Доклад " Значение 12- летнего образования в становлении личности младшего школьника"
Доклад " Значение 12- летнего образования в становлении личности младшего школьника"
Концепция 12- летнего образования Республики Казахстан является основным документом ,отражающем цель, задачи, принципы организации направления системы образования страны. Данная концепция разработана в соответствии с законом Республики Казахстан " Об образовании" ," Стратегическим планом развития Республики Казахстан дот 2010 года" Государственной программой развития об образовании Республики Казахстан до 2010 года. Послание презедента Нурсултана Абишевича Назарбаева народу Казахстана" Казахстан на пути ускоренной экономической ,политической модернизации" В этих условиях одной из актуальных проблем казахстанского тобщества является формирование конкурентноспособной личности готовй не только жить, в меняющихся социальных и экономических условиях.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад " Значение 12- летнего образования в становлении личности младшего школьника" »
Значение 12-летнего образования в становлении личности младшего школьника.
Младший школьный возраст- это период осознания ребенком самого себя, мотивов, потребностей в мире человеческих отношений. Поэтому особенно важно в этот период заложить основы для дифференцированной адекватной самооценки.
В настоящее время все более очевидно влияние самооценки младшего школьника на его поведение, межличностные контакты. Низкая самооценка мешает ребенку благополучно учиться, быть уверенным в своих силах, выбрать интересное занятие.
Формирование самооценки связано с активными действиями ребенка с самонаблюдением и самоконтролем. Для успешного развития личности ребенка необходима разумная организация его деятельности, правильный выбор ее видов и форм, осуществление систематического контроля за ее протеканием и результатами.
Младший школьный возраст охватывает от 6 до 11 лет и определяется важнейшим обстоятельством в жизни ребенка - его поступлением в школу.
Концепция 12-летнего образования в Республике Казахстан является основным документом, отражающим цель, задачи, принципы организации, направления системы образования страны.
Данная концепция разработана в соответствии с Законом Республики Казахстан « Об образовании», « стратегическим планом развития республики Казахстан до 2010 года», « Государственной программой развития образования в республике Казахстан до 2010 года », « Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана», « Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации».
В эпоху высочайшего динамизма, глобализации, интенсивного развития средств коммуникации, которые меняют образ жизни, общение и мышление, а также методы достижения, благосостояния, интеллект человека, его способность к преобразующей, сознательной деятельности становится основным капиталом общества.
В этих условиях одной из актуальных проблем Казахстанского общества является формирование конкурентоспособной личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на существенную действительность, изменяя ее к лучшему. В связи с этим на первый план выходят определенные требования к такой личности – креативность, активность, социальная ответственность, обладание развитым интеллектом, высокий уровень профессиональной грамотности, устойчивая мотивация познавательной деятельности.
Формирование всесторонне развитой и социально зрелой личности каждого школьника есть главная цель школы. Чтобы выявить пути и методы осуществления этой цели, надо сначала разобраться в том, что такое личность, какая личность является всесторонне развитой, социально зрелой.. В психологии и педагогике имеются разные подходы к пониманию личности. Личность может быть описана со стороны своих мотивов и стремлений, составляющих содержание ее «личного мира», то есть уникальной системы личностных смыслов, индивидуально своеобразных способов упорядочения внешних впечатлений и внутренних переживаний. Личность рассматривается как система черт - относительно устойчивых, внешне проявляемых характеристик индивидуальности, которые запечатлены в суждениях субъекта о самом себе, а также в суждениях других людей о нем.
Мировые тендеции развития среднего общего образования характеризуются переходом от традиционной репродуктивной модели школы к развивающей конструктивной модели, ориентированной на результат. Обновилась функция школы: не только обучение и воспитание, но и социализация школьника, формирование жизненной компетентности, развитие социально значимых качеств личности. Гражданско-патриотическое воспитание одно из основных направлений школьного образования и воспитания, развития и становления личности, социализации младшего школьника. Актуальность и значимость проблемы воспитания у младших школьников патриотизма и гражданственности стала сегодня наиболее значимой, требующей неотложных и эффективных мер по совершенствованию гражданско-правового образования. «Главная цель 12 – летнего образования в Республике Казахстан: формирование и развитие образованной, творческой и конкурентоспособной личности, способной жить динамично в развивающей среде, готовой к самоактуализации как в своих собственных интересах, так и в интересах общества».
В соответствии с заданной целью ожидаемые результаты образования определены в виде следующих ключевых компетенций, одна из которых: ценностно-ориентационная компетенция - способность ученика адекватно воспринимать окружающий мир, умение находить свою роль в жизни общества на основе высших этических ценностей, гражданственности и патриотизма. «Самое главное - быть патриотом своей Родины – Казахстана, проявлять гражданскую активность». [3,11] формирование компетентной, физически и духовно здоровой личности, способной к самоопределению в обществе через взаимодействие с субъектами внешней среды. Эта цель - формирование совершенного человека, что звучит на казахском языке, как «жетілген адам» («совершенный человек »).
Модель личности ученика
Воспитание строится в зависимости от возрастных особенностей учащихся. В процессе практической деятельности у младших школьников формируются такие качества личности, как коммуникабельность, интеллектуальность, креативность, физическое воспитание, компетентность. Быть коммуникабельным в узком смысле — быть склонным к общению с людьми, быть инициативным в этом общении, уметь и хотеть говорить. Коммуникабельным в широком смысле этого слова можно назвать вообще отзывчивого человека, реагирующего активно на окружающий его мир, стремящегося к познанию и активной деятельности. В начальной школе детей обучают чтению, письму, речи устной и письменной – это есть формирование специфических речевых умений и навыков. Мотивация речи (ради чего я говорю) возникает у детей при наличии эмоций, связанных с яркими впечатлениями, интересом к той или иной деятельности. Развитие интеллектуальных способностей учащихся в условиях современной школы приобретает важнейшее значение. Многие учителя, имеющие достаточно большой опыт работы, стремятся к поиску путей обновления образовательного процесса, а так же выявлению и созданию психолого-педагогических и организационно-педагогических условий, необходимых для полного раскрытия и развития интеллектуального потенциала учащихся.
Под интеллектом понимает способность успешно мериться силами, жизненными обстоятельствами, используя накопленный опыт и знания. То есть, интеллект рассматривается им как способность адаптироваться к окружающей среде. Интеллектуальное развитие происходит не само по себе, а в результате многостороннего взаимодействия ребёнка с другими людьми: в общении, в деятельности и, в частности, в учебной деятельности.
Применение подвижных игр различной направленности в процессе уроков и внеурочное время-это необходимое условие для эффективной, наиболее интересной, обеспечивающей высокую моторную плотность урока, организации учебно-воспитательного процесса. [9,164]
Используя на уроках казахские национальные игры, необходимо воспитывать в детях гражданственность и патриотизм. Подвижные игры решают различные образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи, формируют гармонически развитую личность. По своей удивительной способности вызывать в ребенке творческую активность, искусство занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания Комплексный подход к воспитанию творческой личности охватывает широкий круг вопросов, относящихся к проблемам обще-эстетического и нравственного воспитания Ценность творчества, его функции, заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе творчества. Все это в полной мере относится к школьным урокам как: музыка, изобразительное искусство. Именно такие уроки могут способствовать развитию креативность у учащихся младших классов.
Развитие личностных качеств младшего школьника предполагает различные формы, средства, методы выполнения.
Наиболее оптимальным является воспитание в условиях 12-летней школы.
II Переход на 12-летнее образование как этап в формировании личности младшего школьника.
Педагог- это не только воспитатель это друг, Человек, который помогает нашему обществу Подниматься на высшую ступень культуры.
Я. Колас.
Перед каждым творческим человеком работающим учителем возникает множество проблем, над разрешением которых он порой трудится всю свою педагогическую жизнь. Ключевые из них на наш взгляд следующие: - как обеспечить успешность в обучении каждого учащегося - как сохранить и укрепить здоровье ребенка при организации его учебной деятельности - Каким образом обеспечить не механическое усвоение суммы знаний, а прежде всего приобретение каждым учеником социального опыта.
Уже более десяти лет в педагогической науке обсуждаются проблемы образования, связанные с гуманизацией, развитием способностей личности, необходимых и ей и обществу, соединением бытия индивидуального человека с культурой. Такое понимание целей определило педагогические инновации последних лет направленные на преодоление манипулирования сознанием школьников, отход от практики навязывания им незыблемых и не подлежащих критике стереотипов мышления. [7,21 .] Процесс образования связан с усилением тех положений отечественной и зарубежной педагогики, которые ставят во главу угла уважение к личности воспитанника, формирование у него самостоятельности, установление гуманных доверительных отношений между учащимися и педагогом.
Ведь школа сегодня как социальный институт при всем многообразии конкретных условий должна обеспечить необходимый для современной жизни уровень развития подрастающего поколения. Ведь переход Казахстанской школы на модель 12-летнего образования видится в необходимости дальнейшего развития школы с целью расширения образовательных возможностей юных граждан республики, перспективы интеграции отечественного образования в международную систему.
Система образования отражает уровень развития государства, ценности общества. В казахстанской школе сегодня реализуется именно такой подход, который ориентирован « на вход». Именно он влечет громоздкость содержания образования, увеличение предметов, перегрузки учащихся и как следствие – падение мотивации учащихся к образованию.
В Послании Главы государства народу Казахстана « Новое десятилетие - новый экономический подъем – новые возможности Казахстана» (2010год) указано, что необходимо принять меры для того, чтобы к 2020 году в образовании успешно функционировала 12-летняя модель обучения.
Внедрение модели 12-летней школы – объективный шаг, отражающий содержание развития уровня образования в условии активных преобразований в социально- экономической сфере, складывающийся поликультурной ситуации в Казахстане.
Глава государства в своем программном выступлении « Казахстан - только»! выделил основные направления дальнейшего развития Казахстана:
- Высокое качество жизни
- Конкурентоспособная личность.
Если не во всем, то во многом качество жизни человека, благополучие, процветание, конкурентоспособность государства определяет уровень образования, интеллектуальный потенциал общества. И в этом контексте образование - важнейшая составляющая национального богатства, а образованность человека, стремление к творчеству и умение решать нестандартные задачи - основа – основа прогресса, устойчивости и безопасности страны .[20,4. ]
На основе приоритетов Стратегического плана разработана и реализуется Государственная программа развития образования на 2005- 2010 годы, одной из ключевых задач которой является пере ход на 12-летнее образование.
Система образования претерпевает постоянные изменения:
Необходимо адаптироваться к изменениям в обществе;
Школа, как « дворец науки » испытывает все большую конкуренцию со стороны источников
Изменилась парадигма образования в обществе
Структура 12-летнего образования Республики Казахстан предполагает, что школа будет состоять из трех ступеней:
Первая ступень – начальное общее образование (1-5 классы). Возраст начала обучения- 6 лет. Продолжительность обучения 5 лет.
Основное назначение 1 ступени - раскрытие индивидуальности обучаемого и в приобретении им возможностей к самореализации, осмыслении знаний об окружающей действительности; формирование желания и умения учиться, т.е. созидания подлинной познавательной мотивации, необходимой на последующих ступенях обучения, формирования у младших школьников целостной учебной деятельности.
Вторая ступень- основное среднее образование (6-10 классы). Продолжительность обучения 5 лет. Основное назначение второй ступени- создание условий для получения основного общего образования ; формирование целостного мировоззрения, культуры межличностного и межэтнического общения; самоопределение личности, организации учебно деятельности, способствующей овладению механизмами самореализации личности, методами научного познания, способами теоретического мышления, навыками исследовательской культуры, Основная школа является обязательной базовой, позволяющей продолжить обучение в профильной школе или организациях начального и среднего профессионального образования. Особенностью данной ступени является введение предпрофильной подготовки, как системы педагогической, психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности школы, способствующей подготовке учащихся к осознанному выбору будущего профиля обучения и сферы профессиональной деятельности в школе третьей ступени.
Третья ступень- общее среднее образование (11-12 классы). Продолжительность обучения 2 года. Основное назначение третьей ступени - создание условий для реализации профильного обучения, которое является завершающим этапом среднего общего образования, ориентированного на индивидуализацию и дифференциацию обучения. Профильное обучение осуществляется по следующим направлениям:
естественно-математическому
социально-гуманитарному
техническому.
Реализация профильного обучения осуществляется в общеобразовательной школе, гимназии, лицее, специализированной школе для одаренных детей, специальной школе для детей с ограниченными возможностями.
Особенности организации образовательного процесса.
Модель образовательного процесса в 12-летней школе должна формироваться на основе разноуровневого, вариативного содержания образования, гармоничного сочетания репродуктивных и творчески преобразующих технологий обучения на основе сотрудничества учителя и ученика.
При организации обучения в 12-летней школе решающее значение наряду с общедидактическими имеют следующие принципы:
- Учет психофизиологических и возрастных особенностей развития личности
- Ориентированность на достижение ожидаемых результатов
- Открытость
- интерактивность
В модели образования, ориентированного на результат, обучение является целенаправленно организованной, взаимосвязанной деятельностью учителя (преподавание) и ученика (учение), что требует разграничение целей каждого из компонентов учебного процесса
Цели деятельности учителя (преподавание):
- Формулировка учебных целей с ориентацией на достижение результатов.
- Конструирование учебного процесса соответственно требованиям образовательного стандарта с ориентацией на решение комплекса задач по организации усвоения учебного материала.
- Использование потенциала информационной среды для проектирования учебного процесса и практической реализации.
- Регулирование личностно-деятельностной направленности усвоения учебного материала учащимися.
- создание полноценных условий для организации опережающего развития учащихся [12,38]
- Создание атмосферы психологического комфорта и поддержки, стимулирование положительных эмоций от достижения индивидуальных результатов в виде компетенций. [21, .36 ] - Поиск возможностей расширения образовательного пространства учащихся для приобретения ими субъективного опыта по использованию полученных знаний и приобретения готовности к самообразованию, самоопределению и самореализации.
- Использование предоставленной возможности выстроить индивидуальную траекторию образования (темп, уровень усвоения учебного материала)
- Усвоение умений, способов, приемов деятельности как составных частей учебных и социальных компетенций
- Интегрирование знаний, умений и навыков, способов и приемов работы для решения учебных ситуаций.
- Использование возможностей предоставленной или имеющийся информационной среды (учебники, учебно- методическая литература, мультимедийные программы, дистанционные технологии, сеть интернет).
Одним из основных подходов в обучении и воспитании в 12-летней школе, определен деятельностный подход. Суть его заключается в том, что способности проявляются и развиваются в деятельности. При этом согласно личностно- деятельностному подходу наибольший вклад в развитие человека вносит та деятельность, которая является ведущей на данном этапе.
С деятельностным подходом тесно связан личностно- ориентированный, который нацелен на учет и развитие потенциальных возможностей учащегося, который достигается вариативными программами, дифференцированными заданиями, внеучебными формами организации деятельности, что позволит наиболее полно решить задачи индивидуальной образовательной траектории.
Компетентный подход в 12-летней школе предполагает развитие комплекса качеств, проявляющихся в способности к осуществлению деятельности в меняющихся условиях, социальную мобильность ученика.
Немаловажное значение приобретает и здоровьесберегающий подход в обучении, который целостно отражает в организации образовательного процесса задачи развития психически и физически здоровой личности.
Целесообразно наряду с традиционными подходами к организации образовательного процесса применение циклоблочной системы организации учебно-воспитательного процесса , который предусматривает возможность разных вариантов ( моделей) циклов продолжительности процесса обучения: недельные, двухнедельные, месячные, четвертные, полугодовые. При этом существенно трансформируются функции педагогов, которые получают возможность отслеживания и коррегирования образовательного процесса в соответствии с ожидаемыми результатами.
Основными тенденциями мирового развития, обуславливающими существенные изменения в системе образования, являются:
Ускорение темпов развития общества;
Переход к постиндустриальному, информационному обществу, расширение масштабов межкультурного взаимодействия;
Демократизация общества
В соответствии с этим в системе образования развитых стран наметились тенденции обновления философии и методологии образования, изменений методов конструирования содержания образования, выработки более совершенных моделей содержания образования, поисков эффективных способов управления образованием и т. д.
Преодоление традиционного репродуктивного стиля обучения и переход к новой развивающей, конструктивной модели образования, обеспечивающей познавательную активность и самостоятельность мышления школьников, является одним из стратегических направлений мирового образования.
Казахстанская общеобразовательная школа за последние годы заметно изменила свой облик. Сделаны крупные шаги в поддержку обновления системы образования, в т.ч. разработка и внедрение государственных общеобязательных стандартов образования, внедрение трехступенчатой модели высшего образования на основе кредитной технологии, внедрение вариативного образования, начата работа по разработке критериев оценки качества образования и т.д. Но достигнутые результаты не в полной мере обеспечивают устойчивый экономический рост и развитие человеческого капитала. Факторами, негативно влияющими на уровень развития системы образования Казахстана, остаются. Отсутствие в школьном образовании диагностичного целеполагания:
. Ориентация на получение формальных результатов, а не на развитие личности
Сохранение устаревшей системы оценивания учебных достижений, которая не носит стимулирующий характер, не обеспечивает объективность и приводит к стрессовым ситуациям;
Недостаточное развитие у школьников, гражданских и нравственных качеств, низкий уровень осознания собственных интересов. В настоящий период сформировался определенный международный стандарт образования, который рассчитан на 12-летнюю школу; Переход Казахстана на 12-летнее образование позволит успешно решить стратегическую задачу проектирования новой национальной модели образования. К 2020 году мы осуществим полный переход на 12-летнюю модель обучения.
В мировой практике по 12-летнему обучению наметились положительные тенденции в плане учебной нагрузки и базового содержания образования. Так, дошкольное образование предоставляется в виде неполного учебного дня, программы обучения расширяются в течение последнего года, предшествующего обязательному образованию, предусматривается пятидневная учебная неделя и организация внешней оценки достижений учащихся начальной школы.
В Казахстане необходимость качественных изменений в системе школьного образования определена в Государственной программе развития образования в РК на 2011-2020 годы. В данном программном документе указано, что «планируется разработать и внедрить новый стандарт 12-летнего образования, основанный на компетентностном подходе». «В образовании ведется работа по 90%-ному использованию системы электронного обучения, переходу на 12-летнюю модель обучения, увеличению количества Интеллектуальных школ во всех регионах Казахстана», В настоящее время в республике для перехода на новую модель обучения проводится подготовительная работа. По данным Министерства образования и науки, в 104 школах Казахстана, в том числе в 45 сельских и 59 городских школах проходит экспериментальная работа по переходу на 12-летнее обучение. Стоит подчеркнуть, что инструментом реализации всех концептуальных идей обновления является государственный стандарт образования, который регламентирует основные нормы к составу, структуре содержания образования для каждого из уровней школьного образования. Министерством образования и науки утверждены основные положения ГОСО 12-летнего обучения и ГОСО для начального образования, определен состав учебных предметов 12-летнего образования. Кроме того, разработаны учебники и учебно-методические комплексы 12-летней школы с 1 по 8 классы. Наряду с этим, подготовка учителей для работы в новой школе является одной из самых ответственных задач при переходе на 12-летнее обучение. С 2007 по 2011 годы 468 учителей (71 %) 8-х экспериментальных классов прошли курсы в институтах повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров. Переход на 12-летнее обучение позволит выдвинуть новые цели, отвечающие современным требованиям, и интегрировать систему образования Казахстана в мировое образовательное пространство.