Учебный курс «Информатика», как условие для реализации деятельностного подхода
Учебный курс «Информатика», как условие для реализации деятельностного подхода
Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. В условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества особую значимость приобретает подготовка подрастающего поколения в области информатики и ИКТ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Учебный курс «Информатика», как условие для реализации деятельностного подхода»
Реферат по курсу: «Методология и методы научного исследования».
Тема:
Учебный курс «Информатика»,
как условие для реализации деятельностного подхода
Выполнила учитель ИИТ
Новикова Татьяна Сергеевна
Содержание
I. Введение. Актуальность темы.
3-4 стр.
II. Анализ педагогической литературы по теме организации деятельностного подхода при обучении.
5-7 стр.
III. Деятельностный метод обучения.
8-11 стр.
IV. Деятельностный поход в обучении информатике.
IV. 1. Учебный курс «Информатика», как условие для реализации деятельностного подхода.
IV.2. Педагогический опыт учителя информатики МОУ СОШ №3 г. Николаевска-на-Амуре Косицыной Ольги Александровна использования деятельного подхода как средства активизации обучения информатике и развития общей культуры школьника.
IV. 2.1. Основополагающая идея усвоения содержания обучения и развитие ученика происходит в процессе его собственной деятельности.
IV. 2.2. План внедрения деятельностного подхода.
IV. 2.2.1.Совершенствование структуры урока.
IV. 2.2.2.Введение в практику использования различных форм практических работ.
IV.2.2.3.Использование интерактивных средств обучения.
IV. 3. Анализ результатов реализации опыта.
12-29 стр.
V. Заключение.
30 стр.
Использованные источники
31 стр.
I.Введение. Актуальность темы.
“Великая цель образования - это не знания, а действия” Герберт Спенсер
Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Именно поэтому выпускники российской школы по уровню фактических знаний заметно превосходят своих сверстников из большинства стран. Предмет нашей гордости в прошлом – большой объём фактических знаний – в изменившемся мире потерял свою ценность, поскольку любая информация быстро устаревает. Необходимым становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять. Но ещё важнее знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую. И то, и другое, и третье – результаты деятельности, а деятельность – это решение задач. Таким образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (результат – знания) на овладение способами взаимодействия с миром (результат – умения), мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся.
Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. В условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества особую значимость приобретает подготовка подрастающего поколения в области информатики и ИКТ.
Главной идеей образования в последние годы становится идея формирования ключевых компетенций, формирования системы критериев, характеризующих не просто умения, а умения, проявляемые в конкретных жизненных ситуациях. В информационном обществе полученные знания имеют тенденцию к потере важности в пользу способностей приобретать новые знания. Информационная функция образования перестает быть приоритетной, определяющей становится функция развития человека, подготовки его к пониманию новых ситуаций, к выработке стратегии нешаблонных действий, способности к перестройке собственных способов работы. Такая расстановка акцентов в функциях образования требует изменения подхода в обучении.
Требования, предъявляемые к выпускникам школы за курс основного общего образования, говорят о том, чтоученик должен работать с различными видами информации с помощью средств ИКТ, организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты, применять средства ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности.
Государственный стандарт по информатике так же предполагает приоритет деятельностного подхода к процессу обучения, развитие у учащихся широкого комплекса общих учебных и предметных умений, овладение способами деятельности, формирующими познавательную, информационную, коммуникативную компетенции.
Для введения в практику преподавания предмета «Информатика» деятельностного подхода можно сформулировать следующую проблему: как используя деятельностный подход в практике преподавания информатики активизировать освоение ИКТ учащимися и развить общую культуру школьника.
Предмет: деятельностный подход как средство овладения ИКТ и развития общей культуры.
Цель: организовать процесс овладения информатики и ИКТ используя деятельностный подход.
Гипотеза: использование деятельностного подхода позволит перейти от обучения информатике, носящего преимущественного информационный характер и направленного в основном на исполнительскую деятельность, к формированию ключевых информационных и коммуникативных компетенций на основе развития максимальной самостоятельной познавательной деятельности школьников.
Исходя из цели и гипотезы, сформулированы следующие задачи:
1. Изучить технологию деятельностного подхода.
2. Совершенствовать структуру урока для реализации деятельностного подхода.
3. Обеспечить направленность обучение для формирования информационной и коммуникативной компетенции.
4. Сформировать практический опыт реализации деятельностного подхода в практике преподавания информатики и ИКТ.
II. Анализ педагогической литературы по теме организации деятельностного подхода при обучении.
Категория деятельности активно исследовалась еще в античной философии. Понятия деятельности и её элементов у Платона и Аристотеля прошли через историю философии почти без изменений. Так, Аристотель связывал деятельность с такими понятиями, как «цель» и «осуществленность». В работе «Метафизика» он писал: «Дело – цель, а деятельность – дело, почему и «деятельность» (energeia) производна от «дела» (ergon) и нацелена на «осуществленность» (entelecheia)» Аристотель выделял два основных вида деятельности – внешний, предметный, направленный на то, «что создается (например, строительство – в том, что строится)» и внутренний, в том случае, когда «деятельность находится в том, что действует (например, видение – в том, кто видит, умозрение – в том, кто им занимается, а жизнь – в душе). (Аристотель. Сочинения. В 4-х т.: Т.1. / Аристотель / Под. общ. ред. В. Ф. Асмуса. - М.: Мысль, 1976. – 550 с.)
