kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Возможности формирования и развития профессиональной компетентности молодых педагогов в колледже.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Автор раскрывает пути формирования профессиональной компетентности молодых педагогов и поиск возможностей развития данной компетентности. Объясняет происхождение  термина «компетенция» и «компетентность» и чем она характеризуется. Показывает целостность профессиональной компетентности молодого педагога как результат профессионального образования, которая формируется на основе ключевых компетенций, а так же методы формирования данных компетенций.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Возможности формирования и развития профессиональной компетентности молодых педагогов в колледже.»

Лучина Юлия Васильевна

преподаватель специальных дисциплин, первой категории,

КГКП «Костанайский колледж автомобильного транспорта»

Е-mail: [email protected]


Возможности формирования и развития профессиональной

компетентности молодых педагогов в колледже.


АННОТАЦИЯ

Түйінді сөздер: құзыреттілік,


АННОТАЦИЯ

Автор раскрывает пути формирования профессиональной компетентности молодых педагогов и поиск возможностей развития данной компетентности. Объясняет происхождение термина «компетенция» и «компетентность» и чем она характеризуется. Показывает целостность профессиональной компетентности молодого педагога как результат профессионального образования, которая формируется на основе ключевых компетенций, а так же методы формирования данных компетенций.

Ключевые слова: компетентность, самообразование, наставничество, педагог, школа молодого педагога.


АBSTRACT

Keywords: competence,


Реализация компетентностного подхода в образовании обусловливается ускоряющимися мировыми процессами глобализации и информатизации. Модернизация образования на компетентностной основе является, по сути, «ответом» системы образования на все изменения, которые происходят в материальной и духовной сферах, на рынках труда, на производстве, в области социальных коммуникаций.

Современные преобразования, новые стратегические планы в развитии экономики, политики, социокультурной сферы, быстрая информатизация и динамичность изменили требования к образовательному процессу и педагогу, появилась необходимость изучения и рассмотрения компетенции.

В Законе Республики Казахстан «Об образовании» говорится, что содержание образования - это система (комплекс) знаний по каждому уровню образования, являющаяся основой для формирования компетентности и всестороннего развития личности [1]. В Концепции современного 12-летнего среднего общего образования написано, что педагог должен обладать высоким уровнем сформированности компетенций: специальной, социальной, образовательной [2].

Вопрос формирования и развития профессиональной компетентности молодых педагогов и поиск возможностей развития данной компетентности, является основной задачей в различных областях профессиональной деятельности.

Для того, чтобы объективно разобраться в категории «профессиональная компетентность», прежде всего, раскроем смысл понятия «компетентность». Понятие «компетентность» прочно вошло в педагогическую лексику в конце ХХ века. Оно появилось не как результат теоретических исследований в рамках педагогической науки, а как формулировка социального заказа к системе образования.

В качестве основного понятия часто отражается определение, данное в «Кратком словаре иностранных слов» [3,c.123]. Компетентный - (лат.competens, competes – надлежащий, способный) – знающий, сведущий в определённой области, имеющий право по своим знаниям или полномочиям делать или решать что-либо. Позднее данное определение уточняется и уже в словаре иностранных слов понятие компетенция – (от лат Competentia – принадлежность по праву) трактуется как полномочия какого-либо лица; круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом.

Термин «компетентность» является производным от слова «компетентный» и обозначает 1) обладание компетенцией; 2) обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо, высказывать свое мнение.

По структуре понятие «компетентность» включает в себя операционально-технологическую, мотивационную, этическую, социальную и поведенческую составляющую.

Компетенция - в отличие от элемента функциональной грамотности позволяет решать целый класс задач; в отличие от навыка - осознанно; в отличии умения совершенствующегося в навык, а через интеграцию с другими компетенциями; в отличие от знания существует в форме деятельности (реальной и умственной), а не информации о ней.

Таким образом, компетентность существует в различных формах: в качестве степени умелости, способа личностной самореализации (привычка, способ жизнедеятельности, увлечение), некоего итога саморазвития или формы проявления способности. Предполагается рассматривать три категории компетенций, являющихся ключевыми, необходимых для личности:

1. Действовать автономно: развивать и реализовывать чувство собственного «Я»; делать выбор и действовать в контексте более широкой панорамы; быть ориентированным на будущее; осознавать особенности среды, понимать, как можно встраиваться, выполнять обязанности и осуществлять свои права; определять и реализовывать личные проекты.

2. Использовать средства в интерактивном режиме: использовать средства как инструменты для активного диалога; осознавать и реагировать на возможности новых средств; быть способным использовать язык, текст, символы, информацию знания и технологию в интерактивном режиме для достижения целей.

3. Функционировать в социально неоднородных группах: быть способным взаимодействовать эффективно с другими людьми, имеющими разный жизненный опыт; признавать особенности, являющиеся следствием социальной принадлежности индивидов; создавать социальный капитал; уметь устанавливать хорошие отношения с другими, кооперироваться, управлять и разрешать конфликты.

Анализ перечней ключевых компетентностей, показывает, что все они могут быть сгруппированы в три базовые:

- коммуникативную компетентность (включающую как собственно коммуникативную компетентность, так и готовность к социальному взаимодействию);

- информационную компетентность (включающую готовность к самообразованию и готовность к использованию информационных ресурсов);

- компетентность разрешения проблем (включающую готовность к разрешению проблем и технологическую компетентность). При анализе научно-педагогической литературы мы выявили следующие виды компетентностей.

Термин «компетенция» применим для определения границ области действия личности, а «компетентность» - для оценки качества его деятельности. Профессиональная компетентность формируется на основе ключевых компетенций: социальных, профессиональных, коммуникативных, информационных, образовательных.

Методы формирования данных компетенций могут быть различными:

- наставничество;

- школа молодого преподавателя;

- самообразование.

Работа с молодыми специалистами традиционно является одной из самых важных составляющих деятельности методической работы в колледже. Она посвящена анализу наиболее типичных затруднений учебного, дидактического характера, которые испытывают начинающие преподаватели в своей деятельности.

Молодой специалист, начинающий свой профессиональный путь, испытывает затруднения, проблемы из-за отсутствия необходимого опыта. С целью оказания методической помощи начинающими педагогами работают наставники и организуется работа  «Школы молодого педагога».

«Школа молодого педагога» представляет собой педагогическую систему повышения уровня профессиональной компетентности молодых специалистов в условиях инновационных изменений системы современного образования. В основе работы ШМП – профессионально-личностное развитие и саморазвитие молодого педагога, способного выходить за пределы устоявшихся стандартов деятельности, самостоятельно осуществлять инновационные процессы творчества в самом широком смысле. Одним из основных условий реализации проекта является решение фундаментальной задачи комплексной подготовки педагога на основе компетентностного подхода. ШМП создает возможность для поступательной динамики личностного роста молодого специалиста и его профессиональной мобильности.

Школа молодого педагога является одной из форм повышения мастерства начинающих педагогов. Её основная цель, создание организационно-методических условий для эффективного развития профессиональной компетентности начинающего педагога.

Основные задачи:
1. Расширить знания, умения и навыки в организации педагогической деятельности: самообразование, обобщение и внедрение передового опыта, создание методической продукции, аналитической деятельности .
2. Выявлять профессиональные, методические проблемы начинающих преподавателей и содействовать их разрешению.
3.Формировать творческую индивидуальность молодого педагога.
4.Создать условия для развития профессиональных навыков молодых педагогов.
5.Развивать потребности у молодых педагогов к профессиональном самосовершенствованию и работе над собой.

Работа с молодыми специалистами должна вестись по плану, составленному к началу учебного года. В план включаются те вопросы, которые интересуют молодых педагогов. В работе школы молодого педагога принимают участие, творчески работающие и опытные педагоги-наставники.

Молодому специалисту необходима постоянная помощь. За молодыми специалистами закреплены наставники. Наставничество один из эффективных методов адаптации. Задача наставника – помочь молодому преподавателю реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения. Желательно и обоюдное согласие наставника и молодого специалиста в совместной работе. Молодые преподаватели получают от наставника конкретные советы по трудным вопросам, образцы разработок разных типов уроков, рекомендации.

Самообразование есть необходимое условие профессиональной компетентности молодого педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к преподавателям самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем студенты. Преподаватель должен знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих предметах, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в политике и экономике.

 Преподаватель должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его студентов перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности. Однако, как бы ни были высоки способности к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют преподаватели – это отсутствие времени и отсутствие стимулов. Это всего лишь проявление инертности мышления и ленности ума, так как самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога. Определим составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие к самообразованию:

  • Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у преподавателя возникает необходимость поиска и анализа новой информации

  • Желание творчества. Наша – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.

  • Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей нельзя пользоваться телегой.

  • Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ преподавателя как «несовременного человека»

  • Конкуренция. Не секрет, что многие родители и студенты, приходя в колледж, обращают внимание на преподавателей предметников или классному руководителю. Если преподаватель на хорошем счету у администрации, методического совета, министерства образования, он имеет больше шансов в получении нагрузки, премий, и др.

  • Общественное мнение. Преподавателю не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим быть обидно и неприлично.

  • Материальное стимулирование. Категория преподавателя, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и награды – все это зависит от квалификации и мастерства. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.

  • Интерес. Учиться просто интересно.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что данные методы формирования компетенций способствует успешной педагогической адаптации начинающих преподавателей, помогает преодолеть возникающие трудности, повысить профессиональный уровень, раскрывают возможности формирования и развития профессиональных компетенций молодых педагогов в колледже.





Список литературы:

1. Закон Республики Казахстан «Об образовании». – Астана: Ак Орда, 2007, 27 июля. (с изменениями и дополнениями по состоянию на 13.02.2012 г.)

2. Концепция 12-летнего образования в Казахстане. Астана, 2009

3. Краткий словарь иностранных слов. – М.: Просвещение. – 1952. – 497 с.

4. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. – М.: ФЕНИКС. – 2002. – 367 с.

5. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня.- 2003.-№5.-С.34-42.

6. Обучение на протяжении жизни в условиях новой экономики. -М: Алекс, 2006.-155с.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Лучина Юлия Васильевна

Дата: 06.02.2018

Номер свидетельства: 455156

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Синдром педагогического выгорания "
    ["seo_title"] => string(41) "sindrom-piedaghoghichieskogho-vyghoraniia"
    ["file_id"] => string(6) "185124"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1426150299"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Эффективные факторы повышения профессионализма педагогов дополнительного образования"
    ["seo_title"] => string(80) "effektivnye_faktory_povysheniia_professionalizma_pedagogov_dopolnitelnogo_obrazo"
    ["file_id"] => string(6) "600523"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1645113561"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "Доклад, тема "Совместная работа преподавателя специальных дисциплин и мастера производственного обучения" "
    ["seo_title"] => string(118) "doklad-tiema-sovmiestnaia-rabota-priepodavatielia-spietsial-nykh-distsiplin-i-mastiera-proizvodstviennogho-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "210916"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431518530"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства