kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Классный час "По страницам Блокады Ленинграда"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для знакомства с Блокадой учителем выбраны такие моменты как Дорога жизни и Дорога смерти, Седьмая симфония Шостаковича и поэзия Ольги Берггольц, дневник Тани Савичевой.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Классный час "По страницам Блокады Ленинграда"»

Конспект классного часа

для 5 класса


«Страницы блокады Ленинграда».


«Стоек и бесстрашен Ленинград.
Он не дрогнул, он не покорился!»
О. Берггольц


 Цели:

•формировать у учащихся знания о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., ее защитниках и подвигах;
•способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников;
•воспитывать патриотические чувства, историческую память, уважение к старшему поколению.


Звук метронома.


Ученица: Тихо. Слышите: словно где-то

Бьется сердце нашей планеты...

Будто власть утверждая над всеми,

По планете шагает Время.

Тихо. Слышите?

Учитель: Свеча – это молитва.

  Свеча – это память . 

Свеча не плавится, не плачет, не рыдает:
Она о павших в страшных битвах вспоминает.
И мы предлагаем вам сегодня зажечь свечу памяти и вспомнить....


Учитель: Блокада Ленинграда – наиболее трагический период в истории города.  Гитлер хотел путём обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбёжки с воздуха сравнять город с землёй. Для осуществления этого замысла гитлеровское командование бросило к Ленинграду более 40 отборных дивизий, свыше тысячи танков и полторы тысячи самолётов.

(слайд 2)

Осада города продолжалась приблизительно 900 дней, с 8 сентября 1941г. до 27 января 1944 г.Фашисты, оккупировавшие пригороды Ленинграда разграбили Екатерининский дворец и вывезли Янтарную комнату, которую называли Восьмым чудом света.

Два миллиона 887 тысяч гражданского населения (включая 400 тысяч детей) оказались в кольце окружения .

Слайд 3

Началась блокада: Всего только несколько месяцев прошло с начала войны, а город уже голодал. Все меньше и меньше продуктов стали выдавать по карточкам. 20 ноября 1941 г. рацион хлеба дошел до 125 граммов иждивенцам и 250 граммов рабочим. Крупы выдавали 300 г, масла - 100 г в месяц. Потом пришло время, когда уже не выдавали ничего, кроме хлеба. Да и эти 125 г, от которых зависела жизнь, были не хлебом, а липким черным месивом, сделанном из мучных отходов, мокрым и расплывающимся в руках. (Показать хлеб)Каждый растягивал свой кусок насколько мог: Надвигался голод!

(Рассказ крошки хлеба.

Слайд 4

Хуже всего приходилось детям. Вызовом врагу была работа 39 школ в осажденном городе. Даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, воды, дров, теплой одежды, многие ленинградские дети учились. Писатель Александр Фадеев сказал: «И самый великий подвиг школьников Ленинграда в том, что они учились».


Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь – дистрофия. Ученики умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но, случалось и прямо в классе.

Когда умирают взрослые - это тяжело, но понятно. А смерть детей сознание принимать отказывается.

Слайд 5

Многим известна печальная история 11- летней ленинградской девочки Тани Савичевой. Блокада отняла у девочки родных и сделала её сиротой. В  своей  записной книжке Таня сделала девять коротких трагических записей:

Слайд 6

«28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.30 утра 1941 года».
«Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.».
«Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.».
«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. 1942 год».
«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год».
«Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра. 1942 г.»
«Умерли все». «Осталась одна Таня». 

Учитель: Таню вывезли с детским домом в Горьковскую область, но нервное потрясение и крайнее истощение сломили девочку, и она вскоре умерла.

Ученик.

Этот дневник на процессе Нюрнбергском
Был документом страшным и веским,
Плакали люди, строчки читая.
Плакали люди, фашизм проклиная.
Танин дневник - это боль Ленинграда,
Но прочитать его каждому надо.
Словно кричит за страницей страница.
"Вновь не должно это все повториться".



Слайд 7

В связи с прекращением связи с Большой землёй особое значение приобрела дорога через Ладожское озеро, ставшая легендарной « Дорогой жизни». Вплоть до 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны, доставляя Ленинграду продукты, а из города на большую землю вывозили детей, раненных, ослабленных людей. Люди на этой дороге работали в необычайно сложных условиях.

Слайд 8

Ученик 1:"Дорогой жизни шел к нам хлеб,
Дорогой жизни многих к многим.
Еще не знают на земле
Страшней и радостней дороги".


Слайд 9


Ученик 2:И было так на всем ходу
Машина задняя осела.
Шофер вскочил, шофер на льду.
Ну, так и есть, мотор заело.
Ремонт на 5 минут - пустяк,
Поломка эта - не угроза
Да рук не разомкнуть ни как.
Их на руле свело морозом.
Чуть разогнешь - опять сведет.
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб? 2 тонны! Он спасет
16 тысяч ленинградцев.
И вот в бензине руки он
Смочил, поджег их от мотора,
И быстро двинулся ремонт.
В пылающих руках шофера.
Вперед! Как ноют волдыри,
Примерзли к варежкам ладони,
Но он доставит хлеб, пригонит
К хлебопекарне до зари.
16 тысяч матерей
Пайки получат на заре -
125 блокадных грамм
С огнем и кровью пополам.
О, мы познали в декабре:
Не зря "священным даром" назван
Обычный хлеб и тяжкий грех
Хотя бы крошку бросить наземь.



Учитель: За все время функционирования Дороги жизни по ней было доставлено около 1,5 миллионов тонн груза в осажденный Ленинград и около полутора миллионов человек были эвакуированы из города на Большую землю.



