Статья на тему: ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО
Статья на тему: ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО
«Забота о здоровье ребёнка – это не просто комплекс санитарно- гигиенических норм и правил…, и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего, забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».
В.А.Сухомлинский
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья на тему: ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО »
ТЕМА: «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО
НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО».
Н.В. Галетина
учитель начальных классов
МБОУ гимназия № 24
город Ставрополь
«Забота о здоровье ребёнка – это не просто комплекс санитарно- гигиенических норм и правил…, и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего, забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».
В.А.Сухомлинский
Одной из основных проблем современного образовании, является снижение уровня здоровья учащихся, которое начинается уже в начальных классах. Сегодня эта проблема стоит остро и является актуальной.
Налицо существенное ухудшение здоровья детей в нашей стране, связанное с возрастанием объема и усложнением характера учебной нагрузки, недостатком двигательной активности, неправильным питанием учащихся, отсутствием у учащихся элементарных знаний о том, как стать здоровыми. Поэтому, современная школа ищет такие пути построения образовательного процесса, чтобы в их основе лежало сохранение здоровья учащихся.
Я считаю, что сохранение и укрепление здоровья учащихся – одна из важнейших задач школы.
Во-первых, здоровье – это основной фактор, определяющий эффективность обучения.
Во-вторых, эффективность учебного процесса во многом определяется степенью учета физических и психологических особенностей детей, а в-третьих, только здоровый ребенок способен успешно и в полной мере овладеть школьной программой.
А что происходит в нашей школе сегодня? По данным Минздрава РФ на сегодня каждый пятый школьник имеет хроническую патологию, у половины школьников отмечаются функциональные отклонения. А ведь успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в первый класс.
Здоровье детей катастрофически падает и мы, учителя, вправе задать вопрос:
« Что для нас важнее – их физическое состояние или обучение?» Ещё немецкий философ А. Шопенгауэр говорил: «Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля». Здоровый ребенок, здоровая образовательная среда - это то, на что мы, учителя, должны направить наши усилия.
В настоящее время в соответствии с ФГОС НОО в структуру основной образовательной программы начального общего образования входит «Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни». Это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения учащихся, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья.
Программа направлена на внедрение новых технологий и методик здоровьесберегающего обучения; на формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью, здорового образа жизни всех участников образовательного процесса; на профилактику и коррекцию основных отклонений в состоянии здоровья школьников.
Работая в школе по этой программе, я поставила перед собой цель:
- создавать оптимальные условия для сохранения и укрепления здоровья детей,
- формировать у них понятие о здоровом образе жизни.
Что же входит в понятие здоровье? Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия. Поэтому здоровый ребенок, это ребенок здоровый и физически, и социально, и эмоционально, и интеллектуально, и нравственно.
В физическом плане - здоровье позволяет ученику справляться с учебной нагрузкой.
В социальном плане - учащийся коммуникабелен, общителен. В эмоциональном плане - ребенок уравновешен, способен удивляться и восхищаться. В интеллектуальном плане - учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость. В нравственном плане - учащийся признает основные общечеловеческие ценности.
Я работаю по системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Возможности учебно-методического комплекта позволяют мне сделать процесс обучения комфортным, решить проблему перегрузки учащихся. Практика показала, что положительный эффект происходит тогда, когда учитель связывают проблему сохранения здоровья учащихся с технологией организации урока.
Так, при построении и проведении уроков я учитываю психолого-педагогическую характеристику класса: индивидуальные особенности детей, такие, как характер восприятия учебного материала, тип памяти, качества внимания, индивидуальный темп работы. Также учитываю основные факторы обеспечения благоприятной реакции младших школьников на учебную нагрузку: смена видов деятельности в режиме урока, объем учебного материала, интенсивность работы, её длительность, эмоциональность.
На своих уроках создаю ситуации выбора заданий разных типов и уровня сложности как для работы в классе, так и при выполнении домашних заданий.
В своей работе активно использую деятельностный метод обучения, активные методы обучения, групповые (парные) формы работы, направленные на взаимодействие обучающихся в процессе обучения.
Для поддержания двигательной активности младших школьников системно провожу физкультминутки, гимнастику для снятия утомления и нормализации работы различных органов ребенка. Создаю эмоционально-положительный фон урока.
Я считаю, что двигательная активность является биологической потребностью ребенка младшего школьного возраста. Научно доказано, что значительное снижение двигательной активности приводит к задержке роста и развития, ухудшению состояния здоровья. Поэтому важным методом сохранения здоровья школьников считаю рациональное использование разнообразных средств и форм физического воспитания. Для этого в учебную нагрузку школьников введен третий час физкультуры. На этих уроках в течение учебного года осуществляется здоровьесберегающая деятельность: организация гимнастики до занятий, динамические перемены, физпаузы, проведение прогулок и подвижных игр.
Также в целях укрепления здоровья младших школьников в нашей школе проводятся
Во внеурочной деятельности ребята становятся активными участниками бесед, конкурсов, викторин: «В гостях у доктора Айболита», «Что нужно знать о гигиене?», «Как можно защититься от гриппа?», «Режим – всем необходим», « Путешествие в город Чистоты и Порядка» и др.
Не менее важным аспектом считаю формирование у родителей потребности в здоровом образе жизни. Ведь их осведомленность в вопросах ЗОЖ будет положительно влиять на формирование правильного отношения к своему здоровью у детей. С этой целью с родителями на собраниях провожу санитарно-просветительскую работу по вопросам валеологической культуры семьи, естественным средствам оздоровления.
Профилактическая работа по сохранению здоровья детей не менее важна, для этого в нашей школе ведутся карты здоровья всех классов, медицинские работники организуют проведение медицинских осмотров, привлекаются к просвещению учителя и родители. Кроме того, активно используются методы профилактики заболеваний, не требующие постоянного наблюдения врача: в зимне-весенний период проводится витаминизация, дважды в год дети принимают кислородный коктейль, ежедневно осуществляется профилактика нарушений осанки, профилактика нарушений зрения, и др.
Системность и комплексность этой работы позволяет создать здоровьесберегающее образовательное пространство, которое способствует укреплению, сохранению здоровья детей, а также формирует ценностное отношение у учащихся к своему здоровью и здоровью окружающих. Таким образом, основные факторы, способствующие укреплению здоровья детей в школе следующие:
Об оздоровительных результатах моей деятельности свидетельствует количественное соотношение учащихся в группах здоровья за последние несколько лет: здоровье основной группы учащихся моего класса стабильно, оно не ухудшается, что очень важно.
Среди результатов здоровьесберегающей деятельности также можно отметить следующие: 1) увеличение числа детей, имеющих высокий и выше среднего уровень двигательной подготовленности учащихся; 2) снижение общего количества времени, пропущенного по болезни, уменьшение числа часто и длительно болеющих детей; 3) улучшение психологического климата в классе.
Современное образовательная среда требует обязательного применения здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе. Учителю необходимо вести пропаганду здорового образа жизни, оказывать поддержку для социальной и психологической адаптации обучающихся. Комфортная психологическая обстановка, оптимальный уровень домашних заданий, различные виды деятельности на уроке, организация мероприятий, направленных на развитие коммуникативных навыков, способствуют укреплению здоровья школьников.
В заключение, вслед за великим педагогом Ж.-Ж. Руссо, хочется сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. М.М. Безруких, В.Д. Сонькин «Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений». МОиН РФ Москва, 2005 г. 2. Н.И. Бурмистров «Для укрепления здоровья первоклассников» (Комплексы специальных упражнений) Начальная школа , 1996, №7. 3. Н.П. Капустин «Педагогические технологии адаптивной школы». Москва , 2001г. 4. Н.Б. Коростелев «Воспитание здорового школьника» Москва, 1986г. 5. Менчинская Е.А. Организация здоровьесберегающего обучения – важный аспект обеспечения качества начального образования в условиях вариативности образовательных программ. Материалы областных педагогических чтений 29-30 марта 2007 г. Тюмень: ТОГИРРО, - С. 9-13 (0,4 п.л.) 6. Менчинская Е.А. Проблемы конструирования здоровьесберегающего процесса обучения в современной начальной школе. Материалы областных педагогических чтений 27-28 марта 2008 г. Тюмень: ТОГИРРО, С. 16-18 (0,2 п.л.). 7. Менчинская Е.А. Возможности использования современных учебно-методических комплектов для сохранения и укрепления социального здоровья детей. Научно-методический журнал «Начальное образование», 2006. – №5. С. 21-26 (0,4 п.л.) 8. М.М. Поташник. Управление качеством образования. Москва 2000г. 9. Педагогический вестник выпуск 24 (2003) МОУ ДПО «НМЦ». Здоровьесберегающие аспекты деятельности образовательных учреждений. 10. И.В. Чупаха. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. Научно-практический сборник инновационного опыта. Москва. Ставрополь. 2003г. 11. Л.Г. Юранева «Если волнует здоровье детей» Начальная школа 1996г, №11.