Разработанная последовательность деятельностных шагов называется технологией деятельностного метода. Включение ребенка в учебную деятельность на основе метода рефлексии создает условия не только для формирования у него готовности к саморазвитию, но и для формирования устойчивой системы знаний и системы ценностей (самовоспитания).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Технология деятельностного метода»
Технология деятельностного метода
Разработанная последовательность деятельностных шагов называется технологией деятельностного метода. Включение ребенка в учебную деятельность на основе метода рефлексии создает условия не только для формирования у него готовности к саморазвитию, но и для формирования устойчивой системы знаний и системы ценностей (самовоспитания).
Технология деятельностного метода включает в себя следующую последовательность деятельностных шагов:
1. Самоопределение к деятельности (орг. момент)
На данном этапе организуется положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке, а именно: - создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу») - выделяется содержательная область («могу»)
Рекомендации к проведению:1) Доброе пожелание, моральная поддержка, девиз, загадка и.т.д. 2) Беседа, сообщение, самопроверка домашнего задания по готовому образцу и т.д.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Данный этап предполагает подготовку мышления детей к проектировочной деятельности: 1) актуализацию знаний, умений, навыков, достаточных для построения нового способа действий; 2) тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершение этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащихся, которое фиксируется ими самими.
Рекомендации к проведению: 1) Коллективные формы работы: коммуникативное взаимодействие, беседа. 2) Индивидуальные формы работы: задание для самостоятельного выполнения, математический диктант и т.д. 3) Фиксация в громкой речи различных вариантов решения и отсутствия изученного способа их обоснования.
3. Постановка учебной задачи.
На данном этапе учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения. Учитель организует коммуникативную деятельность учащихся по исследованию возникшей проблемной ситуации в форме эвристической беседы. В этом задании должен обнаружиться недостаток имеющихся знаний, т.е. возникает ситуация, в которой требуется изменить известные учащимся алгоритмы в новой ситуации или создать новые, открыть новые знания. Завершение этапа связано с постановкой цели и формулировкой (или уточнением) темы урока.
Рекомендации к проведению: Коммуникативное взаимодействие, подводящий диалог, побуждающий диалог. Включение эмоцианального компонента: «яркое пятно», похвала и т.д.
4. Построение проекта выхода из затруднений («открытие» детьми нового знания)
На данном этапе предлагается выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации, и на основе выбранного метода выдвижение и проверка ими гипотез. Учитель организует коллективную деятельность учащихся в форме мозгового штурма (подводящий диалог, побуждающий диалог и т.д.) После построения и обоснования нового способа, новый способ действий фиксируется в речи и знаково в соответствии с формулировками и обозначениями общепринятыми. В завершении устанавливается, что учебная задача разрешена.
Рекомендации к проведению: Коммуникативное взаимодействие, подводящий диалог, побуждающий диалог, мозговой штурм и т.д. Использование двигательной активности, материальных и материализованных моделей.
5. Первичное закрепление во внешней речи.
Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием установленного алгоритма во внешней речи.
Рекомендации к проведению: Коммуникативное взаимодействие с опорой на вербальную и знаковую фиксацию. «Цепочки», соревнования, игровые ситуации и пр.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания на применение нового способа действий, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с образцом, и сами оценивают ее. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации ситуации успеха, способствующей включению учащихся в дальнейшую познавательную деятельность.
Рекомендации к проведению: Письменная работа, небольшой объем, узкая типовая направленность. Индивидуальная деятельность.
7. Включение в систему знаний и повторение.
На данном этапе новое знание включается в систему знаний. При необходимости выполняются задания на тренировку ранее изученных алгоритмов и подготовку введения нового знания на последующих уроках.
Рекомендации к проведению: Коммуникативное взаимодействие преимущественно в парах или группах. Возможность выбора заданий учащимися. Включение элементов проектирования, игровых ситуаций и т.д.
8. Рефлексия деятельности (итог урока)
На данном этапе организуется самооценка учениками деятельности на уроке. В завершение фиксируется степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности и намечаются цели последующей деятельности. Домашнее задание дается с элементами выбора, творчества.
Рекомендации к проведению:
Беседа: Чему научились? Что нового узнали? Каким способом? Где используется? В чем отличие новой ситуации от ранее изученной? Где возникло затруднение? Каковы результаты класса?(мои собственные)? Кого можно похвалить? Над чем ещё надо поработать? Возможно использование специальных сигналов- цвет, знак, шкала и т.д., для обозначения степени достижения поставленной цели деятельности. ( Если вы все поняли, то поднимите - зеленый, если вообще ничего не понял - красный; «гора успеха», «мишень»…)