kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тренинг «Проблема эмоционального выгорания педагогов»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В последние годы проблема сохранения психического здоровья педагогов стала особенно актуальной. Современный мир диктует свои правила: выросли требования со стороны родителей к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Преобразования в системе образования также поднимают планку: приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тренинг «Проблема эмоционального выгорания педагогов» »

Тренинг «Проблема эмоционального выгорания педагогов»

Цели: профилактика психологического здоровья педагогов, ознакомление педагогов с приемами саморегуляции.

 Задачи: знакомство с понятием эмоционального выгорания, его характеристиками; определение своего отношения к профессии, вычленение проблемности, «перекосов» в распределении психической энергии; анализ проявления признаков выгорания, выделение источников неудовлетворения профессиональной деятельностью; снижение уровня эмоционального выгорания педагогов.

Материалы и оборудование: интерактивная доска, бумага, ручки, листы с изображением лестницы, памятки, сборник мелодий для релаксации.

 Ход занятия

 I. Вступительное слово: «Проблема эмоционального выгорания  педагогов»

 Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких работ. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты.

 В последние годы проблема сохранения психического здоровья педагогов стала особенно актуальной. Современный мир диктует свои правила: выросли требования со стороны родителей к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Преобразования в системе образования также поднимают планку: приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии.

Увеличивается не только учебная нагрузка, вместе с ней растет и нервно-психическое напряжение личности, переутомление. Различного рода перегрузки усугубляются многочисленными страхами: страх быть покинутым, не найти поддержки; страх оказаться непрофессионалом; страх перед контролем.

 Такая ситуация достаточно быстро приводит к эмоциональному истощению педагогов, известному как «синдром эмоционального выгорания». «Эмоционально выгоревшие» педагоги отличаются повышенной тревожностью и агрессивностью, категоричностью и жесткой самоцензурой. Эти проявления значительно ограничивают творчество и свободу, профессиональный рост, стремление к самосовершенствованию. В результате личность педагога претерпевает ряд таких деформаций, как негибкость мышления, излишняя прямолинейность, поучающая манера говорить, чрезмерность пояснений, мыслительные стереотипы, авторитарность. Педагог становится своеобразной «ходячей энциклопедией»: он знает, что нужно, как нужно, когда, зачем и почему, и чем все это закончится. Но при этом он становится абсолютно закрытым и невосприимчивым к любым новшествам и переменам.

 Эмоциональное выгорание – это своего рода выработанный личностью механизм психологической защиты в виде полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. Профессиональная деятельность педагогов изобилует факторами, провоцирующими эмоциональное выгорание: высокая эмоциональная загруженность, огромное число эмоциогенных факторов, ежедневная и ежечасная необходимость сопереживания, сочувствия, ответственность за жизнь и здоровье детей. К тому же педагогические коллективы, как правило, однополы, а это – дополнительный источник конфликтов. В результате педагог становится заложником ситуации эмоционального выгорания, пленником стереотипов эмоционального и профессионального поведения.

 II. Практическая часть

 Существует китайская поговорка:

 «Расскажи мне – и я забуду

 Покажи мне – и я запомню

 Вовлеки меня – и я пойму и чему-то научусь»

 Человек усваивает:

 10% того, что слышит

 50 % того, что видит,

 70 % того, что сам переживает,

 90 % того, что сам делает.

 1. Упражнение «Поза Наполеона»

 Участникам показывается три движения: руки скрещены на груди, руки вытянуты вперед с раскрытыми ладонями и руки сжаты в кулаки. По команде ведущего: «Раз, два, три!», каждый участник одновременно с другими должен показать одно из трех движений (какое понравится). Задача в том, чтобы вся группа или большинство участников показали одинаковое движение.

 Комментарий ведущего

 Это упражнение показывает, насколько вы готовы к работе. Если большинство показали ладони, значит, они готовы к работе и достаточно открыты. Кулаки показывают агрессивность, поза Наполеона – некоторую закрытость или нежелание работать.

 2. Упражнение “Карусель общения”

 Участники по кругу продолжают фразу, заданную ведущим.

 “Я люблю…”, “Меня радует…”, “Мне грустно когда…”, “Я сержусь, когда… ”, “Я горжусь собой, когда…

 3. Упражнение «Тест геометрических фигур»

 Участникам предлагается выбрать одну из пяти геометрических фигур: квадрат, треугольник, круг, прямоугольник, зигзаг – и разбиться на группы в соответствии с выбранной фигурой.

 Комментарий ведущего

 ПРЯМОУГОЛЬНИК: изменчивость, непоследовательность, неопределенность, возбужденность. Любознательность, позитивная установка ко всему новому, смелость, низкая самооценка, неуверенность в себе, доверчивость. Нервозность, быстрые, резкие колебания настроения, избегание конфликтов, забывчивость, склонность терять вещи, непунктуальность. Новые друзья, имитация поведения других людей, тенденция к простудам, травмам, дорожно-транспортным происшествиям.

 ТРЕУГОЛЬНИК: лидер, стремление к власти, честолюбие, установка на победу. Прагматизм, ориентация на суть проблемы, уверенность в себе, решительность. Импульсивность, сила чувств, смелость, неукротимая энергия, склонность к риску. Высокая работоспособность, буйные развлечения, нетерпеливость. Остроумие, широкий круг общения, узкий круг близких и друзей.

 ЗИГЗАГ: жажда изменений, креативность, жажда знаний, великолепная интуиция. Одержимость своими идеями, мечтательность, устремленность в будущее. Позитивная установка ко всему новому, восторженность, энтузиазм, непосредственность. Непрактичность, импульсивность, непостоянство настроения, поведения. Стремление работать в одиночку, отвращение к бумажной работе, безалаберность в финансовых вопросах. Остроумие, душа компании.

 КВАДРАТ: организованность, пунктуальность, строгое соблюдение инструкций, правил. Аналитическое мышление, внимательность к деталям, ориентация на факты. Пристрастие к письменной речи, аккуратность, чистоплотность, рациональность, осторожность, сухость, холодность. Практичность, экономность, упорство, настойчивость, твердость в решениях, терпеливость, трудолюбие. Профессиональная эрудиция, узкий круг друзей и знакомых.

 КРУГ: высокая потребность в общении, контактность, доброжелательность, забота о другом. Щедрость, способность к сопереживанию, хорошая интуиция. Спокойствие, склонность к самообвинению и меланхолии, эмоциональная чувствительность. Доверчивость, ориентация на мнение окружающих, нерешительность. Болтливость, способность уговаривать, убеждать других, сентиментальность, тяга к прошлому. Склонность к общественной работе, гибкий распорядок дня, широкий круг друзей и знакомых.

 4. Упражнение «Выбор»

 Вы заходите в булочную и покупаете пончик с повидлом. Но когда Вы приходите домой и надкусываете его, то обнаруживаете, что отсутствует один существенный ингредиент – повидло внутри. Ваша реакция на эту мелкую неудачу?

 1.​ Относите бракованный пончик назад в булочную и требуете взамен новый.

 2​. Говорите себе: «Бывает» — и съедаете пустой пончик.

 3​. Съедаете что-то другое.

 4.​ Намазываете маслом или вареньем, чтобы был вкуснее.

 Комментарий ведущего

 Если вы выбрали первый вариант, то вы – человек, не поддающийся панике, знающий, что к вашим советам чаще прислушиваются. Вы оцениваете себя как рассудительную, организованную личность. Как правило, люди, выбирающие первый вариант ответа, не рвутся в лидеры, но, если их выбирают на командную должность, стараются оправдать доверие. Иногда вы относитесь к коллегам с некоторым чувством превосходства – уж вы-то не позволите застать себя врасплох.

 Если вы выбрали второй вариант, то вы – мягкий, терпимый и гибкий человек. С вами легко ладить и коллеги всегда могут найти у вас утешение и поддержку. Вы не любите шума и суеты, готовы уступить главную роль и оказать поддержку лидеру. Вы всегда оказываетесь в нужное время в нужном месте. Иногда вы кажетесь нерешительным, но вы способны отстаивать убеждения, в которых твердо уверены.

 Если вы выбрали третий вариант, то вы умеете быстро принимать решения и быстро (хотя и не всегда правильно) действовать. Вы авторитарный человек, готовы принять на себя главную роль в любом деле. В подготовке и проведении серьезных мероприятий возможны конфликты, так как в отношениях с коллегами вы можете быть настойчивыми и резкими, требуете четкости и ответственности.

 Если вы выбрали четвертый вариант, то вы человек, способный к нестандартному мышлению, новаторским идеям, некоторой эксцентричности. К коллегам вы относитесь как к партнерам по игре и можете обидеться, если они играют не по вашим правилам. Вы всегда готовы предложить несколько оригинальных идей для решения той или иной проблемы.

 5. Упражнение «Лестница»

Цель: осознание себя как личности, находящейся на определенном промежутке жизненного пути и профессиональной деятельности. Всем участникам тренинга раздаются листочки со схематичным изображением лестницы, и предлагается внимательно ее рассмотреть и отметить свое местонахождение на лестнице на сегодняшний день. По мере прохождения упражнения ведущий задает участникам вопросы:

 — Подумайте и ответьте, Вы поднимаетесь вверх или опускаетесь вниз?

 — Устраивает ли Вас Ваше местоположение на лестнице?

 — Что мешает Вам находиться наверху?

 — Вы в силах устранить причины, которые мешают вам двигаться вверх?

 6. Упражнение » Распредели по порядку»

Цель: донести до участников тренинга важность умения переключения социальных ролей для сохранения психического здоровья и творческой активности; осознание своего » Я». Педагогам предлагается распределить по порядку (по степени значимости, на их взгляд) следующий перечень:

 — дети

 — работа

 — муж (жена)

 — Я

 — друзья, родственники

 Через некоторое время предложить вариант оптимального распределения перечня:

 1. Я

 2. Муж (жена)

 3. Дети

 4. Работа

 5. Друзья, родственники

 Затем участникам предлагается поразмыслить над полученными результатами.

 7. Упражнение «Удовольствие»

Одним из распространенных стереотипов житейской психогигиены является представление о том, что лучшим способом отдыха и восстановления являются наши увлечения, любимые занятия, хобби. Число их обычно ограничено, т. к. у большинства людей есть не более 1-2 хобби. Многие из таких занятий требуют особых условий, времени или состояния самого человека. Однако существует много других возможностей отдохнуть и восстановить свои силы. Участникам тренинга раздаются листы бумаги, и предлагается написать 5 видов повседневной деятельности, которые приносят им удовольствие. Затем предлагается проранжировать их по степени удовольствия. Затем объяснить педагогам, что это и есть ресурс, который можно использовать как » скорую помощь» для восстановления сил.

 9. Рекомендации.

1. Научитесь по возможности сразу сбрасывать негативные эмоции, а не вытеснять их в психосоматику. Как это можно сделать в условиях работы в детском саду:

 — громко запеть;

 — резко встать и пройтись;

 — быстро и резко написать или нарисовать что-то на доске или листе бумаги;

 — измалевать листок бумаги, измять и выбросить.

 2. Если у вас имеются нарушения сна, старайтесь читать на ночь стихи , а не прозу. По данным исследований ученых, стихи и проза различаются по энергетике, стихи ближе к ритму человеческого организма и действуют успокаивающе.

 3. Каждый вечер обязательно становитесь под душ и проговаривая события прошедшего дня, «смывайте» их, т. к. вода издавна является мощным энергетическим проводником.

 4. Начинайте восстанавливаться уже сейчас, не откладывайте на потом!

 И заключительным этапом тренинга предлагается провести релаксационное

 10. Упражнение » Источник»

Всем участникам предлагается сесть удобно, расслабиться, закрыть глаза. Под фонограмму «Вода» ведущий спокойно и четко проговаривает текст:

 «Представьте, что вы идете по тропинке в лесу, наслаждаясь пением птиц. Сквозь пение птиц ваш слух привлекает шум льющейся воды. Вы идете на этот звук и выходите на источник, бьющий из гранитной скалы. Вы видите, как его чистая вода сверкает в лучах солнца, слышите его плеск в окружающей тишине. Вы проникаетесь ощущением этого особенного места, где все гораздо чище и яснее, чем обычно. Начните пить воду, ощущая, как в вас проникает ее благотворная энергия, просветляющая чувства. Теперь встаньте под источник, пусть вода льется на вас. Представьте, что она способна протекать сквозь каждую вашу клетку. Представьте также, что она протекает сквозь бесчисленные оттенки ваших чувств и эмоций, что она протекает сквозь ваш интеллект. Почувствуйте, что вода вымывает из вас весь тот психологический сор, который неизбежно накапливается день за днем — разочарования, огорчения, заботы, всякого рода мысли. Постепенно вы чувствуете, как чистота этого источника становится вашей чистотой, а его энергия — вашей энергией. Наконец, представьте, что вы и есть этот источник, в котором все возможно, и жизнь которого постоянно обновляется. » По окончании упражнения участникам предлагается постепенно открыть глаза.

 11. Рефлексия.

Участники обмениваются впечатлениями и мнениями. Ведущий благодарит всех участников за внимание и участие в тренинге.











«Творческий потенциал и эмоциональное состояние педагогов». Психологическое занятие для педагогов

Цель: оценка и раскрытие творческого потенциала педагогов, снятие негативных переживаний и трансформация их в положительные эмоциональные состояния, релаксация.

 Материалы: листы (по 3 на каждого педагога — для рисования, 1 – для анкетирования), краски, кисти, карандаши, ручки, свеча.

 Ход занятия



 Часть I. Вводная

 Цель: настроить на позитивное восприятие информации, включение в занятие.

 — Современная жизнь с ее многочисленными трудностями как экономического, так и психологического характера требует от человека любой профессии напряжения всех его нравственных и физических сил. Представители педагогического труда оказываются в наиболее сложной ситуации: они испытывают двойные нагрузки в связи с тем, что их труд, даже в стабильные времена, отличается высокой эмоциональной нагруженностью и стрессонасыщенностью. Отрицательно окрашенные психологические состояния педагога снижают эффективность воспитания и обучения детей, повышают конфликтность во взаимоотношениях с воспитанниками, родителями, коллегами, способствуют возникновению и закреплению в структуре характера и профессиональных качеств негативных черт, разрушают психическое здоровье.

 Сегодня на занятии попытаемся оценить наш творческий потенциал, я познакомлю вас с 7 позициями воспитателя по отношению к детям, которые помогут раскрытию творческого потенциала в работе с детьми, а также познакомимся с некоторыми упражнениями, которые могут помочь в снятии психоэмо​ционального напряжения и улучшения их личного самочувствия.

 Упражнение «Настроение».

 Инструкция: 1. Возьмите кисти, краски и чистый лист бумаги. Расслабьтесь и левой рукой нарисуйте абстрактный сю​жет: линии, цветовые пятна, фигуры. Полностью погрузитесь в свои пережи​вания. Выберите цвет и проведите линии так, как вам хочется, в полном соответствии с вашим настроением. Представьте, что вы свое настроение переносите на бумагу, как бы материализуете его.

 2. Когда все закончат рисовать, предлагается на другой стороне листа написать пять-семь слов, отражающих их настроение.

 Часть II

 1. Тест «ОЦЕНИТЕ СВОЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ»

 Выберите один из предложенных вариантов ответов:

 1. Считаете ли вы, что окружающий вас мир может быть улучшен?

 а) да;

 б) нет;

 в) да, но только кое в чем.

 2. Думаете ли вы, что сами сможете участвовать в значитель​ных изменениях окружающего мира?

 а) да, в большинстве случаев;

 б) нет;

 в) да, в некоторых случаях.

 3. Считаете ли вы, что некоторые из ваших идей принесут значительный прогресс в той сфере деятельности, которую вы выберете?

 а) да;

 б) откуда у меня могут быть такие идеи?

 в) может быть, и не значительный прогресс, но кое-какой успех возможен.

 4. Считаете ли вы, что в будущем будете играть столь важную роль, что сможете что-то принципиально изменить?

 а) да, наверняка;

 б) очень маловероятно;

 в) может быть.

 5. Когда вы решаете что-то сделать, уверены ли в том, что

дело получится?

 а) конечно;

 б) часто охватывают сомнения, смогу ли сделать;

 в) чаще уверен, чем неуверен.

 6. Возникает ли у вас желание заняться каким-то неизвест​ным для вас делом, таким делом, в котором в данный момент вы некомпетентны, его абсолютно не знаете?

 а) да, всякое неизвестное меня привлекает;

 б) нет;

 в) все зависит от самого дела и обстоятельств.

 7. Вам приходится заниматься незнакомым делом. Испыты​ваете ли вы желание добиться в нем совершенства?

 а) да;

 б) что получится, то и хорошо;

 в) если это не очень трудно, то да.

 8. Если дело, которое вы не знаете, вам нравится, хотите ли вы знать о нем все?

 а) да;

 б) нет, надо учиться самому основному;

 в) нет, я только удовлетворю свое любопытство.

 9. Когда вы терпите неудачу, то:

 а) какое-то время упорствуете, даже вопреки здравому смыслу;

 б) сразу махнете рукой на эту затею, как только поймете ее нереальность;

 в) продолжаете делать свое дело, пока здравый смысл не покажет непреодолимость препятствий.

 10. Профессию надо выбирать, исходя из:

 а) своих возможностей и перспектив для себя;

 б) стабильности, значимости, нужности профессии, потреб​ности в ней;

 в) престижа и преимуществ, которые она обеспечит.

