Тип урока: первичное восприятие новых знаний.
Цели урока:
- образовательные: раскрыть роль почтовой связи в жизни людей; познакомить учащихся с работой почты, видами почтовых отправлений;
- развивающие: развивать коммуникативные способности учащихся; развивать информационную грамотность учащихся; развивать способность к самооценке на основе критерия успешной деятельности;
- воспитательные: формировать целостный, социально ориентированный взгляд на мир; формировать ориентацию на успех в учебной деятельности и понимание его причин.
Формируемые УУД:
- регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу; умение адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей; умение вносить необходимые коррективы;
- коммуникативные: умение допускать возможность существования различных точек зрения; умение договариваться и приходить к общему решению;
- предметные: умение проявлять понимание, что реальная ситуация может быть представлена схемой; умение находить и сопоставлять предметы и их назначение; умение ориентироваться в сферах труда;
- личностные: умение проявлять способность к самооценке на основе критерия успешной деятельности;
- познавательные: умение осуществлять поиск необходимой информации; умение использовать знаково-символические средства; умение устанавливать причинно-следственные связи.
Оборудование: презентация Microsoft Power Point «Как путешествует письмо?», конверт с письмом, таблички со словами «отправитель», «адресат», два конверта ( маркой и без марки), коллекция марок, слайды о голубях – почтальонах.
Ход урока.
- Орг. момент.
- Актуализация знаний.
Кто стучится в 1 класс
С толстой сумкой на ремне,
Это он, это он, ковылкинский почтальон!
(Выходит мальчик, переодетый в почтальона и прячет за спиной письмо).
- Ой, о он что-то спрятал от вас за спиной. Отгадайте, что это?
Сбоку марка и картинка,
В круглых штампах грудь и спинка.
Маленькое очень,
Быстрое, как птица,
Если захочешь –
За море умчится. (письмо)
- А кто из вас уже получал письма? Откуда?
- Как они до вас дошли? ( по почте)
- А что можно еще получать по почте?
- Кто умеет писать письма? Кто знает, как их подписывать? Куда нести?
- Кто же мне скажет, чем сегодня нам придется заняться на уроке. О чем мы будем сегодня говорить? (Сегодня на уроке нам предстоит разобраться, что такое письмо и как путешествует письмо, как работает почта).
- У нашего Муравьишки появилась идея – написать письму другу. И он задумался над тем, как путешествует письмо.
- А вы ребята знаете?
- Прочитайте тему урока на с.64 учебника. (Как путешествует письмо?)
- Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.
4. Работа по теме урока.
- Какую роль почтовая связь играет в нашей жизни? (Можно передать кому-то какое-то сообщение, можно поздравить родных или друзей с днем рождения телеграммой, можно отправить кому-то посылку или ценные бумаги, документы и т.д.)
- Рассмотрите рис. на с.64.
Оказывается, в далекой-далекой стране, у Муравьишки живет друг. Наш Муравьишка хочет рассказать своему другу о том, чему научился в 1 классе. Но как это сделать, он не знает. Давайте поможем Муравьишке.
- Что такое письмо? (Письмо - это написанный текст, посылаемый для сообщения кому-нибудь).
-Что нужно, чтобы письмо смогло дойти до друга? (Нужен конверт и марка).
Конверт - пакет для вкладывания, хранения и пересылки бумаг. Изготавливается из разных материалов.
(На конверте указывается адрес: имя, фамилия, название организации, улица, дом, квартира, почтовый индекс).
- Какие слова вы видите? (Отправитель, адресат.)
- Кто такой отправитель? (Муравьишка. Тот, который отправляет письмо.)
- Кто такой адресат? (Друг Муравьишки. Тот, на чей адрес приходит письмо.)
- - Вырежьте картинки из рабочей тетради (с.65.) и расположите их на данном рисунке в той последовательности, как вы считаете. (Работа в парах.). Определение последовательности в работе почты.
По очереди выходят учащиеся и определяет последовательность каждого этапа.
- Теперь поменяйте картинки местами и попросите соседа по парте найти ошибки.
5. Физкультминутка
Мы немножко отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем
Руки в стороны, вперед.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на Солнце посмотрели,
И их всех лучи согрели.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Хорошо мы погуляли
И немножечко устали.
6. Продолжение работы по теме урока.
1) Беседа, работа по учебнику.
Муравьишка Вопросик понял, как его письмо сможет найти его друга. А Мудрая Черепаха принесла ему два конверта. Один с маркой, а другой без марки.
- Какой конверт должен выбрать Муравьишка, чтобы отправить письмо? (С маркой.)
- Почему?
Правильно. На письме должна быть марка. Марка – это проездной билет письма, она оплачивает его путешествие. Марки бывают самые разные: большие и маленькие, цветные и простые. Многие взрослые и даже дети коллекционируют марки – это филателисты.
Почтовый индекс. Слово означает "указатель". "Индекс" - это последовательность букв и цифр, которые облегчают сортировку писем. В России принята шестизначная система цифр в индексе: первые три цифры - это код города, ещё три номер почтового отделения. Пишут индекс особыми цифрами, смотрите на образец. Дело в том, что индекс расшифровывает машина. Особое устройство с бегающим лучом считывает все вертикальные, горизонтальные и наклонные линии. Поэтому цифры должны быть определенного образца.
Вот мы закончили оформлять конверт. Письма готовы. Отправляем их в путешествие. Но как это сделать. - Кто занимается рассылкой писем? (Почта)
- Что еще можно отравлять по почте? (Открытки, посылки, бандероли.)
- Найдите их на верхнем рисунке на с. 65.
- А теперь рассмотрите рисунки и фотографии ниже на с. 65 и выскажите свои предположения о том, что на них изображено и как это связано с темой урока.
(Работа в группах). Высказывается каждая группа.
Много лет назад, когда не было почты, не было поездов и самолетов, радио и телеграфа, почтальоном был голубь. Его так и называли – почтовый голубь.
Почтовые голуби умели точно находить дорогу и возвращаться даже из очень отдаленных – на 500 км и более – мест. Много сотен лет служил людям почтовый голубь.
Голуби, которые имели особые заслуги и спасли жизни людям, установлены памятники. Этот памятник установлен во Франции в городе Лиль.
В Англии тоже есть памятник голубке, которая спасла подводную лодку. Это произошло в 1942 году. Было это так. Английскую подводную лодку повредили фашистские самолеты, и она вынуждена была опуститься на дно. Гибель казалась неминуемой. На борту подлодки жили два голубя. К лапкам птиц прикрепили записки с указанием координат - местонахождения лодки, поместили их в специальную капсулу, которую через торпедный аппарат выбросили наружу. Голубь во время шторма погиб, а голубка сумела долететь до базы. И помощь пришла. За этот подвиг голубка была удостоена высшей военной награды Великобритании и увековечена в образе бронзовой птицы.
Сегодня почтовые голуби тоже используются: в Англии голуби доставляют донорскую кровь в пробирках, минуя все пробки
Сейчас, когда вести доставляют радио и телеграф, поезда и самолеты, голубиная почта потеряла свое значение.
Однако еще совсем недавно – во время Второй мировой войны – голубей использовали для доставки донесений. В Японии вывели даже новую породу голубей, способных летать ночью: неприятель не увидит и не подстрелит воздушного почтальона, дневные хищные птицы его не схватят.
Во Франции и Англии голубям – почтальонам поставлены памятники.
Интересно, что почти 100 лет назад во французской армии использовали автомобиль – голубятню, который вы видите на фотографии в учебнике.
- Что нужно Муравьишке точно знать, чтобы его письмо дошло до друга? (Его домашний адрес.)
Конечно, без точного адреса письмо не дойдет до адресата. Но не менее важно написать на конверте и обратный адрес. Если адресат уже не проживает по данному адресу, то письмо вернется обратно.
- Кто из вас уже хорошо знает свой домашний адрес? ( Учащиеся называют свои адреса.)
- А кто-нибудь знает почтовый индекс? Спросите о нем у взрослых.
2. Выполнение заданий в рабочей тетради.
№1 (с.42.)
- Рассмотрите картинки с изображением почтовых марок.
- Выполните задание.
№2 (с. 42)
- Рассмотрите рисунки. Выполните задание.
- Для чего на почте нужны весы, почтовый штемпель, сортировочный ящик?
№3 (с. 43.)
- Что можно отправлять по почте? (Письма, посылки, бандероли.)
- А что можно отправить, если мы хотим поздравить своего друга или подругу с каким-либо праздником?
Нарисуйте открытку для своего друга или подруги.
- Как можно отправить открытку? (Ее нужно положить в конверт.)
7. Рефлексия.
- А сейчас мы посмотрим, что нового вы узнали на уроке и чему научились.
- Отгадайте загадки.
К дому – невеличке
Подлетают птички.
Весточки, приветы
Понесут по свету.
- Без крылье, а летят.
Без языка, а говорят.
- Что за птица:
Песен не поет,
Гнезда не вьет
Людей и груз везет? (Самолет.)
- Полотно, а не дорожка,
Конь не конь – сороконожка
По дороге той ползет,
Весь обоз один везет. (Поезд.)
- Дома из жести,
А жильцы в них – вести. (Почтовые ящики.)
- Как самолет и поезд связаны с темой нашего урока?
- Почему письма отправляются в путешествие на самолете или на поезде? (На самолете письма отправляются на дальние расстояния, а на поезде – на близкие.
- У вас на столе лежат три перышка. Оцените свои достижения на уроке. И объясните свой выбор.
8. Подведение итогов урока.
- Вернемся к учебной задаче урока. Мы определили этапы путешествия письма. Как это происходит7 (От отправителя к адресату по почте.)
- Какие виды отправлений вы запомнили? (Письма, посылки, телеграммы, бандероли.)
9. Рекомендации для занятий дома.
1. Узнать (кто не знает) у взрослых свой домашний адрес и почтовый индекс.
2. При желании написать письмо своей бабушке, дедушке, тете, дяде, маме, однокласснику.) С помощью взрослого правильно подписать конверт.