Подлинно научное решение проблемы деятельности стало возможным лишь на основе материалистического понимания истории. Вскрыв решающую роль материальной деятельности в форме исторически определенного способа производства, К. Маркс дал ключ к пониманию всей системы человеческой жизнедеятельности. Открытие материалистического понимания истории дало возможность впервые понять саму структуру и природу деятельности, как определенного способа бытия определенной сферы материальной деятельности общества. Карл Маркс написал, что подобно тому, как материальная деятельность есть мое практическое самоопределение и самоутверждение, так «деятельность моего всеобщего сознания как таковая является моим теоретическим бытием как общественного существа». (Маркс С.590) Таким образом, в деятельности человек раскрывает свое особое место в мире и утверждает себя в нем как существо общественное, « как само общество производит человека, так и он производит общество» (Маркс С.259)
Развившийся в истории философии (особенно в немецкой классической философии) тезис о том, что деятельность есть способ бытия человека, трансформировался в научно обоснованный вывод: система социальной деятельности, основанная на исторически определенном способе материального производства, есть способ бытия общества. Человек как индивид существует лишь как общественный человек в составе социальных групп, общностей, классов, т. е. в составе той социальной системы, которая складывается, вырастает как воплощение способа производства общественной жизни, системы социальных отношений, формирующихся на основе совокупной деятельности индивидов и ее объективированных результатов. Деятельность предстает как социально преемственная активность, адресующая себя другим людям и поколениям. Исторически первый ее акт – производство орудий с помощью орудий. В этом смысле деятельность – это единство опредмечивания и распредмечивания: она непрерывно переходит из формы действующей способности человека в форму предметного воплощения и обратно
Современная литература не дает единого подхода к формированию определения понятия деятельность.
Развернутое определение этого понятия в философии сформулировано Э.Г. Юдиным: «Деятельность есть специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование этого мира на основе определённой потребности, мотива».(1, стр.56)
Эта позиция стала отправной точкой в основе концепции взаимодействия субъектов образовательного процесса. Исследования Э.Г. Юдина позволяют установить атрибуты деятельности: целеполагание, предметность, осмысленность, преобразующий характер.
По мнению психолога Леонтьева А.Н. с полным основанием о деятельности можно говорить только тогда, когда «это совокупность активных действий, которые вызываются одним мотивом». (2, стр.257)
В педагогике «Деятельность - это внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознаваемой целью».
Обратив внимания на предложенные определения можно увидеть общее: Деятельность предполагает активные мотивированные действия.
Под термином «деятельностный подход» следует понимать: «планирование и организацию учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьников».(4)
Деятельностный подход в последние годы интенсивно разрабатывался в философии, психологии, педагогике (Л.С. Выгодский, И. С. Якиманской, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев и др.). Этот подход лежит в сфере интересов учителей различных предметов.
Работая над реализацией, поставленных цели и задач, была изучена современная литература по данному вопросу: «Теория планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий» П.Я.Гальперина, «Системный подход и принцип деятельности» Э.Г. Юдина, «Деятельностный подход в изучении истории в школе» Л.Н. Алексашкина, опыт учителя истории Н.В.Тарасовой, результаты исследования Т.Н.Суворовой по теме «Совершенствование методики изучения информационных технологий в школьном курсе информатики».
По П. Я. Гальперину « Действие – это единица анализа деятельности учащихся» (3). Оно представляет собой целостную систему взаимосвязанных элементов. В ходе выполнения действия эти элементы обеспечивают три основные функции: ориентировочную, исполнительную, контрольную.
Ориентировочнаячасть является центральной, намечает пути и способы действия, исполнительная часть их реализует, а на контрольно-корректировочной части происходит оценка результата и ликвидация пробелов в знаниях.
В своей работе П. Я. Гальперин выделяет три типа учения:
- по первому типу учения объяснение любого действия сводится к его однократной демонстрации, показу образца и к неполному словесному описанию по ходу показа. Дефицит начальных условий становится причиной большого числа проб и ошибок. При таком типе обучения у большинства детей происходит накопление узких знаний и умений и не развивает мышление;
- обучение по второму типу характеризуется тем, что всю систему необходимых условий заранее излагают в готовом виде учащимся и активность ученика на усвоение готового знания; воспитание познавательного интереса к знанию не происходит.
-третий тип учения характеризуется полной системой условий, которая не задается в готовом виде, строится самим учащимся, который исходит из проблем, возникающих при столкновении фактов. Этот тип учения эффект, развитие мышления проявляется в самостоятельном распространении усвоенных приемов исследования на дальнейшие разделы того же учебного предмета и за его границы.
Строя обучения на основе деятельностного подхода необходимо руководствоваться следующими положениями:
-обучение должно быть построено по третьему типу;
-в деятельности учащихся преобладают активные действия на ориентировочном, исполнительском и контрольно-корректировочном этапах;
- деятельность учащихся организована таким образом, что созданы необходимые условия для формирования и дальнейшего развития мыслительных операций.
III. Деятельностный метод обучения.
Концепцию “учения через деятельность” предложил американский ученый Д.Дьюи. (Дьюи Дж. Школа будущего. – М.: Госиздат. 1926 Дьюи Дж. Демократия и образование / Пер. с англ. – М.: Педагогика. 2000) Основные принципы его системы: учет интересов учащихся; учение через обучение мысли и действию; познание и знание - следствие преодоления трудностей; свободная творческая работа и сотрудничество.
Главное в деятельностном методе – это сама деятельность, деятельность самих учащихся. Попадая в проблемную ситуацию, дети сами ищут из нее выход. Функция учителя носит лишь направляющий и корректирующий характер. Ребенок должен доказать право существования своей гипотезы, отстоять свою точку зрения.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
1. Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей.
2. Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей
3. Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире.
4. Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5. Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6. Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7. Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимися собственного опыта творческой деятельности.
Представленная система дидактических принципов обеспечивает передачу детям культурных ценностей общества в соответствии с основными дидактическими требованиями традиционной школы (принципы наглядности, доступности, преемственности, активности, сознательного усвоения знаний, научности и др.). Разработанная дидактическая система не отвергает традиционную дидактику, а продолжает и развивает ее в направлении реализации современных образовательных целей. Одновременно она является механизмом разноуровневого обучения, обеспечивая возможность выбора каждым учеником индивидуальной образовательной траектории; при условии гарантированного достижения им социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний)
Очевидно, что традиционный объяснительно-иллюстративный метод, на основе которого строится сегодня обучение в школе, недостаточен для решения поставленных задач. Основная особенность деятельностного метода заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети открывают их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность и подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия. Таким образом, полученные знания приобретают личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а по сути.
Деятельностный метод предполагает следующую структуру уроков введения нового знания.
1. Мотивация к учебной деятельности.
Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке.
2. «Открытие» нового знания
Учитель предлагает учащимся систему вопросов и заданий, подводящих их к самостоятельному открытию нового. В результате обсуждения он подводит итог.
4. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном
5. Включение в систему знаний и повторение.
На данном этапе выявляются границы применимости новых знаний. Таким образом, в процесс обучения эффективно включаются все компоненты учебной деятельности: учебные задачи, способы действий, операции самоконтроля и самооценки.
6. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
Фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.
Деятельностный аспект содержания обучения в деятельностной модели обучения выражается в том, что содержание обучения есть деятельность в связи с решением проблемы и деятельность коммуникации как овладение социальной нормой, вербальная деятельность и виды невербального самовыражения, т.е. учебный процесс представляет собой: взаимодействие, решение коммуникативных (проблемных) задач.
Взаимодействие - одна из целостных и существенных характеристик обучения в контексте деятельностного подхода. Универсальность этой категории в том, что она представляет и описывает совместную деятельность учеников, их общение как форму деятельности в качестве условия, средства, цели, движущей силы. Механизм подобного взаимодействия видится в сочетании способности не только действовать, но и воспринимать действия других. При этом речь идет о взаимодействии учащихся, как между собой, так и с педагогом.
Взаимодействие при этом есть способ бытия - общение и способ действования - решение задач. “Среда учения - деятельность, разнообразная по содержанию, мотивированная для ученика, проблемная по способу освоения деятельности, необходимое условие для этого - отношения в образовательной среде, которые строятся на основе доверия, сотрудничества, равнопартнёрства, общения” [Леонтьев А.А. Психологические аспекты личности и деятельности // ИЯШ 1978, №5]. Во взаимодействии “учитель - ученик”, “ученик - ученик” главная роль отводится принятию другого человека, группы, себя, другого мнения, отношения, фактов бытия. Понимание и принятие нацеливает на деятельность, а не на выяснение отношений, фокусирует внимание обучающегося на проблеме, на решении коммуникативных задач. Коммуникативная задача - проблема, требующая разрешения противоречия: ты знаешь - я не знаю, ты умеешь - я не умею, а мне надо знать и уметь (у меня есть потребность). Решение коммуникативной задачи требует сначала сформировать потребность (например, в виде вопросов), потом - как эту потребность реализовать. Субъект может реализовать ее сам, может обратиться к другому. И в этом и в другом случае он вступает в общение: с самим собой или с другим. Ответы на вопросы решают задачу или выводят на новую задачу. Для организации учебной деятельности наибольший интерес представляют задачи интеллектуально-познавательного плана, которые осознаются самим учащимся как жажда знаний, необходимость в усвоении этих знаний, как стремление к расширению кругозора, углублению, систематизации знаний. Это такая деятельность, которая, соотносясь со специфически человеческой познавательной, интеллектуальной потребностью, характеризуется положительным эмоциональным фоном, способствующим мотивации учащегося настойчиво и увлеченно работать над учебной задачей, противостоя другим побудителям и отвлекающим факторам. Понятие учебной задачи является при этом одним из центральных, в учебной деятельности такая задача выступает как единица процесса обучения. Согласно Д.Б. Эльконину, “основное отличие учебной задачи от всяких других задач заключается в том, что ее цель и результат состоят в изменении самого действующего субъекта, а не в изменении предметов, с которыми действует субъект” [Эльконин Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах. – М. Институт практической психологии, Воронеж:НПО “Модек”. 1995]. Высшая степень проблемности присуща такой учебной задаче, в которой ученик: сам формулирует проблему, сам находит ее решение, решает, самоконтролирует правильность этого решения.
Специфическими принципами деятельностного подхода являются следующие:
· принцип субъективности воспитания;
· принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены;
· принцип учета сензитивных периодов развития;
· принцип со – трансформации;
· принцип преодоления зоны приближающегося развития и организация в ней совместной деятельности детей и взрослых;
· принцип обогащения, усиления, углубления детского развития;
· принцип проектирования, конструирования и создания ситуации воспитывающей деятельности;
· принцип обязательной результативности каждого вида деятельности;
· принцип высокой мотивированности любых видов деятельности;
· принцип обязательной рефлективности всякой деятельности;
· принцип нравственного обогащения используемых в качестве средства видов деятельности;
· принцип сотрудничества при организации и управлении различными видами деятельности.
Деятельностный подход ориентируется на сенситивные периоды развития школьников как на периоды, в которые они наиболее «чувствительны» к усвоению языка, освоению способов общения и деятельности, предметных и умственных действий. Эта ориентация обуславливает необходимость непрерывного поиска соответствующего содержания обучения и воспитания, как предметного, так и одинакового, символического характера, а также соответствующих методов обучения и воспитания.
Деятельностный подход в обучении учитывает характер и законы смены типов ведущей деятельности в формировании личности ребенка как основания периодизации детского развития. Подход в своих теоретических и практических основаниях учитывает научно обоснованные положения о том, что все психологические новообразования определяемой осуществляемой ребенком ведущей деятельностью и потребностью смены этой деятельности.
IV. Деятельностный поход в обучении информатике.
IV. 1. Учебный курс «Информатика», как условие для реализации деятельностного подхода.
Деятельностный подход требует определенной формы организации, особого содержания, различных способов работы и их последовательности, специально подготовленного учителя, средств обучения. При этом выделяются три главных объекта: деятельность обучаемых, деятельность обучающих; взаимодействие деятельностей обучаемого и обучающего. Деятельность в данном случае – мотивированный процесс использования учеником тех или иных средств для достижения собственной или внешне заданной цели.
Курс учебного предмета «Информатика» призван формировать современное научное мировоззрение, способствовать развитию интеллектуальных способностей и познавательного интереса школьников, обеспечивать освоение информационных технологий, необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Изучение информатики и ИКТ направлено на достижение следующих целей:
-формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики;
-формирование у учащихся навыков информационно-учебной деятельности на базе средств ИКТ для решения познавательных задач и саморазвития;
-развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Школьный учебный предмет «Информатика» выполняет общеобразовательные функции, отражает в себе наиболее общезначимые, фундаментальные понятия и сведения, раскрывающие существо науки, вооружает учащихся знаниями, умениями, навыками, необходимыми для изучения основ других наук в школе, а также подготавливает молодых людей к будущей практической деятельности и жизни в современном информационном обществе.
