Текст как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка.
Текст как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка.
Обучение русскому языку в современной школе осуществляется в условиях значительных изменений во всей системе образования. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования. Цель образования стала соотноситься с формированием ключевых компетентностей. Одной из ключевых компетентностей является коммуникативная компетентность.
Современная жизнь ставит перед учеником новые цели: свободное владение языком, умение общаться с различными людьми в различных ситуациях, испытывая при этом чувство комфорта, уверенности в себе.
В широком значении «универсальные учебные действия» – саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) «универсальные учебные действия» – это совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются коммуникативные, познавательные, регулятивные универсальные учебные действия.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Текст как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка. »
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Борковская основная общеобразовательная школа»
Текст как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках
русского языка.
Подготовил: Лопатко Т.Г.,
учитель русского языка
и литературы.
2015 год.
Обучение русскому языку в современной школе осуществляется в условиях значительных изменений во всей системе образования. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования. Цель образования стала соотноситься с формированием ключевых компетентностей. Одной из ключевых компетентностей является коммуникативная компетентность. Современная жизнь ставит перед учеником новые цели: свободное владение языком, умение общаться с различными людьми в различных ситуациях, испытывая при этом чувство комфорта, уверенности в себе. В широком значении «универсальные учебные действия» – саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) «универсальные учебные действия» – это совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются коммуникативные, познавательные, регулятивные универсальные учебные действия.
Коммуникативные УУД предполагают владение всеми видами речевой деятельности, построение продуктивного речевого взаимодействия со сверстниками и взрослыми; адекватное восприятие устной и письменной речи, точное, правильное, логичное и выразительное изложение своей точки зрения по поставленной проблеме, соблюдение в процессе коммуникации основных норм устной и письменной речи и правил русского речевого этикета.
Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции:
1. Речь и речевое общение.
Речь устная и письменная, монологическая (повествование, описание, рассуждение, сочетание видов монолога) и диалогическая.
2. Речевая деятельность.
Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо. Понимание информации текста, передача содержания. Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний разной коммуникативной направленности.
3. Текст.
Текст как речевое произведение. Тема, микротема. Виды переработки текста (план, конспект, аннотация). Анализ текста.
4. Функциональные разновидности языка.
Стили речи, сфера употребления, стилевые жанры.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий является неотъемлемой частью языкового образования в школе.
Языковая компетенция предполагает знание самого языка, его устройства и функционирования, языковых норм, в том числе орфографических и пунктуационных.
Именно языковая и коммуникативная компетенции способствуют формированию умений и навыков речевого общения. А для этого необходимо создавать на каждом уроке условия речевого общения. Речевая деятельность формируется во всех её видах – чтении, говорении, письме, аудировании. “Обучать общению, общаясь” – без этих условий нет урока.
По моему мнению, именно применение коммуникативной компетенции на уроках русского языка создаёт условия для развития интеллектуальной, творчески одарённой, нравственной личности, способной к общению в любом культурном пространстве. Начиная со среднего звена, с простого (языковой анализ текста) и заканчивая в старших классах лингвистическим анализом у учащихся формируются практические навыки. Все виды компетенции, сформированные у учащихся, проявляются при сдаче ОГЭ и ЕГЭ.
Обучение на уроках русского языка должно строиться с учетом необходимости формирования у учащихся различных коммуникативных умений и навыков:
умений понять тему сообщения, логику развития мысли,
извлечь нужную информацию (полно или частично),
проникнуть в смысл высказывания — слушание;
навыков изучающего чтения;
умений ведения диалога и построения монологического высказывания — говорение;
умений, осмысливая тему и основную мысль (идею) высказывания,
собирать и систематизировать материал,
составлять план, пользоваться различными типами речи,
Особая роль в развитии коммуникативных УУД отводится урокам русского языка. Результативность уроков русского языка находится в прямой зависимости от того, насколько рационально организована сменяемость устных и письменных заданий, как продумана взаимосвязь устной и письменной речи учащихся, созданы ли условия для преодоления учениками трудностей, возникающих при переходе от мысли к речи (ученик поднял руку, а сказать не может), от речи к мысли (начал говорить, а как продолжить речь, чем закончить, не знает). Наиболее эффективным является комплексное обучение речи, при котором умения воспринимать устную и письменную речь (аудирование и чтение) формируются в сочетании с умениями строить устное и письменное высказывание (говорение и письмо). Языковая компетенция предполагает знание самого языка, его устройства и функционирования, языковых норм, в том числе орфографических и пунктуационных.
Коммуникативная компетенция - осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной форме, реализуется в процессе решения следующих практических задач: формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований); овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся ; обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Считаю, что текств условиях классно-урочной системы, с одной стороны, должен стать стимулом для обсуждения различных проблем, с другой стороны, должен предоставить необходимые факты и языковой материал для создания собственного речевого высказывания.
Текст – это основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды. Именно текст - основной компонент структуры учебника по русскому языку, именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе: коммуникативная, образовательная, развивающая, воспитательная.
Наиболее результативными являются следующие формы и методыорганизации работы на уроке с текстом:
- комплексная работа с текстом ;
- лингвистический анализ текста ;
- различные виды диктантов;
- сочинение-рассуждение;
- мини-изложения и мини-сочинения;
- редактирование текста;
- работа с текстами-миниатюрами;
- сравнение двух текстов;
- лексические разминки;
- интеллектуально-лингвистические упражнения;
- упражнения на определение типа речи;
- упражнения на осознание связи содержания текста с его заголовком;
- составление текста из отдельных предложений;
- упражнения, которые раскрывают особенности употребления языковых единиц в устной и письменной речи, изобразительные возможности отдельных частей речи и членов предложения;
- коммуникативные и игровые ситуации.
В своей практике по формированию коммуникативной компетентности я использую нестандартные формы проведения занятий, например:
- урок-исследование;
- урок-тест;
- урок - творческая мастерская;
- урок-практикум;
-урок-игра.
Формированию речевой компетентности способствует использование элементов современных образовательных технологий: технологии проблемного обучения, технологии разноуровневого обучения, групповых технологий, игровых технологий, информационных технологий.
Работа с текстом способствует развитию речетворческих навыков, внимания, выработке стремления учиться, формированию коммуникативных умений, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащению словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитию готовности и способности к речевому самосовершенствованию.
У учащихся формируется умение говорить, слушать, анализировать, приобретается опыт самостоятельной творческой деятельности, положительный опыт сотрудничества, совершенствуется речевое развитие, что способствует повышению качества знаний, позволяет учащимся добиваться реальных успехов в учебе, различных конкурсах, олимпиадах.
Следовательно, использование текста на уроках русского языка является необходимым условием, позволяющим проводить систематическую работу по развитию речи учащихся и , в конечном итоге, формировать универсальные учебные действия, ведь речевой аспект действующей программы русского языка предусматривает усиление практической направленности курса родного языка.
Именно текст становится основным и наиболее эффективным средством формирования универсальных учебных действий, так как в ходе работы с текстом мы обращаемся к разным аспектам развития личности учащегося: к социальному, личностному, познавательному и , наконец, к коммуникативному развитию, таким образом мы развиваем систему универсальных учебных действий. Следовательно, текст является средством формирования регулятивных, познавательных, личностных, метапредметных и коммуникативных учебных действий, что позволяет ученику стать организатором и активным участником коммуникации, субъектом принятия решений. При подходе к тексту как к средству создания на уроке развивающей речевой среды особую важность приобретают критерии отбора текстов и заданий к ним.
Существует большое количество видов анализа текста на уроке русского языка: культурологический, литературоведческий, лингвистический, лингвосмысловой и комплексный.
Формы работы с текстом:
синтаксическая пятиминутка;
включи воображение;
напиши подобно;
через дополнительное задание к диктанту;
составление таблицы.
Наиболее эффективной формой в данном направлении я считаю работу с текстом на уроках русского языка как одно из условий развития творческого потенциала учащихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи. На уроках русского языка я использую следующие формы и методы организации работы с текстом: • комплексная работа с текстом; • «самодиктанты»; • сочинение-рассуждение; • редактирование текста; • творческие диктанты; В своей работе особое внимание уделяю такому виду работы как комплексная работа с текстом . Очень важны критерии отбора текстов. Они должны быть интересными с точки зрения орфографии, отличаться стилем, типом речи, лексикой, содержать различные синтаксические конструкции. Это фрагменты из произведений А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, И.А. Бунина, К.Г. Паустовского, М.М. Пришвина и других авторов. Примерный план анализа текста любого типа речи: 1. Выразительное чтение текста. 2. Словарная работа. 3. Тема текста. 4. Идея текста. 5. Тип текста. 6. Стиль текста. 7. Выразительные средства речи и их роль. На основе образцовых текстов можно проводить и самодиктанты. Ребята должны непроизвольно запоминать такие тексты, уметь легко их воспроизводить. Тексты для самодиктантов – это отрывки из произведений наших классиков, которые читаются на уроках литературы, кроме того, это тексты упражнений учебника или «мудрые мысли». Еще более стимулируют коммуникативно-познавательную деятельность учащихся диктанты с изменением текста (творческие, свободные, восстановленные, диктанты по аналогии, диктанты с продолжением). Применение диктантов развивает логическое мышление учащихся и учит мыслительной переработке материала. Для развития творческих способностей провожу на уроке дидактические игры: 1. «Диктор». Прочитайте текст орфоэпически правильно. 2. «Редактор». Исправьте речевые ошибки в тексте. 3. «Переводчик». Замени иноязычное слово русским. 4. «Перевертыши». Замените в словосочетании главное слово так, чтобы получилась метафора.
Начиная с 5 класса, ученики учатся читать и пересказывать лингвистические тексты. Этому помогает система заданий учебника «Учись читать и пересказывать лингвистический текст» («Выпиши предложение, передающее основную мысль», «Составь план по абзацам», «Выпиши новые термины» и другие), которые развивают внимание учащихся, помогает лучше понять, о чём говорится в тексте, облегчает выполнение задачи по пересказу этого текста. Постепенно у учащихся накапливается опыт чтения и понимания текстов научного стиля. Этому помогает и ведение специальных тетрадей-справочников, в которые записываются все лингвистические термины, схемы.
Параллельно с развитием навыков чтения- понимания научной информации работаю схудожественным текстом: определяем стиль и тип речи; рассматриваем выразительные средства, проводим орфографический и пунктуационный анализ.
Пристальное внимание я уделяю и развитию навыков говорения. Для развития этих навыков учебник предусматривает широкий материал—это и эпиграфы к разделам и темам, и образцы научной речи, и сочинения по картинам с лингвистическим заданием, и схемы грамматического разбора. Учить научной речи очень трудно, ведь для ребёнка является новым и лексика с её значительным объёмом терминов, грамматический строй речи и содержание высказывания. Постепенно пересказ текста становится доступным для учеников. Система заданий учебника побуждает к дискуссии, готовит к более сложным видам учебной деятельности - языковому анализу, размышления на лингвистические темы.
Для обучения культуре устного речевого общения я использую различные ситуации,
Система работы с лингвистическим и художественным текстами необходима так как она даёт подготовку к государственной (итоговой) аттестации учащихся.
Комплексный анализ текста
Как известно, конечная цель обучения русскому языку – это практическая грамотность, языковая и речевая компетентность учащихся. Соединить деятельность школьников по выработке (закреплению) практических навыков грамотного письма и речевому развитию позволяет работа с текстом как основной дидактической единицей.
Текст № 1
Но вот начинает смеркаться. На кухне опять трещит огонь, опять раздается дробный стук ножей: там слышится балалайка, хохот. Люди играют в горелки.
А солнце уж опускалось за лес; оно бросало несколько чуть–чуть теплых лучей, которые прорезывались огненной полосой через весь лес, ярко обливая золотом верхушки сосен. Потом лучи гасли один за другим, последний луч оставался долго; он, как тонкая игла, вонзился в чащу ветвей; но и тот потух.
Предметы теряли свою форму; все сливалось сначала в серую, потом в темную массу. Пение птиц постепенно ослабевало; вскоре они совсем замолкли, кроме одной какой–то упрямой, которая, будто наперекор всем, среди общей тишины, одна монотонно чирикала с промежутками, но все реже и реже, и та наконец свистнула слабо, незвучно, в последний раз, встрепенулась, слегка пошевелив листья вокруг себя… и заснула.
Все смолкло. Одни кузнечики взапуски трещали сильнее. Из земли поднялись белые пары и разостлались по лугу и по реке. Река тоже присмирела; немного погодя и в ней вдруг плеснул кто–то еще в последний раз, и она стала неподвижна.
Запахло сыростью. Становилось все темнее и темнее. Деревья сгруппировались в каких–то чудовищ; в лесу стало страшно: там кто–то вдруг заскрипит, точно одно из чудовищ переходит со своего места на другое, и сухой сучок, кажется, хрустит под его ногой.
На небе ярко сверкнула, как живой глаз, первая звездочка, и в окнах дома замелькали огоньки.
Настали минуты всеобщей, торжественной тишины природы, те минуты, когда сильнее работает творческий ум, жарче кипят поэтические думы, когда в сердце живее вспыхивает страсть или больнее ноет тоска, когда в жестокой душе невозмутимее и сильнее зреет зерно преступной мысли и когда… в Обломовке все почивают так крепко и покойно.
Вопросы и задания
1. Выразительно прочитайте текст. Из какого произведения он взят, кто автор?
2. Определите стилистическую принадлежность текста, докажите свою точку зрения.
3. Определите стилистическую роль однородных членов.
4. Найдите в тексте слова устаревшей лексики, подберите к ним синонимы из современного русского языка.
5. Какое состояние природы и человека передает автор, используя безличные предложения? Найдите в тексте и прокомментируйте их стилистическую роль.
6. Какие тропы использует автор для создания картины природы?
7. Выполните синтаксический разбор выделенного предложения. Составьте его схему.
8. Расскажите о постановке точки с запятой в сложных предложениях.
9. Сделайте морфемный анализ наречий «взапуски», «наперекор».
10. Объясните все случаи дефисного написания слов в тексте.
11. Объясните написание суффиксов в глаголах «прорезывались», «почивают», «вспыхивает».
12. Найдите в тексте наречие с–НН–и объясните его написание.
На уроках русского языка для развития коммуникативных учебных действий провожу следующие виды диктантов:
Лингвистический диктант
Наука о языке. Графическое обозначение звука на письме. Часть слова перед корнем. Определение, выраженное существительным. Вода, от воды, к воде… Голубое небо, смотреть на небо, смотреть вдаль…
Литературоведческий диктант
Художественное преувеличение. Строение художественного произведения. Краткое изречение. Высшая точка в развитии действий. Литературное воровство.
Кропотливая, постоянная работа с текстом на уроках должна, на мой взгляд, проводиться с опорой на произведения русской классической литературы. Обращение к «безукоризненным образцам» — одно из средств создания развивающей личность речевой среды, результативное средство, позволяющее сформировать у учащихся приемы построения текстов.
Работая с текстами-миниатюрами, сравнивая два текста, ученики через восприятие и понятие текста идут к созданию собственного высказывания, сочинения, что важно и для развития внимания, мышления учащихся.
