Этап | Действия учителя | Действия учащихся | Формируемые УУД |
I. Этап мотивации (самоопределения) учащихся к учебной деятельности. Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне «хочу» - «надо» - «могу» , создание положительного эмоционального настроя. (1-2 минуты) | Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. - Приветствие. Учитель: Вот и прозвенел звонок. Ты готов начать урок? Все на месте? Всё в порядке? И учебник, и тетрадки? Каждый хочет отвечать и оценки получать? Все ли тут хотят учиться? Слайд 1 - Высказывание добрых пожеланий. Значит, можно всем садиться. - Здравствуйте, ребята! Хочу всем пожелать хорошего настроения, плодотворной работы на уроке. Ребята, пожелайте и вы друг другу удачи, ведь с малой удачи начинается большой успех! - Ребята, а что пригодится нам для успешной работы на уроке? Конечно, внимание, желание узнать новое, активность. - Запись числа и «Классной работы». Слайд 2 | Желают друг другу удачи. Высказываются. | Регулятивные УУД: целеполагание эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия. Коммуникативные УУД: Личностные УУД: мобилизация внимания, уважение к окружающим. Познавательные УУД: |
II. Этап актуализации опорных знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. (4-5 минут) | 1. Организует работу по повторению, подводит итог беседы. Использует ИКТ. - Мы продолжаем изучение раздела науки о языке, который называется синтаксис. В начале урока вспомним то, что нам уже известно по этой теме, - выполним тест «Верные – неверные утверждения» Вы читаете данные на слайде утверждения и отвечаете «ДА» или «НЕТ». Слайд 3 2. Создаёт проблемную ситуацию. Подводит к формулированию темы, целей и задач урока. - Почему последнее утверждение неверно? Слайд 4 - Чем является сочетание слов «ПРИШЛИ ГОСТИ»? слайд 5 О чём пойдёт речь на уроке? Тема урока? Слайд 6 3.Заполнение таблицы «Грамматическая основа» (слайд 7). У каждого ученика имеется распечатанная таблица «Гр. ос.» - Заполните 1-ю графу. - Как вы думаете, всё ли вы знаете о подлежащем и сказуемым? Над чем нужно поработать? | Обучающиеся выполняют задания, отвечая на вопросы ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (Слайд №3) и проверяют по эталону. За верный ответ выставляют баллы в «Лист контроля» Отвечают на вопрос. Проговаривают ответ, опираясь на утверждения теста. Отвечают, вспоминая изученное ранее. Высказываются. Приложение 2 На какие вопросы отвечает подлежащее? Какой частью речи выражается? В каком падеже стоит подлежащее? Как графически выделяется? На какие вопросы отвечает сказуемое? Какой частью речи выражается? Как графически выделяется? Ставят цели урока в виде вопроса: узнать, новые сведения о подлежащем и сказуемом | Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли и оценивать действия участников образовательного процесса. достижение договоренностей и согласование общего решения. Регулятивные УУД: постановка учебной задачи на основе соотнесения усвоенного и нового материала; умение планировать и оценивать свои действия; умение выявлять, что уже усвоено, а что подлежит усвоению. Познавательные УУД : умение анализировать языковой материал; поиск и выделение необходимой информации. |
III. Этап открытия новых знаний и выявления места и причины затруднения. Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения: почему возникли затруднения? Чего мы ещё не знаем? (4-5 мин.) | Использует приемы создания проблемной ситуации. - Поработаем с текстом ПРИЛОЖЕНИЕ 3 (слайд №8). Назовите в каждом предложении его грамматическую основу. - Почему возникли затруднения при выполнении задания? - Всё ли мы знаем о подлежащем и сказуемом? Организует работу по уточнению и конкретизации первичных знаний: - Исправим ошибки, допущенные вами при нахождении подлежащего и сказуемого (слайд 9). Постановка проблемы. - Достаточно ли рассмотренного материала для выполнения упражнений? | Отвечают, испытывая затруднения в определении подлежащего и сказуемого. Высказываются. Проверяют по эталону. | Познавательные УУД: извлечение необходимой информации и ее использование, постановка и формулирование проблемы. Коммуникативные УУД: Регулятивные: Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению). |
IV.Этап построения проекта выхода из затруднения. Цель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации. (2 минуты) | Предлагает выбрать пути решения возникшей проблемы, выслушивает мнения детей: - Как можно решить возникшую проблему? - Где найти необходимый материал? | Выбирают пути решения проблемы, обсуждают и корректируют свой план выхода из затруднения: - проанализировать языковой материал; - разобраться при помощи объяснения учителя; - обратиться к учебнику. Высказываются: - Нужно знать все способы выражения подлежащего и сказуемого. Высказываются: - Нужно обратиться к учебнику. | Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Регулятивные УУД: Познавательные: анализ с целью выделения общих признаков, подведение под понятие, построение логического рассуждения. |
V. Этап реализации построенного проекта. Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. (5-6 минут) | Организует реализацию построенного проекта : - прочитать теоретический материал учебника &17 (стр.28-30); - предлагает с помощью материала слайдов 10,11 заполнить вторую графу таблицы «Гр.ос»: запишите в неё способы выражения подлежащего и сказуемого и предложения, в которых подлежащее выражено словосочетанием, а сказуемое – прилагательным и существительным. | Читают вслух теоретический Заполняют вторую графу таблицы «Гр.ос.» | Регулятивные УУД: контроль; оценка; коррекция. Познавательные УУД : Коммуникативные: |
VI. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. Цель: усвоение учащимися нового способа действия. (4 минуты) | Устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение. Организует фиксирование нового знания в речи и знаках, организует самоконтроль: - предлагает выполнить Приложение № 4 Слайд 12,13 | Выполняют «по цепочке». Выполняют задания и проверяют у соседа по парте, обсуждают, исправляют возможные ошибки. | Коммуникативные УУД: Регулятивные УУД: способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; оценка деятельности; саморегуляция. Познавательные УУД : |
Физкультминутка (1 минута) | Давайте отдохнём. Сделаем зарядку. Слайд 14 Потянуться, отдохнуть, Глубоко теперь вздохнуть. Встать, попрыгать, посмеяться, Покружиться, покачаться, Поклониться, распрямиться И опять начать трудиться. | Повторяют действия за учителем. | |
VII. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. (10 минут) | Организует деятельность по применению новых знаний. - Работа с текстом ПРИЛОЖЕНИЕ 5(слайд 15) с последующей проверкой по эталону. | Выполняют задания в тетради. Проверка по образцу с экрана. Выставляются баллы в «Лист контроля» | Познавательные: Выполнение действий по алгоритму; Самостоятельное решение задачи. Регулятивные УУД: умение осуществлять проверку знаний, сверяясь с эталоном. Оценка выполнения : Выполнено в соответствии с эталоном (1 недочёт) – 3 балла; выполнено с небольшим отклонением (2-3 недочёта) – 2 балла; выполнено с существенным отклонением – 1 балл. |
VIII.Этап включения нового знания в систему знаний и повторение. Цель: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного. (7 минут) | - Организует проверку знаний о правописании гласных в корнях слов (слайд 16). - Организует выполнение задания «Собери предложение» ПРИЛОЖЕНИЯ 6 (слайд 17). Соберите предложение. | Проверка по образцу с экрана с проговариванием в речи. Отгадывают загадки. Составляют предложения из предложенных слов, записывают в тетради, подчёркивают грамматические основы. Выставляются баллы в лист контроля. За каждое правильно составленное предложение – 1 балл. | Регулятивные УУД: умение осуществлять проверку знаний, сверяясь с эталоном; коррекция; контроль и оценка процесса и результатов деятельности, подведение итогов. Личностные УУД: |
IX. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. (2-3 минуты) | Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности. Подведение итога урока. Слайд 18 Комментирование оценок. Подсчёт баллов в «Листе контроля»: Тест «верные - неверные утверждения» 1-2 балла. Самостоятельная работа с текстом - максимум 3 балла. Составление предложений без ошибок – максимум 3 балла. Итого: максимум – 8 баллов. Ключ к оценке: 8-7 баллов - оценка "5"; 6-5 баллов – оценка "4"; 4-3 баллов - оценка "3". Слайд №19 Задаёт домашнее задание: | ПРИЛОЖЕНИЕ 17 Отвечают на вопросы: 1.Сегодня мы узнали о … 2.Теперь я могу… 3.Я научился… 4.Мне было трудно… 5.Своей работой я …. - Записывают домашнее задание в дневники. | Регулятивные УУД: Личностные УУД: Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли. инициатива в выборе задачи, поиск и сбор информации. |
Много по осен… грибов ур…дилось. Да какие моло…цы!
Под тёмными ёлками б…ровики стоят. У них к…фтаны белые, шляпы на головах б…гатые. Грибы – загл…денье!
Под высок…ми соснами м…слята с сырое…ками растут. Они тоже хороши!
Зиму, в, берлоге, медведь, спит, долгую.
Солью, лосей, подкармливают, зимой, люди.