 11. Путешествуя, могли бы вы легко ориентироваться на мар​шруте, по которому уже прошли?

 а) да;

 б) нет;

 в) если место понравилось и запомнилось, то да.

12. Можете ли вы вспомнить сразу же после беседы все, что на ней говорилось?

 а) да;

 б) нет;

 в) вспомню все, что мне интересно.

 13. Когда вы слышите слово на незнакомом языке, можете ли вы повторить его по слогам без ошибок, даже не зная его значения?

 а) да;

 б) нет;

 в) повторю, но не совсем правильно.

 14. В свободное время вы предпочитаете:

 а) оставаться наедине, поразмыслить;

 б) находиться в компании;

 в) мне безразлично, буду ли я один или в компании.

 15. Вы занимаетесь каким-то делом. Вы решаете прекратить его только когда:

 а) дело закончено и кажется вам отлично выполненным;

 б) вы более-менее довольны сделанным;

 в) дело кажется сделанным, хотя его еще можно делать лучше. Но зачем?

 16. Когда вы один, вы:

 а) любите мечтать о каких-то вешах, может быть, и абст​рактных;

 б) любой ценой пытаетесь найти себе конкретное занятие;

 в) иногда любите помечтать, но о вещах, которые связаны с вашими делами.

 17. Когда какая-то идея захватывает вас, то вы станете думать о ней:

 а) независимо от того, где и с кем вы находитесь;

 б) только наедине;

 в) только там, где есть тишина.

 18. Когда вы отстаиваете какую-то идею, вы:

 а) можете отказаться от нее, если аргументы оппонентов покажутся вам убедительными;

 б) останетесь при своем мнении, какие бы аргументы ни выдвигались;

 в) измените свое мнение, если сопротивление окажется слишком сильным.

Теперь подсчитайте баллы.

 За ответ а начисляются 3 балла, за ответ б — 1, за ответ в — 2 балла. Вопросы диагностировали границы вашей любознатель​ности, уверенность в себе, постоянство, зрительную и слуховую память, стремление к независимости, способность абстрагиро​ваться и сосредоточиваться. Эти показатели и есть качества твор​ческого потенциала.

 Если вы набрали 48 и более баллов, то в пас заложен значи​тельный творческий потенциал, который представляет вам бога​тый выбор творческих возможностей.

 Если вы на деле сможете применить ваши способности, то вам доступны самые разнообразные формы творчества.

 Если вы набрали 24—47 баллов, то у вас есть качества, кото​рые позволяют вам творить, но есть и барьеры вашего творчест​ва. Самый опасный — страх, особенно у людей, ориентирован​ных на обязательный успех. Боязнь неудачи сковывает вообра​жение — основу творчества. Страх может быть и социальный, страх общественного осуждения. Любая новая идея проходит че​рез этап неожиданности, удивления, непризнания, осуждения окружающими. Боязнь осуждения за новое, непривычное для дру​гих поведение, чувства сковывает творческую активность, уничтожает творческую личность.

 2. Семь психологических типов воспитательских позиций.

 — Раскрытию творческого потенциала может способствовать осознание воспитателями позиции, которую они занимают по отношению к детям. Существует несколько воспитательских позиций, каждая из которых может проявляться в чистом виде, но могут быть и комбинации из разных позиций. Полноценное развитие способностей детей возможно тогда, когда воспитате​лю удается занять позицию, способствующую этому развитию.

 Ниже описаны 7 воспитательских позиций. Шесть из них не обеспечивают полноценного развития способностей, седьмая, адекватная, воспитательская позиция приводит к раскрытию творческого и личностного потенциала каждого ребенка. Все позиции представлены через образы, что позволит легче понять каждую из них, а также способы, которыми осу​ществляются воздействия на ребенка.

 Карабас-Барабас. Карабасу-Барабасу нужны послушные и умелые исполнители его спектаклей. Для достижения своих целей он использует следующие способы воздействия: плетку, окрик, диктат, наказание, наставление. Карабас не обучает, а дрессирует, добиваясь определенного успеха: куклы овладева​ют тем набором знаний, умений и навыков, которые нужны для спектаклей Барабаса. Куклы боятся дрессировщика, немногие убегают от него, большинство не смеет и убежать. Но и те, и другие в его присутствии не выказывают своих истинных чувств, парализованные страхом перед ним.

 Позиция воспитателя — Карабаса-Барабаса приводит, во-пер​вых, к тому, что у детей блокируется развитие способностей. Вместо этого дети овладевают набором задаваемых воспитате​лем знаний, умений, навыков. Во-вторых, у детей возникает двойственность (это я сделаю, скажу Марии Ивановне, а на са​мом деле я поступлю, подумаю иначе), которая в конечном итоге приводит к двойной морали.

 Мальвина — благовоспитанная девочка. Она точно знает, что следует мыть руки перед едой, чистить зубы, читать книжки и т.д. Она искренне считает, что все должны следовать этим пра​вилам. Когда же поведение Буратино не укладывается в те нор​мы, которые она считает единственно правильными, Мальвина сажает непослушного мальчика в чулан. Действия Мальвины мотивированы теми нормами, которые она считает истинны​ми, но у нее отсутствует гибкость, она не допускает иных спо​собов поведения, решения задач, разрешения конфликтов. Поэ​тому в непривычной, экстремальной ситуации побега от Кара​баса-Барабаса Мальвина оказывается беспомощной, не способ​ной проявить инициативу, предложить нестандартный выход из положения.

 Позиция воспитателя — Мальвины приводит детей к ограни​ченной психической активности, воспроизведению стереотип​ных способов поведения и решения задач. Это происходит пото​му, что Мальвина предлагает себя детям в качестве единствен​ного образца для подражания, что не способствует формирова​нию у них собственных побудительных мотивов. Немотивиро​ванная деятельность отбивает интерес к познавательным задачам, гасит детскую любознательность, тем самым ограничивая развитие способностей.

 Красная Шапочка ведет себя так, как это свойственно ре​бенку-дошкольнику. Она беспечна, эмоциональна, весела и не​послушна. Красная Шапочка не предвидит результатов своих дей​ствий. Мама велела ей отнести гостинцы больной бабушке, идти по лесу не разговаривая с волком. Красная Шапочка пошла, но при этом и цветочки собирала, и с волком поговорила и бабуш​кин адрес дала. Красная Шапочка беспечна, надеется на то, что все как-нибудь обойдется.

 Способ воздействия воспитателя, занявшего позицию Крас​ной Шапочки, — предъявление своего натурально-ситуативного «я», которое может быть весьма привлекательным для детей. Привлекательность основывается на их схожести. Это опасно для детей, потому что воспитатель — Красная Шапочка в каче​стве образца задает непродуктивный с точки зрения психичес​кого развития вариант. Вместо реальных предлагаются чудес​ные решения, а для них не нужен прогноз, предвосхищение, пла​нирование действия. Позиция воспитателя — Красной Шапочки приводит детей к трудностям планирования и прогнозирования собственных действий, что проявляется в неорганизованности поведения и неэффективных способах решения познавательных задач. У детей, присвоивших в качестве образца способ поведе​ния Красной Шапочки, нарушается регуляция собственных дей​ствий, не формируются усилия по преодолению сиюминутных желаний, нарушается волевая регуляция поведения.

 Спящая красавица. Окружающая действительность для нее не существует: она к ней либо безразлична, либо восприни​мает как помеху своим снам (грезам наяву).

 Воспитатель, занимающий позицию Спящей красавицы, фак​тически находится вне ситуации взаимодействия с детьми. Он предоставляет их самим себе. Для нормального развития детям нужно сравнивать свои действия, способы решения задач с тем, как это делают другие дети и взрослые. Предоставленные са​мим себе, они «варятся в собственном соку», т.е. перенимают друг у друга как «компетентность», так и «некомпетентность»; как социальные, так и асоциальные формы поведения. Проводя ежедневно по 8 — 9 часов с безразличным воспитателем, дети становятся неорганизованными, разболтанными: занялся одним, не закончил, начал делать другое, схватился за третье. Такое поведение свидетельствует об отсутствии целенаправленной де​ятельности, являющейся основным показателем психического развития. Воспитатель — Спящая красавица приводит детей к деструктивному поведению, которое, в свою очередь, тормозит психическое развитие.

 Наседка любит своих детей-цыплят. Сначала она долго вы​сиживает их. Потом бдительно за ними присматривает, неус​танно ухаживает, показывая, где и как следует добывать чер​вячков и зернышки. Она постоянно тревожится о своем потом​стве, кудахчет, скликая цыплят под свое крыло, под свой не​усыпный контроль.

 Воспитатель, занявший позицию наседки, наносит ущерб психическому развитию детей, постоянно опекая их, делая многое за них. У детей пропадает желание узнавать, они не хо​тят учиться самостоятельно, преодолевать трудности. Знаме​нитый фонвизинский недоросль, воспитанный мамашей-насед​кой, заявлял: «Зачем мне география, когда есть извозчики».

 Снежная королева обучает Кая складывать из кусочков льда разные затейливые фигуры («ледяные головоломки»). Для Кая «эти фигуры были чудом искусства, а складывание их — заня​тием первостепенной важности. Так ему казалось потому, что в глазу у него сидел осколок волшебного зеркала». Поцелуи Снеж​ной королевы превратили сердце Кая в кусок льда. «Ледяное серд​це» Кая — символ запрета на осмысленную жизнь, любовь, со​зидательную деятельность. Цель Снежной королевы — власть над миром, и в частности над Каем. Достичь власти Снежная королева может только одним способом: подменить осмыслен​ную человеческую деятельность формальной системой опера​ций. Она обучает двигаться в формальном пространстве подоб​но тому, как движутся одинаковые и правильные куски льда любимого Снежной королевой ледяного озера, которое она на​зывает «зеркалом разума — самым совершенным зеркалом в мире».

 Воспитатель, занимающий позицию Снежной королевы, обу​чает такому же движению, т.е. процессу ради процесса, лишен​ному смысла. Это приводит к тому, что дети (а потом взрос​лые) становятся покорными исполнителями чужой воли, у них нет стремления сделать что-либо по собственному намерению. «Снежная королева» искусно воспитывает рабов и функционе​ров.

 Мери Поплинс весьма образованная особа, замечательно рас​сказывающая разные истории, хорошо воспитанная и точно пред​ставляющая, как следует себя вести в разных ситуациях (как в сказочных, так и в реальных). С другой стороны, Мери Поппинс прекрасно разбирается в детях: понимает, что они чувствуют, думают, хотят или не хотят, т.е. она знает детей как бы «изнутри». Воспитатель — Мери Поппинс совмещает в себе обе эти стороны, преследуя одну-единственную цель — развитие ребен​ка. Она является посредником между миром культуры и ми​ром детей. Мери Поппинс обучает детей так, что они этого не замечают. Она постоянно ставит перед ними новые задачи, со​здает условия для развития воображения, учит нормам поведе​ния, оптимальным способам разрешения конфликтов. Мери Поппинс обучает по своей программе, превращая ее при этом в программу ребенка.

 — Согласны ли вы с психологами?

 — Встречаются ли такие позиции в чистом виде?

 — Что ещё вы бы хотели добавить и обсудить?

 Часть III.

 Первый блок упражнений

 Цель. Снять мышечное напряжение.

 Расположение участников. Педа​гоги садятся на стулья, расположенные полукругом.

 1. Упражнение «Снятие напряжения в 12 точках».

 Инструкция. Начните с плавного вращения глазами — два раза в одну сто​рону, два в другую. Зафиксируйте вни​мание на отдаленном предмете, а затем переключите его на предмет, расположенный поблизости. Нахмурьтесь, на​прягая окологлазные мышцы, а потом расслабьтесь и широко зевните не​сколько раз. Расслабьте шею, сначала покачав головой, а затем покрутив ею из стороны в сторону. Поднимите плечи как можно выше и медленно опустите их, расслабьте запястья и подвигайте ими. Сожмите и разожмите кулаки, расслабляя кисти рук. Теперь обратитесь к торсу. Сделайте три глубоких вдоха. За​тем мягко прогнитесь в позвоночнике вперед-назад и из стороны в сторону. Напрягите и расслабьте ягодицы, а за​тем икры ног. Покрутите ступнями, что​бы расслабить лодыжки. Сожмите паль​цы ног так, чтобы ступни изогнулись вверх, повторите три раза.

 2. Упражнение «Снятие мышечного напряжения».

 Инструкция. Сядьте на стул в удоб​ной позе, так, чтобы спина касалась спинки. Обхватите стул обеими руками снизу и, напрягшись, попытайтесь под​нять себя вместе со стулом — оставай​тесь в состоянии напряжения так долго, как сможете, но не переусердствуйте, а затем быстро опустите руки и сделайте несколько глубоких вдохов. Повторите это несколько раз. Волнение и возбуж​дение отступят.

 3. Упражнение «Дыхание на счет 7-11».

 Инструкция. Дышите очень медлен​но и глубоко, так, чтобы цикл дыхания занимал около 20 сек. Возможно, внача​ле вам будет непросто. Но не нужно на​прягаться. Считайте от семи при вдохе и до одиннадцати при выдохе.

 Второй блок упражнений

 Цель. Снизить эмоциональное на​пряжение.

 1. Упражнение «Достижение состоя​ния покоя».

 Инструкция. Сядьте в удобную для вас позу и сосредоточьтесь на рассмат​ривании горящей свечи (картины, ре​продукции) в течение некоторого вре​мени. Постарайтесь достичь ощущения полного покоя, когда нет ни мыслей, ни чувств — только созерцание.

 2. Упражнение «Путешествие» (медитации)

 Психолог предлагает участникам занять удобное положение и включает запись спокойной музыки.

 Закройте глаза… Представьте, что вы отправились в путешествие. Вы объездили множество стран, познакомились с разными людьми. И вот вы едете через поле. Вокруг летают бабочки, стрекозы. Жужжат пчелы — они собирают мед. Поют птицы — они радуются, что вы едете через их поле, Пахнет цветами и свежей травой. На холме вы видите прекрасный дворец. Что-то подсказывает вам, что очень важно поехать именно туда. И вы направляетесь по дороге, ведущей к дворцу. Когда вы входите во дворец, то поражаетесь его красотой. Все здесь удобно и красиво, как будто кто-то строил этот дворец специально для вас. И вы понимаете, что здесь найдете что-то очень важное для себя. Вы идете по дворцу легкой и уверенной походкой. Представьте, что вы идете по нему и находите для себя то, что вы хотите… Все то, что вы нашли для себя в этом прекрасном дворце, остается с вами, и вы возьмете это с собой, когда будете возвращаться. А сейчас сделайте глубокий вдох… и выдох. Возьмите с собой все то хорошее, что было с вами. И потихоньку открывая глаза, возвращайтесь к нам.

 Рефлексия

 — Какие чувства вы испытываете после путешествия?

 Часть 4.

 Цель. Углублять позитивное эмоцио​нальное состояние и создавать условия для его поддержания вне занятий.

 Расположение участников. Педа​гоги садятся на стулья, расположенные по всему залу.

 1. Упражнение «Я в лучах солнца».

 Инструкция. На листе нарисуйте солнце так, как его рисуют дети — с кружком посередине и множеством лу​чиков. В кружке напишите свое имя и нарисуйте автопортрет. Около каждого луча напишите что-нибудь хорошее о себе. Задача — вспомнить как можно больше хорошего.

 Носите солнце с собой всюду. Добав​ляйте лучи. А если станет особенно пло​хо на душе и покажется, что вы ни на что не годны, достаньте солнце, посмот​рите на него и вспомните, о чем думали, когда записывали то или иное свое ка​чество.

 2​. Упражнение «Настроение»

 (по​вторение второго упражнения из пер​вой части).

 Инструкция. Нарисуйте свое эмо​циональное состояние в конце занятия.













Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Тренинг «Проблема эмоционального выгорания педагогов»

Автор: Гришаева Анастасия Владимировна

Дата: 04.03.2015

Номер свидетельства: 182231

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Тренинг: «Профилактика эмоционального выгорания педагогов ДОУ»"
    ["seo_title"] => string(60) "trening_profilaktika_emotsionalnogo_vygoraniia_pedagogov_dou"
    ["file_id"] => string(6) "649645"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1713986225"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Занятие с элементами тренинга на тему: «профилактика эмоционального выгорания педагога»"
    ["seo_title"] => string(80) "zaniatiie_s_eliemientami_trieningha_na_tiemu_profilaktika_emotsional_nogho_vygho"
    ["file_id"] => string(6) "422433"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1497860126"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "Статья на тему: «ГИБКИЕ НАВЫКИ» КАК УСЛОВИЕ ПРОФИЛАКТИКИ СИНДРОМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ"
    ["seo_title"] => string(80) "statia_na_temu_gibkie_navyki_kak_uslovie_profilaktiki_sindroma_professionalnogo_"
    ["file_id"] => string(6) "652647"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1718181060"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Тренинг для педагогов "Путь к успеху""
    ["seo_title"] => string(42) "trieningh_dlia_piedaghoghov_put_k_uspiekhu"
    ["file_id"] => string(6) "380326"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1484635177"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(41) "Тренинг "Путь к успеху""
    ["seo_title"] => string(24) "trieningh_put_k_uspiekhu"
    ["file_id"] => string(6) "380300"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1484632608"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства