kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья на тему "Учебная задача как единица деятельности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебная статья как единица деятельности, выступление на ШМО учителей гуманитарного цикла.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему "Учебная задача как единица деятельности"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ульяновска «Средняя школа № 57»

Выступление на семинаре «Учебная задача как единица деятельности — цель обучения» учителя русского языка и литературы первой квалификационной категории В. А. Акашиной


Учебная задача как единица деятельности




Понятие «задача» трактуется как «вопрос (обычно математического характера), требующий нахождения решения по известным данным с соблюдением известных условий».

Учебная задача понимается шире. Учебная задача — стоящая перед обучаемым цель, которую надлежит ему выполнить в определенных условиях. Особенность учебной задачи состоит в том, что при ее решении учащийся должен найти общий способ (принцип) подхода ко многим конкретно-частным задачам определенного класса, которые в последующем успешнее им решаются. Главным методом обучения должен стать метод введения учащихся в ситуацию учебной задачи и организации учебных действий. Учебная задача решается посредством системы учебных действий. Первым из них является преобразование проблемной ситуации, входящей в такую задачу. Это действие нацелено на поиск такого исходного отношения предметных условий ситуации, которое служит общей основой последующего решения всего многообразия частных задач. Другие учебные действия позволяют учащимся моделировать и изучать это исходное отношение, выделять его в частных условиях, контролировать и оценивать процесс решения учебной задачи.

Мы под учебной задачей понимаем специфическую форму воплощения содержания обучения, позволяющую ученику путем собственной деятельности конструировать новое знание. 

Этапы решения сложной задачи: 1) осознание проблемы, способы решения которой еще неизвестны; 2) расчленение задачи на данные и искомые (осознание вопроса и данных); 3) выявление зависимости между данными условия и вопросом. При этом часто бывают необходимыми гипотезы и частичная их проверка; 4) осуществление решения; 5) проверка решенной задачи.

Главная особенность учебных задач состоит в том, что при их решении школьник ищет и находит общий способ подхода ко многим частным задачам. Учебная задача решается посредством системы действий. Первое из них — принятие учебной задачи, второе — преобразование ситуации, входящей в такую задачу. Она нацелена на поиск генетически исходного отношения предметных условий ситуации, ориентация на которое служит всеобщим основанием последующего решения всех остальных. С помощью других учебных действий школьники моделируют и изучают это исходное отношение, выделяют его в частных условиях, контролируют и оценивают процесс решения.

Можно утверждать, что признаками задачи являются:

1) наличие цели решения, диктуемой требованием или вопросом к задаче;

2) необходимость учета условий и факторов, являющихся предпосылкой применения способа решения и правильности самого решения;

3) наличие или необходимость выявления, построения способа решения.

Выделяют следующие виды задач:

1) учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний;

2) учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний как результата использования знако-символических средств и/или логических операций;

3) учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка разрешения проблемных ситуаций, требующие принятия решения в ситуации неопределенности;

4) учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка сотрудничества, требующие совместной работы в парах или группах;

5) учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка коммуникации, требующие создания письменного или устного высказывания с заданными параметрами;

6) учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самоорганизации и саморегуляции, наделяющие обучающихся функциями организации выполнения задания;

7) учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка рефлексии, что требует от обучающихся самостоятельной оценки или анализа собственной учебной деятельности с позиций соответствия полученных результатов учебной задаче;

8) учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование ценностно-смысловых установок;

9) учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку ИКТ-компетентности обучающихся.

Есть другая типология учебных задач (автор И. М. Фейгенберг):

  • с недостаточностью исходных данных,

  • с неопределенностью в постановке вопроса,

  • с избыточными или ненужными для решения исходными данными,

  • с противоречивыми сведениями в условии,

  • требующие использования предметов в необычной для них функции.

Абдулаева О. А. выделяет 5 типов учебно-познавательных задач:

  1. Стандартные задачи — от учащихся требуется знание определенного алгоритма, эти задания направлены на отработку умения решать определенный класс задач.

  2. Задачи обучающего типа — направлены на распознавание (узнавание) объекта, признаков и свойств явлений, лежащих на поверхности и не требующих доказательств, составных элементов, связей и отношений задачи, применение известного алгоритма решения определенного класса задач в стандартной ситуации.

  3. Поисковые задачи являются открытыми, т. е. предполагают не единственное решение, а множество его вариантов. При решении задач этого типа учащиеся включаются в поиск новых комбинаций и преобразований ранее известных способов деятельности.

  4. Проблемные задачи наряду с решением конкретной проблемы нацелены на самостоятельное накопление новых знаний, способов действий, переработку информации, ее осмысление, всесторонний анализ и применение в новой ситуации.

  5. Креативные задачи предполагают постановку проблемы самим учащимся, самостоятельное выдвижение им гипотезы и разработку плана решения.

В последнее время идет поиск новых типологий, направленных на формирование УУД. Задачи на применение УУД могут строиться как на материале учебных предметов, так и на практических ситуациях, встречающихся в жизни обучающегося и имеющих для него значение (экология, молодежные субкультуры, бытовые практико-ориентированные ситуации, логистика и др.). В основной школе возможно использовать в том числе следующие типы задач:

1. Задачи, формирующие коммуникативные УУД:

  • на учет позиции партнера;

  • на организацию и осуществление сотрудничества;

  • на передачу информации и отображение предметного содержания;

  • тренинги коммуникативных навыков;

  • ролевые игры.

2. Задачи, формирующие познавательные УУД:

  • проекты на выстраивание стратегии поиска решения задач;

  • задачи на сериацию, сравнение, оценивание;

  • проведение эмпирического исследования;

  • проведение теоретического исследования;

  • смысловое чтение.

3. Задачи, формирующие регулятивные УУД:

  • на планирование;

  • на ориентировку в ситуации;

  • на прогнозирование;

  • на целеполагание;

  • на принятие решения;

  • на самоконтроль.

Задачи на применение УУД могут носить как открытый, так и закрытый характер. При работе с задачами на применение УУД для оценивания результативности возможно практиковать технологии «формирующего оценивания», в том числе бинарную и критериальную оценки.

Необходимо подчеркнуть, что список этих задач открыт и может быть продолжен.


































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Статья на тему "Учебная задача как единица деятельности"

Автор: Акашина Валентина Алексеевна

Дата: 27.02.2023

Номер свидетельства: 626764

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Доклад на тему "Обучение на основе учебных ситуаций" "
    ["seo_title"] => string(59) "doklad-na-tiemu-obuchieniie-na-osnovie-uchiebnykh-situatsii"
    ["file_id"] => string(6) "141641"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418145499"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Обобщение опыта по теме: "Методы и приемы, повышающие качество обучения английскому языку""
    ["seo_title"] => string(97) "obobshchieniieopytapotiemiemietodyipriiemypovyshaiushchiiekachiestvoobuchieniiaanghliiskomuiazyku"
    ["file_id"] => string(6) "263431"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449528094"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Современный урок математики по теме "Правильные и неправильные дроби""
    ["seo_title"] => string(75) "sovriemiennyi-urok-matiematiki-po-tiemie-pravil-nyie-i-niepravil-nyie-drobi"
    ["file_id"] => string(6) "283566"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453837777"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Презентация. Имя прилагательное. Закрепление. "
    ["seo_title"] => string(53) "priezientatsiia-imia-prilaghatiel-noie-zakrieplieniie"
    ["file_id"] => string(6) "237932"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444417514"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Конспект урока по теме "Избирательное право""
    ["seo_title"] => string(41) "konspiekturokapotiemieizbiratielnoiepravo"
    ["file_id"] => string(6) "266195"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450107749"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства