2. | Мотивационный. Практич. ; каллиграфическое упр. Словес.: ответы на вопросы Актуализпция опорных знанаий. | 7 мин. | - Назовите, пожалуйста, с помощью чего современные люди могут общаться друг с другом на расстоянии? - Верно. В настоящее время прочно вошли в нашу жизнь мобильная связь, электронная почта, общение в сети Интернет. А знаете ли вы, каким наиболее распространённым способом общались люди в недавнем прошлом? - А что же такое письмо? Куда мы можем обратиться за разъяснением лексического значения этого слова? ( С.И.Ожегов «Словарь русского языка».) Запись в тетради слова письмо. Подбирают и записывают родственные слова. ( писать, писатель, писарь, писака, письмена, письменный, записка) (Интернет) Дети смотрят первые 54сек. Янош «Письмо для тигра. История о том, как Медвежонок и Тигрёнок изобрели почту и телефон.» (читает Марина Аромштам: «Однажды медвежонок пошёл на речку удить рыбу. А Тигрёнок и говорит: - Когда ты уходишь, мне так одиноко. Напиши мне письмо из далекого – далёка – я хоть немножечко развеселюсь!») - О чём попросил Тигрёнок Медвежонка? - Ребята, а вы получали письма? А сами когда – нибудь писали? - Сейчас мало кто пишет письма на бумаге. Но письма имеют большое значение в жизни людей. С помощью писем люди общаются на расстоянии, сообщают новости из своей жизни, поддерживают друг друга в трудные минуты и разделяют радость. Переписываться могут родственники, друзья. Дети при переписке со своими сверстниками могут сопроводить письмо рисунком. С возрастом у человека появляется необходимость написать в газету, журнал, какую-либо инстанцию. Можно написать письмо Президенту, гражданину другой страны. Но куда бы не писал человек, письмо обязательно передает энергетику, индивидуальность писавшего . - Как вы думаете, когда люди стали писать друг другу письма? Люди начали обмениваться письмами очень давно. Как только человек научился рисовать, он стал посылать послания. Вместо букв и слов в этих письмах были рисунки, поэтому письма так и назывались «рисуночные». С появлением письменности люди стали писать письма на подручных материалах: бересте, папирусе, пергаменте, глиняных дощечках. Люди писали о погоде, важных событиях, об опасностях и т. д. Потом появилась бумага и наступили рассвет эпистолярного жанра (так называют умение писать письма). - Умеет ли кто – то из вас писать письмо? - Хотите научиться? - Попробуйте сформулировать тему урока. ( Тема урока: Письмо.) - Какая будет цель урока? ( Цель: научиться писать письмо.) | Отвечать на вопросы. Рассуждать, отталкиваться на жизненный опыт. | Познавательные: - извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; логические - дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о правилах вежливости. Регулятивные: постановка учебной задачи; принятие и сохранение цели; планирование работы. Познавательные: моделирование плана Познавательные: постановка проблемы. Личностные: проявление познавательного интереса. |
3. | Постановка учебной задачи и ее решение. Словес.: ответы на вопросы | 6 мин. | (Интернет) Продолжение: Янош «Письмо для тигра. История о том, как Медвежонок и Тигрёнок изобрели почту и телефон.» (читает Марина Аромштам: « - С удовольствием,- сказал Медвежонок. И взял с собой бутылёк синих чернил и перо птицы канарейки. Таким пером удобно писать, а ещё взял бумагу и конверт. Спустившись к реке, Медвежонок насадил червяка на крючок и забросил удочку. Затем взял перо, макнул в чернила и вывел на бумаге: «Дорогой, Тигр! Спешу тебе сообщить, что у меня всё хорошо. А у тебя? Ты там пока почисти пару луковиц, свари картошку, а я постараюсь добыть рыбы. Целую, твой друг Медведь.» выводится на доску. - Прочитайте ещё раз письмо Медвежонка. Какие части можно выделить в письме? - Чтобы грамотно написать письмо, нужно знать его части. Медвежонок приготовил для вас конверты. В них части письма. Попробуйте разложить их в нужном порядке. Обсуждают структуру письма. Составляют план текста письма. Приветствие. Содержание письма. Заключение. Подпись и дата. ( в процессе обсуждения учитель вывешивает на доске план письма (такие же карточки) - Следуя вашему плану, посмотрите, чего не хватает в письме Медвежонка? | Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. Решать проблемную ситуацию используя смысловую догадку Ставить цель на урок. | Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: умение работать в паре. Познавательные: моделирование плана, поиск и выделение необходимой информации. |
4. | Физминутка. | 1 мин. | О письме мы много знаем, и его мы изучаем. Раз, два, три, четыре, пять – будем письма мы писать. Руки вверх мы поднимаем, головою покачаем, и присядем мы пять раз, и подпрыгнем восемь раз. Глубоко теперь вздохнем и работать вновь начнем | | |
5. | Решение частных задач Словес.: ответы на вопросы. Практич.: устное граммат.упр. Практич.: письм. граммат.упр. Практич.: проверка. | 12 мин. | - Письма по содержанию бывают разными. Как бы вы назвали письмо Медвежонка? ( дружеское) - Обсудите в группах, какие ещё могут быть письма. ( пожелание, просьба, рассказ, деловое) - Прочитайте внимательно памятку, как нужно писать письма. И заполните карточку – помощницу. Памятка. Сначала, обязательно нужно поздороваться. (обрати внимание: к взрослому человеку мы должны обращаться на «Вы» и «Вы» писать с большой буквы.) Если давно не получал(а) писем, то поинтересуйся, почему тебе не пишут. Затем расскажи о себе. Вырази слова благодарности. Не забудь попрощаться. Оставь подпись и дату. Карточка – помощница. ( дети заполняют возможные варианты второй части карточки «Примеры») Возможные части текста письма | Примеры | Обращение | | Начальная фраза | | Содержание письма | | Благодарность | | Прощание | | Концовка и подпись. | | Дата написания | | | Выдвигать предполо-жения | Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу, умение выполнять прогностическую самооценку Коммуникативные: умение строить письменное речевое высказывание. Личностные: проявление познавательного интереса. |
6. | Решение частных задач Практич.: письм. граммат.упр. Взаимопроверка. | 10 мин. | - Теперь вы попробуйте написать небольшое письмо. Учитель предлагает нескольким ученикам прочитать свою работу, обращая внимание на то, что чужие письма читать нельзя. Но в данном случае это можно считать исключением, поскольку это тренировочные упражнения. (По желанию ученики читают письма, обсуждают (ошибки, неточности), оценивают их.) Оцените работу. (Контроль и самооценка. ) - Какую задачу мы сейчас выполнили? (упражнялись в написании письма) | | Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориен-тиров; оценивают правильность выполнения действия на уровне адек-ватной ретроспек-тивной оценки |
7. | Итог урока. Рефлексия. | 6 мин. | - Какие задачи ставили перед собой в начале урока? - Чему учились на уроке? - Где можно применить свои знания? - А что было самым сложным? - Что показалось самым интересным? | Анализиро-вать получен-ные знания Определять уровень усвоения темы урока. | Регулятивные: осознание качес-тва и уровня усво-ения учебного ма-териала. Познавательные: умение обобщать. Коммуникативные:умение аргумен-тировать своё мнение. |