kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Взаимодействие дошкольного учреждения семьи и социума, как условие развития дошкольника - из опыта работы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Социализация — понятие, широко использующееся в современной психолого-педагогической науке, содержание которого далеко не однозначно. Чаще всего социализация трактуется как процесс развития и саморазвития человека в ходе усвоения и воспроизводства социокультурного опыта (А. В. Мудрик).

 В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным. В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал.

 На первый взгляд, кажется, что социальный мир ребенка-дошкольника невелик. Это его семья, взрослые и сверстники, которых он встречает в детском саду. Однако люди, окружающие ребенка, вступают в разнообразные взаимоотношения — родственные, дружеские, профессионально-трудовые и пр. Поэтому уже в дошкольном возрасте у детей необходимо сформировать представление о многообразии человеческих отношений, рассказать им о правилах и нормах жизни в обществе, вооружить моделями поведения, которые помогут им адекватно реагировать на происходящее в конкретных жизненных ситуациях. Иными словами, необходимо управлять процессом социализации. 

Просмотр содержимого документа
«Взаимодействие дошкольного учреждения семьи и социума, как условие развития дошкольника - из опыта работы. »

Взаимодействие дошкольного учреждения семьи и социума, как условие развития дошкольника - из опыта работы.

Социализация — понятие, широко использующееся в современной психолого-педагогической науке, содержание которого далеко не однозначно. Чаще всего социализация трактуется как процесс развития и саморазвития человека в ходе усвоения и воспроизводства социокультурного опыта (А. В. Мудрик) .

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным. В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал.

На первый взгляд, кажется, что социальный мир ребенка-дошкольника невелик. Это его семья, взрослые и сверстники, которых он встречает в детском саду. Однако люди, окружающие ребенка, вступают в разнообразные взаимоотношения — родственные, дружеские, профессионально-трудовые и пр. Поэтому уже в дошкольном возрасте у детей необходимо сформировать представление о многообразии человеческих отношений, рассказать им о правилах и нормах жизни в обществе, вооружить моделями поведения, которые помогут им адекватно реагировать на происходящее в конкретных жизненных ситуациях. Иными словами, необходимо управлять процессом социализации.

Чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, мог лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительные представления о разных сторонах своего «Я», уметь разбираться в чувствах и переживаниях, адекватно на них реагировать и находить конструктивные способы выражения своего отношения к действительности.

С целью приобретения дошкольниками соответствующего социального опыта я разработала в средней группе краткосрочный детский образовательный проект "Наш любимый детский сад".

В процессе реализации проекта были организованы такие образовательные ситуации с детьми, как : экскурсия по территории детского сада; беседа о профессиях детского сада; внутренняя экскурсия. Были подготовлены совместные развлечения детей и родителей. Дети рисовали на различные темы : «Кем ты хочешь быть», «Профессия моей мамы», «Профессии наших бабушек и дедушек».

Значение социума для дошкольника также велико, как и значение семьи. Взаимоотношения, складывающиеся между родителями и детьми, являются решающим моментом социализации. Детско-родительские отношения являются наиболее тесными и близкими, которые могут существовать в человеческом обществе. Благодаря родителям, ребенок имеет возможность сначала наблюдать, а затем активно включаться во взаимоотношения с внешним миром.

Активность родителей в оформлении коллажа «Я и мой детский сад» говорит о том, что подобная форма работы является востребованной. Они видели, как ребенок, глядя на свои фотографии, становился более раскованным, коммуникабельным, ведь взоры детей устремлены только на него.

Досуговое направление в работе с родителями и детьми «Кем мне быть? », «Помогаем повару» оказалось не только самым привлекательным, но и полезным, так как позволило родителям увидеть некоторые проблемные моменты взаимоотношений своего ребенка со сверстниками и приобрести опыт взаимодействия в новых условиях со своими ребенком и родительской общественностью в целом.

Родительская семья остается важнейшим институтом социализации раннего детства. В ней формируются основы характера человека, его отношений к труду, моральным, идейным и культурным ценностям.

Информационно – наглядное направление в работе с родителями и детьми (Стенд «Профессия моей мамы») предоставило каждому ребенку возможность научиться уважать взрослых, понимать своих родных, проявлять заботу и добрые чувства к своим близким, научиться ценить хорошие отношения и получать радость от общения со своими близкими, рассказывать о своей маме, о своей любви к ней, а родителю узнать что-то новое о себе.

Сценарии праздников и развлечений готовили вместе с детьми: изготавливали пригласительные билеты, готовили отдельные номера и атрибуты, беседовали о культуре поведения.

Тесный контакт ребенка со старшими членами семьи эмоционально обогащает родственные связи, укрепляет семейные традиции, налаживает преемственность между поколениями. Именно поэтому мной была оформлена фотовыставка «Профессии наших бабушек и дедушек».

Организовали «Музей- куклы» где вместе с мамами и бабушками изготавливали своими руками первые тряпичные куклы, шили и вязали куклы своими руками, приносили в музей интересные и необычные , из разных материалов куклы.

Проведенные фотовыставки и мероприятия были направлены на воспитание в детях любви, ласкового и чуткого отношения к самым близким людям; чувства семейной сплоченности на основе представлений о семье, ее составе, взаимоотношениях; потребности радовать своих близких добрыми делами и заботливым отношением к ним, а также расширили границы общения взрослого и ребенка, укрепили связь между поколениями.

Детский сад представляет собой «социальный мир в миниатюре», поскольку здесь дети впервые знакомятся с различными видами деятельности человека: образование, культура, сфера услуг, медицина, физкультура и спорт и т. п. Именно в детском саду учитываются возрастные особенности развития дошкольников, стимулируется социальное развитие детей, формируются навыки поведения в детском саду, на участке, на экскурсии, при посещении учреждений образования и культуры, воспитывается у детей уважительное отношение к труду взрослых различных профессий.

Особую ценность имеет проведение экскурсий в музей Ибрая Алтынсарина, Краеведческий музей, где дети узнают много нового приобщаются к истории своего народа. Экскурсии стимулируют развитие игровой деятельности: дети выстраивают свое поведение, придерживаясь роли; сопровождают игровое взаимодействие речью; сочиняют оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории и рассказывают их сверстникам; делятся с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, высказывают свою точку зрения.

В старшем дошкольном возрасте одним из центральных объектов ознакомления с социумом является школа. Социальный компонент коммуникативной культуры дошкольников основывается на правильном гармоничном взаимодействии ребенка с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми. Ребенок, научившийся чувствовать и помогать людям, проявлять терпение и эмпатию, успешно адаптируется в коллективе школьников. Для этого в нашем детском саду давно успешно используем практику адаптации детей к школе организуя экскурсии в школу, с посещением урока, приглашаем выпускников ( начальные классы). Для родителей организуем на собрании встречу с учителем или заучем школы, предлагаем памятки «Если в вашей семье первоклассник», «Что должен знать ребёнок поступающий в школу»; предлагаем родителям журналы : кругозор «Адаптация к школе», «Готов ли ваш ребёнок к школе». Готовим для родителей консультации : «Психологическая готовность детей к школе», «Школа –это здорово» и др.

Современное дошкольное образовательное учреждение не может успешно реализовать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства. Кроме того, детский сад выступает в роли активного помощника семье в обеспечении единого образовательного пространства «детский сад – семья – социум», способствующего качественной подготовке ребенка к дальнейшему обучению в школе, воспитанию, развитию его индивидуальных возможностей.

Таким образом, знакомство с социумом способствует социализации ребенка-дошкольника, включающей формирование у него навыков поведения и общения, что, в свою очередь, является основой гармонично развитой личности.

В результате проведенной работы у детей сформированы представления о правилах и нормах поведения в обществе, о многообразии человеческих отношений, что способствовало развитию эмоционального отношения к сверстникам и окружающему миру и усвоению новых способов поведения в проблемных ситуациях.

Социализация, понимаемая как непрерывный жизненный процесс соотношения и увязывания индивидуальных особенностей человека с общественными условиями, социальными нормами и правилами поведения, имеет серьёзные эмоциональные последствия, которые влияют на психическое здоровье личности. Развитие личности не может осуществляться самостоятельно, необходимо целенаправленно воздействовать на неё, создавая для этого психолого-педагогические условия. Стихийная, недостаточно контролируемая и направляемая социализация без учёта индивидуальных особенностей ребёнка может иметь как непосредственные, так и отсроченные травмирующие действия.

Мы работники дошкольного образовательного учреждения строим свою работу так, чтобы она не только соответствовала запросам общества, но и обеспечивала сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства. Каждый детский сад сегодня показывает свою свою привлекательность, оригинальность и необходимость, занять свою индивидуальную нишу в общем образовательном пространстве. А это достигается, в первую очередь, высоким качеством воспитательно-образовательного процесса в конкретном учреждении.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Бубнова Светлана Валерьевна

Дата: 29.09.2015

Номер свидетельства: 234812

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Из опыта работы «Воспитание - как процесс целенаправленного формирования и развития личности» "
    ["seo_title"] => string(100) "iz-opyta-raboty-vospitaniie-kak-protsiess-tsielienapravliennogho-formirovaniia-i-razvitiia-lichnosti"
    ["file_id"] => string(6) "169699"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423459050"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) ""Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении". "
    ["seo_title"] => string(71) "sovriemiennyie-formy-raboty-s-roditieliami-v-doshkol-nom-uchriezhdienii"
    ["file_id"] => string(6) "212882"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431948021"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(213) "Формирование представлений о культуре здоровья у старших дошкольников через использование проектной деятельности"
    ["seo_title"] => string(128) "formirovaniie-priedstavlienii-o-kul-turie-zdorov-ia-u-starshikh-doshkol-nikov-chieriez-ispol-zovaniie-proiektnoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "314563"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1459708272"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(213) "«Формирование субъектной позиции дошкольника в процессе познавательно-исследовательской деятельности в природе» "
    ["seo_title"] => string(122) "formirovaniie-subiektnoi-pozitsii-doshkol-nika-v-protsiessie-poznavatiel-no-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti-v-prirodie"
    ["file_id"] => string(6) "140965"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418045253"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Использования метода проектов в работе с детьми дошкольного возраста"
    ["seo_title"] => string(75) "ispol-zovaniia-mietoda-proiektov-v-rabotie-s-diet-mi-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "306210"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458065917"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства