Структура различных типов уроков в условиях реализации ФГОС
Структура различных типов уроков в условиях реализации ФГОС
Важнейшей задачей современной системы образования является не столько освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Структура различных типов уроков в условиях реализации ФГОС»
Структура различных типов уроков в условиях реализации ФГОС
«С урока начинается учебно-воспитательный процесс,
уроком он и заканчивается.
Все остальное в школе играет хотя и важную,
но вспомогательную роль,
дополняя и развивая все то,
что закладывается на уроке»
Конаржевский Ю.А.
Сам по себе урок остался прежним:
Цели
обучающие – создать условия для усвоения и понимания решения учебных задач, организовать деятельность школьников по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях;
развивающие – создать содержательные и организационные условия для развития у школьников познавательной компетентности;
воспитывающие – воспитывать чувство ответственности каждого школьники за собственную деятельность, за деятельность всего класса.
Главное в содержании учебного материала:
ориентация на личностное развитие и саморазвитие ученика;
опора на субъектный опыт ученика;
выделение главного, существенного (главная идея, основные понятия) в содержании;
формирование интереса (мотивации) к усвоению предлагаемого содержания;
формирование ключевых компетенций, метапредметных знаний;
ориентация на межпредметную координацию учебного материала и т.д.
Формы обучения – коллективная, групповая, индивидуальная.
Методы обучения – словесные, наглядные, репродуктивный, частично-поисковый, объяснительно-результативный, проблемно-сообщающий.
Средства обучения – учебники, тетради, карточки, схемы, таблицы, ИКТ…
Рефлексия — это:
условие, необходимое для того, чтобы каждый участник процесса обучения увидел всю организацию собственной деятельности на уроке в соответствии с целями и программой и оценил ее;
выявление и уточнение результатов деятельности на уроке;
осознание способов деятельности;
время размышлений, когда полученная на уроке информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается как учителем, так и учеником, а затем соединяется;
определение своих образовательных приращений как учеником, так и учителем;
проектирование дальнейших планов и программ;
осмысление в целом проделанной на уроке работы, самоанализ, самооценка.
Я работаю по УМК «Перспектива». Научный руководитель - Л.Г.Петерсон. Основа - системно-деятельностный метод обучения.
В основе которого лежат следующие принципы:
принцип деятельности –ученик не получает знания в готовом виде, а добывает их сам, сознаёт при этом их содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему её норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений ;
принцип непрерывности;
принцип целостности;
принцип минимакса;
принцип психологической комфортности;
принцип вариативности;
принцип творчества.
Структура урока математики (ОНЗ)
Мотивация к учебной деятельности.
Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в деятельности.
Постановка учебной задачи.
Построение проекта выхода из затруднения.
Первичное закрепление проговариванием во внешней речи.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Включение в систему знаний и повторений.
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
В отличии от стандартов 2004 года новый ФГОС вносит существенные изменения в цели, содержание и организацию учебно-воспитательного процесса, которые влекут за собой необходимость перестройки всей образовательной деятельности в начальной школе и в первую очередь УЧИТЕЛЯ , обеспечивающего его.
Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.
Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки.
Учителя смогут реализовать новый стандарт без проблем, в основном за счет своего умения быстро перестраиваться и изменяться.
Главное (новое) в уроке:
тему и цель урока формулируют дети;
задания предлагаются;
диалог;
взаимодействие;
партнёрство;
проектирование;
вывод на каждом этапе урока (дети);
ситуация успеха для каждого!
Таким образом, основной ценностью становится не усвоение суммы сведений, а освоение умений, которые помогут учащимся определять свои цели, принимать решения и действовать.
Структура урока коррекции знаний, умений и навыков
Уроки этого типа предназначаются для оценки результатов учения, уровня усвоения учащимися теоретического материала, системы научных понятий изучаемого курса, сформированности умений и навыков, опыта учебно-познавательной деятельности школьников, установления диагностики уровня обученности учеников и привнесения в технологию обучения тех или иных изменений, коррекции в процессе учения в соответствии с диагностикой состояния обученности детей.
Основная дидактическая цель уроков данного типа выявление уровня овладения учащихся комплексом знаний и умений и на этой основе принятие определенного решения по совершенствованию учебного процесса.
При определении структуры урока коррекции, целесообразно исходить из принципа постепенного нарастания уровня знаний и умений, т.е. от уровня осознания до репродуктивного и продуктивного (конструктивного) уровней.
При работе на уроке данного типа важно последовательно в соответствии с уровнем обученности ученика переходить от менее сложного уровня к более сложному уровню усвоения:
1уровень - понимание и узнавание (иметь представление). 2уровень - воспроизведение и выполнение по образцу. 3 уровень - применение в стандартной ситуации. 2 и 3 уровни – это уровни образовательного стандарта (знать, уметь). 4 уровень - воспроизведение или применение переноса знаний. 5 уровень - усвоения творческого задания, применение в нестандартных ситуациях.
письменный опрос, диктанты, изложения, решения задач и примеров и т.д.; зачет; зачетная практическая (лабораторная) работа;
практикумы;
контрольная самостоятельная работа;
зачётная работа…
Все эти и другие виды уроков проводятся после изучения целых разделов, крупных тем изучаемого предмета. На уроках коррекции наиболее ярко проявляется степень готовности учащихся применять свои знания, умения и навыки в познавательно-практической деятельности в различных ситуациях обучения, корректировать их в случае необходимости;вносится необходимая коррекция и в деятельность учащихся, и в деятельность учителя.
Структура урока коррекции знаний, умений и навыков включает в себя следующие этапы:
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.
В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.
4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
5) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Структура комплексного применения знаний и умений
(урок закрепления)
Главное определить место данного урока в системе уроков. Темы могут быть изучены через комбинированные уроки или крупными блоками. Формулировка целей должна быть продумана для учащихся, т.е. необходимо определить, что ученик должен знать, уметь и т.д. и для учителя: с чем ученик должен выйти с каждого урока.
Постановка целей желательна к структурным элементам урока, через приобретение знаний и умений учащегося.
Необходима дифференциация постановки цели:
базовые знания (основная цель) – для всех;
цель для хорошо успевающих;
цель для недостаточно подготовленных учащихся.
Дифференциация может осуществляться:
за счет содержания;
за счет объёма;
через ожидаемые результаты;
через уровни усвоения;
через время, затраченное на ту или иную группу;
за счет наличия обязательных заданий (углубление или расширение темы);
за счет роли учащегося в образовательном процессе (ассистент, лидергруппы и т.д.).
Цель урока формируется диагностично, она должна быть реальной и достижимой и должна быть конструктивной. Основная дидактическая цель: формирование определённых умений.
Инвариантные структурные элементы для каждого урока (обязательные):
пробуждение интереса учащегося и показ перспектив предстоящей деятельности через обозначение заданий и цели;
актуализация опорных знаний и умений, необходимых на данном уроке;
организация стимулирования, контроль и коррекция деятельности учащихся на каждом этапе урока в зависимости от достижения поставленных целей;
обсуждение итогов работы, степени успеваемости и усвоения материала урока, перспектив дальнейшей работы. Показать преимущества активной деятельности учащихся.
Форма проведения уроков:
лекционно-семинарские занятия.
уроки с элементами моделирования ситуаций.
учебно-деловые игры.
уроки с элементами дидактических игр.
уроки – практикумы.
уроки смотра знаний.
нетрадиционные формы урока: диалоги, суды, презентации, путешествия и т.д.
Структура урокакомплексного применения знаний и уменийпредполагает следующие этапы урока:
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4) Первичное закрепление
в знакомой ситуации (типовые)
в изменённой ситуации (конструктивные)
5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Важнейшей задачей современной системы образования является не столько освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться».
Список использованной литературы.
Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]: официальный сайт/URL:http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2661.;
2. Школьный гид [Электронный ресурс]: официальный сайт/URL:http://www.schoolguide.ru/index.php/progs/school-russia.html.
3. О.Б. Логинова [Текст]: /Планируемые результаты начального общего образования //Методическое пособие – М.: Просвещение, 2010.
4. Uroki.net [Электронный ресурс]: официальный сайт/URL: http://www.uroki.net/docpage/doc2.htm.
5. Издательство Просвещение [Электронный ресурс]: официальный сайт/URL: http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=20077.