kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Включение креативного компонента в образовательный процесс

Нажмите, чтобы узнать подробности

В условиях информатизации системы образования особое значение приобретает широкое использование современных, ориентированных на всестороннее развитие личности обучающегося, образовательных технологий. Информационные технологии прочно обосновались в образовательном процессе.  Они позволяют решать педагогические задачи, такие как развитие креативной личности, активизация познавательного интереса, повышение уровня мотивации при обучении.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Включение креативного компонента в образовательный процесс»

Панюшина Любовь Петровна

ГАПОУ ИО ИТАМ г. Иркутск

Преподаватель общественных дисциплин


Включение креативного компонента в образовательный процесс техникума


Annotation

The professional school creativity system of students in the conditions of information technologies use.

Information technologies are an integral part of the modern educational process. It is not an exclusive innovation, but a vital necessity. They allow to solve very important pedagogical tasks such as creative person development, cognitive process activization, motivation level increasing in the education.

The author gives the main consideration to the questions, concerning the analysis of pedagogical innovational practice, new approaches to educational strategies, to students’ creativity organization in the conditions of information-educational environment of professional schools.

In the article the sample of students’ creativity organization is represented in the conditions of information technologies use, that develops independence and responsibility and favors the becoming of an information educated and a creative school leaver, who is capable of dynamic social activity.


В условиях информатизации системы образования особое значение приобретает широкое использование современных, ориентированных на всестороннее развитие личности обучающегося, образовательных технологий. Информационные технологии прочно обосновались в образовательном процессе. Они позволяют решать педагогические задачи, такие как развитие креативной личности, активизация познавательного интереса, повышение уровня мотивации при обучении.

Проблема становления творческой личности является одной из основных педагогических проблем, требующих глубокого исследования. Ее актуальность обусловлена изменениями, происходящими в социально-экономическом развитии страны, потребностью общества в самостоятельных, ответственных, творческих личностях, способных к непрерывному повышению интеллектуального уровня, обладающих информационной культурой.

Процесс модернизации российского образования ориентирован на исследования, которые приобретают особую актуальность своей направленностью на совершенствование педагогического процесса средствами информационных технологий (ИТ) (П.Ю.Дик, И.Г.Захарова, О.А.Козлов, А.А.Кузнецов, М.П.Лапчик, Д.Ш.Матрос, Е.С.Полат, И.В.Роберт и др.), на формирование информационной культуры студента и преподавателя (Г.А.Кручинина, Н.М.Макарова, Ю.А.Первин, Е.А.Ракитина, Н.Д.Угринович и др.), на применение телекоммуникаций в их творческой деятельности (Г.А.Андрианова, Е.С.Полат, А.В.Хуторской, Е.В.Якушина и др.), на активизацию познавательной деятельности субъектов образовательного процесса с использованием информационных технологий (А.А.Дикая, В.Ю.Лыскова, Н.Ф.Пахомова, С.М.Окулов, Л.Ф.Соловьева и др.).

Анализ новых подходов к организации обучения, инновационной педагогической практики позволили нам подойти с позиций системного подхода (Ю.К.Бабанский, В.П.Беспалько, Г.Н.Сериков и др.) к организации творческой деятельности студентов в условиях информационно-образовательной среды техникума. В основе разработанной системы лежит модель организации творческой деятельности студентов в условиях использования информационных технологий, которая предусматривает определенную логику содержания, активную личностную позицию участников образовательного процесса и технологичность их взаимодействия как в учебной, так и во внеучебной деятельности. Модель представляет собой систему взаимосвязанных компонентов: структурно-содержательного, содержательно-технологического, оценочно-результативного, которые направляют и координируют взаимодеятельность субъектов образовательного процесса, отражают требования общества к личности, обладающей необходимыми качествами, обеспечивающими его творческую самореализацию в социуме: самостоятельность, информационную грамотность, способность к творческой деятельности.

Структурно-содержательный уровень модели отражает идею объединения учебной и внеучебной деятельности на основе использования информационных технологий в рамках целостного педагогического процесса.

Традиционно учебная деятельность в большей степени ориентирована на непрерывную многоуровневую подготовку студентов, на постепенное формирование у них информационной культуры: от элементарной компьютерной грамотности до навыков работы с различными программными средами, которые, будучи усвоенными, служат средством реализации индивидуальных творческих замыслов.

Процесс формирования компьютерных знаний, умений и навыков начинается, главным образом, на занятиях по информатике. В качестве дополнительной образовательной компоненты в техникуме предусмотрены факультативы, кружки, спецкурсы, мастер-классы, индивидуальные консультации для всех студентов. Проектный метод, обучение в сотрудничестве, в малых группах, кейс-технологии и другие современные технологии, внедряющиеся в практику работы техникума, способствуют развитию и совершенствованию опыта творческой деятельности студентов.

Организация урочной и внеурочной деятельности обучающихся средствами информационных технологий осуществляется в тесной связи друг с другом и расширяет возможности для творчества студентов. Система внеурочной деятельности, создающая благоприятную основу для интеллектуальных творческих объединений студентов, позволяет развивать творческую среду для познавательной деятельности студентов в свободное от уроков время. Информационный Центр техникума позволяет организовать планомерную работу по обучению, консультированию, обеспечению доступа к информационным ресурсам техникума и сети Интернет, по проведению обучающих занятий, конкурсов, студенческих конференций (в том числе и телекоммуникационных) и других мероприятий, основанных на использования ИТ.

Содержательно-технологический уровень модели отражает процесс реализации системного содержания учебной и внеучебной деятельности посредством тщательно спроектированной педагогической технологии.

Технология непрерывного вовлечения студентов в компьютерное творчество рассматривается нами как систематическое и последовательное воплощение на практике заранее спланированного содержания работы со студентами через формы организации деятельности студентов в их продвижении от учебной к самостоятельной творческой работе. Если в учебной деятельности (на уроках общественных дисциплин), студенты в основном осваивают образцы деятельности с помощью преподавателя, а затем они способны к самостоятельной работе с элементами творчества (через домашние творческие задания, кружковые и другие формы работы), то во внеурочной деятельности их творчество носит совершенно самостоятельный характер и реализуется через сложные формы работы со студентами (разработка творческих проектов, создание электронных обучающих продуктов, подготовка соответствующих дидактических материалов для изучения общественных дисциплин, web-сайтов и др.).

Оценочно-результативный уровень модели представлен системой диагностических методик, определяющих степень развития творческой деятельности студентов в условиях использования информационных технологий.

Эффективность системы организации творческой деятельности студентов в условиях использования информационных технологий, реализованной в техникуме, подтверждается успешными результатами студентов в различных смотрах, конкурсах, конференциях, успешной итоговой аттестации. Обучающиеся групп по специальности «Оператор ЭВМ» являются победителями и призерами региональных и Всероссийских конкурсов по созданию электронных продуктов.

Обучающимися разработаны масштабные творческие проекты «Наша память о Великой Отечественной войне», «355-летие со дня основания города Иркутска», «Колонизация Прибайкалья», «Правители России через призму веков», «История российской авиации» и другие.

Наш подход к организации творческой деятельности студентов средствами информационных технологий, ориентированный на человека, отводит важнейшую роль формированию самостоятельности и ответственности, эмоционально-ценностного отношения к миру и становлению информационно-грамотного и творчески-деятельного выпускника техникума, способного к активной деятельности в обществе.


Литература

  1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пе. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е.Петров; Под ред. Е.С.Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 272 с.

  2. Роберт И.В. Новые информационные технологии в обучении: дидактические проблемы, перспективы использования // Информатика и образование. 1991, №4. С. 18-25.

  3. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. — М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2000.



2



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Включение креативного компонента в образовательный процесс

Автор: Панюшина Любовь Петровна

Дата: 13.06.2016

Номер свидетельства: 334225

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(225) "Статья «Использование электронных образовательных ресурсов  как средство обеспечения эффективности современного урока»"
    ["seo_title"] => string(132) "stat-ia-ispol-zovaniie-eliektronnykh-obrazovatiel-nykh-riesursov-kak-sriedstvo-obiespiechieniia-effiektivnosti-sovriemiennogho-uroka"
    ["file_id"] => string(6) "300591"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456761021"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(225) "Статья «Использование электронных образовательных ресурсов  как средство обеспечения эффективности современного урока»"
    ["seo_title"] => string(134) "stat-ia-ispol-zovaniie-eliektronnykh-obrazovatiel-nykh-riesursov-kak-sriedstvo-obiespiechieniia-effiektivnosti-sovriemiennogho-uroka-1"
    ["file_id"] => string(6) "300592"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456761029"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Статья «Применение ИКТ   как средство обеспечения эффективности современного урока»"
    ["seo_title"] => string(93) "stat-ia-primienieniie-ikt-kak-sriedstvo-obiespiechieniia-effiektivnosti-sovriemiennogho-uroka"
    ["file_id"] => string(6) "300596"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456761530"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(239) "Проектная работа на тему: «Организация работы с одаренными детьми в соответствии с республикан-ской программой «Одаренные дети»»"
    ["seo_title"] => string(120) "proiektnaiarabotanatiemuorghanizatsiiarabotysodariennymidietmivsootvietstviisriespublikanskoiproghrammoiodariennyiedieti"
    ["file_id"] => string(6) "280138"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453319592"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Использование ИКТ для развития творческого мышления."
    ["seo_title"] => string(60) "ispol-zovaniie-ikt-dlia-razvitiia-tvorchieskogho-myshlieniia"
    ["file_id"] => string(6) "247447"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446561628"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства