"Роль здоровьесберегающих технологий в духовном развитии личности студентов "Брюховецкий аграрный колледж". Научный руководитель Попова Р.Т
"Роль здоровьесберегающих технологий в духовном развитии личности студентов "Брюховецкий аграрный колледж". Научный руководитель Попова Р.Т
Введение.
Основы богатства Российского государства является здоровье населения, которое следует оценивать как важнейший фактор социального благополучия общества и его политической активности. В конституции РФ записано права на охрану здоровья. В нашем государстве согласно Основному Закону создаются учреждения, способствующие реализации этого права. К таким учреждениям следует отнести Министерство здравоохранения, призванное не столько лечить, сколько охранять здоровье населения; Министерство образования РФ, задачей которого- обучить молодежь, привить ей навыки безопасного и здорового образа жизни. Актуальность проблемы управления формированием, сохранением, улучшением здоровья человека, нации, народа всегда была, есть и будет острой, поскольку от качества ее решения зависят все жизненные процессы, которые образуют планетарное бытие мирового сообщества здоровья человека находится под пристальным вниманием Организации Объединенных Наций (ООН) и ее специализированного учреждения - Всемирной организации здравоохранения (ВООЗ) - и отображена в таких документах, как "Всемирная Декларация по здравоохранению", "Здоровья - 21. Основы политики достижения здоровья для всех в Европейском регионе ВООЗ". Поэтому, для России главной проблемой является сохранение и укрепление здоровья, населения страны, в первую очередь, детей и молодежи. Понятие "здоровье человека" отображает результат многочисленных и многовековых усилий, которые направляли к его разработке представители самых разнообразных научных дисциплин, и который в полной мере, достигнутой на сегодня человечеством, воплотил в себе требования практической жизни и деятельности людей.
Образовательным учреждениям СПО следует вести более целенаправленную информационно - просветительскую работу по пропаганде здорового образа жизни, профилактике негативных социальных явлений, организации досуга; необходимо ввести в практику смотры конкурсы методических рекомендаций по проблеме, эффективнее использовать аналитические и исследовательские материалы для составления собственных программ деятельности.
Предложено четыре формы внедрения образовательных здоровьесберегающих технологий на занятиях по дисциплине.
Одной из форм внедрения является субъективное включение студентов в здоровьесберегающий процесс на лекционных занятиях.
Другой формой являются семинарские занятия, при проведении которых студенты получают не только теоретические знания, но и практические навыки. На семинарском занятии большая часть времени отводится заслушиванию сообщений студентов, подготовленных на основе дополнительной литературы, а также закреплению знаний, умений и навыков. Семинарские занятия строятся на основе совокупности достаточно устойчивых способов взаимодействия преподавателя со студентами, базирующихся на взаимном уважении и доверии, на стремлении к успеху. Важной формой внедрения образовательной здоровьесберегающей технологии является внеаудиторная подготовка к практическим занятиям, когда студенты самостоятельно работают с учебником, дополнительной литературой, готовят наглядный материал. Студентам дается домашнее задание, которое повышает эффективность последующего урока. Собранную информацию и наглядный материал студенты оформляют в виде отчетов, а затем защищают перед группой. Формой внедрения образовательных здоровьесберегающих технологий в учебный процесс может служить разработка и реализация информационного проекта на тему «Будь здоров, студент!» Его выполнение требует развитого критического мышления и способности ориентироваться в информационном пространстве, интегрируя знания и умения из разных областей для решения поставленных задач. Заключительным этапом работы является презентация и защита подготовленных проектов.
Практика использования рассмотренных форм внедрения здоровьесберегающих технологий показала их эффективность. Студенты воспринимают занятия серьезно, проявляют интерес.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Роль здоровьесберегающих технологий в духовном развитии личности студентов "Брюховецкий аграрный колледж". Научный руководитель Попова Р.Т»
X ЕЖЕГОДНЫЙ ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС ДОСТИЖЕНИЙ ТАЛАНТЛИВОЙ МОЛОДЁЖИ
Тема: «Роль здоровьесберегающих технологий в духовном развитии личности студентов «Брюховецкий аграрный колледж»»
Автор: Клименко Алёна Андреевна
Научный руководитель: Попова Раиса Анатольевна, «Заслуженный учитель России», психолог, юрист.
Место выполнения работы:Краснодарский край, Брюховецкий район, ст.Брюховецкая, ул. Красная, 200. ГБПОУ КК «БАК»
Содержание:
Введение.
1. Формирование основ здорового образа жизни студентов в развитии духовной сферы жизнедеятельности.
2. Внедрение здоровье развивающих технологий в Брюховецком аграрном колледже.
3. Совершенствование здоровья развивающих технологий физического воспитания в условиях Брюховецком аграрного колледжа.
4. Оценка психоэмоционального состояния студентов, освобожденных по состоянию здоровья от практических занятий по физической культуре.
5. Заключение.
6. Список используемой литературы.
Приложение.
Введение.
Основы богатства Российского государства является здоровье населения, которое следует оценивать как важнейший фактор социального благополучия общества и его политической активности. В конституции РФ записано права на охрану здоровья. В нашем государстве согласно Основному Закону создаются учреждения, способствующие реализации этого права. К таким учреждениям следует отнести Министерство здравоохранения, призванное не столько лечить, сколько охранять здоровье населения; Министерство образования РФ, задачей которого- обучить молодежь, привить ей навыки безопасного и здорового образа жизни. Актуальность проблемы управления формированием, сохранением, улучшением здоровья человека, нации, народа всегда была, есть и будет острой, поскольку от качества ее решения зависят все жизненные процессы, которые образуют планетарное бытие мирового сообщества здоровья человека находится под пристальным вниманием Организации Объединенных Наций (ООН) и ее специализированного учреждения - Всемирной организации здравоохранения (ВООЗ) - и отображена в таких документах, как "Всемирная Декларация по здравоохранению", "Здоровья - 21. Основы политики достижения здоровья для всех в Европейском регионе ВООЗ". Поэтому, для России главной проблемой является сохранение и укрепление здоровья, населения страны, в первую очередь, детей и молодежи. Понятие "здоровье человека" отображает результат многочисленных и многовековых усилий, которые направляли к его разработке представители самых разнообразных научных дисциплин, и который в полной мере, достигнутой на сегодня человечеством, воплотил в себе требования практической жизни и деятельности людей.
Образовательным учреждениям СПО следует вести более целенаправленную информационно - просветительскую работу по пропаганде здорового образа жизни, профилактике негативных социальных явлений, организации досуга; необходимо ввести в практику смотры конкурсы методических рекомендаций по проблеме, эффективнее использовать аналитические и исследовательские материалы для составления собственных программ деятельности.
Предложено четыре формы внедрения образовательных здоровьесберегающих технологий на занятиях по дисциплине.
Одной из форм внедрения является субъективное включение студентов в здоровьесберегающий процесс на лекционных занятиях.
Другой формой являются семинарские занятия, при проведении которых студенты получают не только теоретические знания, но и практические навыки. На семинарском занятии большая часть времени отводится заслушиванию сообщений студентов, подготовленных на основе дополнительной литературы, а также закреплению знаний, умений и навыков. Семинарские занятия строятся на основе совокупности достаточно устойчивых способов взаимодействия преподавателя со студентами, базирующихся на взаимном уважении и доверии, на стремлении к успеху. Важной формой внедрения образовательной здоровьесберегающей технологии является внеаудиторная подготовка к практическим занятиям, когда студенты самостоятельно работают с учебником, дополнительной литературой, готовят наглядный материал. Студентам дается домашнее задание, которое повышает эффективность последующего урока. Собранную информацию и наглядный материал студенты оформляют в виде отчетов, а затем защищают перед группой. Формой внедрения образовательных здоровьесберегающих технологий в учебный процесс может служить разработка и реализация информационного проекта на тему «Будь здоров, студент!» Его выполнение требует развитого критического мышления и способности ориентироваться в информационном пространстве, интегрируя знания и умения из разных областей для решения поставленных задач. Заключительным этапом работы является презентация и защита подготовленных проектов.
Практика использования рассмотренных форм внедрения здоровьесберегающих технологий показала их эффективность. Студенты воспринимают занятия серьезно, проявляют интерес.
1. Формирование основ здорового образа жизни студентов в развитии духовной сферы жизнедеятельности.
Основы здорового образа жизни студента, по идее, должны закладываться еще в школе (а лучше всего с детского сада). Признаками такого образа стали:
отсутствие вредных привычек в виде табака курения и употребления алкоголя;
регулярные занятия физической культурой и спортом;
организация и участие в спортивных и массовых мероприятиях;
отсутствие частых больничных и всегда хороший жизненный тонус.
Достичь высокого уровня индивидуального здоровья можно путем создания своей индивидуальной системы здорового образа жизни.
Образ жизни - очень ёмкое понятие, включающее в себя несколько компонентов:
- среда;
- организм;
- поведение человека.
Вот несколько определений здорового образа жизни (ЗОЖ):
- это гигиеническое поведений, базирующееся на научно-обоснованных санитарно-гигиенических нормативах, направленных на сохранение и укрепление здоровья, обеспечение высокого уровня трудоспособности, достижение активного долголетия (формулировка международного терминологического словаря санитарного просвещения);
- это способ жизнедеятельности, направленный на сохранение и улучшение здоровья людей (академик Ю.П. Лисицын);
- это показатель, указывающий на то, как человек реализует окружающие его условия жизнедеятельности для своего здоровья и профилактики заболеваний, укрепления и сохранения здоровья.
Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что ЗОЖ является универсальным, широкодоступным, не требующий значительно материальных затрат способом оптимизации физиологических систем организма, поддержания здоровья на высоком уровне, продления активной жизни, т.е. является главным определителем здоровья.
В настоящее время назрела необходимость формирования ЗОЖ молодежи в стенах учебных заведений в процессе учебы, в семье - во время досуга.
Экономические проблемы, которые в настоящее время практически захлестнули нашу страну, значительно повлияли на развитие и внедрение физической культуры и спорта наших граждан. Все это привело к ограничению двигательной активности, ухудшению состояния здоровья молодежи. В стране наблюдается рост процессов депопуляции, возрастает подростковая преступность, все большее количество молодых людей склоняется к употреблению табака, алкоголю, наркотиков. Одним из средств борьбы с подобными явлениями можно назвать физическую культуру и спорт. Именно посредством спортивных секций, клубов по интересу, участие в соревнованиях, т.е. правильно организованного досуга можно привлечь молодежь к соблюдению здорового образа жизни и внимательного отношения к своему здоровью. Поэтому проблемы связанные с физической культуры и спортом на данный момент, бесспорно, является актуальными и заслуживают пристального внимания.
Как же сохранить свое здоровье, добиться высокой работоспособности, профессионального долголетия?
Эти задачи должно эффективно решать здоровьесберегающее образование, направленное на сохранение и укрепления здоровья студентов, формирование культуры здоровья и ЗОЖ. Методами и средствами педагогики в тесном взаимодействии с медициной, усилия которой также направлены на достижение тех же целей научно-обоснованными профилактическими и оздоровительными средствами. Здоровьесберегающая педагогика предполагает не только получение системы знаний о сохранении, укреплении здоровья, но и осуществление комплекса мероприятий на индивидуальном уровне, направленных на количественное измерение уровня здоровья и укрепление функциональных систем организма.
Традиционная система работы, обогащенная новыми технологиями, формами и методами обучения позволяет нам раскрыть индивидуальные особенности каждого студента, реализовать его творческий потенциал, создать ситуацию успеха: преподавателю - интересно учить, студенту - интересно учиться.
Педагогические задачи, решаемые в работе:
• создание системы работы направленной на формирование у студентов устойчивого интереса и потребности в регулярных занятиях физической культуры и спортом;
• привитие навыков здорового образа жизни;
• повышение уровня образованности в области физической культуры, спорта и здорового образа жизни;
Ни на какой дисциплине во всей учебной программе колледжа студент не получает столько знаний, умений, навыков, необходимых для жизни как на дисциплине «Физическая культура».
Грамотный, думающий преподаватель может научить студентов не только правильно двигаться, выполнять отдельные упражнения, но и понимать как законы физики, математики, химии, анатомии, применяются на практике, при выполнении упражнений, как определяется состояние здоровья, работоспособность, и как средствами физической культуры ясно поддерживать свой организм в прекрасной форме. Поэтому главной целью своей работы мы видим; обеспечение полного освоения студентами учебного материала с позиций здоровьесберегающего образования отсюда принципы организации образовательного процесса:
• принцип личностной направленности образовательного процесса -преподаватель должен отдавать предпочтение таким педагогическим технологиям, формам и методам обучения воспитания которые позволяют ему, развивая творческие способности личности сохранить и укрепить здоровье студентов;
• принцип индивидуализации обучения - только знания индивидуальных особенностей студента позволяют преподавателю создать зону комфортного эмоционального состояния на занятии для каждого студента, повышать мотивацию обучения, налаживать сотрудничество и взаимопонимание с учащимися;
• принцип природосообразности - учебный процесс должен быть гуманным, студенты должны получать такие знания, выполнение которых было бы для них приятным и интересным благодаря совпадению биологической ориентации организма студента.
С целью изучения эффективности учебно-воспитательного процесса влияния физических упражнений на организм занимающихся студентов проводится исследовательская работа. Разработаны «паспорта здоровья», которые включают:
1. показатели состояния здоровья - общепринятые методики антропометрических измерений, ЖЕЛ, ЧСС. функциональные пробы и т.д.;
2. показатели физического развития - тесты, характеризующие степень развития силы, выносливости, быстроты, координационные возможности.