Таким образом, школьный предметный курс «Информатика» возможно рассматривать как условие для реализации деятельностного подхода в учебной деятельности обучающихся, так как его педагогические функции направлены на решение таких задач общего образования, как:
• формирование основ современного научного мировоззрения;
• развитие мышления;
• подготовка школьников к практической деятельности, труду и продолжению образования.
2. Цели, задачи, структура учебного курса.
Структура целей изучения предмета построена с учетом необходимости всестороннего развития личности обучающегося и включает освоение знаний, овладение умениями, воспитание, развитие и практическое применение приобретенных знаний и умений (ключевые компетенции).
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
• овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
• воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
• выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда» (6, стр.7).
На этой ступени предмет «Информатика» состоит из двух разделов, название которых отражают суть теоретической и практической части: «Информационные процессы» и «Информационные технологии».
Теоретическая часть строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия, как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая часть направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющихся значимыми для формирования функциональной грамотности, социализации школьников и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
• освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
• овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
• воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
• приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности» (6, стр.18-19).
На этой ступени предмет «Информатика» представлен теоретической частью и набором практических работ:
Теоретическая и практическая части призваныболее полно, чем в основной школе, раскрыть содержание информатики как фундаментальной научной дисциплины, в этой связи приоритетными объектами изучения становятся информационные системы и информационные технологии, рассматриваемые с позиции системного подхода.
Из программы по информатике видно, что содержание предмета условно делится 50/50 теоретической и практической части.
Однако более глубокий анализ рекомендуемой практической части показал, что сформировать устойчивый навык использования средств информационных технологий затруднительно так, как сформированный навык теряется, из-за не использования полученных умений в последующей работе.
Результаты исследования ученического коллектива, предъявляемые требования к выпускнику и анализ программы по информатике позволяет наметить план внедрения деятельностного подхода в педагогическую практику:
I шаг. Организационный.
Заключался в изменение структуры урока, через увеличение доли самостоятельности при изучении материала, через приоритетное использование заданий практической направленности.
Реализация первого шага происходит при календарно-тематическом и поурочном планировании.
II шаг. Технологический.
Подразумевает:
Системное использование на уроке приемов и форм технологии развития критического мышления.
Введение в практику использование различных форм традиционных и нетрадиционных практических работ.
Использования интерактивных средств обучения: интерактивной доски; электронных пособий; презентаций по темам.
Деятельностный подход в обучении – это реализация вывода психологической науки: знания усваиваются субъектом и проявляются только через его деятельность; процесс обучения должен строиться на постепенном усложнении содержания, способов, характера деятельности учащихся.
Технология деятельностного метода – инструмент, позволяющий решить задачу по смене задач образования – с формирующей на развивающую, т.е. построение образовательного пространства, в котором эффективно развиваются деятельностные способности учащихся. Сегодня надо осваивать не просто одну из образовательных технологий в рамках старого метода, как бывало раньше, а требуется сменить сам метод – перейти от объяснения нового знания к организации “открытия” его детьми. Это означает изменение мировоззрения педагога, привычных способов его работы.
Деятельностный метод в системе развивающего обучения позволяет достигнуть цели – готовности к саморазвитию. Образовательная технология деятельностного подхода позволяет:
достигать поставленных целей по конкретному учебному предмету;
ориентировать на развитие творческой деятельности.
Подготовка и проведение уроков деятельностной направленности является на сегодняшний день для педагогов одной из наиболее актуальных проблем. Дидактическая система разработана Ассоциацией “Школа 2000…”:
Сравним традиционный (объяснительный) и деятельностный способы обучения.
Механизмы организации учебного процесса в традиционном и деятельностном способах обучения
Объяснительный способ обучения
Компоненты деятельности
Деятельностный способ обучения
Задаётся педагогом, может декларироваться лицом, его заменяющим (старшеклассником)
1. Цель — модель желаемого будущего, предполагаемый результат
В процессе проблематизации обеспечивается внутреннее принятие учащимися цели предстоящей деятельности
Используются внешние мотивы деятельности
2. Мотивы - побудители к деятельности
Опора на внутренние мотивы деятельности
Выбираются педагогом, часто используются привычные, независимо от поставленной цели
3. Средства - способы, с помощью которых осуществляется деятельность
Совместный с учащимися выбор разнообразных обучающих средств, адекватных цели
Организуются инвариантные действия, предусмотренные учителем
4. Действия - основной элемент деятельности
Вариативность действий, создание ситуации выбора в соответствии с возможностями ученика
Прослеживается внешний результат, главным образом, уровень освоения знаний
5. Результат - материальный или духовный продукт
Главное - внутренние позитивные личностные изменения в процессе учения
Сравнение полученного результата с общепринятыми эталонами
6. Оценка - критерий достижения цели
Самооценка на основе применения индивидуальных эталонов достижения
Как видим, при объяснительно-иллюстративном способе обучения деятельность задаётся учителем извне, а потому чаще всего не воспринимается школьниками и становится для них безразличной, а иногда и нежелательной. Все компоненты деятельности оказываются в руках учителя, личность школьника здесь не представлена, более того, она может восприниматься и как нечто, тормозящее действия учителя. Педагог организует свою деятельность, транслирует готовое содержание, контролирует и оценивает его усвоение. В обязанности ученика входит лишь выполнение предложенных учителем репродуктивных действий.
IV.2. Педагогический опыт учителя информатики МОУ СОШ №3 Косицыной Ольги Александровна использования деятельного подхода как средства активизации обучения информатике и развития общей культуры школьника.
IV. 2.1. Основополагающая идея усвоения содержания обучения и развитие ученика происходит в процессе его собственной деятельности.
В основе педагогического опыта учителя информатики Косицыной О.А. использования деятельностного подхода на уроке информатике лежит идея усвоения содержания обучения и развитие ученика происходит в процессе его собственной деятельности.
