kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Учебная мотивация школьников: проблемы и пути решения»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внутренних психологических источников учебной мотивации существует очень много, и если все их грамотно задействовать, проблем может стать значительно меньше.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Учебная мотивация школьников: проблемы и пути решения»»

Выступление на ППк ГБ ОУ С(К) ШИ г.Новотроицк.

Учитель-логопед: Буфетова В.В.

«Учебная мотивация школьников: проблемы и пути решения»

Помните знаменитую формулу революционной ситуации по В.И. Ленину? «Низы не хотят, а верхи не могут...» Пожалуй, при небольшой косметической поправке она вполне годится для характеристики сего-дняшнего положения в образовании: «Дети не хотят, а взрослые не могут учить их по-старому».

И что же делать? Логика подсказывает два возможных пути изменения ситуации.

Путь первый — заставить детей хотеть, тогда и взрослые смогут их учить. Путь второй — научиться учить по-другому, так, чтобы дети научились хотеть учиться. Оба пути возможны. «Заставить хотеть» трудно, неприятно обеим сторонам, но в принципе возможно. Метод «кнута и пряника», социальное давление, поддержка мощного социального «надо» в сознании ученика — все это методы старые, проверенные, в том числе в российской педагогике. На этом пути главное — неусыпный и постоянный контроль. Как только он ослабеет, хотение вновь исчезнет.

Второй путь интереснее и приятнее, он предполагает опору на внутренние стимулы к учебе, но имеет и свои недостатки: его реализация невозможна без существенного изменения педагогических средств, используемых для создания и поддержания учебной мотивации. Здесь нужны таких педагогические средства, с помощью которых можно создавать внутреннюю мотивацию, обучать детей непростому искусству хотения учиться.

В последние годы в массовом психолого-педагогическом сознании происходит постепенное искажение самого понятия «учебная мотивация». В портрете идеального, «замотивированного» ученика начинают все отчетливее проступать мрачные черты долженствования: это ребенок, понимающий смысл учебы для себя, осознающий, зачем и почему он должен учиться, умеющий сознательно ставить учебные цели и т.д. Осознанная учебная мотивация — это замечательно, но не на всех этапах обучения возможная и не для всех детей подходящая. Для многих детей характерна не осознанная учебная мотивация, а желание учиться, установка на учебу, и это не менее ценно. Слово «мотивация» произошло от латинского «movere», двигать. Исходя из современных психологических представлений о мотивации, мотивационной сферой личности называют совокупность стойких мотивов, име¬ющих определенную иерархию и выражающих направленность личности.

Учебная мотивация – это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. В школьной практике мотивация на учебу чаще всего выступает в форме интереса.

Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность не только учебной деятельности, но и открывает путь к самореализации. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости .

ТАК ГДЕ ЖЕ ИСТОКИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ?

На какие «кнопочки» можно нажимать, к каким внутренним источникам активности ребенка подключаться, для того чтобы побуждать его к учебному труду?

Ниже представлен перечень таких источников, не претендующий на безусловную полноту, но тем не менее весьма объемный.

 Интерес к информации (познавательная потребность).

 Интерес к способу действия.

 Интерес к людям, организующим процесс или участвующим в нем.

 Потребность в самовыражении и (или) самопрезентации.

 Потребность в самопознании и (или) самовоспитании.

 Актуализация творческой позиции.

 Осознание значимости происходящего для себя и других.

 Потребность в социальном признании.

 Избегание наказания (физического или морального).

 Получение материальных выгод и преимуществ.


Внутренних психологических источников учебной мотивации существует очень много, и если все их грамотно задействовать, проблем может стать значительно меньше.

Наиболее естественный способ – делать это через любознательность ребенка. 

Для формирования познавательного интереса большое значение имеет характер учебной деятельности. Одна из задач педагога – знакомить с материалом урока в интересной и живой форме, чтобы ребенку захотелось изучать их. Своевременное чередование и применение на разных этапах занятия разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями.

Для создания внутренней мотивации у ребенка нужно поддерживать в нем состояние успеха, как в учебной деятельности, так и во внеурочной деятельности. Для решения поставленных задач используют следующие пути: создают психологически комфортную обстановку на уроке, использование ИКТ, чередование разных видов деятельности. Используют различные формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальную, парную, групповую, коллективную. 

Одна из задач педагога – преподавать предметы в интересной и живой форме, чтобы ребенку захотелось изучать их. Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями.
Живой интерес у детей вызывают нетрадиционные уроки: уроки – презентации, уроки – квесты. Детям нравится разгадывать кроссворды, ребусы, головоломки, сочинять сказки и самим в них участвовать.

Развивать самостоятельность и самоконтроль учащихся в учебной деятельности, планировании, постановки целей и реализации их в деятельности, поиске нестандартных способов решения учебных задач.

Следующий момент, отражающий основные компоненты мотивации- целеполагание.

Известно, что реализация мотивов во многом зависит от умения учащихся ставить цели, обосновывать и достигать их. Этому ребят надо обучать, раскрывать последовательно систему целей. Эта способность в будущем ляжет в основу успешной профессиональной деятельности.

И, наконец, эмоциональный компонент мотивации учения. Главная его характеристика - переживания учащихся, эмоциональное отношение учению. Эмоции сами по себе, несомненно, имеют мотивирующее значение и зависят особенностей деятельности и ее организации.























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Учебная мотивация школьников: проблемы и пути решения»

Автор: Буфетова Виктория Владимировна.

Дата: 11.01.2020

Номер свидетельства: 535268

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(249) "Статья.Реализация индивидуально – образовательных  маршрутов учащихся как способ формирования учебной мотивации младших школьников. "
    ["seo_title"] => string(147) "stat-ia-riealizatsiia-individual-no-obrazovatiel-nykh-marshrutov-uchashchikhsia-kak-sposob-formirovaniia-uchiebnoi-motivatsii-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "103741"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402615994"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Игровые технологии как средство мотивации учащихся на уроках географии "
    ["seo_title"] => string(87) "ighrovyie-tiekhnologhii-kak-sriedstvo-motivatsii-uchashchikhsia-na-urokakh-ghieoghrafii"
    ["file_id"] => string(6) "176084"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424360184"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "Интегрированное занятие в малочисленной сельской школе как средство повышения мотивации обучающихся."
    ["seo_title"] => string(121) "intieghrirovannoie-zaniatiie-v-malochisliennoi-siel-skoi-shkolie-kak-sriedstvo-povyshieniia-motivatsii-obuchaiushchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "297417"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456198346"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "«Активные технологии в развитии  творчества младшего школьника» "
    ["seo_title"] => string(70) "aktivnyie-tiekhnologhii-v-razvitii-tvorchiestva-mladshiegho-shkol-nika"
    ["file_id"] => string(6) "181807"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1425397644"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(272) "«Развитие мотивации учебной деятельности младших школьников как качественный  показатель эффективности учебно-воспитательного процесса в школе» "
    ["seo_title"] => string(162) "razvitiie-motivatsii-uchiebnoi-dieiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov-kak-kachiestviennyi-pokazatiel-effiektivnosti-uchiebno-vospitatiel-nogho-protsiessa-v-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "104078"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1402665475"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства