Министерство образования и науки Республики Казахстан
Костанайский педагогический колледж
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема : Значение 12-летнего образования в становлении личности младшего школьника.
Область науки: педагогика
Выполнила: Коновалова Екатерина
Студентка группы У-31
Руководитель : Нурахметова Куляим Мухамедьяровна
Костанай 2012
Содержание
Введение …………………………………………………………… 3
Глава 1. Понятие личности и ее особенности …. 5
Младший школьный возраст как период формирования адекватной самооценки……………………………..8
Особенности самооценки младшего школьника……………9
1.3Технологи по формированию и развитию у учащихся личностных качеств гражданинаи патриота………………………………………… 12
Глава 2 Переход на 12-летнее образование как этап формирования в формировании личности младшего школьника…………………….21
2.1 Структура 12-летнего образования………………………………21
2.2 Особенности организации образовательного процесса………..24
2.3 Обоснование перехода на 12-летнее обучение с учетом мировых тенденций и отечественного опыта…………………………………..28
Заключение………………………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………..
Приложение
Введение.
Младший школьный возраст- это период осознания ребенком самого себя, мотивов, потребностей в мире человеческих отношений. Поэтому особенно важно в этот период заложить основы для дифференцированной адекватной самооценки.
В психолого-педагогических исследованиях вопросы самооценки исследуются достаточно широко; наиболее полная разработка ее теоретических и практических аспектах отражена в трудах как отечественных, так и зарубежных психологов (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.С. Кон, К. Роджерс, Э. Эриксон, И.И. Чеснокова)
В настоящее время все более очевидно влияние самооценки младшего школьника на его поведение, межличностные контакты. Низкая самооценка мешает ребенку благополучно учиться, быть уверенным в своих силах, выбрать интересное занятие.
Формирование самооценки связано с активными действиями ребенка с самонаблюдением и самоконтролем. Для успешного развития личности ребенка необходима разумная организация его деятельности, правильный выбор ее видов и форм, осуществление систематического контроля за ее протеканием и результатами.
Младший школьный возраст охватывает от 6 до 11 лет и определяется важнейшим обстоятельством в жизни ребенка - его поступлением в школу.
Концепция 12-летнего образования в Республике Казахстан является основным документом, отражающим цель, задачи, принципы организации, направления системы образования страны.
Данная концепция разработана в соответствии с Законом Республики Казахстан « Об образовании», « стратегическим планом развития республики Казахстан до 2010 года», « Государственной программой развития образования в республике Казахстан до 2010 года », « Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана», « Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации».
В эпоху высочайшего динамизма, глобализации, интенсивного развития средств коммуникации, которые меняют образ жизни, общение и мышление, а также методы достижения, благосостояния, интеллект человека, его способность к преобразующей, сознательной деятельности становится основным капиталом общества.
В этих условиях одной из актуальных проблем Казахстанского общества является формирование конкурентоспособной личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на существенную действительность, изменяя ее к лучшему. В связи с этим на первый план выходят определенные требования к такой личности – креативность, активность, социальная ответственность, обладание развитым интеллектом, высокий уровень профессиональной грамотности, устойчивая мотивация познавательной деятельности.[3.11]
Цель нашего исследования являлась
Цель исследования - выявить стратегию развития и пути обновления системы образования Республики Казахстан в условиях 12-летней школы;
Гипотеза нашего исследования
Гипотеза - если целенаправленно претворять стратегию и пути перехода на 12-летнее образование, то в дальнейшем образование в Республике Казахстан станет одной из систем раскрывающие личность школьника.
При решении гипотезы были поставлены такие задачи:
Задачи исследования-
Раскрыть цели и задачи, структуру содержания образования и особенности организации учебно-воспитательного процесса в 12-летней школе.
Определить ожидаемые результаты.
:Предмет исследования- 12-летнее образование
Объект исследования - учебно-воспитательный процесс в 12-летней школе.
База исследования - 4 «Б» класс Костанайской средней школы № 23 им. М. Козыбаева.
Методы исследования- наблюдения, эксперимент, изучение и анализ научно-методической литературы,
Структура курсовой работы – курсовая работа состоит из введения, 2 глав, заключения, приложения.
I Понятие личности и ее особенности.
Развитие человека как личности происходит в общем контексте его «жизненного пути», говорил Вейнвальд Н. И., который определяется как история «формирования и развития личности в определенном обществе, развития человека как современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения». А жизненный путь имеет свои определенные фазы, связанные с изменениями в образе жизни, системе отношений, жизненной программе. «Фазы жизненного пути, писал Леонтьев А. Н., - накладываются на возрастные стадии онтогенеза, причем в такой степени, что в настоящее время некоторые возрастные стадии обозначаются как фазы жизненного пути, например, преддошкольное и школьное детство».
Развитие личности как процесс «социализации индивида» осуществляется в определенных социальных условиях семьи, ближайшего окружения, в определенных социально – политических, экономических условиях региона, страны, национальных традициях того народа, представителем которого он является. Это макроситуации личностного развития. В то же время на каждой фазе жизненного пути складываются определенные социальные ситуации развития как своеобразное отношение ребенка к окружающей его социальной действительности.
Формирование всесторонне развитой и социально зрелой личности каждого школьника есть главная цель школы. Чтобы выявить пути и методы осуществления этой цели, надо сначала разобраться в том, что такое личность, какая личность является всесторонне развитой, социально зрелой.. В психологии и педагогике имеются разные подходы к пониманию личности. [1,14]
Личность может быть описана со стороны своих мотивов и стремлений, составляющих содержание ее «личного мира», то есть уникальной системы личностных смыслов, индивидуально своеобразных способов упорядочения внешних впечатлений и внутренних переживаний.
Личность рассматривается как система черт - относительно устойчивых, внешне проявляемых характеристик индивидуальности, которые запечатлены в суждениях субъекта о самом себе, а также в суждениях других людей о нем
Личность описывается и как деятельное «Я» субъекта, как система планов, отношений, направленности, смысловых образований, регулирующих выход ее поведения за пределы исходных планов.
