kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

План урока в 5 классе  на тему "Грамматическая основа предложения". 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку»

Конспект урока русского языка в 5 классе

  1. Тема урока: Грамматическая основа предложения

  2. Класс 5

  3. Тип урока Урок открытия нового знания

  4. Технологии Здоровьесбережения, развивающего обучения, развития исследовательских навыков и ИКТ

  5. Решаемые проблемы Какие члены предложения относятся к главным? Что такое подлежащее? Каковы способы его выражения? Что такое сказуемое? Каковы способы его выражения?

7. Цели урока:

содержательная: расширить понятийную базу о грамматической основе предложения; познакомить учащихся со способами выражения подлежащего и сказуемого; сформировать умение выделять грамматическую основу предложения;

деятельностная: способствовать развитию критического мышления учащихся, способности анализировать и обобщать имеющиеся знания; формировать у учащихся УУД: личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные в соответствии с типом урока.

Предметные:

  • повторить понятия «главные члены предложения, «подлежащее», «сказуемое»;

  • усвоить алгоритм нахождения подлежащего и сказуемого, выраженных разными способами;

  • сделать первые шаги по применению алгоритма при выполнении предложенных заданий;

  • научиться находить грамматическую основу предложения.

Личностные:

  • формирование навыков организации и анализа своей деятельности;

  • формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.

УУД

Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования главных членов предложения.



Технологическая карта урока


Этап

Действия учителя

Действия учащихся

Формируемые УУД

I. Этап мотивации (самоопределения) учащихся к учебной деятельности.

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне «хочу» - «надо» - «могу» , создание положительного эмоционального настроя.

(1-2 минуты)

Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

- Приветствие.

Учитель:

Вот и прозвенел звонок.

Ты готов начать урок?

Все на месте?

Всё в порядке?

И учебник, и тетрадки?

Каждый хочет отвечать и оценки получать?

Все ли тут хотят учиться? Слайд 1


- Высказывание добрых пожеланий.

Значит, можно всем садиться.

- Здравствуйте, ребята! Хочу всем пожелать хорошего настроения, плодотворной работы на уроке. Ребята, пожелайте и вы друг другу удачи, ведь с малой удачи начинается большой успех!

- Ребята, а что пригодится нам для успешной работы на уроке? Конечно, внимание, желание узнать новое, активность. - Запись числа и «Классной работы». Слайд 2

























Желают друг другу удачи.







Высказываются.


Регулятивные УУД:

целеполагание

  • эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.

Коммуникативные УУД:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Личностные УУД:

  • мобилизация внимания, уважение к окружающим.

Познавательные УУД:

  • Выдвижение гипотез и их обоснование (П).

II. Этап актуализации опорных знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.



(4-5 минут)




1. Организует работу по повторению, подводит итог беседы. Использует ИКТ.

- Мы продолжаем изучение раздела науки о языке, который называется синтаксис. В начале урока вспомним то, что нам уже известно по этой теме, - выполним тест «Верные – неверные утверждения» Вы читаете данные на слайде утверждения и отвечаете «ДА» или «НЕТ». Слайд 3


2. Создаёт проблемную ситуацию. Подводит к формулированию темы, целей и задач урока.

- Почему последнее утверждение неверно? Слайд 4




- Чем является сочетание слов «ПРИШЛИ ГОСТИ»? слайд 5

О чём пойдёт речь на уроке?

Тема урока? Слайд 6

3.Заполнение таблицы «Грамматическая основа» (слайд 7). У каждого ученика имеется распечатанная таблица «Гр. ос.»

- Заполните 1-ю графу.







- Как вы думаете, всё ли вы знаете о подлежащем и сказуемым? Над чем нужно поработать?

Обучающиеся выполняют задания, отвечая на вопросы ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (Слайд №3) и проверяют по эталону. За верный ответ выставляют баллы в «Лист контроля»









Отвечают на вопрос.

Проговаривают ответ, опираясь на утверждения теста.


Отвечают, вспоминая изученное ранее.

Высказываются.







Приложение 2

На какие вопросы отвечает подлежащее? Какой частью речи выражается? В каком падеже стоит подлежащее? Как графически выделяется?

На какие вопросы отвечает сказуемое? Какой частью речи выражается? Как графически выделяется?


Ставят цели урока в виде вопроса: узнать, новые сведения о подлежащем и сказуемом

Коммуникативные УУД:

  • умение выражать свои мысли и оценивать действия участников образовательного процесса.

  • достижение договоренностей и согласование общего решения.

Регулятивные УУД:

  • постановка учебной задачи на основе соотнесения усвоенного и нового материала;

  • умение планировать и оценивать свои действия;

  • умение выявлять, что уже усвоено, а что подлежит усвоению.

Познавательные УУД :

  • умение анализировать языковой материал;

  • поиск и выделение необходимой информации.

III. Этап открытия новых знаний и выявления места и причины затруднения.

Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения: почему возникли затруднения? Чего мы ещё не знаем?

(4-5 мин.)





Использует приемы создания проблемной ситуации.


- Поработаем с текстом ПРИЛОЖЕНИЕ 3 (слайд №8). Назовите в каждом предложении его грамматическую основу.


- Почему возникли затруднения при выполнении задания? - Всё ли мы знаем о подлежащем и сказуемом?

Организует работу по уточнению и конкретизации первичных знаний:


- Исправим ошибки, допущенные вами при нахождении подлежащего и сказуемого (слайд 9).


Постановка проблемы.

- Достаточно ли рассмотренного материала для выполнения упражнений?




Отвечают, испытывая затруднения в определении подлежащего и сказуемого.



Высказываются.








Проверяют по эталону.

Познавательные УУД:

  • извлечение необходимой информации и ее использование, постановка и формулирование проблемы.

Коммуникативные УУД:

  • аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

Регулятивные:

  • Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению).





IV.Этап построения проекта выхода из затруднения.


Цель:

постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.

(2 минуты)

Предлагает выбрать пути решения возникшей проблемы, выслушивает мнения детей:







- Как можно решить возникшую проблему?




- Где найти необходимый материал?

Выбирают пути решения проблемы, обсуждают и корректируют свой план выхода из затруднения:

- проанализировать языковой материал;

- разобраться при помощи объяснения учителя;

- обратиться к учебнику.


Высказываются:

- Нужно знать все способы выражения подлежащего и сказуемого.


Высказываются:

- Нужно обратиться к учебнику.

Коммуникативные УУД:

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Регулятивные УУД:

  • коррекция (внесение необходимых корректив в план и способ действия).

Познавательные:

  • анализ с целью выделения общих признаков,

  • подведение под понятие,

  • построение логического рассуждения.

V. Этап реализации построенного проекта.


Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

(5-6 минут)

Организует реализацию построенного проекта :

- прочитать теоретический материал учебника &17 (стр.28-30);

- предлагает с помощью материала слайдов 10,11 заполнить вторую графу таблицы «Гр.ос»:

запишите в неё способы выражения подлежащего и сказуемого и предложения, в которых подлежащее выражено словосочетанием, а сказуемое – прилагательным и существительным.



Читают вслух теоретический

Заполняют вторую графу таблицы «Гр.ос.»




Регулятивные УУД:

  • контроль;

  • оценка;

  • коррекция.


Познавательные УУД :

  • поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные:

  • Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.


VI. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Цель:

усвоение учащимися нового способа действия.

(4 минуты)

Устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение. Организует фиксирование нового знания в речи и знаках, организует самоконтроль:

- предлагает выполнить

Приложение № 4 Слайд 12,13








Выполняют «по цепочке».



Выполняют задания и проверяют у соседа по парте, обсуждают, исправляют возможные ошибки.


Коммуникативные УУД:

  • умение выражать свои мысли и оценивать действия участников образовательного процесса.

Регулятивные УУД:

  • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • оценка деятельности; саморегуляция.

Познавательные УУД :

  • поиск и выделение необходимой информации.

Физкультминутка

(1 минута)

Давайте отдохнём. Сделаем зарядку. Слайд 14

Потянуться, отдохнуть,

Глубоко теперь вздохнуть.

Встать, попрыгать, посмеяться,

Покружиться, покачаться,

Поклониться, распрямиться

И опять начать трудиться.

Повторяют действия за учителем.


VII. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.


Цель:

каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

(10 минут)




Организует деятельность по применению новых знаний.

- Работа с текстом ПРИЛОЖЕНИЕ 5(слайд 15) с последующей проверкой по эталону.

Выполняют задания в тетради.

Проверка по образцу с экрана.

Выставляются баллы в «Лист контроля»


Познавательные:

  • Выполнение действий по алгоритму;

  • Самостоятельное решение задачи.

Регулятивные УУД:

  • умение осуществлять проверку знаний, сверяясь с эталоном.

Оценка выполнения :

  • Выполнено в соответствии с эталоном (1 недочёт) – 3 балла; выполнено с небольшим отклонением (2-3 недочёта) – 2 балла; выполнено с существенным отклонением – 1 балл.

VIII.Этап включения нового знания в систему знаний и повторение.

Цель:

включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.

(7 минут)

- Организует проверку знаний о правописании гласных в корнях слов (слайд 16).

- Организует выполнение задания «Собери предложение» ПРИЛОЖЕНИЯ 6 (слайд 17).

Соберите предложение.



Проверка по образцу с экрана с проговариванием в речи.

Отгадывают загадки. Составляют предложения из предложенных слов, записывают в тетради, подчёркивают грамматические основы.

Выставляются баллы в лист контроля. За каждое правильно составленное предложение – 1 балл.

Регулятивные УУД:

  • умение осуществлять проверку знаний, сверяясь с эталоном;

  • коррекция;

  • контроль и оценка процесса и результатов деятельности, подведение итогов.

Личностные УУД:

  • самоопределение

IX. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.


Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

(2-3 минуты)

Организует рефлексию.

Организует самооценку учебной деятельности.

Подведение итога урока. Слайд 18

Комментирование оценок.

Подсчёт баллов в «Листе контроля»:

  • Тест «верные - неверные утверждения» 1-2 балла.

  • Самостоятельная работа с текстом - максимум 3 балла.

  • Составление предложений без ошибок – максимум 3 балла.

Итого: максимум – 8 баллов.

Ключ к оценке:

8-7 баллов - оценка "5";

6-5 баллов – оценка "4";

4-3 баллов - оценка "3".

Слайд №19

Задаёт домашнее задание:


ПРИЛОЖЕНИЕ 17

Отвечают на вопросы:

1.Сегодня мы узнали о …

2.Теперь я могу…

3.Я научился…

4.Мне было трудно…

5.Своей работой я ….


- Записывают домашнее задание в дневники.

Регулятивные УУД:

    • саморегуляция осознание качества и уровня усвоения знаний;

Личностные УУД:

    • оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности

Коммуникативные УУД:

    • умение выражать свои мысли.

    • инициатива в выборе задачи, поиск и сбор информации.








Дидактический материал к уроку


ПРИЛОЖЕНИЕ №1


ДА

ВЫРАЖЕНИЕ

НЕТ


Слово ПУНКТУАЦИЯ происходит от лат. слова PUNCTUM – запятая.



Среди знаков препинания есть знаки завершения, разделения, присоединения.



Словосочетания изучает синтаксис



Словосочетание состоит из двух слов – главного и зависимого



Зависимое слово связывается с главным только по смыслу.



ВЕСЁЛЫЙ ПРАЗДНИК – это словосоч



РИСОВАТЬ В АЛЬБОМЕ– это тоже словосоч.



ПРИШЛИ ГОСТИ – это тоже словосоч.



ТАБЛИЦА

ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Что мне известно по данной теме

Что нового я узнал по данной теме

ПОДЛЕЖАЩЕЕ


СКАЗУЕМОЕ



ПРИЛОЖЕНИЕ №2

На какие вопросы отвечает подлежащее?

В каком падеже стоит подлежащее?

Какой частью речи выражается?

Как графически выделяется?

На какие вопросы отвечает сказуемое?

Какой частью речи выражается?

Как графически выделяется?

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

Из данных предложений выпишите грамматические основы:

  1. Тускло светит луч лампады.

  2. Летом воробьи – самые яростные защитники зелени.

  3. Тиха украинская ночь.

  4. Мы утомились за день.

  5. Смелый к победе стремиться.

  6. Входят семь богатырей.

  7. Шубка у лисы тёплая, пушистая.

ПРИЛОЖЕНИЕ №4

Медленно падают с берёз жёлтые листья

Я слышу музыку листопада.

А вы видели лесной хоровод?

Красив русский лес осенью!

Лес – это терем расписной.

Вскоре отец с матерью ушли на работу.



ПРИЛОЖЕНИЕ №5

Много по осен… грибов ур…дилось. Да какие моло…цы!

Под тёмными ёлками б…ровики стоят. У них к…фтаны белые, шляпы на головах б…гатые. Грибы – загл…денье!

Под высок…ми соснами м…слята с сырое…ками растут. Они тоже хороши!



ПРИЛОЖЕНИЕ №6

Собери предложения, подчеркни главные члены:

Зиму, в, берлоге, медведь, спит, долгую.



Делает, зиме, к, припасы, съестные, белочка.



Солью, лосей, подкармливают, зимой, люди.



ПРИЛОЖЕНИЕ №7

Лист контроля

1. Тест «Верные – неверные утверждения»


2. Работа с текстом


3. Составление предложений




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Конспект урока по русскому языку

Автор: Ильзира Ильгизовна Насыбуллина

Дата: 24.12.2024

Номер свидетельства: 662654

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) ": Конспект урока русского языка в 7 классе по тем:"Правописание частиц не ни "."
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-7-klassie-po-tiem-pravopisaniie-chastits-nie-ni"
    ["file_id"] => string(6) "247453"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446562252"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Конспект урока русского языка в 1 классе "Заглавная буква в словах" "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-1-klassie-zaghlavnaia-bukva-v-slovakh"
    ["file_id"] => string(6) "128510"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415530333"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект урока русского языка по теме "Имя прилагательное" 6 класс"
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-imia-prilaghatiel-noie-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "252040"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447326990"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока русского  языка.Тема: "Настоящее и будущее время глагола" "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-tiema-nastoiashchieie-i-budushchieie-vriemia-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "119331"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413386934"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "план-конспект урока  русского языка "Обозначение мягкости согласных с помощью букв Е, Ё, Ю, Я, И". "
    ["seo_title"] => string(108) "plan-konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-oboznachieniie-miaghkosti-soghlasnykh-s-pomoshch-iu-bukv-ie-io-iu-ia-i"
    ["file_id"] => string(6) "148997"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419918060"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства