Просмотр содержимого документа
«Статья на тему "Учебная задача как единица деятельности"»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ульяновска «Средняя школа № 57»
Выступление на семинаре «Учебная задача как единица деятельности — цель обучения» учителя русского языка и литературы первой квалификационной категории В. А. Акашиной
Учебная задача как единица деятельности
Понятие «задача» трактуется как «вопрос (обычно математического характера), требующий нахождения решения по известным данным с соблюдением известных условий».
Учебная задача понимается шире. Учебная задача — стоящая перед обучаемым цель, которую надлежит ему выполнить в определенных условиях. Особенность учебной задачи состоит в том, что при ее решении учащийся должен найти общий способ (принцип) подхода ко многим конкретно-частным задачам определенного класса, которые в последующем успешнее им решаются. Главным методом обучения должен стать метод введения учащихся в ситуацию учебной задачи и организации учебных действий. Учебная задача решается посредством системы учебных действий. Первым из них является преобразование проблемной ситуации, входящей в такую задачу. Это действие нацелено на поиск такого исходного отношения предметных условий ситуации, которое служит общей основой последующего решения всего многообразия частных задач. Другие учебные действия позволяют учащимся моделировать и изучать это исходное отношение, выделять его в частных условиях, контролировать и оценивать процесс решения учебной задачи.
Мы под учебной задачей понимаем специфическую форму воплощения содержания обучения, позволяющую ученику путем собственной деятельности конструировать новое знание.
Этапы решения сложной задачи: 1) осознание проблемы, способы решения которой еще неизвестны; 2) расчленение задачи на данные и искомые (осознание вопроса и данных); 3) выявление зависимости между данными условия и вопросом. При этом часто бывают необходимыми гипотезы и частичная их проверка; 4) осуществление решения; 5) проверка решенной задачи.
Главная особенность учебных задач состоит в том, что при их решении школьник ищет и находит общий способ подхода ко многим частным задачам. Учебная задача решается посредством системы действий. Первое из них — принятие учебной задачи, второе — преобразование ситуации, входящей в такую задачу. Она нацелена на поиск генетически исходного отношения предметных условий ситуации, ориентация на которое служит всеобщим основанием последующего решения всех остальных. С помощью других учебных действий школьники моделируют и изучают это исходное отношение, выделяют его в частных условиях, контролируют и оценивают процесс решения.
Можно утверждать, что признаками задачи являются:
1) наличие цели решения, диктуемой требованием или вопросом к задаче;
2) необходимость учета условий и факторов, являющихся предпосылкой применения способа решения и правильности самого решения;
3) наличие или необходимость выявления, построения способа решения.
Выделяют следующие виды задач:
1) учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний;
2) учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний как результата использования знако-символических средств и/или логических операций;
3) учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка разрешения проблемных ситуаций, требующие принятия решения в ситуации неопределенности;
4) учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка сотрудничества, требующие совместной работы в парах или группах;
5) учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка коммуникации, требующие создания письменного или устного высказывания с заданными параметрами;
6) учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самоорганизации и саморегуляции, наделяющие обучающихся функциями организации выполнения задания;
7) учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка рефлексии, что требует от обучающихся самостоятельной оценки или анализа собственной учебной деятельности с позиций соответствия полученных результатов учебной задаче;
8) учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование ценностно-смысловых установок;
9) учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку ИКТ-компетентности обучающихся.
Есть другая типология учебных задач (автор И. М. Фейгенберг):
с недостаточностью исходных данных,
с неопределенностью в постановке вопроса,
с избыточными или ненужными для решения исходными данными,
с противоречивыми сведениями в условии,
требующие использования предметов в необычной для них функции.
Абдулаева О. А. выделяет 5 типов учебно-познавательных задач:
Стандартные задачи — от учащихся требуется знание определенного алгоритма, эти задания направлены на отработку умения решать определенный класс задач.
Задачи обучающего типа — направлены на распознавание (узнавание) объекта, признаков и свойств явлений, лежащих на поверхности и не требующих доказательств, составных элементов, связей и отношений задачи, применение известного алгоритма решения определенного класса задач в стандартной ситуации.
Поисковые задачи являются открытыми, т. е. предполагают не единственное решение, а множество его вариантов. При решении задач этого типа учащиеся включаются в поиск новых комбинаций и преобразований ранее известных способов деятельности.
Проблемные задачи наряду с решением конкретной проблемы нацелены на самостоятельное накопление новых знаний, способов действий, переработку информации, ее осмысление, всесторонний анализ и применение в новой ситуации.
Креативные задачи предполагают постановку проблемы самим учащимся, самостоятельное выдвижение им гипотезы и разработку плана решения.
В последнее время идет поиск новых типологий, направленных на формирование УУД. Задачи на применение УУД могут строиться как на материале учебных предметов, так и на практических ситуациях, встречающихся в жизни обучающегося и имеющих для него значение (экология, молодежные субкультуры, бытовые практико-ориентированные ситуации, логистика и др.). В основной школе возможно использовать в том числе следующие типы задач:
1. Задачи, формирующие коммуникативные УУД:
на учет позиции партнера;
на организацию и осуществление сотрудничества;
на передачу информации и отображение предметного содержания;
тренинги коммуникативных навыков;
ролевые игры.
2. Задачи, формирующие познавательные УУД:
проекты на выстраивание стратегии поиска решения задач;
задачи на сериацию, сравнение, оценивание;
проведение эмпирического исследования;
проведение теоретического исследования;
смысловое чтение.
3. Задачи, формирующие регулятивные УУД:
на планирование;
на ориентировку в ситуации;
на прогнозирование;
на целеполагание;
на принятие решения;
на самоконтроль.
Задачи на применение УУД могут носить как открытый, так и закрытый характер. При работе с задачами на применение УУД для оценивания результативности возможно практиковать технологии «формирующего оценивания», в том числе бинарную и критериальную оценки.
Необходимо подчеркнуть, что список этих задач открыт и может быть продолжен.