Реализуя эту идею, она организовывает работу на уроке так, чтобы обучающиеся были субъектами образовательного процесса, т.е.:
Учащиеся массовых классов
Учащиеся классов ЗПР
САМИ осознали и вычленили проблему;
САМИ поставили цель обучения;
САМИ сформулировали задачи;
СУМЕЛИ применить полученные знания на практике;
САМИ могли оценить свою работу;
СМОГЛИ, преобразовать и получать новые знания.
САМИ (или с помощью учителя) сформулировали проблему;
САМИ (или с помощью учителя) поставить цель обучения;
САМИ (или с помощью учителя) формулировали задачи;
СУМЕЛИ применить полученные знания на практике;
САМИ могли оценить свою работу;
СМОГЛИ, преобразовать и получать новые знания.
Такой подход к обучению ведёт к изменению роли учителя. Из передатчика информации и контролера, учитель «превращается» в организатора, координатора, помощника, консультанта который обеспечивает, сопровождение самостоятельной деятельности школьников.
При планировании урока Косицына О.А. руководствуется следующими положениями:
- создание и поддержание познавательного интереса и самостоятельной умственной активности у учащихся;
- реализация принципа сотрудничества на уроке, при котором школьники являются соавторами учебного процесса;
- создание условий, способствующих максимальному раскрытию способностей учеников;
- использование современных компьютерных технологий;
- оптимальное сочетание традиционных и нетрадиционных форм работы.
IV. 2. 2. План внедрения деятельностного подхода.
IV. 2. 2. 1. I шаг. Организационный. Совершенствование структуры урока.
Под совершенствованием структуры урока учитель принимал:
- организация работы учащихся на всех этапах урока: ориентировочном, исполнительском и контрольно-корректировочном;
- увеличение на всех этапах доли самостоятельных заданий практической направленности;
- использование на всех этапах приёмов педагогической техники, направленных на формирование критического мышления.
Ориентировочный этаппредполагает привлечение учащихся к постановке цели и мотивированное изучение темы урока.
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ (Стадия вызова)
С позиции деятельностного подхода при формулировке цели необходимо указывать действия, процедуры, которыми должны овладеть учащиеся, например:
«использовать ИКТ для создания графических изображений»,
«сравнить возможности ЭЛТ - монитора и ЖК - монитора»,
«использовать возможностей Интернет для поиска информации»,
«построить информационную модель ПК»,
«графически представить результаты расчетов»,
«овладеть приемами работы со сканером»,
«разрабатывать и реализовывать табличные модели задач обработки данных»,
«вводить формулы с помощью встроенных средств табличного процессора, проверять корректность расчета данных»,
«интерпретировать результаты обработки данных средствами деловой графики» и.т.д.
Основной критерий достижения целей обучения – успешное решение учащимися задач. Дополнительный критерий – актуализация знаний общей структуры содержания учебной дисциплины.
На этом этапе происходит пробуждение интереса, подготовка учащихся к предстоящей работе. Поэтому формулировке цели может предшествовать построение ситуации, в которой учащимся предлагается или два решения, одно с помощью имеющихся знаний, другое с помощью нового материала, ученик должен увидеть его преимущество или же задание должно вызывать у ученика информационный дефицит. Например:
- Моделирование (жизненной) ситуации. Это ситуация, которая может возникнуть в реалии.
1.Тема урока: «Основные характеристики персонального компьютера» (7 класс)
Цель: «составить описание основных характеристик устройств ПК»
«Представьте, что вы идете покупать компьютер. Опишите, на что вы будите обращать внимание при выборе ПК?». Составляется краткое описание (технология «Мозговой штурм»), которое сохраняется на протяжении всего урока. Изучив новую тему, даётся оценка первоначальному описанию и ученикам, предлагается ещё раз выполнить задание.
2.Тема урока: «Алгоритмы с ветвлением» (6 класс)
Цель: «освоить составление алгоритма с командой ветвления»
Ход урока. Рассмотрим задачу, с которой столкнулся один из сказочных героев - Иван Царевич. Этот сюжет отображен на картине В.М. Васнецова «Витязь на распутье».
Можно ли помочь решить эту задачу витязю с использованием линейной структуры алгоритма? Почему? Встречаемся ли мы в жизни с подобными задачами. Примеры жизненных ситуаций, в которых приходится ДЕЛАТЬ ВЫБОР: переход через дорогу, выбор одежды, делать уроки или не делать.
- Ситуация выбора.
Тема урока: «Таблица» (5 класс)
Цель: «строить таблицу по текстовым данным»
Ход урока. Ситуация « Учитель попросил двух учениц составить ведомости годовых оценок учащихся класса по математике, литературе, русскому языку и истории. Девочки выполнили поручение и представили свои ведомости».
Ответьте на вопросы по представленной информации:
Кто из учащихся учится без троек?
По какому предмету учащихся нет троек?
У кого из учеников лучший результат по математике?
Вывод:
По какой из ведомостей легче ответить на вопросы и почему?
Как вы думаете, чем мы будим заниматься сегодня на уроке?
- Проблемная задача.
Тема урока: «Двоичная система счисления» (9 класс)
Цель: «освоить арифметику двоичных чисел»
Урок начинается с формулирования целей и постановки дидактической задачи практического характера. Например: «Ученик решил пример 100101+10111=111100. Верно, ли решён пример?»
Поскольку задание для учащихся является новым и подобрано так, что с помощью имеющихся знаний и умений его решить нельзя, то у них возникает информационный дефицит. Учащиеся запрашивают недостающую информацию, учитель предоставляет её в форме информационного листа.
На этой стадии учитель использовала приемы педагогической техники, которые обеспечивают включение каждого школьника в учебный процесс, стимулируют творческую мыслительную активность учащихся, пробуждают интерес к изучаемой теме:
«Я уже знаю», «Ключевые слова», «Кластер»;
«Рисунки»
«Лови ошибку».
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА (Стадия осмысления)
На этом этапе ученик сталкивается с новой информацией, пытается решить проблему, опираясь на сведения, предоставляемые учителем, учебником или другим источником информации.
Организуя работу, по изучению учащимися нового материала, учитель Косицына О.А. использует различные активные формы:
- Работа с информационными картами по теме.
Информационная карта представляет собой таблицу, в которой содержатся краткие теоретические сведения, образцы выполнения практических заданий на использование теоретического материала и задания, для усвоения типовых решений. Использовать информационную карту целесообразно на темах носящих больше практический характер, содержащих алгоритмы решения задач.
Информационные карты используются для сопровождения учащегося при изучении нового материала, при формировании практического навыка в решении типовых задач, как основа при организации уроков повторения в конце учебного года, в 9-11 классе при подготовке к ГИА и к ЕГЭ.
-Составление схем по тексту.
Представление информации в структурно-логической форме используется, т.к. имеет ряд преимуществ по сравнению с линейно-текстовым изложением учебного материала:
во-первых, проще определить структуру изучаемого явления, выделить существенные связи между его компонентами и сформировать у ученика целостную картину изучаемого предмета;
во-вторых, такое преобразование учебного текста представляет собой эффективный приём, активизирующий мышление обучающегося;
в-третьих, знаковое моделирование обеспечивает глубокое усвоение и понимание учебного материала;
в-четвёртых, наглядно-образная форма представления информации способствует лучшему её запоминанию;
в-пятых, представление учебной информации в системе структурно-логических схем выступает эффективным средством организации и активизации самостоятельной работы обучающихся.
Опорные схемы помогают организовать и изучение нового материала, и повторение, и подготовку к экзамену, и проверку знаний (например: составить рассказ по схеме, восстановить опорную схему или её элементы, предложить свой вариант схемы по теме, внести в схему дополнения).
-Заполнение таблиц по тексту.
Задание на составление таблицы используется, если изучаются объекты, обладающие одинаковыми наборами свойств. Причём объекты и свойства, могут задаваться изначально, а сильному ученику, можно предложить самому определить объекты и свойства.
Преимущества представленной в таблице информации - наглядность, компактность, легкая обозримость.
На этой стадии используются приемы педагогической техники, которые обеспечивают развитие у учащихся навыков работы с различными источниками информации (учебник, справочники, дополнительные материалы, Интернет), развитие мыслительных способностей:
«Анализ текста по предложенной схеме»;
«Пометки на полях».
IV. 2.2.2. II шаг. Введение в практику использование различных форм практических работ.
Исполнительский этап предполагает реализацию намеченных путей и способов действий, определённых на ориентировочном этапе. На нем учащиеся вовлекаются в практическую деятельность, её цель - закрепление имеющихся практических навыков и формирование новых в сфере использования средств ИКТ.
Активизировать ученика как субъекта деятельности, позволяет использование учебных практик на уроке, которые направлены на комплексное развитие компетенций: ценностно-смысловая; образовательная, учебная познавательная; информационно-коммуникативная.
В своей педагогической деятельности на уроках учитель использует различные виды практической работы.
По направлению учебной деятельности учащихся:
- обучающая практическая работа, используется для изучения нового материала или освоения новых компьютерных технологий;
- закрепляющая практическая работа, призвана закрепить имеющиеся у учеников практические умения в работе с ИКТ;
- индивидуальные, это работы, в ходе которых происходит развитие способности у ученика в использовании средств ИКТ; развивается активная позиция учащегося и закрепляется у него чувство уверенности в своих силах; учитель, выступая в роли консультанта, тьютора;
- групповая работа, развивает у учащихся коммуникативные способности, толерантность, умение работать в команде. Исполняет роль консультанта ученик с повышенным уровнем подготовки и мотивации, усвоение знаний и умений происходит в результате общения слабого ученика с более подготовленным;
- фронтальная работа, это работа под руководством учителя, которая позволяет реализовать приём «Делай как я», т.е. предоставляет возможность воспроизведение учащимся деятельности, которая демонстрируется учителем. Такая форма особенно применима в классах ЗПР;
- коллективные работы, это работы в которых принимает участие весь класс и результат работы общий продукт. Используется мной в основном в старших классах.
Проводя на уроках учебные практики, Косицына О.А. использует традиционные и нетрадиционные формы их организации.
Традиционные: - практикумы по решению задач, эта форма, позволяет сформировать и закрепить у учеников умение решать задачи по различным темам курса, помогает подготовить учащихся к сдаче ЕГЭ;
- лабораторные работы, это самая распространенная форма, все ученики одновременно работают на своих рабочих местах с соответствующими программными средствами. Роль учителя - оперативная оказание помощи.
- эксперименты, это работа направлена на установление ранее неизвестного факта практическим путём.
Нетрадиционные: - проекты;
- виртуальная экскурсия;
- творческая работа.
ПРОЕКТЫ
Проектная деятельность.
Выполнение проектов даёт возможность для создания личностно - развивающей ситуации, позволяющей реализовать творческие силы, обеспечить выработку собственного мнения, своего стиля деятельности.
Этот метод основан на самостоятельной деятельности обучающихся по разработке проблемы, и по оформлению практического результата. Ученики включены в реальную учебную, творческую деятельность, которая привлекает их новизной, необычностью и занимательностью - это стимулирует познавательный интерес и развивает потребность выявлять проблемы, разрешать возникающие противоречия.
При оценке проекта учитываются следующие моменты:
- значимость и актуальность рассматриваемой проблемы;
- активность каждого участника проекта;
- творческая самостоятельность авторов проекта;
- соблюдение требований к созданию проекта;
- речевая культура, умение отвечать на задаваемые вопросы.
Рассмотрим разные варианты создания учебных проектов: «Информационный лист» - 11 класс, «Чему я научился за год на уроках информатике?» - 5 класс.
Тема урока: «Этика Интернет. Опасности Интернет» (11 класс).
Цель проекта: создание оригинального учебного пособия по изучаемой теме, способствующего развитию зрительной памяти, образного мышления, развитие интереса к изучению информатики, стремление нестандартно подходить к решению учебных задач.
На этапе составления информационного листа учащиеся:
делятся на группы;
формулируют тему и определяют цель;
подбирают материал;
составляют макет листа и его дизайн:
а) место для темы сообщения;
б) размещение материала, который кратко отражает содержание темы;
в) подбор иллюстраций, соответствующих теме;
готовят защиту;
Далее следует сама защита, подведение итогов и выставление оценок.
Цель проекта: обобщение изученного, демонстрация примера создания электронного учебного пособия, развитие интереса к изучению информатики.
Подготовительный этап. За неделю каждый ученик получают задание по составлению проекта: повторить все изученные за год технологии, их назначение и продумать содержание отчётного проекта, например:
Текстовый процессор. Создать приглашение.
Графический редактор. Нарисовать картинку.
Оформление задания в форме презентации.
На уроке учащиеся создают и защищают проект. Данная форма познавательной активности школьников эффективна в процессе организации любого типа урока и создает благоприятные условия для обобщения полученных знаний, умений и навыков.
ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ
Виртуальная экскурсия – форма урока, позволяющая организовать работу в группах по интересам. В ходе такой работы происходит расширение кругозора учащихся, сплочение детского коллектива и развитие личности каждого ребенка.
Образовательное путешествие:
- позволяет соединять разные виды деятельности в процессе исследования объектов: (визуальное наблюдение, поиск информации, ее анализ);
- позволяет активизировать самостоятельную исследовательскую деятельность учащихся, их личные переживания, поиски, заблуждения и открытия;
- дает свободу выбора источников информации, способов деятельности;
- позволяет каждому школьнику обогатить знания по интересующему вопросу.
Цель образовательного путешествия: самопознание и приращение личности ученика.
Этапы:
1.подготовка к путешествию, на этом этапе определяется тема, формируется группа, определяется цель работы;
2. работа в Интернете;
3. подведение итогов (обработка добытых материалов, составление маршрутного листа или презентации, представление результатов путешествия).
Пример.
Тема: «Компьютер - универсальное техническая система обработки информации» (10 класс)
Форма: «Виртуальное путешествие»
Цель урока: поиск информации по заданной теме в сетях Интернет.
В группе (2-3 человека). У каждой группы разные задания. Источники информации: ресурсы Интернет.
Каждая группа определяет задачи, реализует их, готовит отчёт о проделанной работе (презентация, рассказ). Итог работы сам отчёт, который оценивается классом.
№ группы
Тема
Цель
Задачи
1
ЖК - монитор
Используя ресурсы Интернет собрать возможную информацию.
- найти изображение;
-принципы работы;
- характеристики.
2
Устройство ПК
Используя ресурсы Интернет собрать возможную информацию.
- найти изображение всех устройств;
- записать их назначение.
3
Хранение информации
Используя ресурсы Интернет собрать возможную информацию.
-изображение носителей;
- их основные характеристики.
4
Системный блок
Используя ресурсы Интернет собрать возможную информацию.
- найти изображение;
-принципы работы;
- назначение устройств.
ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА
Творческая деятельность - это форма обобщения и систематизации знаний используется как на уроке, так и во внеклассной работе по предмету. Время проведения 1 урок - неделя. Учащиеся разбивают на группы или работают самостоятельно. Группы формируются по желанию.
Данная форма сочетает в себе следующие возможности:
высокая производительность (темп урока заряжает учащихся, они активны, включаются в работу с первых минут урока);
креативность мышления учащихся;
Примеры проведения творческих работ:
- Презентация «Открытка ко Дню Победы», в неё вошли работы учащихся школы;
- Презентация «Аквариум»);
- Презентация «Времена года».
Из работ учащихся педагог делает вывод, что использование учебных практик в системе работы позволяет решать задачи формирования предметных компетенций на уроках информатики. Кроме того выполнение творческих работ вызывает у учащихся положительный эмоциональный настрой, что очень эффективно влияет на уровень усвоения учебного материала и стимулирует учеников к дальнейшему изучению предмета.
Этот этап выводит ученика на Стадию размышления (РЕФЛЕКСИЯ), на которой происходит корректировка взглядов учащихся на основании полученной ими новой информации, происходит присвоение нового знания. Школьники высказывают собственные идеи и аргументируют их. Приемы, используемые на стадии размышления, способствуют:
- формированию у учащихся независимой, взвешенной позиции по отношению к изучаемой теме;
- формированию у учащихся, умения, на основе полученной информации, составлять вопросы;
- актуализации имеющихся у учащихся знаний по изучаемой теме;
- развивают творческие способности учащихся;
- закрепляют новые знания на уровне ассоциаций.
Контрольно-корректировочный этап на нём происходит анализ правильности выполнения деятельности и внесение коррекции в свои действия. При этом происходит сравнение цели (желаемого результата) с продуктом (конечный результат). Причём анализу подвергается каждая операция как ориентировочной, так и исполнительной части.
Этот этап предполагает привлечение учащихся к выработке критериев оценки своих знаний и к самооценке (или к взаимооценке) на основании выработанных критериев.
Критерии вырабатываются совместно, перед началом выполнения работы, что позволяет акцентировать внимание учеников на качестве и показывает какие знания и умения понадобятся им для работы.
При оценке знаний по критериям ученик видит свои затруднения, проводит самокоррекцию своих знаний самостоятельно или обращается за помощью к учителю.
Корректировку знаний и умений учащегося педагог проводит в ходе выполнения работы, выступая в роле консультанта.
Итоги самостоятельной работы обсуждаются с учащимися на том же занятии или на следующем за ним.
IV. 2.2.3. III шаг. Использования интерактивных средств обучения
Современные компьютерные технологии раскрывают массу возможностей для реализации многих приемов и методов деятельностного подхода.
Интерактивная доска – это большой экран для компьютеров и визуального оборудования, на котором можно писать напрямую, или контролировать процесс через компьютер.
Использование доски на уроках:
- вызывает дополнительный интерес учащихся;
- стимулирует познавательную деятельность;
- способствуют развитию умений сравнивать, выделять общее;
- активизирует мыслительные операции.
К дополнительным удобством можно отнести:
- наглядность,
- быстрое изменение информации даёт возможность обучения с увлечением;
- наглядное исправление ошибки;
- быстрая смена заданий;
- увеличение плотности урока.
На уроках интерактивную доску используют на всех этапах: при проверке домашнего задания, при актуализации знаний необходимых для изучения нового материала, на этапе ориентировочном, исполнительском и контрольно-корректировочном.
Организуя работу учащихся с интерактивной доской, учитель подбирает задания, позволяющие сформировать у ученика важные учебные умения сравнивать, классифицировать, анализировать, обобщать:
- соотносить объекты или классифицировать их по заданному признаку (передвигать их по экрану или соединять стрелками);
- вносить изменения в существующие объекты (увеличивать или уменьшать их, использовать перо);
- создавать объекты, используя имеющиеся шаблоны (геометрические фигуры, картинки, цветовую палитру);
- убрать лишнее (используя ластик или команду вырезать).
На уроке доска использоваться и для демонстрации:
- различных учебных элементов содержания курса (новых объектов, фрагментов программ, схем, текстов);
- различных возможностей информационных технологий (Excel, Access, Paint). При этом учащиеся наблюдают за действиями учителя или воспроизводят эти действия на экране своего компьютера;
- сложных практических заданий (в слабых классах и в классах ЗПР);
- результатов работы учащихся (это позволяет дать комментарии правильности выполнения работы, привлечь к оценке результата других учащихся, развивать у учащихся самооценку, самоконтроль и создавать ситуацию успеха).
Также на уроке часто используются готовые компьютерные программы и учебные электронные пособия:
- Презентации и демонстрационные материалы к УМК Л.Л.Босовой (5-6 класс);
- Презентации и демонстрационные материалы к УМК И.Г.Семакина (7-9 класс);
-Информатика. Тесты по информатике;
-Программа «Построение блок-схем»;
-«Машина Поста» 2000;
- Программа «Паркетчик», «Робот» и др.
Использование интерактивных средств обучения помогает развивать и поддерживать познавательный интерес и умственную активность у учащихся на протяжении урока, реализовывать принцип сотрудничества на уроке, повысить качество образования.
IV. 3. Анализ результатов реализации опыта педагога Косицыной О.А.
Начиная работу над внедрением в практику деятельностного подхода, учителем были сформулированы показатели, которые позволят определить успешность реализуемой идеи:
- рост качества знаний;
- 100% успеваемость;
- выбор учащимися предмета «Информатика» для сдачи экзамена;
- рост интереса к изучению предмета.
Проводя системный мониторинг по указанным критериям, была отмечена положительная динамика результатов учебной деятельности учащихся. Полученный результат показал, что все учащиеся по концу учебного года освоили программный материал, кроме этого учащиеся школы стати охотно принимать участия во внеклассной работе по информатике.
Особенность предмета «Информатика» заключается в том, что он вооружает учащихся практическими умениями использования средств ИКТ, которые могут использоваться учащимися на других учебных предметах. Эти умения учащиеся демонстрируют при оформлении работ и создании презентаций, участвуя в различных конкурсах.
Полученные в опыте результаты показывают, что организация процесса овладения ИКТ при использовании деятельностного подхода, обеспечивает формирование ключевых информационных и коммуникативных компетенций на основе максимальной самостоятельной познавательной деятельности школьников.
Применение деятельностного подхода способствует повышению интереса к изучению информатики у учащихся, помогает учителю добиваться высоких результатов в изучении предмета.
Педагогический опыт учителя информатики показал, что, реализуя деятельностный подход:
-активизируется познавательная деятельность учащихся на творческой основе;
-учащиеся овладевают компьютерной грамотностью;
- в процессе обучения происходит присвоение новых знаний;
- своевременно оказывается коррекция знаний и умений учащихся;
- актуализируется мыслительная деятельность школьников.
Новизну представленного опыта учителя информатики составляет активное приобщение учащихся к обучению, привлечение их к самостоятельной работе с интерактивной доской, развитие на уроках навыка работы в команде и расширение спектра практических работ, их творческая направленность.
Сформированный педагогом опыт позволяет реализовать цели, заложенные в государственном стандарте по информатике ориентируясь на активную познавательную деятельность учащихся, с использованием современных компьютерных технологий.
Представленный опыт может быть использован учителями информатики, реализующими в своей практике деятельностный подход.
V. Заключение.
Качество образования на современном этапе понимается как уровень специфических, надпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются не «впрок», а в контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации, как «научение жить здесь и сейчас».
Сегодня ценность является не там, где мир воспринимается по схеме знаю — не знаю, умею — не умею, владею — не владею, а где есть тезис ищу — и нахожу, думаю — и узнаю, тренируюсь — и делаю. На первый план выходит личность ученика, готовность его к самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу и организации информации, умение принимать решения и доводить их до исполнения.
Исходя из этого, иной становятся задачи учителя — не поучить, а побудить, не оценить, а проанализировать. Учитель по отношению к ученику перестает быть источником информации, а становится организатором получения информации, источником духовного и интеллектуального импульса, побуждающего к действию.
Если раньше ученик шел в школу за знаниями, то сегодня знания перестали быть самоцелью. Знать — еще не значит быть готовым эти знания использовать, а без динамики — знания подобны камню, лежащему на пути ручья; образуется запруда, которая со временем порастает зеленью, и вода умирает. Без усилий воли, без личностного участия камень не сдвинуть, воду, не открыть".
Стремительные социально-экономические преобразования, которые произошли в общества за последние десятилетия, кардинально изменили не только условия жизни людей, но и образовательную ситуацию. Сегодня как никогда актуальны слова слова доктора психологических наук, ведущего сотрудника Психологического института РАО Гал. Анат.Цукурман Г. А. Цукерман: «…не давать образцов, а ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны и мотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации,в которой надо действовать – вот основания нетрадиционной педагогики, основанной на психологической теории учебной деятельности…». Двадцатилетний опыт практической апробации в школах страны дидактической системы деятельностного метода обучения показал, что данная технология даёт реальную многоуровневую основу не только для эффективного обучения учеников базовым навыкам предметов, но и для комплексного своевременного развития многогранной личности гражданина 21 века.
Использованные источники:
Юдин Э.Г. «Системный подход и принцип деятельности. Метологические проблемы современной науки», АН СССР. Институт истории естествознания и техники, Издательство "Наука", 1978: http://www.pseudology.org/science/SystemPodxod.htm
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975.