Личность рассматривается и как субъект персонализации, то есть потребности и способности индивида вызывать изменения в других людях.
Психология, изучая человека, называет его по-разному, в зависимости от цели и аспекта этого изучения.
Если человек рассматривается просто как представитель человеческого рода, то используется термин индивид. Индивидом называют любого человека, новорожденного и взрослого, здорового и больного, независимо от его качеств и особенностей. Когда индивид сознательно и целенаправленно выполняет определенную деятельность (умственную или физическую, теоретическую или практическую), познает и преобразует в процессе этой деятельности окружающий мир, то его уже называют субъектом. Заметим, что индивид, участвующий в некоторой деятельности, не всегда является субъектом этой деятельности. Так, например, когда ребенок манипулирует игрушками, то он еще не субъект этой деятельности, ибо это манипулирование производится им неосознанно и нецеленаправленно.
Учащийся, выполняющий задание учителя в силу лишь внешних побуждений (по привычке подчиняться взрослым или в силу другого внешнего побуждения), также не является подлинным субъектом этой учебной деятельности. Пока он лишь объект учебно-воспитательных воздействий учителя, который в этом случае и является подлинным субъектом учебно-воспитательного процесса.[4,17]
Учащийся становится субъектом своей учебной деятельности лишь в меру того, в какой степени он осознает подлинные цели учения и целенаправленно выполняет учебную работу ради осуществления этих целей, принимаемых как личностно значимые.
Личностью является человек, у которого есть своя позиция в жизни, к которой он пришел в итоге большой сознательной работы. Такой человек не просто выделяется благодаря тому впечатлению, которое он производит на другого; он сам сознательно выделяет себя из окружающего. Он проявляет самостоятельность мысли, не банальность чувств, какую-то собранность и внутреннюю страстность. Глубина и богатство личности предполагает глубину и богатство ее связей с миром, с другими людьми; разрыв этих связей, самоизоляция опустошают ее. Личностью является лишь человек, который относится определенным образом к окружающему, сознательно устанавливает это свое отношение так, что оно проявляется во всем его существе.
Каждый человеческий индивид обладает неповторимым своеобразием физических и психических особенностей (физической конституцией, типом нервной системы, характером, темпераментом, потребностями, способностями и т. д.). Рассматривая и изучая это своеобразие, психологи говорят об индивидуальности человека.
Индивидуальность человека формируется на основе унаследованных задатков в процессе воспитания и обучения, под влиянием социальных условий и общественной среды, в которой живет, воспитывается и работает человек, а также в процессе самовоспитания, играющего огромную роль в развитии индивидуальности человека.
Наконец, когда рассматривают человека как члена определенного общества, как субъекта человеческих отношений и сознательной деятельности, то говорят о его личности.
О человеке как о личности можно говорить, лишь начиная с некоторого этапа его жизнедеятельности. Иными словами, не всякий человеческий индивид со своей индивидуальностью является личностью. С. Л. Рубинштейн так характеризовал различия между этими понятиями: «Человек есть индивидуальность в силу наличия у него особенных, неповторимых свойств; человек есть личность в силу того, что он сознательно определяет свое отношение к окружающему».
Поэтому личность весьма часто определяют как систему отношений человека к окружающему миру и к самому себе. Отношение человека к окружающему миру выражается в его взглядах, убеждениях, в его мировоззрении, в его отношениях с другими людьми, а самое главное – в его деятельности (трудовой, учебной или иной). Отношение человека к самому себе выражается в его представлении о самом себе, в его самооценке, в его идеалах, в том, каким бы он хотел себя видеть.
Личность – это социализированный индивид, рассматриваемый со стороны его наиболее существенных, социально значимых свойств. Личность есть целеустремленная, самоорганизующаяся частица общества, главнейшей функцией которой является осуществление индивидуального способа общественного бытия.
Младший школьный возраст- это период осознания ребенком самого себя, мотивов, потребностей в мире человеческих отношений. Поэтому особенно важно в этот период заложить основы для дифференцированной адекватной самооценки школьника.
1.1 Младший школьный возраст как период формирования адекватной самооценки.
Р.С. Немов под личностью рассматривал человека, как представителя определенного общества, сознательного деятеля, занимающего в нем определенное положение, выполняющего социальные роли, наделенного природными особенностями. По мнению Л.Ф. Обуховой, личностью ребенок становится с рождения. Однако развитие ребенка представляет собой сложный и длительный процесс изменений, обусловленных различными видами его деятельности. В разных ее формах обогащается жизненный опыт ребенка, приобретаются навыки и привычки поведения, расширяются познавательные способности и силы, развиваются чувства и воля, формируется моральный облик.
Для успешного развития личности ребенка необходима разумная организация его деятельности, правильный выбор ее видов и форм, осуществление систематического контроля над ее протеканием и результатами.
Младший школьный возраст охватывает период жизни от 6 до 11 лет и определяется важнейшим обстоятельством в жизни ребенка его поступление в школу. По мнению А.А. Аркушенко личностное развитие ребенка несет в себе печать возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе воспитания и обучения. С возрастом связаны характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления. Вместе с тем каждому возрасту присущи свои возможности и ограничения в развитии. Так, например, развитие мыслительных способностей и памяти наиболее интенсивно происходит в детские и юношеские годы[2,56]
Многие педагоги обращали внимание на необходимость глубокого изучения и умелого учета возрастных и индивидуальных особенностей детей в процессе воспитания и обучении. Эти вопросы в частности ставили Я.А.Коменский, ДЖ. Локк, Ж.Ж. Руссо, а позже К.Д. Ушинский, А. Дистервег, Л.Н. Толстой более, того отдельные из них разрабатывали педагогическую теорию, исходя из идеи природосообразности воспитания, то есть учета природных особенностей возрастного развития.
На каждом этапе развития различный уровень самооценки.
1.2 Особенности самооценки младшего школьника.
Самооценка ребенка – это не врожденная характеристика организма, а сложное личностное образование, которое подвержено процессам формирования и становления в структуре всех личностных характеристик. Совокупность множества факторов влияет на развитие и становление личности ребенка. Развивающийся ребенок постоянно взаимодействует с внешней средой на различных уровнях. Сердцевину одного из уровней составляет семья. Именно от нее в первую очередь зависит, каким вырастит ребенок, и какое место в обществе он займет. Действительно, тип семьи, в которой рождается ребенок, может самым серьезным образом повлиять на его ожидания, установки, набор ролей, систему взглядов и взаимоотношений с другими людьми, а также на его когнитивное, эмоциональное, социальное и физическое развитие в течение всего жизненного пути. Влияние родителей и семьи в целом является всего лишь одним из элементов обширного процесса социализации. Социализация – продолжающийся на протяжении всей жизни человека процесс, в ходе которого он учится быть членом определенной социальной группы. Стать членом группы – значит принять и признать социальные ожидания других людей: членов семьи, своих ровесников, наставников и руководителей (этот ряд можно продолжить). В процессе социализации человек постоянно попадает в новые ситуации. Актуальность данной проблемы обусловлена и позитивными сторонами изменений в общественной жизни. Интенсивное социальное развитие нашего общества, его демократизация и гуманизация повышают требования к формированию активной, созидающей личности. Только такая личность может самостоятельно регулировать собственное поведение и деятельность, определять перспективы своего развития, пути и средства их реализации. Для формирования творческой, конкурентоспособной личности необходимо развивать способность видеть и правильно оценивать свои поступки, отношения, качества, что имеет определяющее значение для максимальной реализации их возможностей. Семья это основной фактор, влияющий на становление личности, так как традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. Забота родителей о развитии детей в соответствии с индивидуальным своеобразием их возможностей должно содействовать тому, чтобы каждый ребенок смог наиболее полно реализовать свои способности Успешное взаимодействие сотрудничество семьи и школы в деле сопровождения и поддержки развития индивидуальности ребенка значительно ускоряет процесс социализации. Семья формирует личность ребенка в целом, а вторичные группы (школа, государство) воздействует на ребенка в определенных аспектах. Школа и семья - союзники. Через работу с родителями (обращение к семейным традициям, привлечение родителей к совместной деятельности, включение их в процесс сотворчество с педагогами, повышается педагогическая культура семьи, эффективно используются ее огромный воспитательный потенциал). Практика показывает, что сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. Наверное, навсегда ушло то время, когда учитель был для семьи единственным источником научных знаний о воспитании детей, когда только он мог дать отцам и матерям добрый совет, как им поступать если ребенок плохо учится и только он мог помочь понять детей, их образ мышления, научиться разбираться в мотивах, их поступках, Сегодня многое из этого можно найти в педагогических журналах, газетах, книгах по проблемам воспитания. Все это так, но все же никакая книга или журнальная статья не могут оказать конкретную и практическую помощь родителям и ученику придать стройность и логическую взаимосвязанность причин следствий того или иного педагогического явления. Взаимодействие усилий семьи и школы - это важнейшее условие формирования единого воспитательного пространства, главной ценностью является личность ребенка, его счастье и успех.[2,71]
. Это действующая программа « Самопознание» « ЗОЖ » апробированные международные программы, которые доказали свое преимущество в единстве семьи и школы в решении вопросов, касающихся воспитания и становления личности школьника. Остается заверить, что только усиление совместной деятельности семьи, школы и общественности даст положительные результаты в воспитании и становлении личности школьника.
1.3 Технологии формирования и развития у учащихся личностных качеств гражданина и патриота
Мировые тендеции развития среднего общего образования характеризуются переходом от традиционной репродуктивной модели школы к развивающей конструктивной модели, ориентированной на результат. Обновилась функция школы: не только обучение и воспитание, но и социализация школьника, формирование жизненной компетентности, развитие социально значимых качеств личности. Гражданско-патриотическое воспитание одно из основных направлений школьного образования и воспитания, развития и становления личности, социализации младшего школьника. Актуальность и значимость проблемы воспитания у младших школьников патриотизма и гражданственности стала сегодня наиболее значимой, требующей неотложных и эффективных мер по совершенствованию гражданско-правового образования. «Главная цель 12 – летнего образования в Республике Казахстан: формирование и развитие образованной, творческой и конкурентоспособной личности, способной жить динамично в развивающей среде, готовой к самоактуализации как в своих собственных интересах, так и в интересах общества». [3,11]
В соответствии с заданной целью ожидаемые результаты образования определены в виде следующих ключевых компетенций, одна из которых: ценностно-ориентационная компетенция - способность ученика адекватно воспринимать окружающий мир, умение находить свою роль в жизни общества на основе высших этических ценностей, гражданственности и патриотизма. «Самое главное - быть патриотом своей Родины – Казахстана, проявлять гражданскую активность». [3,11] формирование компетентной, физически и духовно здоровой личности, способной к самоопределению в обществе через взаимодействие с субъектами внешней среды. Эта цель - формирование совершенного человека, что звучит на казахском языке, как «жетілген адам» («совершенный человек »).
Модель личности ученика
Воспитание строится в зависимости от возрастных особенностей учащихся. В процессе практической деятельности у младших школьников формируются такие качества личности, как коммуникабельность, интеллектуальность, креативность, физическое воспитание, компетентность. Быть коммуникабельным в узком смысле — быть склонным к общению с людьми, быть инициативным в этом общении, уметь и хотеть говорить. Коммуникабельным в широком смысле этого слова можно назвать вообще отзывчивого человека, реагирующего активно на окружающий его мир, стремящегося к познанию и активной деятельности. В начальной школе детей обучают чтению, письму, речи устной и письменной – это есть формирование специфических речевых умений и навыков. Мотивация речи (ради чего я говорю) возникает у детей при наличии эмоций, связанных с яркими впечатлениями, интересом к той или иной деятельности. Развитие интеллектуальных способностей учащихся в условиях современной школы приобретает важнейшее значение. Многие учителя, имеющие достаточно большой опыт работы, стремятся к поиску путей обновления образовательного процесса, а так же выявлению и созданию психолого-педагогических и организационно-педагогических условий, необходимых для полного раскрытия и развития интеллектуального потенциала учащихся.
Под интеллектом понимает способность успешно мериться силами, жизненными обстоятельствами, используя накопленный опыт и знания. То есть, интеллект рассматривается им как способность адаптироваться к окружающей среде. Интеллектуальное развитие происходит не само по себе, а в результате многостороннего взаимодействия ребёнка с другими людьми: в общении, в деятельности и, в частности, в учебной деятельности.
Применение подвижных игр различной направленности в процессе уроков и внеурочное время-это необходимое условие для эффективной, наиболее интересной, обеспечивающей высокую моторную плотность урока, организации учебно-воспитательного процесса. [9,164]
Используя на уроках казахские национальные игры, необходимо воспитывать в детях гражданственность и патриотизм. Подвижные игры решают различные образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи, формируют гармонически развитую личность. По своей удивительной способности вызывать в ребенке творческую активность, искусство занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания Комплексный подход к воспитанию творческой личности охватывает широкий круг вопросов, относящихся к проблемам обще-эстетического и нравственного воспитания Ценность творчества, его функции, заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе творчества.
Все это в полной мере относится к школьным урокам как: музыка, изобразительное искусство. Именно такие уроки могут способствовать развитию креативность у учащихся младших классов.
Одно из основных приоритетных социальных качеств личности - компетентность. По словарю Ожегова С.И. «компетентный – знающий, осведомленный, авторитетный в какой – либо области человек». (сущ.компетентность). Составные слагаемые понятия жизненная компетентность – это профессиональные навыки, образованность, инициативность, гражданственность, патриотизм, чувство собственного достоинства, уверенность в себе, ответственность за принятые решения, уважение к мнению других людей, взаимоотношения, правовые навыки, навыки поведения, безопасности, опыт самореализации, саморазвития, адаптированность в современном мире. В решении многогранной задачи воспитания у младших школьников патриотизма и интернационализма опираясь на теоретический и практический опыт известных педагогов и психологов. Гражданское становление личности школьника будет возможным и эффективным, если практическая деятельность учащихся организована педагогически целесообразно и целенаправленно, создана оптимально функционирующая система работы учителя в изучаемом аспекте. Для решения данной проблемы школой определены управленческие действия педагога по созданию среды развития, которые можно представить как систему работы педагога по воспитанию у школьников гражданственности и патриотизма. При реализации поставленных задач использовался комплекс научно – исследовательских методов, а именно:
-изучение и обобщение передового педагогического опыта по воспитанию патриотизма и интернационализма у школьников;
изучение и анализ психолого – педагогической и методической литературы
по проблеме воспитания у школьников патриотизма и интернационализма;
беседы, анкетирование, тестирование, наблюдение, диагностический анализ и обработка полученных результатов.
В ходе практики нами были проведены занятия, направленные на формирование у учащихся личностных качеств гражданина и патриота своей страны.
Наиболее оптимальной формой отслеживания качества воспитательного процесса по воспитанию у младших школьников патриотизма и интернационализма являются тестирование и анкетирование. Например, итоги диагностирования учащихся начальных классов С.Ш
№ 23 им. М.Козыбаева г. Костаная ( 4 « Б» класс) в форме тестирования и анкетирования их родителей свидетельствует о степени сформированности личностных качеств у учащихся через самооценку своей жизненной компетентности
Цель диагностирования:
изучить востребованность программы факультативного курса «Школа жизни» по патриотическому воспитанию;
определить относительную степень сформированности личностных качеств у учащихся через самооценку своей жизненной компетентности.
Вопросы:
1.Целесообразность введения факультативного курса «Школа жизни» в начальной школе?
2.Какими значимыми личностными качествами необходимо овладеть вашему ребенку для успешной адаптации в современной мире?
Тестирование учащихся. Тема «Социальное становление личности» (открытый тест) .[см. приложение 1]
Вопросы:
Цель диагностирования
Данные диагностирования учащихся и их родителей показывают целесообразность и необходимость введения факультативного курса «
Школа жизни» в начальной школе, способствующего социальной адаптации ребёнка, информированности, развитию интеллекта, правильному отношению к миру, окружающим людям, оказывающего большое влияние на формирование жизненной компетентности, воспитание у младших школьников патриотизма и интернационализма.
В целом, действующая система воспитания патриотизма и интернационализма способствует решению основной цели гражданского воспитания, подразумевающей формирование гражданственности как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения.[см. приложение2 ]
Система работы учителя по воспитанию у младших школьников патриотизма и интернационализма
Error: Reference source not found
Также создано развивающее образовательное пространство с позитивной стихией сообщества, содружества, сотворчества для конструктивной и целенаправленной работы по формированию патриотического воспитания у младших школьников через:
школьные предметы («Литература» – «Уроки нравственности», «Уроки этики», «Уроки общения», «Познание мира» –«Уроки гражданственности», «Уроки права»);
интеграцию предметов («Познание мира» и «Музыка», «Познание мира» и «Трудовое обучение»;. [4, 40]
организацию факультативного курса «Школа жизни» по гражданско – патриотическому воспитанию в начальных классах;
2. Разработана Программа развития школы, включающая направление работы по социализации школьника, формированию патриотизма и интернационализма.
3.Организована практическая деятельность: акции; работа с нормативными документами: Конвенция ООН «О правах ребенка», «Конституция РК», «Указ президента РК «О государственных символах РК»», тренинги,практикумы;
4.Наличие системы воспитательной работы с классом;
5.Осуществеляется аналитическая деятельность: отслеживание качества реализации проекта, качества воспитательного процесса;
6.Взаимодействие с родительской общественностью;
Теоретической основой при создании модели системы по воспитанию у младших школьников патриотизма и интернационализма является средовой подход, который дает возможность влиять на среду, окружающую личность, осуществлять опосредованное управление формированием и развитием личности. Воспитательная система в начальной школе - это первый уровень социальной установки, на котором важно адаптировать ребенка к жизни в обществе, государстве. Учитывая, что воспитание патриотизма и интернационализма – это непрерывный процесс, можно выделит три содержательных компонента:
1. предметы основного образования (инвариативная часть учебного плана);
2. предметы дополнительного образования (вариативная часть учебного плана. Часы школьного и ученического компонентов);
3. внеклассная воспитательная работа.
Отличительной особенностью воспитательной системы являются её ориентация на три социальные сферы: семья, друзья, Родина. Большую роль в воспитании играет региональный компонент.
Одним из средств формирования гражданственности и общеказахстанского патриотизма является изучение истории родного края, истории Казахстана на уроках «Познания мира», «Литературы». «Для нашей суверенной республики большое значение имеет формирование у учащихся различной национальности общеказахстанского патриотизма и гражданственности. Они как и любовь к родине, складываются из сознания единства государственных и национальных интересов, неразрывности этнонациональной и общегражданской судьбы людей и в принципе не противоречат интересам и менталитету различных национальностей».[5,198] Значительную роль в формировании личностных качеств и жизненно важных ключевых компетенций учащихся отводится акциям: «Спешите делать добро», «Я - гражданин независимой Республики Казахстан», «Сохраним наш Дом», «Мы - казахстанцы», немало важное значение имеет правильно организованное гражданско - правовое просвещение. Гражданско - правовое просвещение знакомит учащихся с Конституцией Республики Казахстан, Конвенцией ООН «О правах ребенка.
Развитие личностных качеств младшего школьника предполагает различные формы, средства, методы выполнения. Наиболее оптимальным является воспитание в условиях 12-летней школы.
II Переход на 12-летнее образование как этап в формировании личности младшего школьника.
2.1 Структура 12-летнего образования.
Педагог- это не только воспитатель это друг,
Человек, который помогает нашему обществу
Подниматься на высшую ступень культуры.
Я. Колас. [6,.3]
Перед каждым творческим человеком работающим учителем возникает множество проблем, над разрешением которых он порой трудится всю свою педагогическую жизнь. Ключевые из них на наш взгляд следующие:
- как обеспечить успешность в обучении каждого учащегося
- как сохранить и укрепить здоровье ребенка при организации его учебной деятельности
- Каким образом обеспечить не механическое усвоение суммы знаний, а прежде всего приобретение каждым учеником социального опыта.
Уже более десяти лет в педагогической науке обсуждаются проблемы образования, связанные с гуманизацией, развитием способностей личности, необходимых и ей и обществу, соединением бытия индивидуального человека с культурой. Такое понимание целей определило педагогические инновации последних лет направленные на преодоление манипулирования сознанием школьников, отход от практики навязывания им незыблемых и не подлежащих критике стереотипов мышления. [7,21 .]
Процесс образования связан с усилением тех положений отечественной и зарубежной педагогики, которые ставят во главу угла уважение к личности воспитанника, формирование у него самостоятельности, установление гуманных доверительных отношений между учащимися и педагогом. Ведь школа сегодня как социальный институт при всем многообразии конкретных условий должна обеспечить необходимый для современной жизни уровень развития подрастающего поколения. Ведь переход Казахстанской школы на модель 12-летнего образования видится в необходимости дальнейшего развития школы с целью расширения образовательных возможностей юных граждан республики, перспективы интеграции отечественного образования в международную систему. . [7,54 .]
Система образования отражает уровень развития государства, ценности общества. В казахстанской школе сегодня реализуется именно такой подход, который ориентирован « на вход». Именно он влечет громоздкость содержания образования, увеличение предметов, перегрузки учащихся и как следствие – падение мотивации учащихся к образованию.
В Послании Главы государства народу Казахстана « Новое десятилетие - новый экономический подъем – новые возможности Казахстана» (2010год) указано, что необходимо принять меры для того, чтобы к 2020 году в образовании успешно функционировала 12-летняя модель обучения.
Внедрение модели 12-летней школы – объективный шаг, отражающий содержание развития уровня образования в условии активных преобразований в социально- экономической сфере, складывающийся поликультурной ситуации в Казахстане.
Глава государства в своем программном выступлении « Казахстан - только»! выделил основные направления дальнейшего развития Казахстана:
- Высокое качество жизни
- Конкурентоспособная личность.
Если не во всем, то во многом качество жизни человека, благополучие, процветание, конкурентоспособность государства определяет уровень образования, интеллектуальный потенциал общества. И в этом контексте образование - важнейшая составляющая национального богатства, а образованность человека, стремление к творчеству и умение решать нестандартные задачи - основа – основа прогресса, устойчивости и безопасности страны .[20,4. ]
На основе приоритетов Стратегического плана разработана и реализуется Государственная программа развития образования на 2005- 2010 годы, одной из ключевых задач которой является пере ход на 12-летнее образование.
Система образования претерпевает постоянные изменения:
Необходимо адаптироваться к изменениям в обществе;
Школа, как « дворец науки » испытывает все большую конкуренцию со стороны источников
Изменилась парадигма образования в обществе
Структура 12-летнего образования Республики Казахстан предполагает, что школа будет состоять из трех ступеней:
Первая ступень – начальное общее образование (1-5 классы). Возраст начала обучения- 6 лет. Продолжительность обучения 5 лет.
Основное назначение 1 ступени - раскрытие индивидуальности обучаемого и в приобретении им возможностей к самореализации, осмыслении знаний об окружающей действительности; формирование желания и умения учиться, т.е. созидания подлинной познавательной мотивации, необходимой на последующих ступенях обучения, формирования у младших школьников целостной учебной деятельности.
Вторая ступень- основное среднее образование (6-10 классы). Продолжительность обучения 5 лет. Основное назначение второй ступени- создание условий для получения основного общего образования ; формирование целостного мировоззрения, культуры межличностного и межэтнического общения; самоопределение личности, организации учебно деятельности, способствующей овладению механизмами самореализации личности, методами научного познания, способами теоретического мышления, навыками исследовательской культуры, Основная школа является обязательной базовой, позволяющей продолжить обучение в профильной школе или организациях начального и среднего профессионального образования. Особенностью данной ступени является введение предпрофильной подготовки, как системы педагогической, психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности школы, способствующей подготовке учащихся к осознанному выбору будущего профиля обучения и сферы профессиональной деятельности в школе третьей ступени.
Третья ступень- общее среднее образование (11-12 классы). Продолжительность обучения 2 года. Основное назначение третьей ступени - создание условий для реализации профильного обучения, которое является завершающим этапом среднего общего образования, ориентированного на индивидуализацию и дифференциацию обучения. Профильное обучение осуществляется по следующим направлениям:
естественно-математическому
социально-гуманитарному
техническому.
Реализация профильного обучения осуществляется в общеобразовательной школе, гимназии, лицее, специализированной школе для одаренных детей, специальной школе для детей с ограниченными возможностями. [9,164.]
2.2 Особенности организации образовательного процесса.
Модель образовательного процесса в 12-летней школе должна формироваться на основе разноуровневого, вариативного содержания образования, гармоничного сочетания репродуктивных и творчески преобразующих технологий обучения на основе сотрудничества учителя и ученика.
При организации обучения в 12-летней школе решающее значение наряду с общедидактическими имеют следующие принципы:
- Учет психофизиологических и возрастных особенностей развития личности
- Ориентированность на достижение ожидаемых результатов
- Открытость
- интерактивность
В модели образования, ориентированного на результат, обучение является целенаправленно организованной, взаимосвязанной деятельностью учителя (преподавание) и ученика (учение), что требует разграничение целей каждого из компонентов учебного процесса
Цели деятельности учителя (преподавание):
- Формулировка учебных целей с ориентацией на достижение результатов.
- Конструирование учебного процесса соответственно требованиям образовательного стандарта с ориентацией на решение комплекса задач по организации усвоения учебного материала.
- Использование потенциала информационной среды для проектирования учебного процесса и практической реализации.
- Регулирование личностно-деятельностной направленности усвоения учебного материала учащимися.
- создание полноценных условий для организации опережающего развития учащихся [12,38]
- Создание атмосферы психологического комфорта и поддержки, стимулирование положительных эмоций от достижения индивидуальных результатов в виде компетенций. [21, .36 ]
- Поиск возможностей расширения образовательного пространства учащихся для приобретения ими субъективного опыта по использованию полученных знаний и приобретения готовности к самообразованию, самоопределению и самореализации.
- Оценка текущих результатов, своевременная коррекция обучения, направленная на достижение поставленных целей.
Цели деятельности ученика (учение):
- Использование предоставленной возможности выстроить индивидуальную траекторию образования (темп, уровень усвоения учебного материала)
- Усвоение умений, способов, приемов деятельности как составных частей учебных и социальных компетенций
- Интегрирование знаний, умений и навыков, способов и приемов работы для решения учебных ситуаций.
- Использование возможностей предоставленной или имеющийся информационной среды (учебники, учебно- методическая литература, мультимедийные программы, дистанционные технологии, сеть интернет). Для усвоения содержания школьного образования и трансформации его в свой личный образовательный капитал. Одним из путей совершенствования учебного и воспитательного процесса в начальной школе является использование новых форм и способов организации учебно-познавательной деятельности учащихся. В ходе практики мы использовали внедрение информационно- коммуникативных технологий на уроках русского языка, математики, познание мира т.к. использование ИКТ является одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе ( создание мультимедийных презентаций). Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта. Презентации позволяют учителю:
наглядно представлять материал;[16,332]
интенсифицировать процесс объяснения нового материала;
регулировать объем и скорость выводимой информации посредством анимации;
Разработка и издание учебников - одна из приоритетных государственных задач. Разрабатываемые учебники должны соответствовать государственному общеобразовательному стандарту. При конструировании занятий приоритет отдается целям самореализации учащихся, затем моделированию содержания учебного материала, потом - формам и методам обучения, позволяющим организовывать продуктивную деятельность учащихся. [12,38.]
Одним из основных подходов в обучении и воспитании в 12-летней школе, определен деятельностный подход. Суть его заключается в том, что способности проявляются и развиваются в деятельности. При этом согласно личностно- деятельностному подходу наибольший вклад в развитие человека вносит та деятельность, которая является ведущей на данном этапе.
С деятельностным подходом тесно связан личностно- ориентированный, который нацелен на учет и развитие потенциальных возможностей учащегося, который достигается вариативными программами, дифференцированными заданиями, внеучебными формами организации деятельности, что позволит наиболее полно решить задачи индивидуальной образовательной траектории.
Компетентный подход в 12-летней школе предполагает развитие комплекса качеств, проявляющихся в способности к осуществлению деятельности в меняющихся условиях, социальную мобильность ученика.
Немаловажное значение приобретает и здоровьесберегающий подход в обучении, который целостно отражает в организации образовательного процесса задачи развития психически и физически здоровой личности.
Целесообразно наряду с традиционными подходами к организации образовательного процесса применение циклоблочной системы организации учебно-воспитательного процесса , который предусматривает возможность разных вариантов ( моделей) циклов продолжительности процесса обучения: недельные, двухнедельные, месячные, четвертные, полугодовые. При этом существенно трансформируются функции педагогов, которые получают возможность отслеживания и коррегирования образовательного процесса в соответствии с ожидаемыми результатами. [10,102 ]
. В модели образования, ориентированного на результат, возрастает роль психологодиагностической службы, главной функцией которой становится отслеживание развития внутренних личностных ресурсов учащихся на каждом этапе обучения. Для успешной реализации задач личностно-ориентированного обучения, оптимального использования режима предусматривается организация пятидневного режима рабочей недели.
Суббота- развивающий день и направлен на организацию занятий, обеспечивающих личностную ориентацию образования учащихся.
2.3 Обоснование перехода на 12-летнее обучение с учетом мировых тенденций и отечественного опыта
Основными тенденциями мирового развития, обуславливающими существенные изменения в системе образования, являются:
Ускорение темпов развития общества;
Переход к постиндустриальному, информационному обществу, расширение масштабов межкультурного взаимодействия;
Демократизация общества
В соответствии с этим в системе образования развитых стран наметились тенденции обновления философии и методологии образования, изменений методов конструирования содержания образования, выработки более совершенных моделей содержания образования, поисков эффективных способов управления образованием и т. д.
Преодоление традиционного репродуктивного стиля обучения и переход к новой развивающей, конструктивной модели образования, обеспечивающей познавательную активность и самостоятельность мышления школьников, является одним из стратегических направлений мирового образования.
Казахстанская общеобразовательная школа за последние годы заметно изменила свой облик. Сделаны крупные шаги в поддержку обновления системы образования, в т.ч. разработка и внедрение государственных общеобязательных стандартов образования, внедрение трехступенчатой модели высшего образования на основе кредитной технологии, внедрение вариативного образования, начата работа по разработке критериев оценки качества образования и т.д. Но достигнутые результаты не в полной мере обеспечивают устойчивый экономический рост и развитие человеческого капитала. Факторами, негативно влияющими на уровень развития системы образования Казахстана, остаются. Отсутствие в школьном образовании диагностичного целеполагания:
. Ориентация на получение формальных результатов, а не на развитие личности
Сохранение устаревшей системы оценивания учебных достижений, которая не
носит стимулирующий характер, не обеспечивает объективность и приводит к стрессовым ситуациям;
Недостаточное развитие у школьников, гражданских и нравственных качеств, низкий уровень осознания собственных интересов. В настоящий период сформировался определенный международный стандарт образования, который рассчитан на 12-летнюю школу; Переход Казахстана на 12-летнее образование позволит успешно решить стратегическую задачу проектирования новой национальной модели образования. К 2020 году мы осуществим полный переход на 12-летнюю модель обучения.
В мировой практике по 12-летнему обучению наметились положительные тенденции в плане учебной нагрузки и базового содержания образования. Так, дошкольное образование предоставляется в виде неполного учебного дня, программы обучения расширяются в течение последнего года, предшествующего обязательному образованию, предусматривается пятидневная учебная неделя и организация внешней оценки достижений учащихся начальной школы.
В Казахстане необходимость качественных изменений в системе школьного образования определена в Государственной программе развития образования в РК на 2011-2020 годы. В данном программном документе указано, что «планируется разработать и внедрить новый стандарт 12-летнего образования, основанный на компетентностном подходе». «В образовании ведется работа по 90%-ному использованию системы электронного обучения, переходу на 12-летнюю модель обучения, увеличению количества Интеллектуальных школ во всех регионах Казахстана», В настоящее время в республике для перехода на новую модель обучения проводится подготовительная работа. По данным Министерства образования и науки, в 104 школах Казахстана, в том числе в 45 сельских и 59 городских школах проходит экспериментальная работа по переходу на 12-летнее обучение. Стоит подчеркнуть, что инструментом реализации всех концептуальных идей обновления является государственный стандарт образования, который регламентирует основные нормы к составу, структуре содержания образования для каждого из уровней школьного образования. Министерством образования и науки утверждены основные положения ГОСО 12-летнего обучения и ГОСО для начального образования, определен состав учебных предметов 12-летнего образования. Кроме того, разработаны учебники и учебно-методические комплексы 12-летней школы с 1 по 8 классы. Наряду с этим, подготовка учителей для работы в новой школе является одной из самых ответственных задач при переходе на 12-летнее обучение. С 2007 по 2011 годы 468 учителей (71 %) 8-х экспериментальных классов прошли курсы в институтах повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров. Переход на 12-летнее обучение позволит выдвинуть новые цели, отвечающие современным требованиям, и интегрировать систему образования Казахстана в мировое образовательное пространство.
При организации учебного процесса решающее значение имеют принципы многофакторности, комплексности, технологичности, диагностичности, интерактивности, действенности, оптимизации обучения как инструментарий активизации познавательной деятельности и самоидентификации учащихся. В контексте этих принципов, выступающих как дидактические основания, обучение становится эффективным. Образовательный процесс, условно разделяемый на обучение и воспитание, создает условия для социализации обучающихся как деятельности по усвоению социального опыта, осмыслению общечеловеческих ценностей, осознанию смысла жизни и значимости созидания себя.[11,28]
Учитывая, что важнейшим фактором повышения качества является способ реализации образовательного процесса, рекомендуется циклоблочная или модульная форма его организации. Циклоблочная система организации учебно-воспитательного процесса предусматривает возможность разных вариантов (моделей) циклов: недельные, двухнедельные, месячные, четвертные, полугодовые. При этом существенно трансформируются функции педагогов, которые не только разрабатывают новые учебные программы интегрированного характера, но и создают или подбирают им технологии обучения. Основным критерием отбора педагогических технологий является равноправие субъектов обучения, активная роль учащихся в учебном процессе. Предпочтение необходимо отдавать интерактивным методикам, в соответствии с которыми понижается информирующая функции педагога, и возрастает его роль как координатора, консультанта, организатора самостоятельной познавательной деятельности и творческой активности учащихся. Модульный способ организации процесса в старших классах позволяет включать в каждый модуль предметное содержание разных циклов: гуманитарного, естественнонаучного, эстетического и др. Благодаря нему становится возможным реально обеспечить диверсификацию образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей, познавательных интересов и способностей учащихся. Выбор тех или иных модулей позволяет построить индивидуальную образовательную траекторию для каждого ученика, что обеспечивает многовариантность и многоуровневость обучения в достаточно широком диапазоне. Модульная организация учебного процесса позволяет за более короткие сроки достигать планируемых результатов обучения, учитывать психологические закономерности восприятия и освоения нового материала.Модульный учебный план школы отражается в модульном расписании, которое в зависимости от выбранного варианта организации образовательного процесса может определяться по полугодиям или неделям, либо представлять собой комплекс двух расписаний. В связи с тем, что обучение является целенаправленно организованной взаимосвязанной деятельностью учителя (преподавание) и ученика (учение), следует разграничить цели каждого из компонентов учебного процесса. Таксономии целей обучения, дифференцированные соответственно особенностям деятельности учителя и ученика призваны обеспечить технологичность учебного процесса и гарантировать успешное достижение планируемых результатов.[15.24]
Цели преподавания (деятельность учителя):
организация учебного процесса с учетом целей образовательной области;
конструирование учебного процесса с ориентацией на решение задач обучения, воспитания и развития;
регулирование деятельности обучающихся по усвоению учебного материала, направленного на самостоятельное приобретение субъективно новых знаний и умении
создание условий для организации развития обучающихся, удовлетворения их образовательных запросов/потребностей;
обеспечение условий для стимулирования положительных эмоций обучающихся от достигнутых результатов, от постижения ценностного смысла приобретаемых знаний, умений и навыков;
расширение образовательного пространства обучающихся;
оценка текущих результатов для своевременной коррекции обучения.
Цели учения (деятельность ученика)
мотивация к самообучению, самовоспитанию и саморазвитию;
самоорганизация и самоуправление учебной деятельностью;
усвоение знаний, умений и навыков учебного предмета;
освоение ключевых и предметных компетенций;
построение индивидуальной траектории образования в соответствии со своими интересами;
использование возможностей информационных средств обучения, учебников и учебно-методических комплексов, программных средств;
самооценка и самокоррекция результатов деятельности.[9,187]
Заключение.
Анализ нормативно-правовых документов по 12-летнему образованию, исследования в реализации программы привели нас к следующему выводу что:
Переход на 12-летнее образование позволит успешно решить стратегическую задачу модернизации казахстанского образования, которая видится в проектирование новой национальной модели образования, ориентированной на результат.
В ходе исследования данной цели мы решили ряд задач:
Ознакомились и убедились в необходимости реализации структуры содержания образования и особенности организации учебно-воспитательного процесса в 12-летней школе.
Определили ожидаемые результаты так как главная цель 12-летнего образования:
Формирование и развитие образованной, творческой, компетентной и конкурентоспособной личности, способной жить в динамично развивающейся среде, готовой к самореализации, как в своих собственных интересах, так и в интересах общества.
В соответствии с заданной целью ожидаемые результаты определены в виде следующих компетенций:
Ценностно- ориентационная компетенция – способность ученика адекватно воспринимать окружающий мир, умения находить свою роль в сознательной жизни общества на основе высших этических ценностей гражданственности и патриотизма. Учебно-познавательная компетенция - комплексная компетенция обеспечивающая процесс самостоятельной и исследовательской деятельности учащегося.
Коммуникативная компетенция предусматривает знания родного языка и других языков, обеспечивающее владение способами взаимодействия и общения с людьми. Возможность и успешность достижения целей 12-летнего обучения будет определенна инновационной деятельностью педагогов в школьной практике. Компетентностный подход в 12-летней школе предполагает развитие комплекса качеств проявляющихся в способности к осуществлению деятельности в меняющихся условиях. Немаловажное значение приобретает здоровьесберегающий подход в обучении, который целостно отражает в организации образовательного процесса задачи развития младшего школьника.
21 век требует обновления подходов к отбору содержания образования, организации образовательной среды и др. Изменение в школьном образовании Казахстана возможны при условии качественного подхода к управлению этим процессом. Годы прошедшие его времени объявления решения о переходе на 12-летнее образование, показали ,несостоятельность, определенных управленческих действий, неиспользованность инновационного потенциала педагогов. При этом основа всех изменений, организации и реализации планов является цель образования, как конечного результата деятельности системы школьного образования Казахстана. Это объективная реальность развития всех социальных систем и образования в целом. Только в ходе исследования цели гипотеза подтвердилась. Для реализации перехода к 12-летнему образованию необходимо:
- Обеспечить материально- техническую базу школы;
-
-
Список используемой литературы.
Журнал « Преподаватель» № 7. 2010 г. Стр. 14
Развитие познавательной активности младших школьников в условиях 12-летнего образования. Методические рекомендации. Астана. 2ОО4г. стр. 56, 71
[«Концепции 12 - летнего среднего общего образования в Республике Казахстан». – Астана, 2005. – с.11
Омарова Р С,Кудабейрдиев .Особенности процесса обучения в условиях 12-летней школы Методическое пособие.-Алматы. Гылым,2ООЗ.г. стр. 40
(«Проблемы формирования профессиональной компетентности учителя в педагогическом ВУЗе». Материалы научно-методической конференции. – Костанай, 2005г.- с.198)
Газете Что? Где? Когда? № 3 2007 г. Стр.3
Л Попова. «Публикации по проблеме перехода на 12-летнее образование в Казахстане» «Открытая школа» №10 2003 г стр.21,54
Послание Президента Республики Казахстан народу Казахстана. 27.01 2012г.
Садыков Т.С., Абылкасимова А.Е. Методология 12-летнего образования. Учебное пособие. Алматы. «Гылым»,2003 г.стр.164.
Смагулова А.Т.,Тулебаева Х.Т Оразбаева З.Е. «Особенности здоровье сберегающей технологии обучения младших школьников на уроках.» Методические рекомендации Астана.,2002г. стр.102
11, [ Жадрина М. Поиск условий развития школьного образования в перехода на 12-летний цикл обучения Педогика. № 3 2002г.стр.28]
12. Павленко «В.К. К проблеме совершенствования содержания обучения в 1-4 классах 12- летней школы» Методическое пособие Астана. 2004 г. стр.38.
13. А гражданином быть обязан! – Журнал «Учитель». – 2002 г. №1. – с. 57
14.Возможности средового подхода в педагогике как науке и педагогической практике в условиях перехода на 12-летнее образование. Материалы IV международной научно-практической конференции. - Костанай, 2005.- с.6
15. Лазарев В.С. О развивающихся педагогических системах Педагогика.- 2002.- №8. – С.13-24.
16. ..Муканова С.Д. Управление инновационными процессами в условиях стандартизации среднего общего образования: Дис. д.п.н., Караганда, 2008 г -332 с.
17. Журнал «Начальная школа» - 2010г., №7 - с.17
18. Проблемы формирования профессиональной компетентности учителя в в педагогическом ВУЗе. Материалы научно-методической конференции. – Костанай, 2005. - с. 195-198
19.Ожегов С.И. Словарь русского языка. – Москва, Русский язык, 1989. – с. 252,420,494
20. Послание Президента Республики Казахстан народу Казахстана. 27.01 2012г
21. Проблемы совершенствования структуры и содержания 12-летнего образования в Республики Казахстан. Сборник научно методических статей. Астана:, 2002. стр.36
39