Самопрезентация обычно бывает двух видов. Это может быть рассказ о себе, например, в начале публичного выступления. Более частый случай — представление себя во время презентации своего опыта или просто общения. При этом слушатели воспринимают не только изложенные факты, но и манеру держаться и говорить, логику изложения, проявляемые эмоции, готовность принять чужую точку зрения, даже чувство юмора. Всё это, как и многое другое (имидж, впечатление, одежда и др.), влияет на мнение окружающих о выступающем как о профессионале и личности
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Технология самопрезентации »
ТЕХНОЛОГИЯ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ
Самопрезентация обычно бывает двух видов. Это может быть рассказ о себе, например, в начале публичного выступления. Более частый случай — представление себя во время презентации своего опыта или просто общения. При этом слушатели воспринимают не только изложенные факты, но и манеру держаться и говорить, логику изложения, проявляемые эмоции, готовность принять чужую точку зрения, даже чувство юмора. Всё это, как и многое другое (имидж, впечатление, одежда и др.), влияет на мнение окружающих о выступающем как о профессионале и личности.
Учитель, в силу специфики своей деятельности, должен знать, как именно ему следует привлечь и удержать внимание учащихся, их родителей, коллег, как эффективно использовать в процессе самопрезентации вербальные и невербальные средства воздействия на аудиторию.
Технология самопрезентации включает разработку следующих этапов: подготовку устного выступления и определение его структуры, отбор способов компоновки материала и приёмов, используемых для привлечения внимания слушателей.
В процессе подготовки выступления выделяют две фазы:
1) докоммуникативную (обдумывание темы, оценка аудитории и сбор материала);
2) коммуникативную (определение структуры выступления, продумывание приёмов управления аудиторией).
Докоммуникативная фаза
Определение и обдумывание темы и цели выступления. Установление главного тезиса.
В педагогической деятельности чаще всего тема урока, беседы, доклада определяется социальным заказом, программой, расписанием и т.д. Тем не менее, учитель должен хорошо представлять себе конкретные цели и задачи своего выступления, уметь сформулировать главный тезис, который стал бы стержнем предстоящего выступления. Формулировка основного тезиса помогает ответить на вопрос: зачем говорить и о чём говорить.
Сбор материала
Сбор материала представляет собой поиск и прочтение необходимой литературы, фиксирование своих собственных мыслей по данному вопросу. Сбор материала, как и вся подготовка в целом, требуют времени.
Как отмечает X. Леммерман1, усилия, направленные на формулировку идеи, делают мысли более ясными. Он же предлагает фиксировать материал в каталожных карточках:
•Удобны и вполне достаточны каталожные карточки размером 7,5x12,5 см или двойной величины.
• Мы выражаем содержание с помощью ключевых слов.
• Разборчиво пишем и нумеруем карточки.
_______________
1Леммерман X. Учебник риторики. Тренировка речи с упражнениями. http:// www.gumeri.info/bibliotek_Buks/Culture/lemm/index.php
• Мы пишем на карточке только с одной стороны: позднее это облегчает их обзор.
• Мы оставляем место для добавлений и изменений.
• Мы подчеркиваем важные места — сбоку или снизу, применяя смотря по обстоятельствам, цветные карандаши или буквы различной величины.
• После того, как материал собран, можно приступать к обдумыванию и сортировке материала, выявлению самого главного и отбрасыванию лишнего. К обдумыванию материала относится проверка фактов, уточнение и упорядочивание мыслей.
К внутренней же работе по упорядочиванию мыслей X. Леммерман относит:
• Самоопрос. (В чем причина, каково действие факта? Какова суть, главная мысль, которую я должен сообщить?). Постановка вопросов самому себе является средством активизации мысли. Если есть вопрос, значит, возможен ответ.
• Чередование состояний — размышление вслух и прослушивание «внутреннего голоса». Выбрав время, мы молча медитируем, сосредоточившись «в себе», затем снова высказываем наши мысли уже вслух или вполголоса. Эта смена состояний приводит к уяснению мысли.
• Терпеливая, систематическая работа над текстом — соединение частей, рациональная организация материала и эффективная разработка формулировок. Регулярная работа ведет к большему успеху.
Оценка аудитории и обстановки
При оценке аудитории и обстановки следует принять во внимание следующие общие характеристики аудитории: возраст; уровень образования; профессия; цель прихода людей на выступление; уровень заинтересованности в теме; уровень осведомлённости в данном вопросе.
Место выступления также может оказать влияние на характер выступления. Выступающий должен представлять себе размер аудитории, количество людей, в ней присутствующих. Если выступление предполагает использование микрофона или какого-либо иного оборудования, то необходимо проверить действие техники перед выступлением, а не во время него.
Коммуникативная фаза
Коммуникативная фаза выступления — это непосредственно сам процесс произнесения речи. Выделяют следующие типы речи.2
Заученная наизусть речь. Такая речь чаще всего используется в тех случаях, в которых имеет значение каждое слово и может навредить каждая ошибка (например, выступление с результатами научного исследования). Такая речь требует серьёзной подготовки, тщательного составления текста. Но при этом написанная и заученная речь чаще всего оказывается сухой и маловыразительной. Она не способно долго удерживать внимание слушателей, поэтому её лучше не затягивать. Кроме всего прочего, есть серьёзная опасность во ________
2Поль Л, Сопер. Основы искусства речи. — Ростов-на-Дону, 2002. 96
время выступления что-то забыть, а воспроизвести полностью заученный текст, не имея возможности для отклонения от темы, гораздо труднее, чем воспроизвести основные идеи текста.
Написанная и прочитанная по записи речь. Такой тип подготовки речи освобождает память от излишнего напряжения, но при этом делает речь мёртвой, лишает её живости, возводя тем самым преграду между докладчиком и слушателем. Когда выступающий непрерывно смотрит в написанный текст, то полностью утрачивает связь с аудиторией. Данный способ выступления может быть использован для тренировки голоса.
Импровизированная речь может получиться вполне интересной, при условии, что она будет чётко структурирована, высказанные идеи будут упорядочены, а докладчик хорошо подготовлен.
Предварительно подготовленная и отрепетированная речь. Данный тип речи имеет ряд существенных преимуществ. Во-первых, он приучает выступающего заранее продумывать и организовывать свои мысли, составлять план предстоящего выступления. Во-вторых, даёт возможность учителю вступать в живое общение с аудиторией. Подобный тип речи является наиболее удачным для подготовки публичного выступления. К тому же выступающий всегда может иметь при себе план или конспект выступления.
Структурирование речи
Структурный план — это основа успешного доклада, сообщения. К. Бре-демайер пишет: «Составив несколько речей с помощью структурного плана, поймёте, как данное умение полезно и важно, и не сможете обходиться без него...».3
1. План замкнутой структуры4:
• Введение. Вступительное высказывание.
• Аргументационная основная часть. Из аргументов следует...
• во-первых; — во-вторых;
• и — самое важное, в-третьих....
• Заключение (выводы). Цель — детальное представление комплекс-1 ной темы (статьи).
2.План-цепочка.
Пункты связаны между собой прочной логической связью, либо чёткой временной последовательностью. Цель — указать важность временных и логических связей, приводящих к логическому выводу:
— Я могу представить себе только одно....(То и это — так и так...)
Структурный образец представляет собой формулирование сути посредством описания какой-либо ситуации или предположения, общая постановка задачи рассматривается как признанная или общепринятая:
• Обычно в таких ситуациях...
• Но в этом случае...
• Потому что, во-первых...
• Во-вторых...
• Поэтому...
В результате, находится единственное правильное решение, исключение из правил подчёркивается.
4.Цепное сравнение.
Суть высказывания выводится из сравнения двух противоположных позиций, где основные аргументы (доводы оппонентов) рассматриваются по возможности объективно, а собственное мнение объявляется только после представления обеих позиций:
• №1 считает...
• №2 не согласен...
• С обоснованием...
• Обе точки зрения спорны, потому что...
• Мы предлагаем...
5.Искусственно подобранный компромисс.
Как и при сравнении, в случае с компромиссом присутствуют две позиции (синтез). Необходимо найти объединяющий оба положения пункт и на его основе построить целевое высказывание, сформулировать общую линию, с целью найти компромиссное предложение:
• №1 считает, что...
• №2 не согласен...
• Но оба полагают...
• Обратим на это внимание, потому что...
• Из чего вытекает...
6.Противоположные мнения выносятся за скобки
В ситуации, когда необходимо устранить влияние противоположного мнения, данную позицию представляют как нелогичную. Цель — коротко и ясно исключить позицию собеседника и предложить свою собственную:
Долгое время считалось, что., К тому же речь идёт о... Но это не зависит от... Напротив, дело в том... Следовательно, нужно...
В каждом выступлении заключена определённая суть, которую необходимо донести до слушателя. Поняв структуру доклада, слушатель поймёт докладчика.
Вступление и заключение доклада
Вступление и заключение доклада можно разделить на два вида: 1) материальные, фактические; 2) предполагаемые, образные.
Целью, с которой составляется введение, должно быть привлечение внимания аудитории. Во введение должно входить: раскрытие главной идеи речи, как можно более точная формулировка темы и её расшифровка в случае, если она будет сложной.
Способы формирования введения
Способ подкрепления ориентирован на установление непринуждённой обстановки в аудитории, обстановки доверия. Оратор задаётся вопросом о чувствах слушателей, об их возможных интересах и возможности для себя установить с ними контакт. Специфичность такого варианта состоит в том, что он рассчитан преимущественно на небольшую аудиторию и на неоднократные встречи, которые позволили бы оратору с наибольшим успехом найти подход к данным слушателям.
Техника использования повода более ярко высвечивает проблему или то, что имеет прямое отношение к теме выступления, — повод напрямую связан с содержанием речи. Поводом может служить небольшое происшествие, личное переживание, анекдот, неожиданная постановка вопроса, которые с необходимостью выводят оратора к стержневой теме его речи. Содержание речи также можно связать с актуальным на данный момент событием, сравнение же всегда помогает вывести некое основное положение, которое было бы общим для оратора и слушателей.
Техника возбуждения размышления особенно успешна для подготовленных слушателей. Суть данного метода в том, чтобы поставить перед слушателями проблему или ряд проблем и задать им вопросы, которые затем будут рассмотрены и раскрыты в основной части выступления, с целью побудить аудиторию к сотрудничеству, к совместному размышлению.
Прямая техника. Оратор сразу переходит к сути дела, без какой бы-то ни было продолжительной подготовки аудитории. Фактически это отказ от введения вообще.
Введение не должно быть длинным. В нём акцентируются основные моменты раскрываемой темы.
Способы формирования заключения
Заключение — это суммирование и обобщение выводов, которые следуют из основной цели и магистральной идеи выступления.
Заключение может содержать в себе повторение сказанного в сокращённом виде.
В заключении усиливается и концентрируется стержневая мысль всей произнесённой речи, и поэтому особой с ясностью и отчетливостью следует обозначать главные мысли. Любому слушателю, когда он слышит заключение, должно быть понятно, что имеется в виду.
Для отделения заключения от основной части можно применять такие обороты, как в качестве обобщения всего сказанного... или а теперь в заключение.... Удачным ходом считается каким-либо образом (цитатой, фактом, наблюдением) связать заключение с введением (закольцевать выступление), чтобы косвенно освежить в памяти слушателей самое начало речи. Тем самым у слушателя появится возможность сделать некое «обратное» действие — снова пересмотреть всё услышанное, но уже после приобретения новой информации.
Поведение оратора
Одним из неотъемлемых аспектов самопрезентации является поведение оратора, которое может как способствовать успешности выступления, так и полностью испортить его. Говоря о манере поведения, следует, прежде всего, иметь в виду такие выразительные телодвижения, как поза, жестикуляция рук и мимика.
При выступлении педагога наиболее приемлемы свободные и естественные жесты, непринуждённая поза, но без лишней небрежности и/или импульсивности. Естественное напряжение, в котором находится оратор во время произнесения речи, будет передаваться слушателям непосредственно, без наигранности.
Возможно использование жестов приглашающих, отвергающих, повелительных или вопросительных, и их следует направлять как на контроль за вниманием аудитории, так и на расстановку акцентов в наиболее существенных моментах речи. Мимика не должна выходить за рамки естественной, лучше не привлекать внимание аудитории, чем отталкивать или отвлекать.
Приёмы управления аудиторией
Среди приёмов управления аудиторией выделяют так называемые «уловки оратора», такие как обращение к аудитории или использование отступлений (историй, анекдотов и пр.) в ходе выступления.
В основной части выступления эффективными могут оказаться следующие приёмы активизации внимания и размышления слушателей:5
• психолого-педагогические (привлекательная форма произнесения речи, проблематизация её содержания, вопросно-ответный ход рассуждений, рассмотрение проблемных ситуаций, опора на факты и убедительные примеры, использование литературных образов и цитат);
Все приёмы подобного рода должны быть использованы в меру, так как за чрезмерным стремлением оратора удержать внимание аудитории может быть утеряна главная идея всего выступления.
Внешний облик оратора
Самопрезентация неразрывно связана с понятием имидж, что в переводе с английского означает «образ». В российском понимании «имидж» и «образ» не одно и то же. Прежде всего, потому, что в русском языке слово «образ» имеет, как минимум, пять разных значений: вид, облик, характер, поря- _____________
5Пушина Н.В. Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся в ходе лекции. http://udmedu.ru/files/IK1/2-5_.doc.
док, отражение6. Ближе всего к английскому слову «имидж» российский термин «мнение».
Имидж — мнение, суждение, содержащие оценку и отношение. Имидж выступающего важен, поскольку он формирует готовность слушателей действовать тем или иным образом.
Впечатление — образ, отражение, след, воздействие, влияние, эффект. Первое впечатление содержит эмоциональный и оценочный компоненты. При формировании первого впечатления фиксируются: внешний облик; экспрессия, внешняя выразительность; выполняемые действия; предполагаемые качества личности. Большое значение имеет так называемый «эффект ореола», который проявляется в том, что при формировании первого впечатления общее позитивное впечатление о человеке приводит к переоценке, а негативное — к недооценке неизвестного человека.
Привлекательность, то есть степень приближения к тому типу внешности, который максимально одобряется теми, на кого рассчитан имидж оратора.
В создании привлекательности особую роль играют хорошие манеры и ухоженность.
Одежда - своеобразная визитная карточка оратора, она выполняет три функции: 1) презентационную; 2) регуляторную; 3) информационную.
Одежда является важнейшей составляющей первого впечатления. При формировании первого впечатления о докладчике, одежда всегда фиксируется аудиторией как знак привлекательности или непривлекательности.
Известно, что если женщина-оратор одета в деловом стиле, то публика автоматически приписывает ей следующие качества: критичная; серьёзная; уверенная; тактичная; умная; трудолюбивая; организованная.
Большую роль для успешной самопрезентации играет силуэт одежды Чем больше он приближён по форме к вытянутому прямоугольнику, тем выше статус докладчика в глазах воспринимающих. Такому силуэту соответствует одежда делового стиля.
Среди цветов предпочтительнее выбирать ахроматические цвета: черный, белый, серый, — они поднимают статус говорящего. Подходят также «цвета экологии» — цвет земли, песка, глины, воды, неярких цветов и растений.
Хорошие деловые манеры оратора в публичном выступлении всегда замечаются аудиторией. Они проявляются в том, какой обращается со временем. Деловой этикет подразумевает, что начинать и заканчивать выступление необходимо вовремя, минута в минуту. В этом проявляется уважение к присутствующим.
Чёткое определение темы, плана и регламента выступления в начале — важная составляющая хороших деловых манер оратора.
___________
6 Словарь русского языка / Под ред. А.П.Евгеньевой. — М., 1983.
Для успешной самопрезентации особенно важна речь оратора.. Стилистика речи, подбор выражений, выбор примеров и пр. зависят от особенностей аудитории, если говорить о профессиональной среде, то здесь уместен правильный литературный язык. Грамотная речь свидетельствует об уровне образованности и общей культуры оратора.
Резюме
В самопрезентации важен некий «посыл», энергетика, исходящая от выступающего. Энтузиазм докладчика порождает энтузиазм слушателей. Если этих составляющих нет или они слабо выражены, то качество самопрезентации будет низким, следовательно, и эффект от выступления снизится.
Важно подготовить не только текст выступления, но и уделить особое внимание форме вашего выступления — деловым манерам, оформлению внешности, личному обаянию.
Только регулярная практика, умение радоваться своим успехам и спокойное отношение к любым результатам своих выступлений помогут вам создать свой, уникальный образ оратора.