Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс
Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс
В статье рассматриваются основные направления здоровьесберегающей работы в общеобразовательном учрежденииосновные составляющие здорового образа жизни, а также способы управления своим самочувствием и работоспособностью
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс»
ВНЕДРЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
По определению специалистов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов.
Здоровый образ жизниобъединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья.
Как правило, перегрузка учащихся вызвана не только умственной и физической усталостью, но есть и другие причины.
В начальном звене школы одним из источников напряжения является высокие требования к скорости чтения и письма. Что в действительности сказывается на физиологии ребенка, прежде всего на глаза и кисть руки.
Гладя все эти развивающие программ, которые повсеместно внедряют в школы, и продвинутые учителя гордятся тем, что они их применяют, ужасаешься тому, что нынешнему ученику начальной школы приходится осваивать больший объем учебного материала в гораздо более сжатые сроки, чем 10 лет назад ученик по традиционной программе.
Так же на утомляемость влияет постоянное давление со стороны завышенных требований (ожиданий) родителей. До сих пор вспоминаю, что когда я сдавала экзамены в университете, я волновался не о том, что не сдам, а о том, как я это скажу родителям. Так и ребенок, чья самооценка во многом зависит от родителей, переживает огромный стресс, испытывает психическую нагрузку.
Как же вовремя определить, что ребенок перегружен, и как ему помочь?
Особое внимание нужно обратить:
На нарушения сна (бессонница, частые просыпания, проблемы с пробуждением, чуткий сон и т.д.).
На изменения в поведении ребенка, при чем довольно резко.
На постоянные, в том числе и необоснованные жалобы на головные боли, боли в животе и т.д.
На сильную рассеянность, ребенок постоянно начинает допускать ошибки на внимание.
На появление таких нарушений, связанных с нервной системой, как тики или заикания, или усиление подобных нарушений, если они наблюдались у ребенка раньше.
Последствия перегрузки – это снижение физического здоровья и ухудшение состояния нервной системы, так же возможна потеря интереса к учебе.
Основные направления здоровьесберегающей работы в образовательном учреждении
Приоритетные направления:
1. Создание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья воспитанников, обучающихся в образовательных учреждениях.
В данном направлении руководителями ОУ, совместно с органами санэпиднадзора, УО осуществляется контроль за соблюдением законодательных актов, способствующих сохранению и укреплению здоровья воспитанников и обучающихся, а также работа по улучшению материально-технической базы ОУ. На базе большинства ОУ в рамках реализации городской программы разработаны и реализуются собственные программы “Здоровье и образование”.
Каждое образовательное учреждение при составлении программы руководствовалось своими возможностями и материально-технической базой. Но при этом основными составляющими должны стать следующие:
1. Административный (координационный) совет.
Цель его работы – организация системы и создание условий для реализации программы здоровья.
Основные задачи:
управленческая (определение стратегии действия и принятие локальных актов);
диагностическая (организация мониторинга);
аналитическая (экспертная оценка хода выполнения программы).
2.Работа учителей и как предметников и как классных руководителей.
Цель их работы – формирование у детей представления о здоровье и ЗОЖ, мотивации на сохранение и укрепление здоровья, потребности быть здоровым.
Основные задачи:
формирование у воспитанников и обучающихся знаний, умений, навыков по ЗОЖ и здоровью; построение образовательного процесса с учетом психофизиологических особенностей учащихся;
интеграция знаний собственно по предмету и знаний по культуре здоровья, комплекс знаний отдельных предметов должен позволить ребенку представить целостную картину мира, сформировать ценностное отношение к ней и найти свое место в этом мире;
организация и проведение оздоровительных пауз, подвижных перемен, часов здоровья, направленных на снятие мышечного и психического напряжения, активизации умственной деятельности и повышению эффективности обучения, осуществление самоконтроля за состоянием организма.
Подготовка самого педагога по вопросам формирования, сохранения и укрепления здоровья проводится в ходе реализации третьего направления городской программы.
осуществление контроля за соблюдением требований САНПиНа;
проведение медицинского мониторинга и реализация профилактических и коррекционных мероприятий.
4.Работа с родителями.
Цель: организация системы взаимодействия коллектива школы и родителей по сохранению и укреплению здоровья обучающихся, формирование у них потребности в ЗОЖ.
Основные задачи:
организация просветительской работы среди родителей;
формирование мотивации у родителей на ведение ЗОЖ в семье;
привлечение родителей к осуществлению совместной организации оздоровительной работы в школе и лечебно-профилактической работы с детьми.
А также необходимо установление связей с социальными организациями (структурами) и сотрудничество с центрами здоровья как городским, так и с областным.
Таким образом, реализация программ здоровья в ОУ осуществляется через инвариантную часть учебного плана, школьный компонент (курсы по выбору), кружки оздоровительной направленности, различные подпрограммы (занятия ЛФК и т.д.), внеклассные и внеурочные формы работы (дни здоровья, КВН, беседы и т.д.) и задействует всех субъектов образовательного процесса.
Диагностическое направление работы Центра содействия укреплению здоровья воспитанников и обучающихся МОУ “Методический центр” позволяет проводить мониторинг комплексной оценки состояния здоровья и функциональных возможностей обучающихся в динамике учебного процесса городских ОУ.
2. Организация и проведение межведомственных мероприятий по охране и укреплению здоровья.
Позволяет создавать базу данных о состоянии здоровья воспитанников и обучающихся на основе комплексной оценки в центре здоровья и ОУ, осуществлять мониторинг за состоянием здоровья воспитанников и обучающихся в ОУ, а также совместно с Управлением культуры, Комитетом спорта и отделением Муниципального учреждения здравоохранения “ЦГБ” работать по организации
- работы по сохранению репродуктивного здоровья обучающихся;.
-работы по оптимизации двигательной активности, которая ведется на уроках и переменах в каждом образовательном учреждении через проведение физминуток, подвижных перемен, различных спортивных мероприятий
- работы по формированию нравственного здоровья ведется в ОУ города совместно с Центральной Городской Библиотекой, на базе которой реализуется программа “Мы за здоровый образ жизни” и городским музеем, где работает городская целевая программа “Музей и дети – путь к духовному развитию;.
-работы по организации и проведению мероприятий по профилактикезлоупотребления психоактивными веществами, которая осуществляется Межведомственным Координационным советом по профилактике наркомании и реабилитации наркозависимых;
- работы по пропаганде ЗОЖ, введении моды на здоровье, ведь как сказал Ромен Ролан, “здоровье так же заразительно, как и болезнь”.
3. Обеспечение формирования системы знаний о здоровье и здоровом образе жизни, мотивации на сохранение и укрепление здоровья у участников образовательного процесса ОУ.
Работа в этом направлении осуществляется через проведение семинаров как теоретической, так и в большей степени практической направленности на базе Методического центра, образовательных учреждений, введение по возможности в учебные планы ОУ спецкурсов по вопросам ЗОЖ, кружков оздоровительной направленности, проведение совместных мероприятий с активным привлечением родителей, а также олимпиад с целью популяризации ЗОЖ и ежегодных конкурсов “Здоровьесберегающие технологии в образовании городов Югры”, где педагоги и ОУ представляют свои пути решения проблемы здоровьесбережения.
Основные составляющие здорового образа жизни
Здоровый образ жизни:
благоприятное социальное окружение;
духовно-нравственное благополучие;
оптимальный двигательный режим (культура движений);
1. Наркотики не дают человеку самостоятельно мыслить и принимать решения. 2. Наркотики толкают людей на преступления 3. Наркотики дают фальшивое представление о счастье 4. Наркотики уничтожают дружбу 5. Наркотики разрушают семьи 6. Наркотики приводят к уродству новорожденных детей 7. Наркотики часто приводят к несчастным случаям 8. Наркотики являются источником многих заболеваний 9. Наркотики делают человека слабым и безвольным 10. Наркотики являются препятствием к духовному развитию
Способы управления своим самочувствием и работоспособностью
1. Физиологические способы.
Правильный режим работы и отдыха — основа хорошей работоспособности и устойчивости к усталости.
Прежде всего это режим дня. Вставать и ложиться в одно время — это не глупые выдумки, а жизненная необходимость. Организм должен выработать свой постоянный режим работы и отдыха — и важнейшим элементом этого режима является сон. То же самое относится к питанию. Регулярность и режим — основа высокой работоспособности и способности противостоять усталости. Пища также должна содержать достаточно железа и витаминов.
Для обеспечения наилучшей продуктивности и борьбы с усталостью следует двигаться на переменах между парами. Сидеть лучше всего ПРЯМО, пусть это и зачастую сложно для слабых мышц спины. Зато у меня нет проблем с кровообращением и кровоснабжением мозга — а эти проблемы — близкие родственницы утомления.
Физиологические способы снятия усталости и борьбы с ней, разумеется, очень важны. Повторюсь, это — база вашего хорошего самочувствия и работоспособности. Однако необходимо применять и другие способы
2. Психологические способы снятия усталости.
Роль нашего настроя на самочувствие и работоспособность очень велика. Давно известно, что интересная работа вызывает гораздо меньше усталости, чем нудная и однообразная.
Поэтому логично придерживаться следующих правил:
— не допускать негатива на работе (это, кстати, полезно по многим причинам). Хорошее настроение — ключ к хорошо налаженным взаимоотношениям с коллегами и помощник в борьбе с усталостью.
— старайтесь разнообразить свое рабочее время. Если каждый день будет похож на своих соседей в календаре — вас завалит рутиной, а там и до хроноческой усталости с отупением недалеко. Можно, например, ходить обедать в разные кафе, делать дела в разном порядке и т.д.
— не приходите на работу с намерением отсидеть свое время или сделать норму. Ставьте цели на день — сделать то или другое, добиться определенных успехов и так далее. Тогда у вас не будет опустошающего чувства, что день прошел зря.
— не воспринимайте работу только как работу. Тренируйтесь в навыках коммуникации, в том же позитивном настрое и лидерстве. Опять же: работать будет интереснее, да и пользы принесет гораздо больше.
Ну и конечно, не забывайте отдыхать по-настоящему. Многие деловые люди не делают отпуска, выкраивая себе лишь день-другой отдыха. Периодически требуется снимать усталость радикально — недельным
выездом на природу (охота, рыбалка…), просто тихая домашняя обстановка и так далее. Не рассматривайте этот отдых как потерю времени. Вы ведь работаете, чтобы жить, а не живете, чтобы работать. Поэтому отдыхать, снимать усталость радикально — просто необходимо.