Приведу пример работы с текстом на уроке русского языка в 8 классе. Изучая тему «Назывные предложения», которая является завершающей в разделе «Односоставные предложения», учащиеся работают с предложенным текстом (текст спроецирован на экран и у каждого ученика лежит на столе):
«Проснувшись и взглянув в окно П. И. Чайковский был поражен светом и ослепительной белизной. Ясный морозный денек! Чувства композитора затрепетали будто струны. Снегопад. День как гнездышко весь пуховый мягкий свежий. Серо-белое небо пушистый непримятый снег на земле крупные снежные хлопья в воздухе. Снега намело почти до крыш. Тихо. Мягко. Бело. Великолепный пейзаж!
И вдруг прерывая царящую вокруг тишину слышатся едва уловимые звуки музыки композитора наполняя сердце очарованием. Усиливается снегопад, усиливаются аккорды. Услышав раз никогда не забудешь их. Смягчают душу, оживляют сердце, вдохновляют любовь. Хочется наслаждаться этими звуками вечно».
Прослушав текст, ученики отвечают на вопросы:
— Действительно ли это текст? Докажите.
— К какому стилю и типу речи принадлежит данный текст?
— Какие слова помогают описать красоту природы?
Уже много лет ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку является обязательным для всех выпускников, поэтому целесообразно широко использовать работу с текстом на протяжении всего школьного курса и отрабатывать навыки рационального чтения учебных, научно-популярных, публицистических текстов, формируя на этой основе общеучебные умения работы с книгой, обучать анализу текста, обращая внимание на эстетическую функцию языка; учить письменному пересказу, интерпретации и созданию текстов различных стилей и жанров. Поэтому (особенно в старших классах) очень важно проводить многоаспектный анализ текста:
композиционно-содержательный (определение темы, главной мысли текста, выделение микротем и т. д.);
стилистический (обоснование принадлежности текста к определенному стилю речи, выделение характерных для стиля языковых средств и стилистических приемов);
типологический (выделение в тексте ведущего типа речи, указание на сочетание в тексте различных типовых фрагментов);
лингвистический анализ отдельных элементов текста (фонетический, орфоэпический, словообразовательный, лексический, морфологический разбор указанных слов, синтаксический анализ словосочетаний и предложений);
анализ правописания отдельных слов и пунктуации предложений (орфографический и пунктуационный разбор).
Очень важны такие формы работы, как организация взаимной проверки заданий, взаимные задания групп, а также обсуждение участниками способов своего действия. Например, в ходе взаимной проверки группы осуществляют те формы проверки, которые ранее выполнялись учителем. На первых этапах введения этого действия одна группа может отмечать ошибки и недоделки в работе другой, но в дальнейшем школьники переходят только к содержательному контролю (выявляют причины ошибок, разъясняют их характер). Работа в группе помогает ребенку осмыслить учебные действия. Поначалу, работая совместно, учащиеся распределяют роли, определяют функции каждого члена группы, планируют деятельность. Позже каждый сможет выполнить все эти операции самостоятельно. Кроме того, работа в группе позволяет дать ученикам эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие вообще не могут включиться в общую работу класса, например робкие или слабые ученики.
В повышении эффективности обучения, в систематическом формировании универсальных учебных действий роль связных текстов как учебной единицы исключительно велика. Во-первых, в ходе работы с текстом реализуется практическая направленность учебного процесса, выстраивается парадигма: от действия – к мысли, что ведет в конечном итоге к формированию единых инструментов действия, используемых во всех областях знаний . Во- вторых, используемые на уроках русского языка учебные связные тексты служат тем образцом, подражая которому учащиеся приобретают навыки связной речи. В-третьих, связные тексты полезны для учащихся в познавательном отношении, поскольку расширяют их кругозор, и тем самым повышают образовательное значение уроков русского языка, вызывают интерес к его изучению. Как известно, там, где интерес, знания значительно прочнее и глубже. В-четвертых, связные тексты несут определенный эмоциональный заряд, оказывают воздействия на чувства учащихся, создают у них то или иное настроение, вызывают психологическую готовность к говорению на русском языке. В- пятых, интересные в образовательном и ценные в воспитательном отношении связные тексты дают возможность решать коммуникативные, регулятивные и образовательно-воспитательные задачи в неразрывном единстве. Работа над связными текстами позволяет школьникам анализировать и воспринимать грамматические формы в органической связи с содержанием мысли, тем самым облегчается усвоение языковых явлений, необходимых для создания речи. На основе связного текста проводится целый ряд языковых и речевых упражнений, способствующих формированию универсальных учебных действий: тренировка в произношении звуков, интонирование предложений, работа над содержанием текста и над языковыми средствами его выражения – словарно-семантическая работа, анализ и конструирование синтаксических конструкций, выполнение устных и письменных творческих упражнений (познавательные УУД), осознанная постановка целей, самостоятельное формулирование заданий, выработка плана действий ( регулятивные УУД), определение идеи текста, выявление авторского замысла, проникновение в мир поэта-писателя , обоснование актуальности темы ( личностные УУД), работа в группах, парах в ходе комплексного анализа текста ( коммуникативные УУД). Текст помогает создать коммуникативно-речевую ситуацию на уроке, дает мотивы для высказываний, будит мысль учащихся и тем самым активизирует их речевую деятельность. Таким образом, текст используется не только как готовый продукт речи, но и как материал для конструирования новых текстов. Тексты позволяют продемонстрировать учащимся силу слова, красоту и величие русского языка, его богатство и выразительные возможности. Использование текстов в качестве учебных единиц служит отправной точкой в формировании универсальных учебных действий, в обучении связной речи, являются той материальной базой, на которой осуществляется коммуникативная направленность обучения русскому языку, позволяет реализовать на практике требования, предъявляемые к современному уроку русского языка стандартами второго поколения. В связи с этим работа с текстом на уроке приобретает огромное, неоценимое значение, так как текст становится основным средством формирования общеучебных умений. В ходе работы над целостным, завершенным высказыванием мы формируем даже не столько орфографическую и пунктуационную компетенции, сколько коммуникативную компетенцию, т.к. учащиеся осваивают логические операции, осмысливают содержание текста на разных понятийных уровнях, учатся понимать и угадывать коммуникативный замысел автора и посредством соприкосновения с богатейшим миром писателя сами формируются как личности.
Функции универсальных учебных действий:
·обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
·создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
Виды универсальных учебных действий
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный (включающий также действия саморегуляции), познавательный и коммуникативный.
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:
·смыслообразование, т.е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? - и уметь на него отвечать.
·нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:
·целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
·планирование - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
·прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
·контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
·коррекция - внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; внесение изменений в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
·оценка - выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;
·саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.
Общеучебные универсальные действия:
§самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
§поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
§структурирование знаний;
§осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
§выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
§рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
§смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
§постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:
·моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
·преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логические универсальные действия:
·анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
·синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
·выбор оснований и критериев для сравнения, сериацию, классификации объектов;
·подведение под понятие, выведение следствий;
·установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
·самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным действиям относятся:
·планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
·постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
·разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
·управление поведением партнёра - контроль, коррекция, оценка его действий;
·умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка. Процесс обучения задаёт содержание и характеристики учебной деятельности ребёнка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий (их уровень развития, соответствующий "высокой норме") и их свойства.
Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.
object(ArrayObject)#884 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(228) "Формирование коммуникативных компетенции на уроках русского языка и литературы в условиях формирования и реализации ФГОС "
["seo_title"] => string(134) "formirovaniie-kommunikativnykh-kompietientsii-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-v-usloviiakh-formirovaniia-i-riealizatsii-fgos"
["file_id"] => string(6) "116993"
["category_seo"] => string(10) "literatura"
["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
["date"] => string(10) "1412679877"
}
}