Проводя самообследование, студенты наглядно могут проследить динамику своего физического развития и физической подготовленности, сделать выводы и наметить индивидуальную программу здоровьесбережения. Выступая на конференции студенческого научного общества по результатам УИРС, было заявлено: «Эффективная подготовка специалистов невозможна без достаточно высокого уровня здоровья и работоспособности. Специалист должен обладать достаточным уровнем развития жизненно и профессионально значимых двигательных умений и навыков, развития физических способностей, знаний по использованию средств физической культуры для сохранения и укрепления здоровья, организации здорового образа жизни, восстановления работоспособности, то есть применения физических упражнений в быту и профессиональной деятельности».
Таким образом, я считаю, что необходим постоянный поиск путей по усовершенствованию физического воспитания и становления физической культуры личности и общества в новом качественном содержании, направленных на выполнение государственного заказа по подготовке специалиста способного к продуктивной деятельности в условиях конкуренции на рынке труда в третьем тысячелетии.
2.Внедрение здоровье развивающих технологий
в Брюховецком аграрном колледже.
Брюховецком аграрном колледже разработана комплексная программа по формированию здоровье развивающих образовательного пространства, имеющая некоторые особенности, связанные с содержанием образовательных программ и требованиями к подготовке специалистов.
Целью программы является создание благоприятной социокультурной и образовательной среды, способствующей разностороннему развитию личности, укреплению здоровья, предупреждению дистресса и хронического утомления.
Программа предполагает системный подход к формированию здоровье развивающего образовательного пространства по различным направлениям деятельности. Рассмотрим некоторые из направлений.
Спортивно-оздоровительная работа
На занятиях по физической культуре не только применяются современные методики преподавания, и формируется интерес студентов к занятиям, но и формируются целевые установки на ведение здорового образа жизни, а также проводится комплексное обследование состояния здоровья студентов.
В последние годы велась разработка тем: «Влияние занятий физической культурой на здоровье студентов», «Влияние физических нагрузок на физиологические показатели организма». Для успешной работы по созданию здоровье развивающего образовательного пространства и качественного преподавания физического воспитания в колледже создана хорошая материально-техническая база: два тренажерных зала с современным оборудованием и спортивным инвентарем; спортивный комплекс открытого типа.
Внеклассная работа по физической культуре достаточно разнообразна: спортивные секции, которые посещают до 63 % студентов и 17 % преподавателей (волейбол, баскетбол, настольный теннис, общефизическая подготовка, шейпинг, тяжелая атлетика, легкая атлетика); Дни здоровья (весенний, осенний, зимний); спартакиады и соревнования (легкая атлетика, футбол, баскетбол, настольный теннис).
Результатом деятельности являются достижения спортсменов колледжа.
Научно-исследовательская и учебно-исследовательская
деятельность преподавателей и студентов
В последние годы в колледже велись исследования по разнообразным темам. Приведем краткий обзор некоторых из них.
С 2005 года ежегодно проводится акция «Узнай свое артериальное давление» для населения Краснодарского края. Студенты под руководством преподавателей разработали анкету, ответы на вопросы которой не только позволили выяснить степень риска развития артериальной гипертензии, но и помогли определить негативные факторы, мешающие формированию здорового образа жизни. Всего в ходе проведения акции было обследовано 1157 человек.
Целью подготовки и проведения акций «Узнай свое артериальное давление» являлось определение приоритетов ведения здорового образа жизни.
При выполнении работы «Роль физического воспитания в формировании здоровья студентов аграрного колледжа» осуществлялось исследование динамики показателей здоровья и влияния на них занятий физической культурой.
Исследование «Профилактика употребления психоактивных веществ как одно из направлений работы по формированию личности специалиста» ведется в течение нескольких лет. На начальном этапе проводились уроки-конференции по теме «Наркомания», затем ежегодно стали готовиться студенческие конференции, а впоследствии осуществлялось анонимное анкетирование. Результаты обработки анкет дают возможность делать обоснованные выводы и, самое главное, планировать как воспитательную работу в колледже.
В колледже систематически проводится анализ анкетирования студентов по вопросам ведения здорового образа жизни. Цели анкетирования:
- Выявить осведомленность студентов о факторах риска для здоровья.
- Акцентировать внимание студентов на возможных факторах риска.
- Проанализировать результативность программы здоровьесбережения, реализуемой в колледже.
- Подтвердить взаимосвязь между получением специального образования, формированием медицинского мировоззрения и ведением здорового образа жизни.
Хорошей традицией стали ежегодные научно-практические конференции, посвященные проблемам формирования здорового образа жизни. Так, в 2015 году на конференциях были представлены следующие исследования:
- «Сохранение репродуктивного здоровья».
- «Роль отделения планирования семьи в сохранении репродуктивного здоровья».
- «Питание - основа здоровья».
- «Анализ анкетирования студентов по вопросам здорового образа жизни».
- «Итоги анкетирования студентов Брюховецкого аграрного колледжа по вопросам осведомленности о факторах риска».
- «Артериальная гипертензия. Факторы риска».
- «Влияние ЗОЖ на состояние здоровья и успеваемость студентов».
- «Индивидуальная гигиена полости рта».
- «Влияние физической нагрузки на здоровье студентов».
- «Актуальные проблемы ВИЧ-инфекции».
- «Пусть наша пища будет нашими лекарствами».
- «Я и мое здоровье».
- «Туберкулез».
Работа колледжа по реализации комплексной программы формирования здоровье развивающего образовательного пространства позволила:
1. Создать условия работы в колледже, адекватные образовательному процессу и наиболее благоприятные для саморазвития, самосовершенствования личности и повышения уровня здоровья студентов.
2. Осуществить межпредметную интеграцию на здоровьесберегающей основе.
3. Обеспечить психоэмоциональную устойчивость и психологическую защищенность студентов.
4. Создать базу данных о состоянии здоровья студентов, обобщить информацию и использовать ее для дальнейшего планирования работы колледжа.
5. Сформировать и поддерживать у студентов мотивацию здорового образа жизни.
6. Включить в содержание образования информацию о факторах риска и резистентности в формировании здоровья человека.
7. Создать оптимальные гигиенические условия в колледже.
8. Вести эффективную научно-исследовательскую деятельность в данном направлении.
9. Осуществлять санитарно-просветительную работу в школах, лечебно-профилактических учреждениях, среди населения.
10. Снизить заболеваемость ОРЗ, ОРВИ и другими инфекциями.
11. Стабилизировать показатели по таким заболеваниям, как аллергический ринит, хронический гастрит, хронический гайморит, хронический тонзиллит.
12. Сформировать у студентов выраженную установку на ведение ЗОЖ и систематические занятия физической культурой.
Особенно неблагоприятная ситуация со здоровьем учащихся и студентов отмечается в образовательных учреждениях нового типа (лицей, шкоды с углубленным изучением предметов, гимназии, колледжи и др.). учебный процесс в которых характеризуется повышенной интенсивностью. Например, к концу года у гимназистов в 2 раза увеличивается частота гипертонических реакций, а общее число неблагоприятных изменении артериального давления достигает 90%. появление повышенной невротизации отмечается у 55 % - 83 % учащихся школ нового тина. Возросла до 3 % и распространенность заболеваний, ограничивающих подростков в выборе профессии. Высок процент юношей призывного возраста, которые по медицинским критериям не готовы к военной службе (П. Л. Апачасенко. Л. А. Попова, 2000).
Хорошо известно, что здоровье человека определяется отношением внешних и внутренних воздействий на его организм, с одной стороны, и возможностями самого организма противостоять нежелательным воздействиям, защищаться от них, по возможности усиливая воздействие полезных для здоровья факторов, с другой стороны.
Представляется, что в условиях образовательных учреждений, в том числе и среднего профессионального образования, всю совокупность факторов, оказывающих неблагоприятное воздействие на здоровье человека (патогенные факторы) целесообразно разделить на 2 группы:
1. Факторы, непосредственно связанные с процессом профессиональной подготовки специалистов;
2. Все остальные факторы, потенциально оказывающие воздействие на здоровье.
3. Низкий уровень мотивации на сохранение и укрепление индивидуального здоровья.
4. «Забалтывание» проблемы здоровья.
5. Сужение понятия «здоровье».
4. Воздействие неблагоприятных для здоровья экологических факторов.
5. Воздействие неблагоприятных для здоровья антропогенных и техногенных факторов.
6. Отсутствие целостной и целенаправленной системы формирования культуры здоровья населения.
7. Несовершенство законодательной, нормативно - правовой базы, регламентирующей деятельность по охране здоровья населения, в частности детей, подростков и молодежи,
8. Несформированность культуры здоровья у учителей.
3. Совершенствование здоровья развивающих технологий физического воспитания в условиях Брюховецкого аграрного колледжа.
Чтобы достичь положительных результатов в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья студентов, необходимо принятие мер как по формированию представлений о здоровом образе жизни обучающихся, так и по разработке и внедрению здоровьеразвивающих технологий в образовательный процесс.
М.О.Зотова определяет здоровьеразвивающую технологию как «здоровьеразвивающую педагогическую деятельность, по-новому выстраивающую отношения между образованием и воспитанием, переводящую их в рамки жизнеобеспечивающего процесса, направленного на сохранение и приумножение здоровья участников этого процесса». По ее мнению, эти технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми .
О.В.Петров рассматривает здоровье развивающую образовательную технологию как систему, которая организует максимально допустимые условия для укрепления и развития физического, психического, нравственного и социального и здоровья всех субъектов образовании. В эту систему входят:
1. Использование данных мониторинга состояния здоровья студентов, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными.
2. Учет особенностей возрастного развития студентов и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и т.п. учащихся данной возрастной группы.
3. Создание благоприятного эмоционально - психологического климата в процессе реализации технологии.
4. Использование разнообразных видов здоровье развивающих деятельности студентов, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности .
Одним из основных направлений здоровье развивающего воспитания является стимулирование соответствующей мотивационной сферы студентов, т.е. поведенческих реакций, ориентированных на укрепление и развитие собственного здоровья, стремление вести здоровый образ жизни. Вместе с тем, необходимо отметить, что решение проблемы здоровьесбережения обучающихся связано с переосмыслением существующих у них представлений о здоровом образе жизни, которое происходит в результате педагогически организованных воспитывающих ситуаций. Воспитывающая ситуация представляет собой такое сочетание обстоятельств, которое позволяет воспитаннику не только получить многогранный социальный опыт, но и заново осмыслить происходящие явления и события реальности, принять и реализовать определенную структуру ценностей и поведения, прогнозируемого целью воспитания. Эффективными в процессе переосмысления ценностей считаются ситуации успеха, соотнесения (сравнения), ситуации творчества, свободного выбора.
Проектирование здоровьразвивающих технологий осуществляющихся в рамках образовательной организации включает следующие этапы:
1. Информационный - ознакомление с существующими здоровьразвивающими технологиями в других образовательных учреждениях;
2. Нормативно-правовой - внедрение нормативно-правовой базы и требований контролирующих организации к образовательным учреждениям;
3. Нормативно-правовое обеспечение - создание собственных нормативных документов и локальных актов, не противоречащих «Закону об образовании», нормативно-правовой базе РФ;
4. Социальное - определяет кадровый потенциал, его компетентность, готовность к реализации технологии в образовательном процессе, внедрение здоровьеразвивающих технологии во время учебного процесса и внеурочного времени;
5. Финансовый - определяет источники, объемы и систему бюджетных и внебюджетных средств;
В любом образовательном учреждении учебный процесс предполагает использование педагогических технологий, которые имеют неодинаковые потенциальные возможности в аспекте влияния на здоровье учащихся и студентов. Если к педагогическим технологиям, которые используются в процессе преподавания подавляющего числа учебных дисциплин, могут предъявляться требования к степени их содействия сохранению здоровья, то только лишь к педагогическим технологиям физического воспитания - к степени их содействия развитию и укреплению здоровья занимающихся.Вместе с тем, практика работы в колледже показывает, что обучающиеся студенты неодинаково относятся к занятиям физической культурой, которые являются обязательными для посещения. В процессе написания работы я провела исследование по вопросу отношения студентов к занятиям физкультурой. Анализ показал, что по этому основанию всех студентов можно классифицировать на 4 ярко выраженные группы:
1. Студенты, с желанием посещающие занятия.
2. Студенты, посещающие занятия для получения зачета.
3. Студенты, не посещающие занятия по объективным причинам.
4. Студены, не посещающие занятия по субъективным причинам.
Причем, явное меньшинство составили студенты 1-й группы. Этот факт обусловил проведение исследований по выявлению особенностей мотивационно-потребностной сферы студентов колледжа путем анкетирования. Анализ ответов студентов II - III курсов (п=84) колледжа позволил установить, что 66,7 % из них до поступления занималось спортом. Однако эти занятия у большинства из них были столь кратковременны, что только лишь 17,9 % респондентов имеют какой-либо спортивный разряд.Уровень физической культуры личности 34,5 % студентов расценивается как фактор «скорее всего влияющий» на положение человека в обществе, а 28,6 % - в этом убеждены.Кроме этого, 33,3 % опрошенных считает, что физическая культура «пополняет знания об использовании средств и методов физического воспитания для укрепления и сохранения здоровья», а 21,4 % респондентов - что она «раскрывает физические возможности человека».Подавляющее большинство студентов считает, что для сохранения и укрепления здоровья не только «желательно» (2958 %), но и «обязательно» (46,4%) заниматься физическими упражнениям.Влияние занятий физическими упражнениями на эффективность профессиональной деятельности человека положительно расценивают 78,6 % опрошенных студентов. Поэтому 73,8 % респондентов убеждены в необходимости целенаправленного развития профессионально важных физических качеств.
Около половины студентов (45,2 %) связывают эффективность своей профессиональной деятельности с высоким уровнем развития, прежде всего выносливости, а 25,0 % - с развитием быстроты. Значимость же силы отмечают лишь 11,9 %, а координационных способностей - 10.7 %респондентов.
С этой целью 19,0 % студентов предпочитают заниматься легкой атлетикой, 19,0 % -тяжелой атлетикой, 11,9 % - плаванием, а 9,5 % -борьбой. Остальные же студенты отдают предпочтение спортивным играм (9,5 %), шахматам (7,1 %), гимнастике (6,0 %), акробатике (5,9 %), теннису и боксу (2,4 %).
Кроме обязательных уроков физической культурой часть студентов занимается физическими упражнениями еще и дополнительно. Эти самостоятельные дополнительные занятия студенты предпочитают проводить в составе малых групп (42,9 %) или групп из 10-15 человек (36,9 %), но обязательно под руководством специалиста.
Излюбленными местами проведения своих дополнительных занятий физическими упражнениям у студентов колледжа являются спортивные залы школы или колледжа (36,9 %). Эти занятия более половины студентов предпочитают проводить либо в утреннее (33,3 %), либо в вечернее (21,4 %) время.
Причем, кроме решения чисто оздоровительной задачи, 71,4 % студентов желает пополнить и объем своих знаний в этой области. Так, например, в процессе занятий 56,0 % студентов хотят получить знания по методике самостоятельных занятий физическими упражнениями. В частности,20,2 % студентов стремятся получить информацию по методике занятий избранным видом спорта, 17,9 % - по дозировке нагрузок и 17,9 % -по режиму питания. Помимо этого 15,5 % студентов хотели бы получить знания о профилактике профессиональных заболеваний средствами физического воспитания.
Представляется, что вышеотмеченные особенности в структуре потребностей, мотивов и интересов у студентов по отношению к занятиям физическими упражнениями могут быть использованы для повышения двигательной активности занимающихся, эффективности процесса физического воспитания путем разработки здоровьеразвивающих технологий, уровня физической подготовленности и результативности формирования физической культуры личности в целом.
Для оценки эффективности традиционно реализуемой в колледже программы по физической культуре был проведен анализ полугодичной динамики показателей физической подготовленности студенток 2 курса экономических специальностей под воздействием учебных занятий. В обследовании принимали участие 18 девушек, поступивших в колледж после 11 класса.
С этой целью было использовано несколько педагогических тестов, в состав которых вошли такие контрольные упражнения как бег на 100 метров, прыжок в длину с места, бег на 2000 метров, отжимание из упора лежа от гимнастической скамейки, а также поднимание и опускание туловища из положения лежа на спине и руками за головой.
Исходное обследование студенток (табл. 1), проведенное в январе, показало, что уровень физической подготовленности девушек-экономистов 2 курса можно оценить как «очень низкий» (средний балл равен 1,6).
Таблица 1
Исходные показатели уровня развития физических качеств
у студенток-экономистов II курса
№
п/п
Тесты
Оценка в баллах
1
2
3
4
5
1.
Бег 100 м со старта, с
2.
Прыжок в длину с места, с
3.
Бег 2000 м, с
4.
Отжимание, кол-во раз
5.
Поднимание и опускание
туловища, кол-во раз
Повторное тестирование, проведенное в конце семестра, позволило отметить незначительное улучшение уровня физической подготовленности исследуемой группы студенток (табл.2). В частности, к окончанию семестра у девушек несколько улучшилась общая выносливость (с 0 до 1 балла) и силовая выносливость мышц живота (с 0 до 1 балла). В целом же средняя оценка у девушек к окончанию семестра увеличилась всего лишь на 0,4 балла.
Таблица 2
Итоговые показатели уровня развития физических
качеств у студенток-экономистов II курса
№
п/п
Тесты
Оценка в баллах
1
2
3
4
5
1.
Бег 100 м со старта, с
2.
Прыжок в длину с места, с
3.
Бег 2000 м, с
4.
Отжимание, кол-во раз
5.
Поднимание и опускание
туловища, кол-во раз
Таким образом, к окончанию семестра уровень развития физических качеств в целом у студенток экономических специальностей II курса можно оценить как «низкий» (средний балл равен 2,0).
Анализ содержания программы колледжа по физической культуре показал, что при всем ее соответствии требованиям государственного образовательного стандарта она направлена лишь на поддержание уровня развития физических качеств и практически не решает задачи их развития.
Она практически не учитывает потребности, мотивы и интересы студенток, а также специфику их будущей профессиональной деятельности. Представляется, что этот факт является одной из состава основных причин, обусловливающих недостаточную эффективность используемой педагогической технологии физического воспитания студенток-экономистов в рамках обязательных занятий по физической культуре в условиях колледжа.
4. Оценка психоэмоционального состояния студентов, освобожденных, по состоянию здоровья от практических занятий по физической культуре.
Здоровье студентов, наряду с их социальной зрелостью, является необходимым условием учебы в колледже, а, следовательно, и высокой профессиональной пригодности. Между тем, в современных условиях обучения в колледже, многие факторы, в том числе факторы педагогического процесса, влияют на студента, вызывая напряжение сенсомоторных функций и эмоционально-мотивационной среды.
Цель исследования: изучить психоэмоциональное состояние студентов, освобожденных по состоянию здоровья от практических занятий по физической культуре и полученные данные использовать в методическом обеспечении учебного процесса по дисциплине этой категории студентов.
Обследовано 69 студентов (63,8 % - юноши, 32,6 % - девушки) в возрасте 15 - 19 лет, обучающиеся в Брюховецком аграрном колледже. При врачебном обследовании у них установлены заболевания сердечно-сосудистой системы (вегетативная дистония, гипертоническая болезнь, врожденные дефекты сердца, нарушения ритма), органов желудочно-кишечного тракта (бронхиальная астма, хронический бронхит), опорно-двигательного аппарата (сколиоз, артрозоартимы). К моменту обследования заболевания имели стойкую ремиссию. Физическое воспитание данной группы студентов проводилось по специальной рабочей программе, разработанной на кафедре физической культуры академии.
Для оценки психоэмоционального состояния Студенов в работе использованы эффективные тесты на тревожность (тест Спилбергера в модификации Ханина Ю.Л., 1976), внушаемость, стрессоустойчивость (Клаучек СБ., Деларю В.В., 1997),САН (Доскин В.А.с соавт., 1973).
Полученные в процессе обследования данные показывают, что у студентов первого курса отмечается высокий уровень самочувствия, активности и настроения, а у студентов третьего курса эти показатели соответствуют среднему уровню, составляя соответственно 4,9±0,2, 4,8±0,2 и 4 ,7±0,2 балла (таблица I). Результаты исследований теста САН у студентов второго и четвертого курсов не так однозначны. Высокий уровень самочувствия и настроения у студентов второго курса сочетается со средним уровнем активности, а у студентов четвертого курса - высокая активность и настроение - с низким уровнем самочувствия, составляя соответственно в среднем 5,2±0,2, 5,1 ±0,4, 457±0,4. Полученные данные создают впечатление о некотором противоречии и дают основание к анализу теста у каждого студента.
Таблица 1
Показатели психоэмоционального состояния освобожденных студентов
Курс
В баллах М±m
Спилберга
САН
Внушаемость,
стрессоустойчивость
СТ
ЛТ
С
А
Н
В
Су
1-й
39+3,5
39,9±2,6
5,3±0,3
5,0±0,3
5,1±0,3
9,9+0,5
13,4+0,9
2-й
38+1,5
41,5+1,6
5,3±0,3
4,7±0,2
5,2+0,2
9,1+0,5
12,4±0,6
3-й
43±2,4
45±2,4
4,9+0,2
4,8+0,2
4,7±0,2
10,3+0,6
12,0+0,9
4-й
40±5,5
42+4,4
4,7±0,4
5,2+0,2
5,1+0,4
11,1+0,7
12,6+0,9
Примечание: СТ, ЛТ - ситуационная и личностная тревожность. С - самочувствие, А - активность, Н - настроение, В - внушаемость. Су – стрессоустойчивость
Материалы таблицы 2 свидетельствуют, что процент лиц с высоким уровнем самочувствия и настроения уменьшается от первого до четвертого курса. Так, у студентов первого курса он равняется 78,6 и 64,3 %, а у студентов четвертого курса соответственно 40 и 60 %. Напротив, процент студентов с средним уровнем самочувствия, активности, настроения растает от первого до четвертого курса. Низкий уровень показателей теста САН зарегистрирован у студентов первого и второго курса. Причем, у 7,1 % студентов самочувствие определялось на уровне 1,5 баллов, а настроение у 14,3 %-2,8 балла, У 21,4 % первокурсников активность составляла лишь 3,1 % балла. Следует подчеркнуть, что у студентов третьего и четвертого курса не зафиксирован низкий уровень составляющих теста САН.
Для оценки наиболее часто повторяющих сочетаний составляющих теста мы выделили четыре блока признаков:
1. настроение хорошее, полон сил, работоспособен и плохое самочувствие, общая слабость, неработоспособен;
2. вынослив, полон сил, бодр и чувствует себя разбитым, обессиленным, вялым, утомленным;
3.- активен, быстр и пассивен, медленен;
4. хорошее настроение, оптимистично смотрит в будущее и плохое настроение, пессимистически смотрит в бедующее, разочарован.
Исследование показатели, что 87,5 % студентов отметили хорошее настроение, что чувствует в себе силу и высокую работоспособность, а 76,8 % указали, что они выносливы и бодры. 12,5 % студентов, напротив, отметили плохое самочувствие, общую слабость, разбитость, обессиленность, а 23,2 % -указали на утомленность, чувство вялости. Считают себя активным и бодрыми 69,6 и 62,5 % студентов, а 30,4 и 37,5 %-пассивными и медлительными. Желание работать высказали 82,1 % студентов, а 17,9 % предпочитают не работать и отдыхать. Хорошее настроение и оптимистический взгляд на жизнь полную надежд отметило большинство студентов (87,5 и 92,8 %), а 12.5 и 7,2 %-указали на плохое настроение, пессимизм, разочарование. Таким образом, дифференцированный подход к соотношению отдельных трех составляющих теста САН позволяет дать более развернутую характеристику самочувствия, активности, настроения у обследуемого контингента лиц.
Приведенные результаты изучения психоэмоционального статуса у студентов, освобожденных по состоянию здоровья от практических занятий по физической культуре, дают основания к поиску методических приемов повышения положительного психоэмоционального воздействия учебного процесса на студента.
5.Заключение.
Основы богатства Российского государства является здоровье населения, которое следует оценивать как важнейший фактор социального благополучия общества и его политической активности. Образовательным учреждениям СПО следует вести более целенаправленную информационно - просветительскую работу по пропаганде здорового образа жизни, профилактике негативных социальных явлений, организации досуга; необходимо ввести в практику смотры конкурсы методических рекомендаций по проблеме, эффективнее использовать аналитические и исследовательские материалы для составления собственных программ деятельности. Основы здорового образа жизни студента, по идее, должны закладываться еще в школе (а лучше всего с детского сада). Признаками такого образа стали:
• отсутствие вредных привычек в виде табака- курения и употребления алкоголя;
• регулярные занятия физической культурой и спортом;
• организация и участие в спортивных и массовых мероприятиях;
• отсутствие частых больничных и всегда хороший жизненный тонус.
Достичь высокого уровня индивидуального здоровья можно путем создания своей индивидуальной системы здорового образа жизни. Как же сохранить свое здоровье, добиться высокой работоспособности, профессионального долголетия? Эти задачи должно эффективно решать здоровьесберегающее образование, направленное на сохранение и укрепления здоровья студентов, формирование культуры здоровья и ЗОЖ. Методами и средствами педагогики в тесном взаимодействии с медициной, усилия которой также направлены на достижение тех же целей научно-обоснованными профилактическими и оздоровительными средствами. Традиционная система работы, обогащенная новыми технологиями, формами и методами обучения позволяет нам раскрыть индивидуальные особенности каждого студента, реализовать его творческий потенциал, создать ситуацию успеха: преподавателю - интересно учить, студенту - интересно учиться. С целью изучения эффективности учебно-воспитательного процесса влияния физических упражнений на организм занимающихся студентов проводится исследовательская работа. Разработаны «паспорта здоровья», которые включают:
1. показатели состояния здоровья - общепринятые методики антропометрических измерений, ЖЕЛ, ЧСС. функциональные пробы и т.д.;
2. показатели физического развития - тесты, характеризующие степень развития силы, выносливости, быстроты, координационные возможности.
Проводя самообследование, студенты наглядно могут проследить динамику своего физического развития и физической подготовленности, сделать выводы и наметить индивидуальную программу здоровьесбережения. Таким образом, я считаю, что необходим постоянный поиск путей по усовершенствованию физического воспитания и становления физической культуры личности и общества в новом качественном содержании, направленных на выполнение государственного заказа по подготовке специалиста способного к продуктивной деятельности в условиях конкуренции на рынке труда в третьем тысячелетии
Брюховецком аграрном колледже разработана комплексная программа по формированию здоровье развивающего образовательного пространства, имеющая некоторые особенности, связанные с содержанием образовательных программ и требованиями к подготовке специалистов.
Целью программы является создание благоприятной социокультурной и образовательной среды, способствующей разностороннему развитию личности, укреплению здоровья, предупреждению дистресса и хронического утомления.
Программа предполагает системный подход к формированию здоровье развивающего образовательного пространства по различным направлениям деятельности. Исследование «Профилактика употребления психоактивных веществ как одно из направлений работы по формированию личности специалиста» ведется в течение нескольких лет. На начальном этапе проводились уроки-конференции по теме «Наркомания», затем ежегодно стали готовиться студенческие конференции, а впоследствии осуществлялось анонимное анкетирование. Результаты обработки анкет дают возможность делать обоснованные выводы и, самое главное, планировать как воспитательную работу в колледже.
Традиционной в колледже стала акция «Кубань вне зависимости», которая проходит под патронажем ГБУЗ «Наркологический диспансер министерства здравоохранения Краснодарского края. В процессе проведения акции работало три секции:
1.Лекторий ( актовый зал).
2. Кабинет психологической разгрузки ( работа психолога).
3. Диагностика физического состояния здоровья лёгких (читальный зал).
Студенты получили информацию о вреде табака курения, алкоголизме, наркотиках. Каждому представилось возможность протестировать физической состояние своих лёгких, интересно и весело прошло занятие с психологом в кабинете психологической разгрузки.
Лекция " О вреде курения, алкоголя и наркотиков"
Тестирование: "В каком состоянии у вас легкие"
В кабинете "Психологической разгрузки".
В колледже систематически проводится анализ анкетирования студентов по вопросам ведения здорового образа жизни. Цели анкетирования:
- Выявить осведомленность студентов о факторах риска для здоровья.
- Акцентировать внимание студентов на возможных факторах риска.
- Проанализировать результативность программы здоровьесбережения, реализуемой в колледже.
- Подтвердить взаимосвязь между получением специального образования, формированием медицинского мировоззрения и ведением здорового образа жизни. Вместе с тем, практика работы в колледже показывает, что обучающиеся студенты неодинаково относятся к занятиям физической культурой, которые являются обязательными для посещения. Здоровье студентов, наряду с их социальной зрелостью, является необходимым условием учебы в колледже, а, следовательно, и высокой профессиональной пригодности. Между тем, в современных условиях обучения в колледже, многие факторы, в том числе факторы педагогического процесса, влияют на студента, вызывая напряжение сенсомоторных функций и эмоционально-мотивационной среды.
Цель исследования: изучить психоэмоциональное состояние студентов, освобожденных по состоянию здоровья от практических занятий по физической культуре и полученные данные использовать в методическом обеспечении учебного процесса по дисциплине этой категории студентов. Для оценки психоэмоционального состояния Студенов в работе использованы эффективные тесты на тревожность (тест Спилбергера в модификации Ханина Ю.Л., 1976), внушаемость, стрессоустойчивость (Клаучек СБ., Деларю В.В., 1997),САН (Доскин В.А.с соавт., 1973).
Заключение.
Проведенное исследование показало, что оздоровительная эффектив-ность физического воспитания существенно повышается при выполнении ряда принципиальных требований: а) разработке теоретического представления о внутренних механизмах оздоровления и способах их стимулирования с использованием физических упражнений; б) отборе адекватного индивидуальным особенностям человека содержания учебного материале; в) педагогической деятельности по реализации индивидуально-дифференцированного (типологического) подхода к ФА; г) напряженной учебно-оздоровительной деятельности обучаемого. Структурная целостность (единство) представленных разных уровней формирования долгосрочных оздоровительных эффектов составляет основное требование научного подхода к организации оздоровительной физической культуры.
Классическое определение, данное Всемирной Организацией Здравоохранения в 1949 году, которое характеризует здоровье как состояние полного психического, физического и социального благополучия – скорее лозунг, чем операционально «работающее» понятие. Здоровье студентов следует рассматривать, как важнейший элемент качества жизни в контексте образования. Поступление абитуриентов в средние специальные учебные заведения связано не только с изменением его статуса, но и образа жизни в целом. Что может привести к значительному изменению его психического и физического здоровья.
Для оценки физического развития студентов мы использовали контрольные нормативы по физической культуре, предусмотренные программой (бег 100 м, бег 3000 м, подтягивание на перекладине, сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях, поднимание ног к перекладине из положения виса, прыжок в длину с места). Оценка полученных результатов производилась по пятибалльной шкале (табл. 1)
Таблица 1
Уровень физической подготовленности студентов (юноши)
Приложение Таблица 1
Полученные показатели свидетельствуют о неудовлетворительных ре-зультатах: только у 15 % студентов зарегистрированы удовлетворительные показатели; у 32 % студентов отмечается напряжение механизмов адаптации, у 46 % - состояние неудовлетворительной адаптации, у 9 % - срыв адаптации.
Что касается физического развития студентов, то средний балл по всем контрольным нормативам - 2,9.
Таким образом, полученные данные подтверждают необходимость внедрения в процесс физического воспитания оздоровительных технологий.
Помимо упражнений аэробной направленности положительный эффект оказывают различные оздоровительные методики, такие как дыхательная гимнастика, тибетская гимнастика, йога и др.
Кроме того, следует в процессе занятий использовать меры не являющиеся физкультурными, но являющиеся дополнительными мерами в процессе физического воспитания. К ним относятся: фототерапия, ароматерапия, музыкотерапия арт-терапия и др.
Комплексное использование оздоровительных методик в процессе физического воспитания в сузе будет способствовать эффективному развитию адаптационных возможностей студентов.
6.Список используемой литературы:
1. Андрющенко Л. К. Педагогическая система формирования готовности к развитию физической культуры у студентов сельскохозяйственных вузов: Монография. Волгоград: Изд-во ФГОУ ВПО ВГСХА «Нива», 2006. – 196 с.
2. Антропова М. В. Физиолого-гигиеническое изучение учебной нагрузки учащихся 7 классов в условиях обучения по усовершенствованным программам: Сборник научных трудов /ред. кол.
3. Апанасенко Г. Л., Попова Л.А, Медицинская валеология. - Киев: Здоровье, 2000. - 248 с.
4. Архангельский С., Мизинцев В. Качественно-количественные критерии оценки научно-познавательного процесса // Новые методы и средства обучения. -1989. -№3.- С. 33-41.
5. Брехман И. И. Валеология - наука о здоровье. 2-е изд., пере-раб. - М.: Физкультура и спорт, 1990. - 208 с.
6. Ненашева Л. А. Семушкина Л Г. Моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе. - М.: Высшая школа, 1989. - 209 с.
7. Зиамбетов В.Ю. Теория и методика физической культуры: учеб.-метод. комплекс дисциплины для студ. ин-тов физ. культ, и спорта пед. унтов / С.С. Коровин, В.Ю. Зиамбетов. - Оренбург: Изд-во ОПТУ, 2006. - 136 с: ил. С. 38.
8. Каган М.С. Лекции по марксистко-ленинской эстетике. Ч. 1-3,- Л.: Изд-во ЛГУ, 1966.-4.1. - С. 112.
9. Татаркевич В.П. Античная эстетика: перев. с польск. / В.П. Татаркевич. - М.: Искусство, 1977. - С. 47.
10. Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье. - М.: «ФиС», 1990.
11. Вайнер Э.Н, Валеология: Учебник для вузов,- М.: «Наука», 2001.- 414 с.
12. Куценко Г.И., Новиков Ю.В. Книга о здоровом образе жизни. - М.: «Профиздат», 1987 - 253 с.
13. Петрушин В.И. Валеология: учебное пособие. - М.: «Гардарики», 2002. - 431 с.
График заболеваемости с 1985 года по 2015 года увеличилась в 3 раза
Приложение № 2
Приложение № 3
Таблица 1
№
п/п
Тесты
Оценка в баллах
1
2
3
4
5
1.
Бег 100 м со старта, с
2.
Прыжок в длину с места, с
3.
Бег 2000 м, с
4.
Отжимание, кол-во раз
5.
Поднимание и опускание
туловища, кол-во раз
Таблица 2
№
п/п
Тесты
Оценка в баллах
1
2
3
4
5
1.
Бег 100 м со старта, с
2.
Прыжок в длину с места, с
3.
Бег 2000 м, с
4.
Отжимание, кол-во раз
5.
Поднимание и опускание
туловища, кол-во раз
Приложение № 4
Приложение № 5
Таблица 1
Показатели психоэмоционального состояния освобожденных студентов
Курс
В баллах М±m
Спилберга
САН
Внушаемость,
стрессоустойчивость
СТ
ЛТ
С
А
Н
В
Су
1-й
39+3,5
39,9±2,6
5,3±0,3
5,0±0,3
5,1±0,3
9,9+0,5
13,4+0,9
2-й
38+1,5
41,5+1,6
5,3±0,3
4,7±0,2
5,2+0,2
9,1+0,5
12,4±0,6
3-й
43±2,4
45±2,4
4,9+0,2
4,8+0,2
4,7±0,2
10,3+0,6
12,0+0,9
4-й
40±5,5
42+4,4
4,7±0,4
5,2+0,2
5,1+0,4
11,1+0,7
12,6+0,9
Примечание: СТ, ЛТ - ситуационная и личностная тревожность. С - самочувствие, А - активность, Н - настроение, В - внушаемость. Су – стрессоустойчивость
Приложение № 6
Таблица 2
Уровень частоты и интенсивности показателей психоэмоционального
Состояния, у освобожденных студентов
Показатели
(тесты)
Курс
Уровень
высокий
средний
Низкий
%
ср.балл
%
ср. балл
%
ср. балл
С
1
78,6
5
14,3
4,7
7,1
1,5
2
65,4
5
30,8
3,7
3,8
2,9
3
41,7
5
58,3
4,4
0
0
4
40,0
5
60,0
3,8
0
0
А
1
57,2
5
24,4
4,8
21,4
3,1
2
46,2
5
50,0
4,1
3,8
2,2
3
41,7
5
58,3
4,1
0
0
4
60,0
5
40,0
46
0
0
Н
1
64,3
5
21,4
4,1
14,3
2,8
2
73,1
5
26,9
4,0
0
0
3
50,0
5
50,0
4,1
0
0
4
60,0
5
40,0
4,2
0
0
СТ
1
26,7
56,7
46,6
37,8
26,7
23,2
2
17,8
51,6
53,6
39,1
28,6
30,6
3
50,0
50,8
33,3
39,5
16,7
27,5
4
40,0
54,0
20,0
42,0
40,0
26,5
ЛТ
1
33,3
52,0
33,3
39,2
33,3
29,4
2
39,3
50,6
28,6
39,2
32,1
32,0
3
41,7
58,7
33,3
40,7
25,0
34,0
4
60,0
50,0
0
0
40,0
30,5
В
1
0
0
100,0
9,8
0
0
2
3,6
16,0
82,1
9,7
14,3
3,7
3
0
0
100,0
10,3
0
0
4
0
0
100,0
ПД
0
0
СУ
1
28,6
17,5
64,3
12,4
7,1
6
2
25,0
17,3
60,7
11,7
14,3
6,5
3
18,7
17,3
75,0
11,2
6,3
60,0
4
10,0
20,0
90,0
11,8
0
0
Примечание: СТ, ЛТ - ситуационная и личностная тревожность. С - самочувствие, А - активность, Н - настроение, В - внушаемость. Су – стрессоустойчивость
Приложение № 7
Уровень физической подготовленности студентов (юноши)
Тесты
Оценка в баллах
1
2
3
4
5
Бег 100м (сек;
13,2
13,6
14,0
14.3
14.6
Бег 3000м (мин/сек)
12.00
12,35
13.10
13.50
14.30
Подтягивание на перекладине
15
12
9
7
5
сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях (число раз)
15
12
9
7
5
Поднимание ног к перекладине
(число раз)
15
12
9
7
5
прыжок в длину с места (см)
250
240
230
223
215
Приложение № 8
Заключение
по результатам диагностического исследования самооценки студентами факторов
риска ухудшения своего здоровья.
Цель: активизировать интерес студентов к своему здоровью.
Методика: «Тест-анкета для самооценки студентовфакторов риска ухудшения своего здоровья».
№
п/п
Вопрос
Да
Нет
Гр.
813
Гр.
411
Гр.
813
Гр.
411
1.
Я часто сижу сгорбившись или лежу с искривленной спиной
67 %
44 %
33 %
56 %
2.
Я ношу сумку (часто тяжелую)
33 %
28 %
67 %
72 %
3.
У меня есть привычка сутулиться
60 %
44 %
40 %
56 %
4.
Я чувствую, что мало (недостаточно) двигаюсь
27 %
28 %
73 %
72 %
5.
Я не занимаюсь оздоровительной гимнастикой (физзарядка, участие в спортивных секциях, плавание)
53 %
28 %
47 %
72 %
6.
Я занимаюсь тяжелой атлетикой (поднятием
тяжестей
7 %
39 %
93 %
61 %
7.
Я питаюсь нерегулярно, кое-как
47 %
44 %
53 %
56 %
8.
Я нередко читаю при плохом освещении лежа
33 %
44 %
67 %
56 %
9.
Я беспечно, беззаботно отношусь к своему здоровью
27 %
17 %
73 %
83 %
10.
Бывает, я курю
67 %
61 %
33 %
39 %
Вывод: Анализируя полученные данные можно сделать вывод, что студенты группы 322 отделения «Агрономия» наиболее подвержены риску ухудшения своего здоровья. Об этом свидетельствует высокий процент положительных ответов на вопросы № 1,3, 5 и 10.
Рекомендации: проводить профилактические беседы о вреде употребления ПАВ (наркотические вещества, алкоголь, табакокурение) и пропагандировать здоровый образ жизни среди студентов.
Приложение № 9
Заключение
по результатам диагностики влияния колледжных ситуаций на состояние
тревожности студентов
Цель: выявить уровень тревожности у студентов
Методика: влияния колледжных ситуаций на состояние тревожности студентов по Кондашу
В опросе принимали участие студенты первого года обучения, поступившие на базе 9 класса - группа 311 (18 человек) и группа 322, на базе 11 классов (15 человек). Были получены следующие результаты:
Уровень тревожности
Группа 813
Группа 411
Низкий
20 %
80 %
Средний
60 %
20 %
Высокий
20 %
-
Вывод: анализируя полученные результаты можно сказать, что у студентов, поступивших на базе 9 классов, преобладает большой процент высокого и среднего уровня тревожности. Наибольшее беспокойство вызывают ситуации: ответы у доски, сдача экзамена, выполнение контрольной работы, принятие важного ответственного решения, ожидание родителей с родительского собрания.
Рекомендации: организовать тренинговое занятие «развитие способности к самопознанию и уверенности в себе», провести классный час с использованием методик на снятие мышечного и эмоционального напряжения, проводить работу по повышению самооценки студентов. Подготовить родительское собрание и довести до сведения родителей общие результаты исследования уровня тревожности и психологические основы взаимодействия родителей и детей.