Зайцев Евгений Александрович, учитель физической культуры, первая квалификационная категория МБОУ Лицей № 65 г. Воронеж.
Одной из основных задач любого образовательного учреждения является повышение качества образования. Эта проблема волнует всех участников образовательного процесса, она является сложной и комплексной. Чтобы раскрыть эту проблему обратимся к таким понятиям, как «образование» и «качество». Во всех словарях, концепциях образованию отводится роль формирования интеллекта.
Качество образования – это не только соответствие знаний обучающихся государственным стандартам, но это также и успешное функционирование самого учебного заведения. Качественным можно считать образование, если обучающиеся и преподаватели, как участники образовательного процесса, имеют определённые достижения. Работа по повышению качества знаний планируется и осуществляется с учётом современных требований к образованию и преподавателям.
Качество образовательного процесса складывается из таких качеств, как:
качества образовательной программы, педагогического состава, контингента обучающихся, средств образовательного процесса, образовательных технологий, управления образовательными системами и процессами. Неоднократно каждый из нас задумывался над такими вопросами:
-что необходимо сделать, чтобы качество знаний обучающихся стало выше;
-используются ли в работе эффективные формы и методы обучения;
-приводит ли это к повышению качества знаний.
Какие же направления по повышению качества знаний мы используем в своей работе? Это такие направления, как:
- развитие творческого потенциала обучающихся: проведение различных конкурсов, выполнение домашних экспериментов, участие в олимпиадах, выполнение научно- исследовательских работ;
-введение нетрадиционных форм урока: с применением ИКТ, урок-игра, урок-взаимообучение, урок с применением интерактивной доски;
-использование новых информационных технологий: подготовка презентаций к урокам, использование интернет-ресурсов, цифровых образовательных ресурсов;
-проведение интегрированных уроков;
-проблемное обучение: на уроках создание проблемной ситуации при объяснении нового материала, при постановке эксперимента, при проведении фронтальной лабораторной работы.
Ожидаемые результаты определяют ориентацию на конечную цель и текущие задачи: высокий уровень образования и воспитания, формирование положительной мотивации к обучению, интерес к приобретению знаний и ценностей. Мир современный стремительно меняется, меняется и качество образования. Не успели привыкнуть к информационным технологиям, как появились информационно-коммуникативные технологии. Более эффективным и привлекательным учебный процесс стал с применением интерактивных досок. Конечно, эффект от использования интерактивной доски зависит от самого преподавателя, от того, как он применит те или иные функции доски.
На уроках математики для повышения качества образования интерактивную доску мы используем с такими целями: для оптимизации учебного процесса, используем разные виды урочной деятельности, для сокращения времени при решении различных задач, для обеспечения наглядности, для проведения интегрированных уроков. Исходя из этого, можно утверждать, что применение интерактивных досок – это один из способов повышения качества образования путём применения современных технологий. Обучающимся интереснее с ними работать, чем с печатным текстом, быстрее усваивается материал за счёт наглядности.
Применение информационных технологий - это необходимость в современных условиях. Практика показала, что они способствуют совершенствованию практических умений и навыков, позволяют эффективно организовать самостоятельную работу, повышают интерес к урокам, активизируют познавательную деятельность обучающихся.
Для повышения мотивации обучения применяется мультимедиа, что позволяет с помошью компьютера представить знания в различных формах. В работе используем метод проектов, который позволяет: формировать навыки поиска отбора нужной информации, обучать работать в группе, развивать коммуникативные умения общения, способствовать словершенствованию мыслительных операций. Актуальной сегодня продолжает оставаться проблема дифференцированного обучения. Это форма организации учебной деятельности для разных групп учащихся. Обучающиеся по-разному овладевают знаниями, умениями и навыками, так как каждый из них обладает индивидуальными особенностями. При использовании дифференциации на уроках осуществляется индивидуальный подход.
Современный учитель всегда должен учитывать психологические аспекты урока. Главная задача – это хорошо узнать обучающегося во всех его проявлениях и понять его. Нам, как учителям математики, очень важно иметь информацию об усвоении знаний и о том, каким путём добыты эти знания. Контроль и проверка знаний обучающихся – это есть стимул к занятиям, к добросовестной работе с их стороны. Они являются важной частью обучения и предполагают постоянное наблюдение учителя на всех этапах учебного процесса. Это также ведёт к повышению качества знаний.
Познавательный интерес, который возникает в процессе учения, является мотивом учебной деятельности, так как он не только активизирует умственную деятельность в данный момент, но и направляет её к решения других задач. Познавательный интерес – это, на наш взгляд, сильное средство обучения, которое ведёт к повышению качества образования.
Успешно решить непростую задачу повышения качества обучения, его совершенствования можно, опираясь на эффективное построение процесса обучения и воспитания, которое основано на объективном анализе деятельности педагогического коллектива. Качество знаний зависит на уроке от организации учебного процесса, оно формируется непосредственно на уроке и определяется целостностью структуры урока, эффективностью использованных приёмов и технологий, системой оценки знаний обучающихся, соблюдением единых педагогических требований и их дисциплинированности.
Повышение качества образования зависит от многих факторов, но, на наш взгляд, именно повышение компетентности, профессионализма учителя - это одно из важнейших условий повышения качества образования. Чтобы воспитать творческую личность, сам учитель должен развиваться.
Повышение качества может быть достигнуто за счёт совершенствования контрольно-оценочного процесса, но очень важно изменение в русле современных требований всех составляющих системы образования. На сегодняшний день существуют разные направления повышения эффективности управления качеством образования в образовательных учреждениях. К таким направлениям относятся: аккредитация образовательного учреждения, школьная система оценки качества образования, мониторинг образовательного процесса, внутришкольный контроль и т. д.
Широкое использование различных педагогических технологий даёт возможность учителям продуктивно использовать учебное время, добиваться высоких результатов, что также говорит о повышении качества образования. Учитель должен быть мастером своего дела, а его мастерство заключается в том, чтобы развивать и закреплять математические способности, помочь ребёнку поверить в себя, в свои способности. Качество образования непосредственно связани с качеством знаний обучающихся. Повышение качества образования в современных условиях – это главная задача в образовании, которая волнует всех участников образовательного процесса.
object(ArrayObject)#874 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(261) "презентация на тему «Проектная деятельность как одна из форм организации учебного процесса, способствующая повышению качества образования» "
["seo_title"] => string(162) "priezientatsiia-na-tiemu-proiektnaia-dieiatiel-nost-kak-odna-iz-form-orghanizatsii-uchiebnogho-protsiessa-sposobstvuiushchaia-povyshieniiu-kachiestva-obrazovaniia"
["file_id"] => string(6) "103837"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
["date"] => string(10) "1402640506"
}
}