Здоровьесберегающее образовательное пространство как условие реализации ФГОС
Здоровьесберегающее образовательное пространство как условие реализации ФГОС
Здоровье человека – актуальная тема для разговора на все времена. Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с самого детства. По мнению специалистов-медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы.
Почему так происходит? Видимо, дело в том, что мы, взрослые, ошибочно считаем, что для детей самое важное – это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя кружится голова, если организм ослаблен болезнями, если он не умеет бороться с недугом?
«Одной из современных задач образования является сохранение и укрепление здоровья детей. Школа должна обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать эти знания в повседневной жизни». ФГОС второго поколения определяет эту задачу как одну из приоритетных.
Задача школы и каждого педагога заключается не только в том, чтобы дать ученику определённые знания, но и подготовить ребенка к самостоятельной жизни, сформировать успешную личность, готовую полноценно жить, работать, растить свое будущее поколение. Без здоровья это недостижимо.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Здоровьесберегающее образовательное пространство как условие реализации ФГОС »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №6 города Георгиевска
Здоровьесберегающее образовательное пространство
как условие реализации ФГОС
Учитель начальных классов,
Сардарян Кристина Робертовна
Здоровье человека – актуальная тема для разговора на все времена. Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с самого детства. По мнению специалистов-медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы.
Почему так происходит? Видимо, дело в том, что мы, взрослые, ошибочно считаем, что для детей самое важное – это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя кружится голова, если организм ослаблен болезнями, если он не умеет бороться с недугом?
«Одной из современных задач образования является сохранение и укрепление здоровья детей. Школа должна обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать эти знания в повседневной жизни». ФГОС второго поколения определяет эту задачу как одну из приоритетных.
Задача школы и каждого педагога заключается не только в том, чтобы дать ученику определённые знания, но и подготовить ребенка к самостоятельной жизни, сформировать успешную личность, готовую полноценно жить, работать, растить свое будущее поколение. Без здоровья это недостижимо.
В примерной образовательной программе образования четко обозначены цели и задачи деятельности образовательного учреждения по данному направлению. Эта деятельность должна:
сформировать представление о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье (позитивные и негативные эмоции, получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач; сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления, зависимость от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ и т. п.);
сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
научить выполнять правила личной гигиены;
сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
научить учащихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.
Система работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни представлена в стандарте в виде пяти взаимосвязанных направлений:
создание здоровьесберегающей инфраструктуры;
рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся;
эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы;
реализация образовательной программы и просветительской работы с родителями.
Практика жизни ежедневно демонстрирует, что только здоровые дети могут эффективно начать учебу в школе. В противном случае учебная деятельность вызывает напряжение, утомление, снижение работоспособности и в конечном итоге приводит к увеличению заболеваемости.
Переход на предметное обучение (5 класс) также предъявляет новые требования к организму школьника. В последнее время во многих общеобразовательных школах в связи с интенсификацией учебного процесса предъявляются повышенные требования к старшеклассникам. Сегодня, когда идет организационно-технологическая подготовка к ЕГЭ, прослеживается общее нарастание тревожности перед тестированием. До 80% юношей призывного возраста по медицинским критериям не готовы к службе в Вооруженных силах. Подобное состояние здоровья - результат длительного неблагоприятного воздействия не только социально-экономических, экологических, но и ряда педагогических факторов. Именно поэтому в настоящее время система образования повернулась лицом к проблеме сохранения, укрепления и формирования здоровья подрастающего поколения.
Исходя из данных положений, в школе рационально организована учебная и внеучебная деятельность обучающихся. Соблюдаются необходимые гигиенические нормы и требования к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях) учащихся на всех этапах обучения. Используются методы и методики обучения, адекватные возрастным возможностям и особенностям обучающихся. С переходом на ФГОС учителя активно пользуют на своих уроках ИКТ. Помогая нашим учащимся с интересом овладевать новыми знаниями через использования ИКТ, мы не должны забывать о соблюдениях всех правил САНПИНА.
Проводится организованная работа педагогов по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий и родительских собраний по профилактике вредных привычек. Профилактика и предупреждение заболеваний, контроль за состоянием здоровья учащихся, своевременная информация о предстоящих прививках - это очередная важнейшая работа медицинского персонала и классных руководителей.
Педагог в школе в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Конечно же, учитель не должен выполнять обязанности медицинского работника. Но он должен работать так, чтобы обучение не наносило ущерба здоровью школьников. Ведь на школу возложены конкретные обязательства как учебные, воспитательные, так и по охране здоровья детей. Я думаю, мы можем выбрать для себя девиз «Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто», и наш педагогический коллектив, основываясь на новые стандарты, должен поставит перед собой определённые цели и задачи.
Для эффективного внедрения в педагогическую практику ФГОС идей здорового образа жизни необходимо решение трех проблем:
1. Изменение мировоззрения учителя, его отношения к себе, своему жизненному опыту в сторону, осознания собственных чувств, переживаний с позиции проблем здоровьесбережения. 2. Изменение отношения учителя к учащимся. Педагог должен полностью принимать ученика таким, каков он есть.
3. Изменение отношения учителя к задачам учебного процесса педагогики оздоровления, которое предполагает не только достижение дидактических целей, но и развитие учащихся с максимально сохраненным здоровьем.
Типы технологий:
Здоровьесберегающие(профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания).
Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла)
Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.)
Здоровьесберегающие технологии - предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к своему здоровью. Нет какой-то одной единственной уникальной технологии здоровья.
Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья школьников.
Среди учителей-предметников на уроках в начальном звене, при переходе в 5 класс и на уроках иностранного языка часто применяется игровая технология, так как игра приближает речевую деятельность к естественным нормам, развивает навыки общения, способствует эффективной отработке языкового программного материала, обеспечивает практическую направленность обучения.
Здоровый ученик с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех его свойств и качеств.
Негативно влияют на здоровье учащихся малоподвижность во время урока и слабое разнообразие видов учебной деятельности. В противодействие этому в процесс обучения, особенно в начальных классах, вводятся так называемые "динамические паузы", а также специально составленное для начальной школы расписание, учитывающее возрастные особенности детей и смену разных видов учебной и игровой деятельности в соответствии с новыми санитарно-гигиеническими нормами.
Одним из факторов, позволяющих приблизить школьную среду к естественной среде обитания ребенка, является оптимизация двигательного режима ученика. А ведь психологами доказано давным-давно, что психическое напряжение может быть сброшено только посредством движения. Отталкиваясь от данного постулата, работа школы по сохранению здоровья детей пошла по наиболее простейшему и эффективнейшему пути. Физкультурные минуты на общеобразовательных уроках благотворно влияют на восстановление умственной работоспособности, препятствуют нарастанию утомления, повышают эмоциональный уровень учащихся, снимают статические нагрузки. Физкультурные минуты обязательно проводятся в начальных и средних классах.
Изложенная выше разработка показывает, что внедрение в обучение здоровьесберегающей технологии ведёт к снижению показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в детских и педагогических коллективах, активно приобщает родителей школьников к работе по укреплению их здоровья. Учителям, освоившим эту технологию, становится и легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества.
В заключение, вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.-Ж. Руссо, хочется сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».
Желаю всем коллегам здоровья и творческих успехов!