Слайд 10

А с 5 февраля 1943 года по 10 марта 1944 действовала другая дорога, служившая как более эффективная замена «Дороги жизни» для доставки грузов в блокадный Ленинград. Это была временная советская железнодорожная линия, которая получила название «Дорога победы» .

В отличие от «Дороги жизни», проходившей по Ладожскому озеру, Дорога победы пролегала по левому берегу Невы и по южному побережью Ладоги, проходя на некоторых участках всего в 3—4 километрах от немецких артиллерийских позиций, за что получила прозвище «коридор смерти». Она сыграла важную стратегическую роль в обороне Ленинграда, в том числе и в полном снятии блокады.

Слайд 11

Всё то время, когда шла блокада, не замолкал ленинградское радио, где выступали поэты и писатели.

Голос Ольги Берггольц  стал голосом долгожданного друга в застывших и тёмных блокадных ленинградских домах..

Ольга Берггольц стала поэтом, олицетворяющим стойкость Ленинграда.

Её голос источал небывалую энергию. Она делала репортажи с фронта, читала их по радио. Ее голос звенел в эфире три с лишним года, почти ежедневно обращаясь к героическому городу. Ее голос знали, ее выступления ждали. Ее слова, ее стихи входили в замерзшие, мертвые дома, вселяли надежду и Жизнь продолжала теплиться.

Ученица: Товарищ, нам горькие выпали дни,

Грозят небывалые беды,
Но мы не забыты с тобой, не одни, -

И это уже победа.


Слайд 12



Учитель:9 августа 1941 года немцы обещали занять Ленинград. Ровно год спустя 9 августа 1942 года в несломленном городе состоялась премьера 7-й симфонии Шостаковича, которую впоследствии назовут "Ленинградской". Зал был полон и сиял электрическими огнями: электричество тогда включали раз в день совсем ненадолго. В финальной части симфонии, которая должна обозначать победу над фашизмом, зал встал и зааплодировал. Чтобы обеспечить концерт, артиллеристы, оборонявшие город, исполнили в тот день собственную симфонию - обстрел позиций противника был непрерывным, и ни один самолет в тот день не проник в воздушное пространство Ленинграда.

Слайд13

Во время исполнения Симфония транслировалась по радио, а также по громкоговорителям городской сети. Ее слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска.

В декабре 1942 г. Советское командование разработало операцию прорыва блокады города. В январе 1943 года Блокада Ленинграда была прорвана. Полное снятие блокады произошло 27 января1944года.

над Невой прогремело 24 залпа торжественного салюта.

Слайд 14


Ученица: Такого дня не видел Ленинград!
Нет, радости подобной не бывало...
Казалось, что все небо грохотало,
Приветствуя великое начало
Весны, уже не знающей преград.
Гремел неумолкаемо салют
Из боевых прославленных орудий,
Смеялись, пели, обнимались люди...


Учитель: Ленинградская битва имела огромное политическое и стратегическое значение. Советские войска в битве за Ленинград оттянули на себя до 15-20% вражеских сил на Восточном фронте и всю финскую армию, разгромили до 50 немецких дивизий.

Слайд 15

  Сотни тысяч погибших лежат в братских могилах на кладбищах Санкт – Петербурга. Пискарёвское мемориальное кладбище, где захоронено почти 5000 тысяч людей, стало одним из наиболее значительных национальных военных памятников.

Ученица: Полгорода лежит в земле сырой
Неугасима память поколений
И память тех, кого так свято чтим,
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим .


Минута молчания.


Слайд 16


Учитель: Мемориал «Разорванное кольцо» сооружен на берегу Ладожского озера, там, где сухопутный участок легендарной Дороги жизни смыкается с водой. В этом месте, у Вагановского спуска, начиналась трасса, проходившая по озерному льду к восточному берегу бухты Петрокрепость. Сквозь две железобетонные полуаркисимволизирующие разорванное кольцо блокады, видна панорама Ладожского озера. 

Мемориал «Разорванное кольцо» был открыт в 1966 года. 


Ребята, а сейчас давайте проверим, что вы сегодня узнали и запомнили. Пройдем небольшой тест.


Учитель: Тем, кто родился после войны, многого уже не понять, что пережило военное поколение. Можно только слушать рассказы тех. кто выжил, и постараться осознать, попытаться почувствовать, что они пережили, и сохранить это в памяти. Те, кто пережил блокаду, были обычными людьми. Они сумели совершить невозможное - пережИть ледяной ад. И не только пережИть, но и остаться людьми. Они уходят, и вместе с ними уходит история. От нас зависит, чтобы она не ушла навсегда.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Классный час "По страницам Блокады Ленинграда"

Автор: Хаустова Ольга Сергеевна

Дата: 14.06.2021

Номер свидетельства: 583364

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Конспект классного час " Страницы блокадного Ленинграда""
    ["seo_title"] => string(55) "konspekt_klassnogo_chas_stranitsy_blokadnogo_leningrada"
    ["file_id"] => string(6) "594911"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1639578805"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Классный час "Блокада Ленинграда" "
    ["seo_title"] => string(34) "klassnyi-chas-blokada-lieninghrada"
    ["file_id"] => string(6) "118731"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1413222054"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Информационно -исследовательский проект "Дети блокады Ленинграда""
    ["seo_title"] => string(69) "informatsionno_issliedovatiel_skii_proiekt_dieti_blokady_lieninghrada"
    ["file_id"] => string(6) "365780"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1480873418"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Классный час "Города - герои России.""
    ["seo_title"] => string(33) "klassnyi_chas_goroda_geroi_rossii"
    ["file_id"] => string(6) "510798"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1558118117"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Конспект классного часа "Детство, опаленное войной""
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekt-klassnogho-chasa-dietstvo-opaliennoie-voinoi"
    ["file_id"] => string(6) "251741"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1447272260"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства