Упражнения для развития одаренных детей младшего школьного возраста
Упражнения для развития одаренных детей младшего школьного возраста
Одаренность может проявить себя в моторных, социальных, артистических и интеллектуальных навыках. Часто случается, что ученики одарены более чем в одном из этих аспектов. Кроме того, ученики могут быть талантливы в какой-нибудь узкой области, например, в музыке. Наличие способностей в одной или нескольких областях само по себе не является достаточным. Развитие любой способности нуждается в руководстве и стимуляции. Непосредственной питательной почвой для развития способностей является социальная среда.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Математика. 1. Задача. Цель: развитие логического мышления.
Улитка решила поползти по дереву вверх. За день она проползала шесть метров. А за ночь спускалась на четыре метра. За сколько она доползет до верхушки дерева, если высота этого дерева четырнадцать метров?
Решение: утром второго дня он будет на высоте 6 – 4 = 2м. вечером на высоте 2 + 6 = 8м. Утром на третий день он будет на высоте 8 – 4 = 4м. вечером на высоте 4 + 6 = 10м. На четвертый день утром на высоте 10 – 4 = 6м. вечером на 6 + 6 = 12м. На пятый день на высоте 12 – 4 = 8м вечером 8 + 6 = 14м – высота нашего дерева.
Ответ: к концу пятого дня.
2. Задача. Цель: развитие логического мышления.
Оксана нашла один гриб, Катя – два, Наташа – три. Мама дала им 18 конфет и предложила разделить их по заслугам. Сколько конфет должна получить каждая девочка?
Решение: Наташа собрала половину всех грибов, поэтому она должна получить половину конфет - 9. Катя должна получить вдвое больше конфет, чем Оксана, потому что она собрала вдвое больше чем Оксана грибов, следовательно, Оксана должна получить 3 конфеты, а Катя 6.
Ответ: Наташа – 9, Катя – 6, Оксана – 3.
Окружающий мир. 1. Найди лишнее слово и зачеркни его.
0Цель: развитие умения выделять объекты по определенным признакам.
1. Кирпич, глина, цемент, асфальт.
2. Лемминг, бурундук, северный олень, песец.
3. Традесканция, ландыш, колеус, бегония.
4. Земля, Венера, Меркурий, Луна.
5. Дуб, клен, лиственница, береза.
2. На каждую букву слова «воздух» найди и запиши по одному слову, которое имеет отношение к здоровому образу жизни.
Цель: развитие памяти, мышления.
В – О – З – Д – У – Х –
Упражнения для детей, испытывающих трудности в обучении.
Русский язык. 1. Игра «Узнай слово»
Цель: развитие способности на слух дифференцировать смыслоразличительные признаки близких фонем.
Ход игры: после уточнения, знакомы ли ребенку названия всех картинок. Затем предлагается показать названные картинки.
2. Игра «Найди ошибку – 1»
Цель: развитие способности на слух дифференцировать смыслоразличительные признаки близких фонем.
Оборудование: заранее подготовленные фразы («Хозяйка сварила зуб», «На лугу паслась коса», «У девочки болел зуб», «Воду хранили в почке»).
Ход игры: ребенок выслушивает фразы, при обнаружении ошибки, хлопает в ладоши.
Математика. 1. На доске расположены примеры на карточках.
Цель: развивать умение различать выражения на вычитание и сложение.
25-20; 14+9; 46-26; 50+12. Задание: записать примеры в два столбика: в первый со знаком +, во второй со знаком -.
2. Многофункционально упражнение «Числовой ряд».
Цель: развитие памяти, внимания.
Один ученик на доске записывает числа под диктовку учителя, затем ведется работа с данным числовым рядом: 1, 12, 6, 50, 31, 7
-назвать только однозначные;
-назвать только двузначные;
-прочитать числа в прямом порядке;
-число, которое стоит третьим по счету;
-прочитать числа в обратном порядке;
-записать по памяти.
Окружающий мир. 1. Постарайтесь узнать это животное по следующим признакам:
Цель: развитие памяти, мышления.
маскировка и быстрые ноги – основные способы защиты от врагов;
прыгает и бегает очень легко, даже в сугробы не проваливается;
всегда выбирает самый короткий путь к спасению;
когда не помогают ни хитрость, ни быстрота, падает на спину и обороняется сильными задними ногами. (заяц)
2. Расположите последовательно в порядке возрастания, следуя образцу (секунда, минута, час, сутки, неделя), слова и словосочетания.
Цель: развивать умение определять большее и меньшее среди объектов.
Южное полушарие Земли, галактика, Земля, вселенная, Австралия, Солнечная система. (Австралия, Южное полушарие Земли, Земля, Солнечная система, галактика, вселенная).
Пояснительная записка
В современном мире дети развиваются по – разному, и единого стандарта по этому поводу не существует.
Одаренность может проявить себя в моторных, социальных, артистических и интеллектуальных навыках. Часто случается, что ученики одарены более чем в одном из этих аспектов. Кроме того, ученики могут быть талантливы в какой-нибудь узкой области, например, в музыке. Наличие способностей в одной или нескольких областях само по себе не является достаточным. Развитие любой способности нуждается в руководстве и стимуляции. Непосредственной питательной почвой для развития способностей является социальная среда.
Для слабоуспевающих ребят характерен низкий уровень выполнения учебных и внеучебных заданий, недостатки в развитии познавательных интересов, повышенная отвлекаемость, инертность, пассивность, неустойчивое внимание. По мнению Ю.З. Гильбуха, неуспеваемость можно подразделить на общую и специфическую. Общая неуспеваемость - это стойкое, относительно длительное отставание ученика по основным предметам: математике и русскому языку. Специфическое отставание затрагивает лишь один из этих предметов. Причем, учащийся может удовлетворительно заниматься по остальным предметам начальной школы.
Зачастую вынесенный вердикт «отстающий ученик» оказывается «одаренным учеником», а полное отсутствие у первого мотивации связано с тем, что он не видит смысла в выполнении предложенных ему заданий. Не то, чтобы он это все уже знал, просто задания не кажутся ему интересными и достаточно трудными.
Необходимо учить детей эффективному труду, который будет не только развивать, но и приносить радость от самого процесса.