Воспитание культуры общения и поведения детей в детском объединении (в учреждении дополнительного образования)
Воспитание культуры общения и поведения детей в детском объединении (в учреждении дополнительного образования)
Понятия «культура поведения» и «культура общения» ности воспитательной работы в учреждениях дополнительного образования.Особенности воспитательной работы в учреждениях дополнительного образования. Воспитание культуры общения и поведения детей в детском объединении «Стильный hand made» МБОУ ДОД «Центр детского (юношеского) технического творчества «Меридиан» средствами педагогического общения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Воспитание культуры общения и поведения детей в детском объединении (в учреждении дополнительного образования) »
12
ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Воспитание культуры общения и поведения детей в детском объединении (в учреждении дополнительного образования)
Выполнила: Трубина Изабелла Анатольевна Педагог дополнительного образования МБОУ ДОД «Центр детского (юношеского) технического творчества «Меридиан»
Новокузнецк
2014
Содержание
Введение ……………………………………………………………………3
Понятия «культура поведения» и «культура общения» .....……….5
Особенности воспитательной работы в учреждениях дополнительного образования………………………………..………………….7
Воспитание культуры общения и поведения детей в детском объединении «Стильный hand made» МБОУ ДОД «Центр детского (юношеского) технического творчества «Меридиан» средствами педагогического общения……………………………………………………....10
Заключение …………………………………………….…………………16
Список литературы ………………………………………………………17
Введение
В жизни общества навыки культурного поведения играют весьма важную роль, выполняя ряд функций: регулируют отношения между людьми (регулятивная роль); по поведению можно узнать человека (опознавательную); ребенку свойственно особенное поведение и общение (идентификационную роль);в общении люди знакомятся, сотрудничают или ссорятся (коммуникативная роль); культура общения несет этическую и эстетическую функцию в жизни людей. Навыки культурного поведения создают условия, благоприятные для общения и сосуществования людей, различных по психологическим и возрастным особенностям, взглядам и образовательному уровню и т.д. Однако, в настоящее время мы все чаще и чаще сталкиваемся с отсутствием культуры поведения и общения в обществе, и особенно у детей.
Формирование личности происходят под влиянием семьи, образовательных учреждений, социальной среды, средств массовой информации, социальных и экономических условий жизни ребенка. При этом воспитание является долговременным и непрерывным процессом, результаты которого отсрочены во времени.
В современной педагогической литературе воспитание рассматривается как социальное взаимодействие педагога и воспитанника, ориентированное на сознательное овладение детьми социальным и духовным опытом, формирование у них социально значимых ценностей и социально адекватных приемов поведения. Процесс воспитания реализуется через организацию деятельности детей. Результат действий педагога выражается в качественных сдвигах в сознании и поведении школьника [16,c.63].
Рассматривая значение дополнительного образования, следует отметить, что оно как особая образовательная сфера имеет направления и содержание воспитательной работы с детьми. К таким направлениям относятся основы профессионального воспитания и основы социального воспитания, которое включает «умение взаимодействовать с другими членами коллектива» и «соблюдение нравственно-этических норм» [7,c.14]. То есть воспитание культуры поведения и общения является важной задачей, которая решается педагогом в условиях дополнительного образования.
Воспитывающая деятельность детского объединения дополнительного образования, по мнению З.А. Каргиной, имеет две важные составляющие – индивидуальную работу с каждым учащимся и формирование детского коллектива.
Целью творческой работы является выявление форм и методов воспитания культуры общения и поведения детей в детском объединении «Стильный hand made» МБОУ ДОД «Центр детского (юношеского) технического творчества «Меридиан».
Задачи:
Изучить и проанализировать понятия «культура общения и поведения» в психолого-педагогической литературе.
Выявить особенности воспитательной работы в учреждениях дополнительного образования.
Определить значение педагогического общения в воспитании культуры общения и поведения детей в детском объединении «Стильный hand made» МБОУ ДОД «Центр детского (юношеского) технического творчества «Меридиан».
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы и собственной педагогической деятельности.
Практическая значимость: использование рекомендаций по формированию культуры общения и поведения детей в практической работе в условиях дополнительного образования.
Понятия «культура поведения» и «культура общения»
Прежде чем говорить о понятии «культура поведения», стоит рассмотреть, что понимается под понятием «культура».
В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова понятие «культура» определено как «высокий уровень чего-нибудь, высокое развитие, умение» [11,c.252]. Культура - это творческая деятельность, которая выполняется на высоком уровне и преобразует как самого человека, так и все вокруг него. Но в этой деятельности есть и интересующая нас область - поведение. Именно культура, историю которой Л. С. Выготский связывал с «историей человеческого духа» [4,c.124], создает формы человеческого поведения.
Часто мы говорим ребенку «ты ведешь себя не культурно», «я доволен твоим поведением». При этом вкладываем в понятие «культура поведения» определенные нормы, критерии, которым должен, по нашему мнению, соответствовать ребенок в своем поведении. Под культурным поведением мы подразумеваем такое поведение, которое соответствовало бы принятым нормам поведения в обществе вообще и в данном месте (в автобусе, в гостях, в театре и пр.). Если ребенок ведет себя «не культурно», то есть иначе, чем принято – мы начинаем объяснять, как принято вести себя в данном месте и почему. Таким образом, мы можем говорить о социализации ребенка, то есть соответствии его поведения социальному окружению.
И.Н. Курочкина в статьях и книгах «О культуре поведения и этикете» говорит, что «культура поведения включает формы и способы повседневного бытия, отражающие моральные и эстетические нормы общества» [10,c.96].
И.В. Дубровина «поведение» определяется как «образ жизни и действий, отражающий сущность личности человека, особенности его характера и темперамента, а также потребности, взгляды, убеждения, вкусы, привычки и желания» [6,c.34]. Поведение человека формируется на основе нравов, обычаев, традиций и привычек. В настоящее время, ведущее место принадлежит не обрядам и традициям, а понятиям «культура поведения» и «поведенческая культура». Часто они воспринимаются как идентичные.
Первое из этих понятий - культура поведения - относится к поведению конкретного человека, члена социума. Культура поведения - это совокупность форм и способов поведения, отражающих нравственные и эстетические нормы, принятые в обществе. Различается поведение культурное и некультурное. Поведение, в котором не отражены достижения развития общества, не проявляется система, созданная этим обществом, является поведением примитивного существа, то есть некультурное. Поведение же, основанное на учете этических и современных эстетических норм, является культурным. Это поведение хорошо воспитанного человека.
Говоря о культуре общения, следует рассмотреть составляющие этого понятия. Под общением понимается взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата
Человек – социальное существо, его жизнь и развитие невозможны без общения и взаимодействия с людьми. Понятие «общение» разными авторами рассматривается по-разному.
По мнению М.В. Булановой-Топорковой, общение – это целенаправленное взаимодействие, при котором устанавливаются и развиваются контакты между людьми, вырабатываются и соблюдаются общие правила, тактика и стратегии поведения [3,c.154c/].
В.П. Беспалько рассматривает общение – как обмен информацией между людьми, их взаимодействие [2,c.69].
С точки зрения Т.Г. Григорьевой, общение – это специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества; в общении реализуются социальные отношения людей [5,c.171].
Предметом деятельности общения является другой человек — партнер по общению. Главный инструмент в общении – это сам человек. По мнению С.В. Петрушина, Общение всегда ценилось не столько за обмен информацией (пусть даже самой дефицитной), сколько за возможность соприкоснуться с уникальными мирами, бездонными вселенными — человеческими личностями. Для этого надо совсем немного... суметь открыть себя другому человеку. Под открытостью, естественно, понимается вовсе не обрушивание на другого человека интимных подробностей своей жизни. Сюда входят, прежде всего, умение открыто выражать свои чувства и переживания, способность быть самим собой, отказ от всякого искажения своей личности в глазах другого, отсутствие желания выглядеть лучше или хуже, чем есть [13,c.3].
Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со сверстниками и взрослыми, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту.
Культура общения предполагает умение не только действовать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов, жестикуляции. Ребенка учат замечать состояние других людей и поступать, руководствуясь чувством уважения к окружающим. Именно уважение к окружающим в сочетании с простотой, естественностью в манере говорить и проявлять свои чувства характеризует такое важное качество ребенка, как общительность.
Особенности воспитательной работы в учреждениях дополнительного образования.
Дополнительное образование детей – это составная (вариативная) часть общего образования, сущностно мотивированное образование, позволяющее обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно. Многими исследователями дополнительное образование детей понимается как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ [1,c.6]. Сам термин «дополнительное образование детей» появился в 1992 году в связи с принятием Закона РФ «Об образовании» [15].
В системе дополнительного образования (через его содержание, формы и методы работы, принципы и функции деятельности) воспитательный процесс реально осуществляется в двух направлениях:
– основы профессионального воспитания;
– основы социального воспитания.
Профессиональное воспитание учащихся включает в себя формирование следующих составляющих поведения ребенка:
– этика и эстетика выполнения работы и представления ее результатов;
– культура организации своей деятельности;
– уважительное отношение к профессиональной деятельности других;
– адекватность восприятия профессиональной оценки своей деятельности и ее результатов;
– знание и выполнение профессионально-этических норм;
– понимание значимости своей деятельности как части процесса развития культуры (корпоративная ответственность).
Социальное воспитание учащихся включает в себя формирование следующих составляющих поведения ребенка:
– коллективная ответственность;
– умение взаимодействовать с другими членами коллектива;
– толерантность;
– активность и желание участвовать в делах детского коллектива;
– стремление к самореализации социально адекватными способами;
– соблюдение нравственно-этических норм (правил этикета, общей культуры речи, культуры внешнего вида) [1,c.8].
Воспитание в условиях дополнительного образования имеет две важные составляющие – индивидуальную работу с каждым учащимся и формирование детского коллектива.
Организуя индивидуальный процесс, педагог дополнительного образования решает целый ряд педагогических задач:
– помогает ребенку адаптироваться в новом детском коллективе, занять в нем достойное место;
– выявляет и развивает потенциальные общие и специальные возможности и способности учащегося;
– формирует в ребенке уверенность в своих силах, стремление к постоянному саморазвитию;
– способствует удовлетворению его потребности в самоутверждении и признании, создает каждому «ситуацию успеха»;
– развивает в ребенке психологическую уверенность перед публичными показами (выставками, выступлениями, презентациями и др.);
– формирует у учащегося адекватность в оценках и самооценке, стремление к получению профессионального анализа результатов своей работы;
– создает условия для развития творческих способностей учащегося.
В сфере дополнительного образования объективно существует потенциальная основа для работы по формированию коллектива – все участники детского творческого объединения занимаются одной интересной для всех деятельностью, что, однако, является лишь предпосылкой создания детского коллектива [1,c.9]. Решающим фактором является субъективное желание педагога к осуществлению этой работы, основанное на осознании ее необходимости для полноценного формирования личности ребенка.
Влиять на формирование и развитие детского коллектива в объединении дополнительного образования педагог может через:
а) создание доброжелательной и комфортной атмосферы, в которой каждый ребенок мог бы ощутить себя необходимым и значимым;
б) создание «ситуации успеха» для каждого члена детского объединения, чтобы научить маленького человека самоутверждаться в среде сверстников социально адекватным способом;
в) использование различных форм массовой воспитательной работы, в которых каждый воспитанник мог бы приобрести социальный опыт, пробуя себя в разных социальных ролях;
г) создание в творческом объединении органов детского самоуправления, способных реально влиять на содержание его деятельности.
Воспитание культуры общения и поведения детей в детском объединении «Стильный handmade» МБОУ ДОД «Центр детского (юношеского) технического творчества «Меридиан» средствами педагогического общения
В детском объединении «Стильный hand made» (МБОУ ДОД «Центр детского (юношеского )технического творчества «Меридиан») занимаются порядка 40 детей в возрасте от 9 до 16 лет.
Цель: развивать сенсомоторные умения детей на основе использования разнообразных материалов и нетрадиционных техник при работе с ними.
Задачи:
Развитие коммуникативных навыков.
Познакомить со свойствами материалов: бумага, природные материалы, ткань, шерсть (различные техники валяния) и др.
Познакомить с видами ручного труда.
Способствовать развитию мелкой моторики.
Показать разнообразные приемы работы с названными материалами.
Направлять познавательный интерес на трудовую деятельность.
Создавать условия для творческой деятельности детей.
Способствовать воспитанию эстетического вкуса.
Способствовать воспитанию культуры поведения и общения.
Воспитанию культуры поведения и общения в воспитательной работе детского объединения «Стильный hand made» уделяется постоянное и большое внимание. Это связано с двумя направлениями воспитательной работы: индивидуальной и коллективной, которая проявляется как в педагогическом общении руководителя объединения с воспитанниками, так и детьми между собой.
По определению Е.А. Климова «педагогическое общение отражает специфику характера взаимодействия людей, описываемого схемой «человек – человек» (по Е.А. Климову). Основными характеристиками такого взаимодействия являются:
1. Умение руководить, учить, воспитывать, «осуществлять полезные действия по обслуживанию различных потребностей людей».
2. Умение слушать и выслушивать.
3. Широкий кругозор.
4. Речевая (коммуникативная) культура.
5. «Душеведческая направленность ума, наблюдательность к проявлениям чувств, ума и характера человека, к его поведению, умение и способность мысленно представлять, смоделировать именно его внутренний мир, а не приписывать ему свой собственный или иной, знакомый по опыту».
6. «Проектировочный подход к человеку, основанный на уверенности, что человек всегда может стать лучше».
7. Способность сопереживать.
8. Наблюдательность и др. [8,c. 124].
Как было сказано выше, общение - это процесс развития и становления отношений между субъектами, которые активно участвуют в диалоге. Речь учителя является основным средством, которое позволяет ему приобщить учеников к своим способам мышления. В детском объединении «Стильный hand made» (МБОУ ДОД «Меридиан») мы используем личностно-ориентированную модель общения. Цель которой: обеспечить чувства психологической защищенности ребенка, доверие его к миру, радость существования, формирование начала личности, развитие индивидуальности ребенка. Для этой модели общения характерен диалогический тип общения [12,c.24]
Личностно-ориентированная модель общения характеризуется тем, что взрослый взаимодействует с ребенком в процессе общения [14,c.8]. Он не подгоняет развитие детей, а предупреждает возникновение возможных отклонений в личностном развитии детей. Формирование знаний, умений и навыков является не целью, а средством полноценного развития личности.
Способами общения являются: понимание, признание и принятие личности ребенка, основанное на формирующейся у взрослых способности к децентрации (умение встать на позицию другого, учесть точку зрения ребенка и не игнорировать его чувства и эмоции).
Тактикой общения являются: сотрудничество, создание и использование ситуаций, требующих проявления интеллектуальной и нравственной активности детей.
Основой личностно-ориентированной модели общения является личностная позиция педагога исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития.
Личностно-ориентированная модель педагогического общения опирается на диалог, который предусматривает взаимно направленное взаимодействие участников образовательного процесса и методы групповой дискуссии, на которые обращал внимание С.Ю. Курганов [9]. Таким образом, педагогическое общение в условиях дополнительного образования выступает как «главный механизм достижения основных целей обучения и воспитания» [17,c.32]. В то же время педагогическое общение является проявлением его коммуникативных способностей и образцом культуры общения для учащихся.
Коммуникативные способности педагога основываются на том, что детское объединение дополнительного образования, это часть общества, а отношение педагога к детям – это выражение общественных требований, которые в настоящее время противоречивы и находятся в постоянном поиске. Но нравственные и этические критерии в обществе никто не отменял. Поэтому основой в наш нелегкий переходный период остаются именно постоянные нравственные и этические нормы культуры общения и поведения. Культура поведения тесно связана с нормами нравственности: во многих конкретных правилах вежливости, внимательности, такта, точности лежит моральный принцип нашего общества: гуманизм, коллективизм, дружба, товарищество, ответственность за свои поступки и поведение. Постепенно ребенок начинает осознавать и оценивать необходимость выполнения правил культуры поведения и общения с точки зрения нравственности. А единство знания, навыков и привычек способствуют приобретению устойчивого поведения, формированию определенных качеств личности. Всегда быть вежливым, обязательным, точным - значит приобрести такие качества, как вежливость, точность, обязательность. Осознание ребенком своего поведения происходит постепенно под руководством учителя, под влиянием общественного мнения коллектива.
При общении педагог не должен открыто демонстрировать педагогическую позицию. Для детей слова и поступки педагога должны восприниматься как проявление его собственных убеждений, а не только как исполнение долга. Искренность педагога – это не только залог прочных контактов с воспитанниками, но и воспитание искренности общения учеников друг с другом.
Адекватная оценка собственной личности педагога предполагает познание себя, управление собой – своими эмоциями, своим творческим развитием, что побуждает учеников развиваться в этом направлении.
Педагогически целесообразное общение и поведение строятся на взаимоуважении ученика и учителя, что выражается в уважении индивидуальности каждого ученика, созданию условий для его самоутверждения в глазах сверстников, поддерживает развитие положительных черт личности.
Педагогическое общение будет эффективным если педагог позаботится о благоприятной самопрезентации: покажет ученикам силу своей личности, умелости, широту интереса, увлечения. Это напрямую касается занятий в детском объединении, так как умелость, высокий уровень профессионализма, творческий подход педагога являются примером для развития творческих способностей детей и развития творческой личности воспитанников.
Важным показателем мастерства педагогического общения является увеличение речевой деятельности учеников за счет уменьшения речевой деятельности учителя. На занятиях это выражается в диалогическом общении учителя и ученика при объяснении новой темы и показе техники выполнения изделия, в диалоге учеников при выборе коллективной работы и оценке, а затем оформлении готового изделия. При этом даже при незначительных успехах учеников важно быть щедрым на похвалу в присутствии других. При этом педагогическая речь в этом случае должна быть эмоциональная, выразительная, зажигательная. Ребенок может вначале совсем немного, но следует найти в его работе малые крохи положительного и выделить их, тем самым направить работу в нужном направлении. Для этого используется не только слово, но и жесты, мимика, взгляд.
Для того, чтобы педагогический процесс проходил эффективно, не возникали недовольства, конфликты между детьми, необходимо сделать родителей своих учеников союзниками педагогических намерений. Для этого проводится установочное собрание объединения с объявлением целей и задач занятий, объявляются требования к подготовленности педагогического процесса, так как деньги на покупку материалов и инструментов обеспечивают родители. А затем, в течение всего учебного года, педагог поддерживает близкие контакты с каждым родителем своих учеников в режиме онлайн (телефон, интернет, личные встречи).
Таким образом, культура общения и поведения педагога является основой для воспитания культуры общения и поведения учащихся в детском объединении дополнительного образования, что накладывает большую ответственность на культурный и профессиональный уровень самого педагога.
Заключение
Таким образом, воспитание культуры общения и поведения в условиях дополнительного образования происходит в индивидуальной работе с каждым воспитанником и при формировании детского коллектива.
Индивидуальная работа с каждым учащимся ведется в направлении соблюдения нравственно-этических норм (правил этикета, общей культуры речи, культуры внешнего вида).
Формирование детского коллектива происходит посредством: создания доброжелательной и комфортной атмосферы, в которой каждый ребенок мог бы ощутить себя необходимым и значимым; создания «ситуации успеха» для каждого члена детского объединения, чтобы научить маленького человека самоутверждаться в среде сверстников социально адекватным способом; использования различных форм массовой воспитательной работы, в которых каждый воспитанник мог бы приобрести социальный опыт, пробуя себя в разных социальных ролях; создания в творческом объединении органов детского самоуправления, способных реально влиять на содержание его деятельности.
Важную роль в этом отводится педагогическому общению, так как на занятиях дополнительного образования дети много общаются, занятия строго не регламентируют поведение детей. Во время занятий в детском объединении «Стильный hand made» МБОУ ДОД «Центр детского (юношеского )технического творчества «Меридиан» педагог является партнером по общению и примером культуры общения и поведения для детей, которая выражается в умении взаимодействовать с другими членами коллектива посредством личностно-ориентированной модели общения, опирающейся на диалог. Культура общения и поведения педагога является основой для воспитания культуры общения и поведения учащихся в детском объединении дополнительного образования, что накладывает большую ответственность на культурный и профессиональный уровень самого педагога.
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
Список литературы
1. Березина, В. А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития [Текст] / В.А. Березина. — Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. — М., 2002.- 147с.
2. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии [Текст] / В.П. Беспалько. – М.: Педагогика, 1989. – 192 с.
3. Буланова-Топоркова, М.В. Педагогические технологии [Текст]: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / М.В. Буланова-Топоркова, А.В. Духавнева, В.С. Кукушкин и др./ Под общей ред. В.С. Кукушкина. – М.: МарТ; Ростов н/Д: МарТ, 2004. – 336 с.
4. Выготский, Л. С. Избранные психологические исследования [Текст] / Л.С. Выготкий. — М., 1956. – 124с.
5. Григорьева, Т.Г. Основы конструктивного общения [Текст]: Методическое пособие для преподавателей. / Т.Г. Григорьева, Л.В. Линская, Т.П. Усольцева / Под ред. Ю.М. Забродина, М.В. Поповой. – Новосибирск: НГУ, М.: Совершенство, 1997. – 393 с.
6. Дубровина, И.В., Данилова, Е.Е. и др. Психология [Текст] / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан. – М.: Академия, 2003. – 464с.
7. Каргина, З.А. Особенности воспитательной работы в системе дополнительного образования детей [Текст] / З.А. Каргина // Внешкольник. – 2006. - №9. – С.14-18.
8. Климов, Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях [Текст]: Учеб. пособие / Е.А. Климова. М.: Изд-во МГУ, 1995. 224 с.
9. Курганов, С. Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге [Текст]: Кн. для учителя / С.Ю. Курганов. - М., 1989.- 127с.
10. Курочкина, И.Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников [Текст] / И.Н. Курочкина // Дошкольное воспитание. - 2003. - №11. – 224с.
11. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов, Н.Ю. Швецов; Российская академия наук; Институт русского языка ми. В.В. Виноградова. - М.: ИТИ Технологии, 2006. - 994с.
12. Павлова, Л.Г. Спор, дискуссия, полемика [Текст]: Кн. для учащихся ст. классов сред. шк. / Л.Г. Павлова. - М., 1991. – 127с.
13. Петрушин, С. В. Некоторые секреты открытого общения [Текст] / С.В. Петрушин – М,: Чистые пруды, 2007. - 32 с.
14. Синагина, Н.Ю., Чирковская, Е.Г. Личностно-ориентированный учебно-воспитательный процесс и развитие одаренности [Текст]: Методическое. Пособие / Н.Ю. Синагина, Е.Г. Чирковская. - М., 2001. – 131с.
15. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Текст] [Текст] // Народное образование, наука и культура в СССР. Стат. сб. — М., 1971. – 115с.
16.Черкесов Б.А., Лобода О.Б. Воспитание как целенаправленный процесс [Текст] / Б.А. Черкесов, О.Б. Лобода // Педагогическая наука. – 2009. - №5. – С.63-66.
17. Якиманской, И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения [Текст] / И.С. Якиманская // Вопросы психологии. – 1995. – № 2. – с.31-42.