kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по окружающему миру "Как путешествует письмо?" 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: первичное восприятие новых знаний.

Цели урока:

  1. образовательные: раскрыть роль почтовой связи в жизни людей; познакомить учащихся с работой почты, видами почтовых отправлений;
  2. развивающие: развивать коммуникативные способности учащихся; развивать информационную грамотность учащихся;  развивать способность к самооценке на основе критерия успешной деятельности;
  3. воспитательные: формировать целостный, социально ориентированный взгляд на мир; формировать ориентацию на успех в учебной деятельности и понимание его причин.

Формируемые УУД:

  1. регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу; умение адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей; умение вносить необходимые коррективы;
  2. коммуникативные: умение допускать возможность существования различных точек зрения; умение договариваться и приходить к общему решению;
  3. предметные: умение проявлять понимание, что реальная ситуация может быть представлена схемой; умение находить и сопоставлять предметы и их назначение; умение ориентироваться в сферах труда;
  4. личностные: умение проявлять способность к самооценке на основе критерия успешной деятельности;
  5. познавательные: умение осуществлять поиск необходимой информации; умение использовать знаково-символические средства; умение устанавливать причинно-следственные связи.

Оборудование: презентация Microsoft  Power Point «Как путешествует письмо?»,  конверт с письмом, таблички со словами «отправитель», «адресат», два  конверта ( маркой и без марки), коллекция марок, слайды о голубях – почтальонах.

Ход урока.

  1. Орг. момент.
  2. Актуализация знаний.

Кто стучится в 1 класс
С толстой сумкой на ремне,
Это он, это он, ковылкинский почтальон!

(Выходит мальчик, переодетый в почтальона и прячет за спиной письмо).

- Ой, о он что-то спрятал от вас за спиной. Отгадайте, что это?
Сбоку марка и картинка,

В круглых штампах грудь и спинка.

Маленькое очень,

Быстрое, как птица,

Если захочешь –

За море умчится. (письмо)

- А кто из вас уже получал письма? Откуда?

- Как они до вас дошли? ( по почте)

- А что можно еще получать по почте?

- Кто умеет писать письма? Кто знает, как их подписывать? Куда нести?

- Кто же мне скажет, чем сегодня нам придется заняться на уроке. О чем мы будем сегодня говорить? (Сегодня на уроке нам предстоит разобраться, что такое письмо и как путешествует письмо, как работает почта).

- У нашего Муравьишки появилась идея – написать письму другу. И он задумался над тем, как путешествует письмо.

- А вы ребята знаете?

- Прочитайте тему урока на с.64 учебника. (Как путешествует письмо?)

- Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.

4. Работа по теме урока.

- Какую роль почтовая связь играет в нашей жизни? (Можно передать кому-то какое-то сообщение, можно поздравить родных или друзей с днем рождения телеграммой, можно отправить кому-то посылку или ценные бумаги, документы и т.д.)

- Рассмотрите рис. на с.64.

Оказывается, в далекой-далекой стране, у Муравьишки живет друг. Наш Муравьишка хочет рассказать своему другу о том, чему научился в 1 классе. Но как это сделать, он не знает. Давайте поможем Муравьишке.

- Что такое письмо? (Письмо - это написанный текст, посылаемый для сообщения кому-нибудь).

-Что нужно, чтобы письмо смогло дойти до друга? (Нужен конверт и марка).

Конверт - пакет для вкладывания, хранения и пересылки бумаг. Изготавливается из разных материалов.

 (На конверте указывается адрес: имя, фамилия, название организации, улица, дом, квартира, почтовый индекс).

- Какие слова вы видите? (Отправитель, адресат.)

- Кто такой отправитель? (Муравьишка. Тот, который отправляет письмо.)

- Кто такой адресат? (Друг Муравьишки. Тот, на чей адрес приходит письмо.)

  • - Вырежьте картинки из рабочей тетради (с.65.) и расположите их на данном рисунке в той последовательности, как вы считаете. (Работа в парах.). Определение последовательности  в работе почты.

По очереди выходят учащиеся и определяет последовательность каждого этапа.

- Теперь поменяйте картинки местами и попросите соседа по парте найти ошибки.

5. Физкультминутка

Мы немножко отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем

Руки в стороны, вперед.

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на Солнце посмотрели,

И их всех лучи согрели.

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

Хорошо мы погуляли

И немножечко устали.

6. Продолжение работы по теме урока.

1) Беседа, работа по учебнику.

Муравьишка Вопросик понял, как его письмо сможет найти его друга. А Мудрая Черепаха принесла ему два конверта. Один с маркой, а другой без марки.

- Какой конверт должен выбрать Муравьишка, чтобы отправить письмо? (С маркой.)

- Почему?

Правильно. На письме должна быть марка. Марка – это  проездной билет письма, она оплачивает его путешествие. Марки бывают самые разные: большие и маленькие, цветные и простые. Многие взрослые и даже дети коллекционируют марки – это филателисты.

Почтовый индекс. Слово означает "указатель". "Индекс" - это последовательность букв и цифр, которые облегчают сортировку писем. В России принята шестизначная система цифр в индексе: первые три цифры - это код города, ещё три номер почтового отделения. Пишут индекс особыми цифрами, смотрите на образец. Дело в том, что индекс расшифровывает машина. Особое устройство с бегающим лучом считывает все вертикальные, горизонтальные и наклонные линии. Поэтому цифры должны быть определенного образца.

Вот мы закончили оформлять конверт. Письма готовы. Отправляем их в путешествие. Но как это сделать. - Кто занимается рассылкой писем? (Почта)

- Что еще можно отравлять по почте? (Открытки, посылки, бандероли.)

- Найдите их на верхнем рисунке на с. 65.

- А теперь рассмотрите рисунки и фотографии  ниже на с. 65 и выскажите свои предположения о том, что на них изображено и как это связано с темой урока.

(Работа в группах). Высказывается каждая группа.

Много лет назад, когда не было почты, не было поездов и самолетов, радио и телеграфа, почтальоном был голубь. Его так и называли – почтовый голубь.

Почтовые голуби умели точно находить дорогу и возвращаться даже из очень отдаленных – на 500 км и более – мест. Много сотен лет служил людям почтовый голубь.

Голуби, которые имели особые заслуги и спасли жизни людям, установлены памятники. Этот памятник установлен во Франции в городе Лиль.

В Англии тоже есть памятник голубке, которая спасла подводную лодку. Это произошло в 1942 году. Было это так. Английскую подводную лодку повредили фашистские самолеты, и она вынуждена была опуститься на дно. Гибель казалась неминуемой. На борту подлодки жили два голубя. К лапкам птиц прикрепили записки с указанием координат - местонахождения лодки, поместили их в специальную капсулу, которую через торпедный аппарат выбросили наружу. Голубь во время шторма погиб, а голубка сумела долететь до базы. И помощь пришла. За этот подвиг голубка была удостоена высшей военной награды Великобритании и увековечена в образе бронзовой птицы.

Сегодня почтовые голуби тоже используются: в Англии голуби доставляют донорскую кровь в пробирках, минуя все пробки

Сейчас, когда вести доставляют радио и телеграф, поезда и самолеты, голубиная почта потеряла свое значение.

Однако еще совсем недавно – во время Второй мировой войны – голубей использовали для доставки донесений. В Японии вывели даже новую породу голубей, способных летать ночью: неприятель не увидит и не подстрелит воздушного почтальона, дневные хищные птицы его не схватят.

Во Франции и Англии голубям – почтальонам поставлены памятники.

Интересно, что почти 100 лет назад во французской армии использовали автомобиль – голубятню, который вы видите на фотографии в учебнике.

- Что нужно Муравьишке точно знать, чтобы его письмо дошло до друга? (Его домашний адрес.)

Конечно, без точного адреса письмо не дойдет до адресата. Но не менее важно написать на конверте и обратный адрес. Если адресат уже не проживает по данному адресу, то письмо вернется обратно.

- Кто из вас уже хорошо знает свой домашний адрес? ( Учащиеся называют свои адреса.)

- А кто-нибудь знает почтовый индекс? Спросите о нем у взрослых.

2. Выполнение заданий в рабочей тетради.

№1 (с.42.)

- Рассмотрите картинки с изображением почтовых марок.

- Выполните задание.

№2 (с. 42)

- Рассмотрите рисунки. Выполните задание.

- Для чего на почте нужны весы, почтовый штемпель, сортировочный ящик?

№3 (с. 43.)

- Что можно отправлять по почте? (Письма, посылки, бандероли.)

- А что можно отправить, если мы хотим поздравить своего друга или подругу с каким-либо праздником?

Нарисуйте открытку для своего друга или подруги.

- Как можно отправить открытку? (Ее нужно положить в конверт.)

7. Рефлексия.

- А сейчас мы посмотрим, что нового вы узнали на уроке и чему научились.

- Отгадайте загадки.

К дому – невеличке

Подлетают птички.

Весточки, приветы

Понесут по свету.

- Без крылье, а летят.

Без языка, а говорят.

- Что за птица:

Песен не поет,

Гнезда не вьет

Людей и груз везет? (Самолет.)

- Полотно, а не дорожка,

Конь не конь – сороконожка

По дороге той ползет,

Весь обоз один везет. (Поезд.)

- Дома из жести,

А жильцы в них – вести. (Почтовые ящики.)

- Как самолет и поезд связаны с темой нашего урока?

- Почему письма отправляются в путешествие на самолете или на поезде? (На самолете письма отправляются на дальние расстояния, а на поезде – на близкие.

- У вас на столе лежат три перышка. Оцените свои достижения на уроке. И объясните свой выбор.

8. Подведение итогов урока.

- Вернемся к учебной задаче урока. Мы определили этапы путешествия письма. Как это происходит7 (От отправителя к адресату по почте.)

- Какие виды отправлений вы запомнили? (Письма, посылки, телеграммы, бандероли.)

9. Рекомендации для занятий дома.

1. Узнать (кто не знает) у взрослых свой домашний адрес и почтовый индекс.

2. При желании написать письмо своей бабушке, дедушке, тете, дяде, маме, однокласснику.) С помощью взрослого правильно подписать конверт.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«урок по окружающему миру "Как путешествует письмо?" 1 класс»

Учитель: Кошелева Елизавета Дмитриевна

Класс: 1

Предмет: окружающий мир.

Дата:24.11.2015.

Тема урока: «Как путешествует письмо?»

Тип урока: первичное восприятие новых знаний.

Цели урока:

  1. образовательные: раскрыть роль почтовой связи в жизни людей; познакомить учащихся с работой почты, видами почтовых отправлений;

  2. развивающие: развивать коммуникативные способности учащихся; развивать информационную грамотность учащихся; развивать способность к самооценке на основе критерия успешной деятельности;

  3. воспитательные: формировать целостный, социально ориентированный взгляд на мир; формировать ориентацию на успех в учебной деятельности и понимание его причин.

Формируемые УУД:

  1. регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу; умение адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей; умение вносить необходимые коррективы;

  2. коммуникативные: умение допускать возможность существования различных точек зрения; умение договариваться и приходить к общему решению;

  3. предметные: умение проявлять понимание, что реальная ситуация может быть представлена схемой; умение находить и сопоставлять предметы и их назначение; умение ориентироваться в сферах труда;

  4. личностные: умение проявлять способность к самооценке на основе критерия успешной деятельности;

  5. познавательные: умение осуществлять поиск необходимой информации; умение использовать знаково-символические средства; умение устанавливать причинно-следственные связи.

Оборудование: презентация Microsoft Power Point «Как путешествует письмо?», конверт с письмом, таблички со словами «отправитель», «адресат», два конверта ( маркой и без марки), коллекция марок, слайды о голубях – почтальонах.

Ход урока.

  1. Орг. момент.

  2. Актуализация знаний.

Кто стучится в 1 класс
С толстой сумкой на ремне,
Это он, это он, ковылкинский почтальон!

(Выходит мальчик, переодетый в почтальона и прячет за спиной письмо).

- Ой, о он что-то спрятал от вас за спиной. Отгадайте, что это?
Сбоку марка и картинка,

В круглых штампах грудь и спинка.

Маленькое очень,

Быстрое, как птица,

Если захочешь –

За море умчится. (письмо)

- А кто из вас уже получал письма? Откуда?

- Как они до вас дошли? ( по почте)

- А что можно еще получать по почте?

- Кто умеет писать письма? Кто знает, как их подписывать? Куда нести?

- Кто же мне скажет, чем сегодня нам придется заняться на уроке. О чем мы будем сегодня говорить? (Сегодня на уроке нам предстоит разобраться, что такое письмо и как путешествует письмо, как работает почта).

- У нашего Муравьишки появилась идея – написать письму другу. И он задумался над тем, как путешествует письмо.

- А вы ребята знаете?

- Прочитайте тему урока на с.64 учебника. (Как путешествует письмо?)

- Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.

4. Работа по теме урока.

- Какую роль почтовая связь играет в нашей жизни? (Можно передать кому-то какое-то сообщение, можно поздравить родных или друзей с днем рождения телеграммой, можно отправить кому-то посылку или ценные бумаги, документы и т.д.)

- Рассмотрите рис. на с.64.

Оказывается, в далекой-далекой стране, у Муравьишки живет друг. Наш Муравьишка хочет рассказать своему другу о том, чему научился в 1 классе. Но как это сделать, он не знает. Давайте поможем Муравьишке.

- Что такое письмо? (Письмо - это написанный текст, посылаемый для сообщения кому-нибудь).

-Что нужно, чтобы письмо смогло дойти до друга? (Нужен конверт и марка).

Конверт - пакет для вкладывания, хранения и пересылки бумаг. Изготавливается из разных материалов.

(На конверте указывается адрес: имя, фамилия, название организации, улица, дом, квартира, почтовый индекс).

- Какие слова вы видите? (Отправитель, адресат.)

- Кто такой отправитель? (Муравьишка. Тот, который отправляет письмо.)

- Кто такой адресат? (Друг Муравьишки. Тот, на чей адрес приходит письмо.)

  • - Вырежьте картинки из рабочей тетради (с.65.) и расположите их на данном рисунке в той последовательности, как вы считаете. (Работа в парах.) . Определение последовательности в работе почты.

По очереди выходят учащиеся и определяет последовательность каждого этапа.

- Теперь поменяйте картинки местами и попросите соседа по парте найти ошибки.

5. Физкультминутка

Мы немножко отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем

Руки в стороны, вперед.

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на Солнце посмотрели,

И их всех лучи согрели.

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

Хорошо мы погуляли

И немножечко устали.

6. Продолжение работы по теме урока.

1) Беседа, работа по учебнику.

Муравьишка Вопросик понял, как его письмо сможет найти его друга. А Мудрая Черепаха принесла ему два конверта. Один с маркой, а другой без марки.


- Какой конверт должен выбрать Муравьишка, чтобы отправить письмо? (С маркой.)

- Почему?

Правильно. На письме должна быть марка. Марка – это проездной билет письма, она оплачивает его путешествие. Марки бывают самые разные: большие и маленькие, цветные и простые. Многие взрослые и даже дети коллекционируют марки – это филателисты.


Почтовый индекс. Слово означает "указатель". "Индекс" - это последовательность букв и цифр, которые облегчают сортировку писем. В России принята шестизначная система цифр в индексе: первые три цифры - это код города, ещё три номер почтового отделения. Пишут индекс особыми цифрами, смотрите на образец. Дело в том, что индекс расшифровывает машина. Особое устройство с бегающим лучом считывает все вертикальные, горизонтальные и наклонные линии. Поэтому цифры должны быть определенного образца.

Вот мы закончили оформлять конверт. Письма готовы. Отправляем их в путешествие. Но как это сделать. - Кто занимается рассылкой писем? (Почта)

- Что еще можно отравлять по почте? (Открытки, посылки, бандероли.)

- Найдите их на верхнем рисунке на с. 65.




- А теперь рассмотрите рисунки и фотографии ниже на с. 65 и выскажите свои предположения о том, что на них изображено и как это связано с темой урока.

(Работа в группах). Высказывается каждая группа.

Много лет назад, когда не было почты, не было поездов и самолетов, радио и телеграфа, почтальоном был голубь. Его так и называли – почтовый голубь.


Почтовые голуби умели точно находить дорогу и возвращаться даже из очень отдаленных – на 500 км и более – мест. Много сотен лет служил людям почтовый голубь.

Голуби, которые имели особые заслуги и спасли жизни людям, установлены памятники. Этот памятник установлен во Франции в городе Лиль.

В Англии тоже есть памятник голубке, которая спасла подводную лодку. Это произошло в 1942 году. Было это так. Английскую подводную лодку повредили фашистские самолеты, и она вынуждена была опуститься на дно. Гибель казалась неминуемой. На борту подлодки жили два голубя. К лапкам птиц прикрепили записки с указанием координат - местонахождения лодки, поместили их в специальную капсулу, которую через торпедный аппарат выбросили наружу. Голубь во время шторма погиб, а голубка сумела долететь до базы. И помощь пришла. За этот подвиг голубка была удостоена высшей военной награды Великобритании и увековечена в образе бронзовой птицы.

Сегодня почтовые голуби тоже используются: в Англии голуби доставляют донорскую кровь в пробирках, минуя все пробки

Сейчас, когда вести доставляют радио и телеграф, поезда и самолеты, голубиная почта потеряла свое значение.

Однако еще совсем недавно – во время Второй мировой войны – голубей использовали для доставки донесений. В Японии вывели даже новую породу голубей, способных летать ночью: неприятель не увидит и не подстрелит воздушного почтальона, дневные хищные птицы его не схватят.

Во Франции и Англии голубям – почтальонам поставлены памятники.


Интересно, что почти 100 лет назад во французской армии использовали автомобиль – голубятню, который вы видите на фотографии в учебнике.


- Что нужно Муравьишке точно знать, чтобы его письмо дошло до друга? (Его домашний адрес.)

Конечно, без точного адреса письмо не дойдет до адресата. Но не менее важно написать на конверте и обратный адрес. Если адресат уже не проживает по данному адресу, то письмо вернется обратно.

- Кто из вас уже хорошо знает свой домашний адрес? ( Учащиеся называют свои адреса.)

- А кто-нибудь знает почтовый индекс? Спросите о нем у взрослых.

2. Выполнение заданий в рабочей тетради.

№1 (с.42.)

- Рассмотрите картинки с изображением почтовых марок.

- Выполните задание.

№2 (с. 42)

- Рассмотрите рисунки. Выполните задание.

- Для чего на почте нужны весы, почтовый штемпель, сортировочный ящик?







№3 (с. 43.)

- Что можно отправлять по почте? (Письма, посылки, бандероли.)

- А что можно отправить, если мы хотим поздравить своего друга или подругу с каким-либо праздником?

Нарисуйте открытку для своего друга или подруги.

- Как можно отправить открытку? (Ее нужно положить в конверт.)

7. Рефлексия.

- А сейчас мы посмотрим, что нового вы узнали на уроке и чему научились.

- Отгадайте загадки.

К дому – невеличке

Подлетают птички.

Весточки, приветы

Понесут по свету.




- Без крылье, а летят.

Без языка, а говорят.



- Что за птица:

Песен не поет,

Гнезда не вьет

Людей и груз везет? (Самолет.)

- Полотно, а не дорожка,

Конь не конь – сороконожка

По дороге той ползет,

Весь обоз один везет. (Поезд.)

- Дома из жести,

А жильцы в них – вести. (Почтовые ящики.)

- Как самолет и поезд связаны с темой нашего урока?

- Почему письма отправляются в путешествие на самолете или на поезде? (На самолете письма отправляются на дальние расстояния, а на поезде – на близкие.

- У вас на столе лежат три перышка. Оцените свои достижения на уроке. И объясните свой выбор.

8. Подведение итогов урока.

- Вернемся к учебной задаче урока. Мы определили этапы путешествия письма. Как это происходит7 (От отправителя к адресату по почте.)

- Какие виды отправлений вы запомнили? (Письма, посылки, телеграммы, бандероли.)

9. Рекомендации для занятий дома.

1. Узнать (кто не знает) у взрослых свой домашний адрес и почтовый индекс.

2. При желании написать письмо своей бабушке, дедушке, тете, дяде, маме, однокласснику.) С помощью взрослого правильно подписать конверт.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
урок по окружающему миру "Как путешествует письмо?" 1 класс

Автор: Кошелева Елизавета Дмитриевна

Дата: 01.12.2015

Номер свидетельства: 260579

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Презентация к уроку окружающего мира "Как путешествует письмо""
    ["seo_title"] => string(67) "priezientatsiiakurokuokruzhaiushchieghomirakakputieshiestvuietpismo"
    ["file_id"] => string(6) "286590"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1454353664"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Конспект урока по окружающему миру "Как путешествует письмо" 1 класс "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-kak-putieshiestvuiet-pis-mo-1-klass"
    ["file_id"] => string(6) "172790"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423857740"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Конспект урока по окружающему миру "Как путешествует письмо?" 1 класс УМК "Школа России""
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_po_okruzhaiushchemu_miru_kak_puteshestvuet_pismo_1_klass_umk_shko"
    ["file_id"] => string(6) "500384"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1550512909"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Конспект на тему "Как путешествует письмо""
    ["seo_title"] => string(40) "konspekt_na_temu_kak_puteshestvuet_pismo"
    ["file_id"] => string(6) "486557"
    ["category_seo"] => string(19) "okruzhayushchiy-mir"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1542652968"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(37) "Окружающий мир урок."
    ["seo_title"] => string(24) "okruzhaiushchii-mir-urok"
    ["file_id"] => string(6) "311836"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459258621"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства