Возможности формирования и развития профессиональной компетентности молодых педагогов в колледже.
Возможности формирования и развития профессиональной компетентности молодых педагогов в колледже.
Автор раскрывает пути формирования профессиональной компетентности молодых педагогов и поиск возможностей развития данной компетентности. Объясняет происхождение термина «компетенция» и «компетентность» и чем она характеризуется. Показывает целостность профессиональной компетентности молодого педагога как результат профессионального образования, которая формируется на основе ключевых компетенций, а так же методы формирования данных компетенций.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Возможности формирования и развития профессиональной
компетентности молодых педагогов в колледже.
АННОТАЦИЯ
Түйінді сөздер: құзыреттілік,
АННОТАЦИЯ
Автор раскрывает пути формирования профессиональной компетентности молодых педагогов и поиск возможностей развития данной компетентности. Объясняет происхождение термина «компетенция» и «компетентность» и чем она характеризуется. Показывает целостность профессиональной компетентности молодого педагога как результат профессионального образования, которая формируется на основе ключевых компетенций, а так же методы формирования данных компетенций.
Ключевые слова: компетентность, самообразование, наставничество, педагог, школа молодого педагога.
АBSTRACT
Keywords: competence,
Реализация компетентностного подхода в образовании обусловливается ускоряющимися мировыми процессами глобализации и информатизации. Модернизация образования на компетентностной основе является, по сути, «ответом» системы образования на все изменения, которые происходят в материальной и духовной сферах, на рынках труда, на производстве, в области социальных коммуникаций.
Современные преобразования, новые стратегические планы в развитии экономики, политики, социокультурной сферы, быстрая информатизация и динамичность изменили требования к образовательному процессу и педагогу, появилась необходимость изучения и рассмотрения компетенции.
В Законе Республики Казахстан «Об образовании» говорится, что содержание образования - это система (комплекс) знаний по каждому уровню образования, являющаяся основой для формирования компетентности и всестороннего развития личности [1]. В Концепции современного 12-летнего среднего общего образования написано, что педагог должен обладать высоким уровнем сформированности компетенций: специальной, социальной, образовательной [2].
Вопрос формирования и развития профессиональной компетентности молодых педагогов и поиск возможностей развития данной компетентности, является основной задачей в различных областях профессиональной деятельности.
Для того, чтобы объективно разобраться в категории «профессиональная компетентность», прежде всего, раскроем смысл понятия «компетентность». Понятие «компетентность» прочно вошло в педагогическую лексику в конце ХХ века. Оно появилось не как результат теоретических исследований в рамках педагогической науки, а как формулировка социального заказа к системе образования.
В качестве основного понятия часто отражается определение, данное в «Кратком словаре иностранных слов» [3,c.123]. Компетентный - (лат.competens, competes – надлежащий, способный) – знающий, сведущий в определённой области, имеющий право по своим знаниям или полномочиям делать или решать что-либо. Позднее данное определение уточняется и уже в словаре иностранных слов понятие компетенция – (от лат Competentia – принадлежность по праву) трактуется как полномочия какого-либо лица; круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом.
Термин «компетентность» является производным от слова «компетентный» и обозначает 1) обладание компетенцией; 2) обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо, высказывать свое мнение.
По структуре понятие «компетентность» включает в себя операционально-технологическую, мотивационную, этическую, социальную и поведенческую составляющую.
Компетенция - в отличие от элемента функциональной грамотности позволяет решать целый класс задач; в отличие от навыка - осознанно; в отличии умения совершенствующегося в навык, а через интеграцию с другими компетенциями; в отличие от знания существует в форме деятельности (реальной и умственной), а не информации о ней.
Таким образом, компетентность существует в различных формах: в качестве степени умелости, способа личностной самореализации (привычка, способ жизнедеятельности, увлечение), некоего итога саморазвития или формы проявления способности. Предполагается рассматривать три категории компетенций, являющихся ключевыми, необходимых для личности:
1. Действовать автономно: развивать и реализовывать чувство собственного «Я»; делать выбор и действовать в контексте более широкой панорамы; быть ориентированным на будущее; осознавать особенности среды, понимать, как можно встраиваться, выполнять обязанности и осуществлять свои права; определять и реализовывать личные проекты.
2. Использовать средства в интерактивном режиме: использовать средства как инструменты для активного диалога; осознавать и реагировать на возможности новых средств; быть способным использовать язык, текст, символы, информацию знания и технологию в интерактивном режиме для достижения целей.
3. Функционировать в социально неоднородных группах: быть способным взаимодействовать эффективно с другими людьми, имеющими разный жизненный опыт; признавать особенности, являющиеся следствием социальной принадлежности индивидов; создавать социальный капитал; уметь устанавливать хорошие отношения с другими, кооперироваться, управлять и разрешать конфликты.
Анализ перечней ключевых компетентностей, показывает, что все они могут быть сгруппированы в три базовые:
- коммуникативную компетентность (включающую как собственно коммуникативную компетентность, так и готовность к социальному взаимодействию);
- информационную компетентность (включающую готовность к самообразованию и готовность к использованию информационных ресурсов);
- компетентность разрешения проблем (включающую готовность к разрешению проблем и технологическую компетентность). При анализе научно-педагогической литературы мы выявили следующие виды компетентностей.
Термин «компетенция» применим для определения границ области действия личности, а «компетентность» - для оценки качества его деятельности. Профессиональная компетентность формируется на основе ключевых компетенций: социальных, профессиональных, коммуникативных, информационных, образовательных.
Методы формирования данных компетенций могут быть различными:
- наставничество;
- школа молодого преподавателя;
- самообразование.
Работа с молодыми специалистами традиционно является одной из самых важных составляющих деятельности методической работы в колледже. Она посвящена анализу наиболее типичных затруднений учебного, дидактического характера, которые испытывают начинающие преподаватели в своей деятельности.
Молодой специалист, начинающий свой профессиональный путь, испытывает затруднения, проблемы из-за отсутствия необходимого опыта. С целью оказания методической помощи начинающими педагогами работают наставники и организуется работа «Школы молодого педагога».
«Школа молодого педагога» представляет собой педагогическую систему повышения уровня профессиональной компетентности молодых специалистов в условиях инновационных изменений системы современного образования. В основе работы ШМП – профессионально-личностное развитие и саморазвитие молодого педагога, способного выходить за пределы устоявшихся стандартов деятельности, самостоятельно осуществлять инновационные процессы творчества в самом широком смысле. Одним из основных условий реализации проекта является решение фундаментальной задачи комплексной подготовки педагога на основе компетентностного подхода. ШМП создает возможность для поступательной динамики личностного роста молодого специалиста и его профессиональной мобильности.
Школа молодого педагога является одной из форм повышения мастерства начинающих педагогов. Её основная цель, создание организационно-методических условий для эффективного развития профессиональной компетентности начинающего педагога.
Основные задачи: 1. Расширить знания, умения и навыки в организации педагогической деятельности: самообразование, обобщение и внедрение передового опыта, создание методической продукции, аналитической деятельности . 2. Выявлять профессиональные, методические проблемы начинающих преподавателей и содействовать их разрешению. 3.Формировать творческую индивидуальность молодого педагога. 4.Создать условия для развития профессиональных навыков молодых педагогов. 5.Развивать потребности у молодых педагогов к профессиональном самосовершенствованию и работе над собой.
Работа с молодыми специалистами должна вестись по плану, составленному к началу учебного года. В план включаются те вопросы, которые интересуют молодых педагогов. В работе школы молодого педагога принимают участие, творчески работающие и опытные педагоги-наставники.
Молодому специалисту необходима постоянная помощь. За молодыми специалистами закреплены наставники. Наставничество один из эффективных методов адаптации. Задача наставника – помочь молодому преподавателю реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения. Желательно и обоюдное согласие наставника и молодого специалиста в совместной работе. Молодые преподаватели получают от наставника конкретные советы по трудным вопросам, образцы разработок разных типов уроков, рекомендации.
Самообразование есть необходимое условие профессиональной компетентности молодого педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к преподавателям самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем студенты. Преподаватель должен знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих предметах, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в политике и экономике.
Преподаватель должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его студентов перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности. Однако, как бы ни были высоки способности к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют преподаватели – это отсутствие времени и отсутствие стимулов. Это всего лишь проявление инертности мышления и ленности ума, так как самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога. Определим составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие к самообразованию:
Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у преподавателя возникает необходимость поиска и анализа новой информации
Желание творчества. Наша – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.
Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей нельзя пользоваться телегой.
Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ преподавателя как «несовременного человека»
Конкуренция. Не секрет, что многие родители и студенты, приходя в колледж, обращают внимание на преподавателей предметников или классному руководителю. Если преподаватель на хорошем счету у администрации, методического совета, министерства образования, он имеет больше шансов в получении нагрузки, премий, и др.
Общественное мнение. Преподавателю не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим быть обидно и неприлично.
Материальное стимулирование. Категория преподавателя, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и награды – все это зависит от квалификации и мастерства. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.
Интерес. Учиться просто интересно.
Подводя итоги, можно сделать вывод, что данные методы формирования компетенций способствует успешной педагогической адаптации начинающих преподавателей, помогает преодолеть возникающие трудности, повысить профессиональный уровень, раскрывают возможности формирования и развития профессиональных компетенций молодых педагогов в колледже.
Список литературы:
1. Закон Республики Казахстан «Об образовании». – Астана: Ак Орда, 2007, 27 июля. (с изменениями и дополнениями по состоянию на 13.02.2012 г.)
2. Концепция 12-летнего образования в Казахстане. Астана, 2009
3. Краткий словарь иностранных слов. – М.: Просвещение. – 1952. – 497 с.
4. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. – М.: ФЕНИКС. – 2002. – 367 с.
5. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня.- 2003.-№5.-С.34-42.
6. Обучение на протяжении жизни в условиях новой экономики. -М: Алекс, 2006.-155с.