Развивать умение наблюдать природные явления в окружающем мире, выявлять закономерности
Воспитательные
воспитывать интерес к изучению астрономии, взаимоуважение, трудолюбие
Форма проведения: учебное занятие
Метод проведения: практический, словесный, игровой
Оборудование:
Иллюстрации
Компьютер
Мяч
Картон и цветная бумага
Ножницы
Клей
Краски
Пластилин
Ход занятия:
Организационная часть
Педагог: - «Здравствуйте, ребята, Динь, дон!...»
«Здравствуй, Небо! Здравствуй, Солнце!
Здравствуй, Земля! Здравствуй, планета Земля!
Здравствуй, наша большая семья!»
(Дети отвечают)
Ребята, скажите, пожалуйста, кто был первым космонавтом? Ю.А Гагарин (портрет). Правильно, , 12 апреля 1969 г. – Ю.А.Гагарин первым из людей полетел в космос. Он поднялся высоко – высоко над Землей на космическом корабле. Когда Юрий Гагарин полетел впервые в космос, вся страна следила за его полетом, все люди волновались. И когда он приземлился, то все радовались. Люди выходили на улицы городов и устраивали праздник. Мы все гордились, что именно российский гражданин первым в мире полетел в космос (показ иллюстраций). Людей, которые летают в космос, называют летчиками – космонавтами…
Блиц – опрос «Что я знаю о космосе» (с мячом)
Солнце – это звезда или планета?
Как называются рисунки (узоры) на небе?
Как звали первого в мире космонавта? (Юрий Алексеевич Гагарин)
Как называется летательный аппарат, в котором летят в космос? (Космический корабль)
Самый быстрый вид транспорта, созданный на Земле? (Ракета)
Как звали собак, которые первыми вернулись из космоса? (Белка и Стрелка)
Игра « Да или нет»
Земля круглая?
Сегодня понедельник?
Всего 4 времени года?
На небе много звезд?
6 меньше чем 3?
Вчера была суббота?
После весны наступит лето?
В неделе 7 дней?
У круга есть углы?
Разминка:
Один, два, три, четыре, пять шесть, семь, восемь, девять десять!
Глянь на небо – ясный месяц, а за месяцем – луна,
Мальчик девочке слуга.
Эй, слуга, подай ракету, как в карете я поеду.
Эй, слуга, подай метлу, звезд хрустальных намету!
Планета наша волшебная, на ней происходит много интересного.
У вас на Земле цветы раскрываются с появление солнышка, а с закатом солнца закрываются.
Ребята, вы любите смотреть на небо ночью? А что можно увидеть на небе? Сколько звезд на небе? (несчетное количество).
Рассматривание карты звездного неба:Что изображено на карте? (небо, звезды). Звезды похожи на маленькие сверкающие точки и расположены далеко от Земли. На самом деле звезды очень большие (показ иллюстрации). И вот однажды, смотрел человек на звездное небо, и ему захотелось узнать, что же это за звезды и почему они такие яркие. Ученые придумали специальные приборы – телескопы, подзорные трубы, наблюдали и узнали.
Узнали, что звезды не в беспорядке разбросаны по небу, а образуют некие узоры и называются звездными группами или созвездиями. Всего на небе 88 созвездий. Звездочеты мысленно объединили яркие звезды и получились фигуры, напоминающие людей, зверей, предметы. (Показ подзорной трубы.)
Ребята, как вы думаете, про какой космический объект можно сказать так: «Яркое, горячее, далекое, круглое, большое, золотое?» (ответы детей)
Звездное небо загадочно и таинственно. Так выглядит наша галактика «Млечный путь» (иллюстрации), она состоит из 200 миллиардов звезд. А вот здесь, на окраине, расположена наша Солнечная система. А вот так выглядит карта звездного неба. Что вы можете сказать о расположении звезд? (Звезды расположены неравномерно, есть места, где звезд много, совсем рядом друг с другом.)
Сегодня мы с вами будем создавать модели звезд, звездного неба и луны. Для начала скажите мне, что такое «моделирование», «модель»? ( моделирование — это изготовление модели, а модель — это предмет, изображающий другой предмет).
Моделирование звезды
Для работы нам понадобятся картон, ножницы и клей. Перед работой давайте вспомним правила техники безопасности при работе с ножницами.
Обращаю Ваше внимание, что перед началом работы с ножницами необходимо:
проверить исправность инструмента;
работать ножницами только на своём рабочем месте;
следить за движением лезвий во время работы;
ножницы класть кольцами к себе;
передавать ножницы кольцами вперёд;
хранить ножницы в чехле лезвиями вниз;
использовать ножницы только по назначению.
На картоне обводим по шаблону звезду.
Формируем линии сгиба.
По линиям сгиба формируем звезду.
Моделирование звездного неба
Для фона выбираем темный картон.
Пластилин желтого или белого цвета скатываем в мелкие шарики – звездочки
Выбираем понравившееся созвездие
По примеру оформляем созвездие
Моделирование луны
Нарезаем бумагу мелкими кусочками
Из листа бумаги формируем шар
Шар обклеиваем кусочками смоченной в клею бумагой. Каждый кусочек тщательно смазываем клеем.
Формируем кратеры из кусочков бумаги и клея
Оставляем заготовку сохнуть
После высыхания раскрашиваем луну
Подведение итогов занятия
Давайте еще раз вспомним и ответим на вопрос, «Что у нас над головой?»
«Днём на небе можно увидеть Солнце и облака, ночью – звёзды и Луну. Солнце – огромный пылающий шар. Большая Медведица – одно из созвездий звёздного неба».