Говорить о современном состоянии российского образования учителю сельской школы — непросто.
Современное общество требует выпускников, умеющих ставить перед собой задачи и решать их. Следовательно, одним из конечных результатов обучения должен быть выпускник школы, который имеет способности самостоятельно обучать себя, совершенствоваться, саморазвиваться, имеющей цель в жизни и «инструмент» для достижения цели. А что для этого может сделать школьный учитель, в частности учитель математики.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сверхзадача учителя »
« Сверхзадача учителя»
М.Ф.Бахмутова
Мы лишь в той мере можем воспитывать ребёнка, в какой знаем,
что он чувствует, чего он хочет.
И.Песталоцци
Говорить о современном состоянии российского образования учителю сельской школы — непросто. Для этого надо «отойти» от школы и взглянуть на неё со стороны или сверху. Но вопрос этот для меня и моих коллег, конечно же, не праздный, ведь именно с нас, учителей, а не с чиновников образования, в конечном счёте, спросят: чему вы научили детей?
Современное общество требует выпускников, умеющих ставить перед собой задачи и решать их. Следовательно, одним из конечных результатов обучения должен быть выпускник школы, который имеет способности самостоятельно обучать себя, совершенствоваться, саморазвиваться, имеющей цель в жизни и «инструмент» для достижения цели. А что для этого может сделать школьный учитель, в частности учитель математики.
В своей работе я стараюсь использовать конфессиональное видение процесса обучения и воспитания, в которое входит православная педагогика: обучение «из сердца в сердце, из очей в очи»: " ...дети прозорливы, они ясновидцы – учит православие. В детской психике – тончайшие мембраны, которые улавливают как ложь, так и правду. Грубый, жестокий учитель уничтожает эти мембраны и лишает ребенка возможности правильно оценивать добро и зло. Истинный учитель развивает эту способность, которая является не чем иным, как совестью» (Св. Владимиров).
В основе отношения воспитателя к ребенку в православии лежит свобода, всегда неразрывно связанная с ответственностью. Она предполагает нравственную ответственность за совершенный поступок перед своей совестью и перед Богом. Душе уделяется особое внимание: она дороже всего мира со всеми его сокровищами и благами. Духовное начало реализуется в стремлении к творчеству, являющемуся отличительной чертой человека, которое строится на принципах :принцип педоцентричности – ребенок стоит в центре педагогического процесса – обязывает учителя принимать воспитанника таким, каким его создал Творец. А Он печется о каждой душе независимо от умственных и физических способностей человека. Учитель должен руководствоваться принципом достоинства ребенка – венца творения. Призвание педагога состоит в том, чтобы найти к каждому ученику личностный подход, любить каждого его данности. Принцип индивидуального подхода определяется и тем, что каждая душа уникальна. Это ставит перед учителем задачу выяснить, что конкретно необходимо для духовного роста каждой неповторимой личности, для пробуждения добра в ней, для развития способностей. Принцип целостности в воспитании требует не отделять процесс нравственного воспитания от обучения: развитие личности нельзя оторвать от ее физической, психической, социальной жизни.
Познать мир можно только через сердце, считается в исламской педагогике, когда обучение и воспитание основывается на приобретении истинного знания: вера здесь в известной степени отождествляется со знанием. «Если мусульмане хотят иметь все блага в этой жизни, быть счастливыми, единственное средство для этого - образованность». Отсутствие знания, по исламу, не освобождает человека от ответственности перед обществом, поэтому ислам предписывает образование и познание.
Соответствие действий и поступков заповедями и законам, где большую роль в воспитании играют родители, которые умеют добиться полного послушания детей суровым, но не деспотичным семейным воздействием своим личным примером, воздействие – на чувства или «сердце» (центр духовной жизни) ребенка: ученик должен всецело отдаться наставнику, «прилепится» к нему всей душой- основа иудаистской педагогики. Хасид 47 гласит: «Если у тебя есть возможности и способности - будь ученым, если не получается - учеником, стремящимся к знаниям; если это не удается, то старайся больше слушать речи образованных людей; если и это не получается – имей положительное отношение к просвещению или хотя бы не отрицай, не будь противником просвещения, образования».
Ценностью здесь является образование как передача исторического опыта знаний, относящихся к традиционному укладу жизни, а цель – воспроизведение ребенком родительского примера исполнения правил. Иудейская педагогика опирается на дело, действия, поступки, осуществленные в строгом соответствии с заповедями и законами иудаизма.
Каждый должен быть учителем самому себе- призывает буддийская педагогика, а первейший метод познания – глубинное размышление, сосредоточение, концентрация внимания на внутреннем, позволяющие естественно проникать в природу всеобщего («не сотвори, а найди, открой»). У каждого человека существуют проблемы, но нечего надеяться, что проблемы исчезнут сами по себе, необходимо активно действовать: распознавать причины и избавляться от них. Кредо буддизма: мои проблемы никто не решит за меня, только я могу решить их, а другие – только помочь, оказать содействие. Методы и методики воздействия на внутренний мир человека – слово, убеждение, ограничения и отрешения, психологические упражнения, диета. Общепедагогическим принципом является медитация, или умение сосредотачиваться. Оно должно стать привычным для человека в учебе, работе, жизни. Сущность процесса познания по буддизму – осознание невежества. Настоящим учителем, мастером является не тот человек, от которого ученик получает знания, а тот, кто до основания развивает в ученике уверенность в своих знаниях и доказывает: «Вы – ничто, вы – нигде, вы ничего не узнали».
Преподавая математику, я стараюсь донести эти принципы для своих учеников и быть для них авторитетом, и в чисто человеческом плане, и через свой учебный предмет.
И когда, нас учителей, спрашивают: плохое у нас образование или хорошее? И мы затрудняемся с ответом. Вроде, работаем на совесть, трудимся много, а результат нашей деятельности оценивают другие (мониторинги, экзамены, олимпиады, конкурсы различных уровней), и он не всегда совпадает с теми положительными и, напротив, отрицательными изменениями, которые происходят в конкретном классе. Учитель отмечает даже минимальные положительные сдвиги, особенно у слабых учеников, переживает от неудач и халатности воспитанников. А проверка этого может не отразить, там общий, «усреднённый» результат. Это явление напрягает учителя, несёт неудовлетворённость.
Есть и ещё один минус в системе современного образования. Современную школу буквально лихорадит от экспериментов, нововведений, конкурсов и рейтингов. Это не способствует успешному усвоению знаний, часто отвлекает от основных учебных занятий.
Но ни в коем случае не надо отказываться от того лучшего, что накоплено российской педагогикой за долгие годы. Это моё глубокое убеждение.
В России принят Закон о всеобщем среднем образовании, а вообще-то, продумана сама эта система этого всеобщего образования. Есть дети, которые нуждаются в специальном обучении. Куда отправить должны родители своего пятнадцатилетнего ребенка от школы, а значит, и от себя, если он не справился даже с минимумом программных требований? Точно знаю, что, если ребенок не может запомнить таблицу умножения и не в состоянии решить задачку в одно действие, то он, дойдя до 11класса, не сможет решить на ЕГЭ не только пять задач, но и две. Кого винить: ребенка, семью, родителей? Да бывают, виновны родители. Бывает, учитель не сумел найти подход к ребенку. Нужно продумать вопрос о ЕГЭ: камеры следят 4 часа, водят в туалет, обед запретили. Пусть отменят обязательные экзамены, а останутся только экзамены по выбору. Невозможно всех детей обучить тому огромному, той поставленной, сверхзадачи.
Понятие сверхзадачи актера впервые ввел в театральный обиход К. С. Станиславский "... как глубинную, настоящую внутреннюю задачу актера, с которой тот выходит на сцену: или он выходит показать себя, продемонстрировать свой талант и получить за это похвалу, или он выходит служить искусству?!. «Люби искусство в себе, а не себя в искусстве!» - эти слова знаменитого режиссера знают все ученики театральных вузов. «Люби самого ребенка, а не свои педагогические достижения», может быть, так можно перефразировать знаменитые слова Станиславского? Любить хорошего ребенка легко, а как любить двоечника, который систематически не готовится к урокам, да еще и грубит? Это действительно трудно и в этом, наверное, и мастерство, и тайна, и сверхзадача педагогической профессии: в абсолютно каждом ребенке увидеть личность, не унизить, не оскорбить, а наоборот, поддержать, помочь, а если получится, то при этом чему – то научить.