kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад "Особенности технологии проблемного обучения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблемное обучение не является совершенно новым явлением. Им пользовались на протяжении практически всего XX в. Это объясняется тем, что проблемность составляет одну из закономерностей познания, стимулирует поисковую деятельность ученика, развитие творческого мышления учащихся. Однако в последнее время проблемный подход в качестве одной из важных составных частей вошел в понятие прогрессивного, поискового стиля обучения, стал характерной принадлежностью современного урока.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Особенности технологии проблемного обучения"»

ГБПОУ ИО ПУ № 58 р.п. Юрты





















Доклад



«Особенности технологии проблемного обучения»





















Подготовил: преподаватель

обществознания Кобзова Г.Л.

























Особенности технологии проблемного обучения

Проблемное обучение не является совершенно новым явлением. Им пользовались на протяжении практически всего XX в. Это объясняется тем, что проблемность составляет одну из закономерностей познания, стимулирует поисковую деятельность ученика, развитие творческого мышления учащихся. Однако в последнее время проблемный подход в качестве одной из важных составных частей вошел в понятие прогрессивного, поискового стиля обучения, стал характерной принадлежностью современного урока географии.

Проблемное обучение можно рассматривать с разных позиций

— как новый тип обучения (М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер);

— как метод обучения (Л. М. Панчешникова, В. Конь);

— как подход или принцип обучения (Г. А. Понурова, Т. В. Кузнецов);

— как новую дидактическую технологию (Г. Ю. Ксенозова, Н. Г. Савина).

Но общим для этих позиций является то, что в рамках проблемного обучения учащиеся систематически включаются учителем в проблемные ситуации и решение проблем.

Основные понятия проблемного обучения показаны на рис. 1.



Рис. 1. Главные понятия проблемного обучения




Проблемная ситуация — это психологическое состояние интеллектуального затруднения ученика, явно или смутно осознаваемое. Пути преодоления проблемной ситуации требуют поиска новых знаний, новых способов деятельности

Учебная проблема — это тот элемент проблемной ситуации, который вызвал затруднение. Проблемная ситуация перерастает в учебную проблему, когда ученик осознает этот элемент, вызвавший затруднение, и принимает его к решению.

Формы выражения проблемы

Для них характерно противоречие между имеющимися знаниями и известными способами действий, с одной стороны, и требованиями задания, с другой. Поэтому их решение связано с поиском новых способов деятельности.

Проблемная ситуация означает, что в процессе своей деятельности ученик натолкнулся на что-то непонятное, неизвестное. Однако при условии необходимых исходных данных и размышления проблемная ситуация перерастает в проблему. Таким образом, главный элемент проблемной ситуации - неизвестное, то новое, что должно быть открыто для правильного выполнения нужного действия.

Однако не всякая проблемная ситуация неизбежно пробуждает мыслительную деятельность. Мышление не возникнет, если у субъекта нет потребности в разрешении проблемной ситуации, а также отсутствуют исходные знания, необходимые для начала поиска.

Движущей силой проблемного обучения является противоречие между объектом и субъектом познания. Оно выражается как противоречие между объективным требованием к раскрытию изучаемого явления и субъективным подходом ученика к нему. По М. И. Махмутову, это «диалектическое противоречие между прежними знаниями ученика и новыми фактами, явлениями, для объяснения которых прежних знаний недостаточно, нужны новые».

Формы выражения учебных проблем могут быть различны (проблемные вопросы, задачи, задания), однако все они имеют одну общую особенность. В их содержании заложены потенциальные возможности для возникновения проблемных ситуаций в процессе их выполнения. Решение проблемного вопроса или задания приводит учащихся к получению новых знаний.

Итак, в ходе проблемного обучения происходят создание учителем на уроках различных проблемных ситуаций, организация учащихся на их анализ, обучение учащихся решению проблем, формирование у школьников умений видеть противоречия, формулировать проблему. Проблемное обучение, согласно положениям дидактики, может быть реализовано с помощью разных методов: проблемного изложения, частично-поискового или исследовательского.

Характерным признаком технологии проблемного обучения является самостоятельная познавательная деятельность учащихся. Однако умения самостоятельно решать проблемные ситуации необходимо формировать постепенно, показывая выполнение отдельных шагов решений, отдельных этапов исследования.


Эффективность проблемного обучения определяется его систематичностью.

При планировании уроков учитель должен определить возможности темы и ее отдельных уроков для организации проблемного обучения и разработать пути осуществления проблемного подхода. Их соподчиненность можно представить следующим образом:


Проблемный вопрос темы





Проблемный вопрос отдельного урока





Проблемный вопрос смыслового блока урока






В создании различных видов проблемных ситуаций заключена главная трудность для преподавателя: он должен добиться, чтобы ученики обнаружили несоответствие между имеющимися знаниями и новыми требованиями какой-либо задачи или вопроса, встали перед выбором необходимых знаний из системы новых знаний или столкнулись с новыми условиями применения известных знаний.

Деятельность учителя при проблемном обучении заключается в следующем:

• определение проблем и формулирование проблемных заданий;

• определение способа включения задания в учебный процесс;

• определение вариантов решения проблемы учащимися;

• руководство деятельностью учащихся во время рассмотрения ими проблемы;

• помощь учащимся в анализе условий и выборе планов решения;

• консультирование в процессе решения;

• помощь в нахождении способов самоконтроля;

• общее обсуждение решения проблемы или разбор ошибок.

В ходе решения проблемного задания в классе с ним справляются несколько наиболее сильных учащихся. Остальные ребята в лучшем случае запоминают ответ, не зная или не понимая того, как было найдено решение. Вместе с тем все ученики должны приобщиться к творческой мыслительной деятельности. С этой целью рекомендуется ознакомить учащихся с логикой, основными этапами решения проблемных заданий, которые показаны в табл. 1.

Таблица 1

Этапы решения проблемы


Название этапа

Суть этana

Прием учебной работы

1. Осознание проблемы, вскрытие противоречия

Первоначальное состояние замешательства, недоумения или ощущения непреодолимого препятствия на пути выполнения действий Обнаружение скрытого противоречия в проблемном вопросе

Установление причинно-следственных связей, нахождение разрыва в связях. Формулировка проблемы, подлежащей решению

2. Формулировка гипотезы

Обозначение с помощью гипотезы основного направления поиска ответа

Выдвижение гипотезы

3. Доказательство гипотезы

Доказательство или опровержение высказанного в гипотезе предположения

Проверка решения с помощью непосредственных действий и обоснование гипотезы, если результаты проверки согласуются с теоретическими посылками

4. Общий вывод

Обобщение рапсе сформированных причинно-следственных связей новым содержанием

Установление причинно-следственных связей


Исследования психологов показали, что для умственного развития учащихся самостоятельное составление нестандартных вопросов является даже более эффективным, нежели решение предложенных учителем проблем. Поэтому наряду с постановкой перед ребятами уже готовых проблемных вопросов и заданий, рекомендуется учить детей самостоятельно придумывать нестандартные вопросы и задания, на которые нет прямого ответа в тексте учебника. Такую работу ученики любого возраста выполняют с большим интересом.







Литература

1. Матюшкин А. М Проблемные ситуации в обучении и мышлении. - М , 1972.

2. Махмутов М. И Проблемное обучение. — М., 1975.

3. Понурова Г. А. Проблемный подход в обучении географии в средней школе. — М., 1991.

4. Кудрявцев В. Т. Проблемное обучение, истоки, сущность, перспективы // Педагогика и психология. — 1991. — № 4.

5. Лернер И Я. Проблемное обучение // Педагогика и психология. — 1974. - № 7.

6. Максаковский В. П. Преподавание географии в зарубежной школе. - М., 2001.

7. Андреева Е. Ю. Проблемное обучение в географии // География в школе. - 1999. - № 7.

8. Ксенозова Г. Ю. Перспективные школьные технологии. — М., 2000




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Доклад "Особенности технологии проблемного обучения"

Автор: Кобзова Галина Леонидовна

Дата: 18.11.2016

Номер свидетельства: 360061

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "«Актуальность технологии проблемного обучения  в начальной школе» "
    ["seo_title"] => string(72) "aktual-nost-tiekhnologhii-probliemnogho-obuchieniia-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "151445"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420708425"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Технология проблемного обучения на уроках физики в условиях ФГОС"
    ["seo_title"] => string(68) "tiekhnologhiiaprobliemnoghoobuchieniianaurokakhfizikivusloviiakhfgos"
    ["file_id"] => string(6) "310975"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459142594"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(259) "Внедрение проблемного обучения на уроках математики в классах 2 и 3 ступеней об учения как средство развития творческой активности учащихся. "
    ["seo_title"] => string(165) "vniedrieniie-probliemnogho-obuchieniia-na-urokakh-matiematiki-v-klassakh-2-i-3-stupieniei-ob-uchieniia-kak-sriedstvo-razvitiia-tvorchieskoi-aktivnosti-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "232141"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1442758847"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) "«Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся на основе современных образовательных технологий»"
    ["seo_title"] => string(80) "aktivizatsiia_uchiebno_poznavatiel_noi_dieiatiel_nosti_uchashchikhsia_na_osnovie"
    ["file_id"] => string(6) "380234"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1484597644"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Доклад на тему: "Пути повышения функциональной грамотности учащихся по русскому языку ""
    ["seo_title"] => string(80) "doklad_na_tiemu_puti_povyshieniia_funktsional_noi_ghramotnosti_uchashchikhsia_po"
    ["file_id"] => string(6) "397235"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1488456649"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства