увеличит значение левой части уравнения. Поскольку даное  уравнение является тождеством, То это значит что на такую же величину должно увеличится значение и правой части уравнения.По условию задачи реальный объем национального производства не изменяется тогда должен увеличится уровень цен в экономике. Следовательно, правильный ответ.

 

  1. Используя уравнение обмена, объясните, почему возможен рост номинального национального продукта без изменения количества денег находящихся в обращении?

Подсказка: номинальный национальный продукт равен произведению уровня  

цен на реальный национальный продукт, т.е. Р х Y

 

Ответ: Если количество денег  в обращении фиксировано, то рост номинального национального продукта может происходить за счет увеличения скорости обращения денег. Действительно если каждая денежная единица будет оборачиваться быстрее то не потребуется увеличения денежной массы для того чтобы обслужить возросший в номинальном выражении объем производства.

 

  1. Задача 1.  Предположим, что номинальный национальный продукт страны Швамбрания составил 1 млн. швамбранских долларов. Обращение каждого швамбранского доллара составляет в среднем 4 раза в год. Сколько швамбранских долларов должно выпустить повышения цен в стране?

 

Решение

  1. x Y = 1 000 000 долларов,
  2. =4
  3. x 4 = 1 000 000
  4. = 250 000

Ответ. Необходимое количество денег в обращении  - 250 000 долларов.

 

  1. Задача 2 . В стране Тугритании количества денег в обращении увеличилось с 32 млрд. тугриков до 36 млрд.  Скорость обращения денег не изменилась,  а реальный объем производства сократился на 10%. В результате этого на сколько процентов повысились цены в Тугритании?

 

  1.  

Правоначальная ситуация описывается уравнением:

32 +V = P x Y                                                                  (3-1)

Снижение реального объема производства на 10% составит 0,9Y от первоначального  уровня.

Изменение уровня цен обозначим аР, где а – искомая величина.

В результате получим новое уровнение:

36 х V = aP x 0.9 V.

Далее следует разделить уравнение (3-2) на уравнение (3-1), чтобы получить одно уравнение с одним неизвестным:

36 х V /32 х V = а х Р х 0,9 Y/P x Y

Отсюда получаем: 1.125= 0.9 x a

а= 1.25

Это означает, что цены в Тугритании возросли в среднем на 25%

 

  1.  Если номинальный национальный продукт составляет 4000 млрд. рублей, а количество денег в обращении составляет 800 млрд. рублей ,а то

А) необходимо увеличить количество денег в обращении, чтобы обслужить обмен произведенных  товаров и услуг;

Б) необходимо понизить цены товаров  и услуг:

В) в среднем каждый рубль обращается 5 раз в год.

Какое из этих утверждений является  парным?

  Ответ (в)

                            Домашнее задание

                            Упражнение 1

Внимательно ознакомьтесь со статистическими данным по России, проведенными в таблице 3-6, и ответьте на вопрос: почему скорость обращения денег в России была очень низкой, несмотря на высокие темпы инфляции

                                                                          

                                                                                              Таблица 3-6

            

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект по предмету основы рыночной экономики »

Тема 6

Законы денежного обращения.

Инфляция

Изучения уравнения количествеңной теории денег, а такде понятия «инфляции» - главная задача даңой темы.

Урок 16

Факторы формирования величины денежной массы

Цель урока: используя уравнения количствеңой теории денег, рассмотреть взаимосвязь между количеством денег в обращении и в общем уровнем цен.

Понятия, которые должны быть отработаңы в процессе урока:

- количествеңная теория денег

- уравнение обмена

- скорость обращения денег

Раздаточный материал: упражнение 1 «Изучаем статические даңые»


Закрепление материала


  1. Выберите единствеңно правильный ответ. Что случится в экономике, если количество денег в обращении увеличится в то время как скорость обращения денег и реальный объем национального производства не изменяется?

а) уровень цен в экономике повысится

б) уровень цен в экономике неизменится

в) уровень цен в экономике снизится

г) уравнение в количества денег не повлияет на уровень цен в экономике

Ответ. Из уравнения обмена очевидно, что увеличение количества денег в экономике при постояңой скорости обращения денег увеличит значение левой части уравнения. Поскольку даное уравнение является тождеством, То это значит что на такую же величину должно увеличится значение и правой части уравнения.По условию задачи реальный объем национального производства не изменяется тогда должен увеличится уровень цен в экономике. Следовательно, правильный ответ.

  1. Используя уравнение обмена, объясните, почему возможен рост наминального национального продукта без изменения количества денег находящихся в обращении?

Подсказка: номинальный национальный продукт равен произведению уровня цен на реальный национальный продукт, т.е. Р х Y

Ответ: Если количество денег в обращении факсироваңо, то рост номинального национального продукта может происходить за счет увелечения скорости обращения денег. Действительно если каждая денежная еденица будет оборачиваться быстрее то не потребуется увелечения денежной массы для того чтобы обслужить возросший в номинальном выражении объем производства.

  1. Задача 1. Предположим, что номинальный национальный продукт страны Швамбрания составил 1 млн. швамбранских долларов. Обращение каждого швамбранского доллара составляет в среднем 4 раза в год. Сколько швамбранских долларов должно выпустить повышения цен в стране?

Решение

P x Y = 1 000 000 долларов,

V=4

M x 4 = 1 000 000

M = 250 000

Ответ. Необходимое количество денег в обращении - 250 000 долларов.

  1. Задача 2 . В стране Тугритании количества денег в обращении увеличилось с 32 млрд. тугриков до 36 млрд. Скорость обращения денег не изменилась, а реальный объем производства сократился на 10%. В результате этого на сколько процентов повысились цены в Тугритании?

Решение.

Правоначальная ситуация описывается уравнением:

32 +V = P x Y (3-1)

Снижение реального объема производства на 10% составит 0,9Y от первоначального уровня.

Изменение уровня цен обозначим аР, где а – искомая величина.

В результате получим новое уровнение:

36 х V = aP x 0.9 V.

Далее следует разделить уравнение (3-2) на уравнение (3-1), чтобы получить одно уравнение с одним неизвестным:

36 х V /32 х V = а х Р х 0,9 Y/P x Y

Отсюда получаем: 1.125= 0.9 x a

а= 1.25

Это означает, что цены в Тугритании возросли в среднем на 25%

  1. Если номинальный национальный продукт составляет 4000 млрд. рублей, а количество денег в обращении составляет 800 млрд. рублей ,а то

А) необходимо увеличить количество денег в обращении, чтобы обслужить обмен произведенных товаров и услуг;

Б) необходимо понизить цены товаров и услуг:

В) в среднем каждый рубль обращается 5 раз в год.

Какое из этих утверждений является парным?

Ответ (в)

Домашнее задание

Упражнение 1

Внимательно ознакомьтесь со статистическими данным по России, проведенными в таблице 3-6, и ответьте на вопрос: почему скорость обращения денег в России была очень низкой, несмотря на высокие темпы инфляции





Таблица 3-6

Скорость обращения денег в России*


Год, месяц

Наличные деньги в, обращении, млрд.руб.

Депозиты в банках, млрд. руб.

Скорость

Обращения

денег

1991




декабрь

174

784

0,11

1992




Январь

191

885

0,34

Февраль

216

987

0,34

Март

255

1114

0,40

Апрель

321

1184

0,41

Май

369

1273

0,43

Июнь

458

1636

0,45

Июль

645

2023

0,46

Август

830

2592

0,42

Сентябрь

998

3516

0,36

Октябрь

1196

4526

0,31

Ноябрь

1449

4589

0,31

Декабрь

1716

5398

0,36

1993




Январь

1946

6545

0,51

Февраль

2322

7021

0,57

Март

2601

8331

0,56

Апрель

3343

10022

0,63

Май

4041

11941

0,59

Июнь

5131

11087

0,75

Июль

6272

15943

0,61

Август

1449

17812

0,54

Сентябрь

8582

17512

0,65

октябрь

9992

18874

0,67

Ноябрь

11117

20149

0,72

декабрь

13304

23414

0,83






Ответ( краткий комментарий). Несмотря на высокие темпы инфляции в 1992-1993 годах скорость обращения денег в России была очень низкой (4-8 оборотов в год при 24-разовой оплате труда). Это объясняет замедлением расчетов между предприятиями, задержкой в оплате труда ростом удельного веса наличных денег в общем их количестве, что связано, в частности, с увеличением сектора теневой экономики.


Урок 17

Причины и виды инфляции

Цель урока: дать определение инфляции, рассмотреть ее причины с способы ее измерения.

Понятия, которые должны быть усвоены учащимся в ходе урока:

- инфляция :

-покупательная способность денег:

-индекс потребительских цен:

-инфляция спроса:

-инфляция предложения.

Раздаточный материал: задачи 1 и 2, а также упражнение 1 для домашнего задания.


Закрепление материала

  1. Во время второй мировой войны и у Германии, и у Великобритании существовали планы применения бумажного оружия: обе страны напечатаны денежные знаки другой и собирались выбросить их в большом количестве с самолетов над территорией противника.

Почему это могло оказаться эффективным оружием?

Ответ. Избыточное количество денег в обращении привело бы к сильнейшей инфляции и, как следствие, к полному расстройству экономики страны.

  1. Задача 1. В стране Альфании потребляется только 3 вида товаров, указаңых в таблице 3-7. Используя данные, приведенных в таблице, рассчитайте индекс потребительских цен для Альфании.

Таблица 3-7




Потребление в 1-й период

Цена в 1-й период

Потребление в 2-й период

Цена в 2-й период

Хлеб

150

2

200

1

Автомобили

50

10

25

10

Скульптуры

4

100

4

200


Решение.

ИПЦ рассчитываем по приведенной выше формуле:

ИПЦ =150 * 1 + 50 * 10 + 4 * 200/ 150 * 2 + 50 * 10 + 4 * 100 * 100% 121%

Следовательно, общий уровень цен в Альфании увеличился на 21%.

  1. Как вы думаете, почему во время высокой инфляции банки стараются давать ссуды только на очень короткий срок?

Существуют две причины. Во-первых, при предоставлении ссуды на длительный срок по фиксироваңой ставке процента банк, вполне вероятно, попадает в ситуацию, когда он сможет привлекать средства вкладчиков только на более короткие сроки. Ставки по таким вкладам в итоге будут расти быстрее, чем по предоставляемым ссудам. И тогда банк окажется в ситуации убытков: за привлечение средства ему придется платить вкладчикам процент более высокий, чем он сам получает от заемщиков.

Во-вторых, инфляция меняет не просто покупательную способность денег, но и всю ситуацию в экономике страны. Из-за этого заемщик, казавшийся вполне надежным в момент получения ссуды, может вдруг оказаться в тяжелом финансовом положении и лишиться возможности вернуть ссуду.

  1. Задача 2. Пусть в некоторой стороне общий уровень цен за определеңій период времени характеризуется следующими данными:

Год

ИПЦ (индекс потребительских цен) 1980г. =100%

Темпы инфляции по ИПЦ (% за год)

1970 (безисный)

100,0

-

1990

246,0

-

1991

273,0

-

1992

290,0

-

1993

298,0

-



Для всех статистических периодов (1990, 1991,1992,1993 годы ) при расчете ИПЦ за базовый период принимается 1970 год.

А) Что показывают приведенные во втором столбце таблицы индексы потребительских цен?

Б) Рассчитайте темпы инфляции в этой гипотетической стране в 1991,1992,1993 годах и впишите полученные результаты в таблицу.

В) оцените полученные результаты.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
конспект по предмету основы рыночной экономики

Автор: Масалимова Карашаш Куанышбаевна

Дата: 12.02.2015

Номер свидетельства: 171726

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Экономика и её роль в жизни общества"
    ["seo_title"] => string(42) "ekonomika-i-ieio-rol-v-zhizni-obshchiestva"
    ["file_id"] => string(6) "267835"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450464084"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Конспект интегрированного урока, тема "Труд - понятие экономическое" "
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-intieghrirovannogho-uroka-tiema-trud-poniatiie-ekonomichieskoie"
    ["file_id"] => string(6) "210412"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431437532"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Индустриализация и коллективизация в СССР "
    ["seo_title"] => string(46) "industrializatsiia-i-kolliektivizatsiia-v-sssr"
    ["file_id"] => string(6) "146423"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419173162"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства