kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технология самопрезентации

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТЕХНОЛОГИЯ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ

Самопрезентация обычно бывает двух видов. Это может быть рассказ о себе, например, в начале публичного выступления. Более частый слу­чай — представление себя во время презентации своего опыта или про­сто общения. При этом слушатели воспринимают не только изложенные факты, но и манеру держаться и говорить, логику изложения, проявляе­мые эмоции, готовность принять чужую точку зрения, даже чувство юмо­ра. Всё это, как и многое другое (имидж, впечатление, одежда и др.), вли­яет на мнение окружающих о выступающем как о профессионале и личности

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технология самопрезентации »

ТЕХНОЛОГИЯ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ

Самопрезентация обычно бывает двух видов. Это может быть рассказ о себе, например, в начале публичного выступления. Более частый слу­чай — представление себя во время презентации своего опыта или про­сто общения. При этом слушатели воспринимают не только изложенные факты, но и манеру держаться и говорить, логику изложения, проявляе­мые эмоции, готовность принять чужую точку зрения, даже чувство юмо­ра. Всё это, как и многое другое (имидж, впечатление, одежда и др.), вли­яет на мнение окружающих о выступающем как о профессионале и личности.

Учитель, в силу специфики своей деятельности, должен знать, как имен­но ему следует привлечь и удержать внимание учащихся, их родителей, кол­лег, как эффективно использовать в процессе самопрезентации вербальные и невербальные средства воздействия на аудиторию.

Технология самопрезентации включает разработку следующих этапов: подготовку устного выступления и определение его структуры, отбор спо­собов компоновки материала и приёмов, используемых для привлечения внимания слушателей.

В процессе подготовки выступления выделяют две фазы:

1) докоммуникативную (обдумывание темы, оценка аудитории и сбор ма­териала);

2) коммуникативную (определение структуры выступления, продумыва­ние приёмов управления аудиторией).

Докоммуникативная фаза

Определение и обдумывание темы и цели выступления. Установление главного тезиса.

В педагогической деятельности чаще всего тема урока, беседы, доклада определяется социальным заказом, программой, расписанием и т.д. Тем не менее, учитель должен хорошо представлять себе конкретные цели и задачи своего выступления, уметь сформулировать главный тезис, который стал бы стержнем предстоящего выступления. Формулировка основного тезиса по­могает ответить на вопрос: зачем говорить и о чём говорить.

Сбор материала

Сбор материала представляет собой поиск и прочтение необходимой ли­тературы, фиксирование своих собственных мыслей по данному вопросу. Сбор материала, как и вся подготовка в целом, требуют времени.

Как отмечает X. Леммерман1, усилия, направленные на формулировку идеи, делают мысли более ясными. Он же предлагает фиксировать материал в каталожных карточках:

•Удобны и вполне достаточны каталожные карточки размером 7,5x12,5 см или двойной величины.

• Мы выражаем содержание с помощью ключевых слов.

• Разборчиво пишем и нумеруем карточки.

_______________

1 Леммерман X. Учебник риторики. Тренировка речи с упражнениями. http:// www.gumeri.info/bibliotek_Buks/Culture/lemm/index.php


• Мы пишем на карточке только с одной стороны: позднее это облегча­ет их обзор.

• Мы оставляем место для добавлений и изменений.

• Мы подчеркиваем важные места — сбоку или снизу, применяя смотря по обстоятельствам, цветные карандаши или буквы различной ве­личины.

• После того, как материал собран, можно приступать к обдумыванию и сортировке материала, выявлению самого главного и отбрасыванию лиш­него. К обдумыванию материала относится проверка фактов, уточнение и упорядочивание мыслей.

К внутренней же работе по упорядочиванию мыслей X. Леммерман относит:

Самоопрос. (В чем причина, каково действие факта? Какова суть, глав­ная мысль, которую я должен сообщить?). Постановка вопросов самому себе является средством активизации мысли. Если есть вопрос, значит, возмо­жен ответ.

Чередование состояний размышление вслух и прослушивание «внут­реннего голоса». Выбрав время, мы молча медитируем, сосредоточившись «в себе», затем снова высказываем наши мысли уже вслух или вполголоса. Эта смена состояний приводит к уяснению мысли.

Терпеливая, систематическая работа над текстом соединение час­тей, рациональная организация материала и эффективная разработка форму­лировок. Регулярная работа ведет к большему успеху.

Оценка аудитории и обстановки

При оценке аудитории и обстановки следует принять во внимание сле­дующие общие характеристики аудитории: возраст; уровень образования; профессия; цель прихода людей на выступление; уровень заинтересованно­сти в теме; уровень осведомлённости в данном вопросе.

Место выступления также может оказать влияние на характер выступ­ления. Выступающий должен представлять себе размер аудитории, коли­чество людей, в ней присутствующих. Если выступление предполагает ис­пользование микрофона или какого-либо иного оборудования, то необходимо проверить действие техники перед выступлением, а не во вре­мя него.

Коммуникативная фаза

Коммуникативная фаза выступления — это непосредственно сам про­цесс произнесения речи. Выделяют следующие типы речи.2

Заученная наизусть речь. Такая речь чаще всего используется в тех случа­ях, в которых имеет значение каждое слово и может навредить каждая ошибка (например, выступление с результатами научного исследования). Такая речь требует серьёзной подготовки, тщательного составления текста. Но при этом написанная и заученная речь чаще всего оказывается сухой и маловырази­тельной. Она не способно долго удерживать внимание слушателей, поэтому её лучше не затягивать. Кроме всего прочего, есть серьёзная опасность во ________

2 Поль Л, Сопер. Основы искусства речи. — Ростов-на-Дону, 2002. 96

время выступления что-то забыть, а воспроизвести полностью заученный текст, не имея возможности для отклонения от темы, гораздо труднее, чем воспроизвести основные идеи текста.

Написанная и прочитанная по записи речь. Такой тип подготовки речи освобождает память от излишнего напряжения, но при этом делает речь мёр­твой, лишает её живости, возводя тем самым преграду между докладчиком и слушателем. Когда выступающий непрерывно смотрит в написанный текст, то полностью утрачивает связь с аудиторией. Данный способ выступления может быть использован для тренировки голоса.

Импровизированная речь может получиться вполне интересной, при ус­ловии, что она будет чётко структурирована, высказанные идеи будут упо­рядочены, а докладчик хорошо подготовлен.

Предварительно подготовленная и отрепетированная речь. Данный тип речи имеет ряд существенных преимуществ. Во-первых, он приучает высту­пающего заранее продумывать и организовывать свои мысли, составлять план предстоящего выступления. Во-вторых, даёт возможность учителю всту­пать в живое общение с аудиторией. Подобный тип речи является наиболее удачным для подготовки публичного выступления. К тому же выступающий всегда может иметь при себе план или конспект выступления.

Структурирование речи

Структурный план — это основа успешного доклада, сообщения. К. Бре-демайер пишет: «Составив несколько речей с помощью структурного плана, поймёте, как данное умение полезно и важно, и не сможете обходиться без него...».3

1. План замкнутой структуры4:

• Введение. Вступительное высказывание.

• Аргументационная основная часть. Из аргументов следует...

• во-первых; — во-вторых;

• и — самое важное, в-третьих....

• Заключение (выводы). Цель — детальное представление комплекс-1 ной темы (статьи).

2. План-цепочка.

Пункты связаны между собой прочной логической связью, либо чёткой временной последовательностью. Цель — указать важность временных и ло­гических связей, приводящих к логическому выводу:

— Я могу представить себе только одно....(То и это — так и так...)

— Прежде всего... (Это приводит к тому)

— Затем.,.(И если это так, то...)

— В заключении...(Тогда получается, что...)

—На этом подведём итоги (Поэтому нам следует...).

__________

3 Бредемайер К. Провоцирующая риторика? Меткий ответ! - Ростов-на-Дону, Краснодар] 2008.-С. 181.

4 Там же, с. 182-186.


3. От общего к частному

Структурный образец представляет собой формулирование сути посред­ством описания какой-либо ситуации или предположения, общая постанов­ка задачи рассматривается как признанная или общепринятая:

• Обычно в таких ситуациях...

• Но в этом случае...

• Потому что, во-первых...

• Во-вторых...

• Поэтому...

В результате, находится единственное правильное решение, исключе­ние из правил подчёркивается.

4. Цепное сравнение.

Суть высказывания выводится из сравнения двух противоположных по­зиций, где основные аргументы (доводы оппонентов) рассматриваются по возможности объективно, а собственное мнение объявляется только после представления обеих позиций:

• №1 считает...

• №2 не согласен...

• С обоснованием...

• Обе точки зрения спорны, потому что...

• Мы предлагаем...

5. Искусственно подобранный компромисс.

Как и при сравнении, в случае с компромиссом присутствуют две пози­ции (синтез). Необходимо найти объединяющий оба положения пункт и на его основе построить целевое высказывание, сформулировать общую линию, с целью найти компромиссное предложение:

• №1 считает, что...

• №2 не согласен...

• Но оба полагают...

• Обратим на это внимание, потому что...

• Из чего вытекает...

6. Противоположные мнения выносятся за скобки

В ситуации, когда необходимо устранить влияние противоположного мнения, данную позицию представляют как нелогичную. Цель — коротко и ясно исключить позицию собеседника и предложить свою собственную:

Долгое время считалось, что., К тому же речь идёт о... Но это не зависит от... Напротив, дело в том... Следовательно, нужно...

В каждом выступлении заключена определённая суть, которую необходимо донести до слушателя. Поняв структуру док­лада, слушатель поймёт докладчика.

Вступление и заключение доклада

Вступление и заключение доклада можно разделить на два вида: 1) мате­риальные, фактические; 2) предполагаемые, образные.

Целью, с которой составляется введение, должно быть привлечение вни­мания аудитории. Во введение должно входить: раскрытие главной идеи речи, как можно более точная формулировка темы и её расшифровка в случае, если она будет сложной.

Способы формирования введения

Способ подкрепления ориентирован на установление непринуждённой об­становки в аудитории, обстановки доверия. Оратор задаётся вопросом о чув­ствах слушателей, об их возможных интересах и возможности для себя уста­новить с ними контакт. Специфичность такого варианта состоит в том, что он рассчитан преимущественно на небольшую аудиторию и на неоднократ­ные встречи, которые позволили бы оратору с наибольшим успехом найти подход к данным слушателям.

Техника использования повода более ярко высвечивает проблему или то, что имеет прямое отношение к теме выступления, — повод напрямую свя­зан с содержанием речи. Поводом может служить небольшое происшествие, личное переживание, анекдот, неожиданная постановка вопроса, которые с необходимостью выводят оратора к стержневой теме его речи. Содержание речи также можно связать с актуальным на данный момент событием, срав­нение же всегда помогает вывести некое основное положение, которое было бы общим для оратора и слушателей.

Техника возбуждения размышления особенно успешна для подготовлен­ных слушателей. Суть данного метода в том, чтобы поставить перед слуша­телями проблему или ряд проблем и задать им вопросы, которые затем бу­дут рассмотрены и раскрыты в основной части выступления, с целью побудить аудиторию к сотрудничеству, к совместному размышлению.

Прямая техника. Оратор сразу переходит к сути дела, без какой бы-то ни было продолжительной подготовки аудитории. Фактически это отказ от вве­дения вообще.

Введение не должно быть длинным. В нём акцентиру­ются основные моменты раскрываемой темы.

Способы формирования заключения

Заключение — это суммирование и обобщение выводов, которые следуют из основной цели и магистральной идеи выступления.

Заключение может содержать в себе повторение сказанного в сокращён­ном виде.

В заключении усиливается и концентрируется стержневая мысль всей произнесённой речи, и поэтому особой с ясностью и отчетливостью следует обозначать главные мысли. Любому слушателю, когда он слышит заключе­ние, должно быть понятно, что имеется в виду.

Для отделения заключения от основной части можно применять такие обороты, как в качестве обобщения всего сказанного... или а теперь в заключе­ние.... Удачным ходом считается каким-либо образом (цитатой, фактом, на­блюдением) связать заключение с введением (закольцевать выступление), чтобы косвенно освежить в памяти слушателей самое начало речи. Тем са­мым у слушателя появится возможность сделать некое «обратное» действие — снова пересмотреть всё услышанное, но уже после приобретения новой информации.

Поведение оратора

Одним из неотъемлемых аспектов самопрезентации является поведение оратора, которое может как способствовать успешности выступления, так и полностью испортить его. Говоря о манере поведения, следует, прежде всего, иметь в виду такие выразительные телодвижения, как поза, жестикуляция рук и мимика.

При выступлении педагога наиболее приемлемы свободные и естествен­ные жесты, непринуждённая поза, но без лишней небрежности и/или им­пульсивности. Естественное напряжение, в котором находится оратор во время произнесения речи, будет передаваться слушателям непосредствен­но, без наигранности.

Возможно использование жестов приглашающих, отвергающих, пове­лительных или вопросительных, и их следует направлять как на контроль за вниманием аудитории, так и на расстановку акцентов в наиболее существен­ных моментах речи. Мимика не должна выходить за рамки естественной, лучше не привлекать внимание аудитории, чем отталкивать или отвлекать.

Приёмы управления аудиторией

Среди приёмов управления аудиторией выделяют так называемые «улов­ки оратора», такие как обращение к аудитории или использование отступ­лений (историй, анекдотов и пр.) в ходе выступления.

В основной части выступления эффективными могут оказаться следую­щие приёмы активизации внимания и размышления слушателей:5

• логико-композиционные (использование инверсий, контрастных со­поставлений, «интригующее» начало);

• психолого-педагогические (привлекательная форма произнесения речи, проблематизация её содержания, вопросно-ответный ход рассужде­ний, рассмотрение проблемных ситуаций, опора на факты и убедительные примеры, использование литературных образов и цитат);

• речевые (использование разносторонней лексики, художественность изложения, интонационная выразительность и пр.);

• аудиовизуальные (использование структурно-логических схем, таб­лиц, графиков, кинофрагментов, картин, плакатов, аудио— и видеозаписей, мультимедиа).

Все приёмы подобного рода должны быть использованы в меру, так как за чрезмерным стремлением оратора удержать внимание аудитории может быть утеряна главная идея всего выступления.

Внешний облик оратора

Самопрезентация неразрывно связана с понятием имидж, что в перево­де с английского означает «образ». В российском понимании «имидж» и «об­раз» не одно и то же. Прежде всего, потому, что в русском языке слово «об­раз» имеет, как минимум, пять разных значений: вид, облик, характер, поря- _____________

5 Пушина Н.В. Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся в ходе лекции. http://udmedu.ru/files/IK1/2-5_.doc.

док, отражение6. Ближе всего к английскому слову «имидж» российс­кий термин «мнение».

Имидж мнение, суждение, содержащие оценку и отно­шение. Имидж выступающего важен, поскольку он форми­рует готовность слушателей действовать тем или иным образом.

Впечатление — образ, отражение, след, воздействие, влияние, эффект. Первое впечатление содержит эмоциональный и оценочный компоненты. При формировании первого впечатления фиксируются: внешний облик; экспрессия, внешняя выразительность; выполняемые действия; предпо­лагаемые качества личности. Большое значение имеет так называемый «эф­фект ореола», который проявляется в том, что при формировании первого впечатления общее позитивное впечатление о человеке приводит к переоцен­ке, а негативное — к недооценке неизвестного человека.

Привлекательность, то есть степень приближения к тому типу внешности, который максимально одобряется теми, на кого рассчитан имидж оратора.

В создании привлекательности особую роль играют хорошие манеры и ухоженность.

Одежда - своеобразная визитная карточка оратора, она выполняет три функции: 1) презентационную; 2) регуляторную; 3) информационную.

Одежда является важнейшей составляющей первого впечатления. При формировании первого впечатления о докладчике, одежда всегда фикси­руется аудиторией как знак привлекательности или непривлекательности.

Известно, что если женщина-оратор одета в деловом стиле, то публика автоматически приписывает ей следующие качества: критичная; серьёз­ная; уверенная; тактичная; умная; трудолюбивая; организованная.

Большую роль для успешной самопрезентации играет силуэт одежды Чем больше он приближён по форме к вытянутому прямоугольнику, тем выше статус докладчика в глазах воспринимающих. Такому силуэту соот­ветствует одежда делового стиля.

Среди цветов предпочтительнее выбирать ахроматические цвета: чер­ный, белый, серый, — они поднимают статус говорящего. Подходят также «цвета экологии» — цвет земли, песка, глины, воды, неярких цветов и расте­ний.

Хорошие деловые манеры оратора в публичном выступлении всегда за­мечаются аудиторией. Они проявляются в том, какой обращается со време­нем. Деловой этикет подразумевает, что начинать и заканчивать выступле­ние необходимо вовремя, минута в минуту. В этом проявляется уважение к присутствующим.

Чёткое определение темы, плана и регламента выступления в начале важная составляющая хороших деловых манер оратора.

___________

6 Словарь русского языка / Под ред. А.П.Евгеньевой. — М., 1983.


Для успешной самопрезентации особенно важна речь оратора.. Стилис­тика речи, подбор выражений, выбор примеров и пр. зависят от особеннос­тей аудитории, если говорить о профессиональной среде, то здесь уместен правильный литературный язык. Грамотная речь свидетельствует об уровне образованности и общей культуры оратора.

Резюме

В самопрезентации важен некий «посыл», энергетика, исходящая от вы­ступающего. Энтузиазм докладчика порождает энтузиазм слушателей. Если этих составляющих нет или они слабо выражены, то качество самопрезен­тации будет низким, следовательно, и эффект от выступления снизится.

Важно подготовить не только текст выступления, но и уделить особое внимание форме вашего выступления — деловым манерам, оформлению вне­шности, личному обаянию.

Только регулярная практика, умение радоваться своим успехам и спо­койное отношение к любым результатам своих выступлений помогут вам создать свой, уникальный образ оратора.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Технология самопрезентации

Автор: Гасинюкова Ирина Павловна

Дата: 21.12.2014

Номер свидетельства: 146575

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Программа дополнительного образования по информатике: "Мир мультимедиа технологий" "
    ["seo_title"] => string(88) "proghramma-dopolnitiel-nogho-obrazovaniia-po-informatikie-mir-mul-timiedia-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "173214"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1423937319"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Психолого-педагогическая здоровьесберегающая технология  внеклассного мероприятия «Мы вместе» "
    ["seo_title"] => string(118) "psikhologho-piedaghoghichieskaia-zdorov-iesbierieghaiushchaia-tiekhnologhiia-vnieklassnogho-mieropriiatiia-my-vmiestie"
    ["file_id"] => string(6) "238316"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1444550175"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(232) "Применение новых педагогических технологий на занятиях декоративно-прикладным творчеством  в объединении «Вязаная мозаика» "
    ["seo_title"] => string(141) "primienieniie-novykh-piedaghoghichieskikh-tiekhnologhii-na-zaniatiiakh-diekorativno-prikladnym-tvorchiestvom-v-obiedinienii-viazanaia-mozaika"
    ["file_id"] => string(6) "228679"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441453558"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Пед.чтение "ПРИМЕНЕНИЕ МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА""
    ["seo_title"] => string(72) "piedchtieniieprimienieniiemodulnoitiekhnologiinaurokakhangliiskogoiazyka"
    ["file_id"] => string(6) "310195"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458971401"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(200) "Конспект урока.Что важнее: душевная или физическая красота?» (по рассказу Т. Толстой « Соня». Метод модерации.)"
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_chto_vazhnieie_dushievnaia_ili_fizichieskaia_krasota_po_rasskazu"
    ["file_id"] => string(6) "366989"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1481126704"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства