Разработка актуальна, так как применение ситуационных методов обучения позволяет развивать творческое мышление обучающихся, развивать их познавательные интересы и способности и побуждает к самостоятельности и активности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья "Ситуационные методы обучения"»
Камашева Ж.В.
СИТУАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
ГАПОУ «Казанский автотранспортный техникум им. А.П.Обыденнова», г. Казань
Современные методы обучения и воспитания - часто просто реконструкция старых, хорошо известных педагогической науке методов, которые могли бы обеспечить взаимосвязь образовательной, развивающей и воспитательной функций обучения. Ситуационные методы относятся к таким методам. Несмотря на то, что их применяют и используют очень давно, они до сих пор актуальны и современны. Несомненный плюс метода ситуационного обучения в том, что он позволяет преодолеть сухость изложения материала, позволяет развивать аналитическое мышление обучающихся, учит работать с информацией, побуждает к самостоятельной выработке решений, стимулирует к поисковой деятельности.
Анализ конкретной ситуации является одним из наиболее эффективных и распространенных методов организации познавательной деятельности и предполагает анализ слушателями предложенной ситуации, возникающей при конкретном положении дел, и выработке практического решения. Ситуация - это совокупность фактов и данных, определяющих то или иное явление, имеющее место в практике. Ситуации по их назначению в учебном процессе могут быть различные: ситуация-проблема, ситуация-иллюстрация, ситуация-оценка, ситуация-упражение. Каждая ситуация предполагает свое развитие. Если это ситуация-проблема, которая представляет собой определенное сочетание фактов из реальной жизни, то участники являются действующими лицами, пытающимися найти решение или прийти к выводу о его невозможности. Ситуация-иллюстрация - это пример, поясняющий какую-либо сложную процедуру, относящуюся к основной теме и заданную преподавателем. Ситуация-оценка описывает положение, выход из которого в определенном смысле уже найден. Проводится критический анализ ранее принятых решений. Дается мотивированное заключение по поводу происшедшего события. Ситуация-упражнение предусматривает применение уже принятых ранее положений и предполагает очевидные и бесспорные решения поставленных проблем. Данные ситуации могут развивать определенные навыки (умения) обучающихся в обработке или обнаружении данных, относящихся к исследуемой проблеме, помогают приобрести опыт.
Есть разные методы работы анализа конкретных ситуаций. Например, ролевое разыгрывание конкретной ситуации, представленной преподавателем и изученной обучаемыми заранее или коллективное обсуждение конкретной ситуации, предложенной преподавателем.
Один из методов ситуационного обучения - метод кейсов (case-study). Кейс — разновидность производственной или экономической ситуации. В отличие от простых учебных задач в подобных ситуациях отсутствует четко выраженный набор исходных данных, которые необходимо использовать для получения единственно правильного решения. Также здесь отсутствует ряд вопросов, на которые необходимо давать ответы. Обучаемым следует целиком осмыслить ситуацию, самим выявить проблему и вопросы, требующие решения. Кейс может не иметь однозначного решения. Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику, что важно при подготовке специалистов.
Так же к методам ситуационного обучения относятся имитационные упражнения. Отличительная черта имитационного упражнения - наличие заранее известного преподавателю правильного или оптимального решения проблемы. Имитационные упражнения более просты в применении, нежели метод кейсов, так как часто уже есть «запрограммированное решение» и задача преподавателя «навести» обучаемых на это решение. Имитационные упражнения удобны для проверки знаний тех или иных правил, норм, законоположений и т.п.
Нельзя обойти вниманием и проблемную лекцию. Искусство преподавателя, читающего проблемную лекцию, должно заключаться в управлении созданием, развитием и решением проблемных ситуаций. Преподаватель должен выполнить правило: учебная проблема, поставленная и принятая аудиторией, должна быть решена до конца.
Структура главной части проблемной лекции может быть следующей:
– формирование проблемы;
– поиск ее решения;
– доказательство правильности решения;
– указание (перечень) проблем, которые должны быть решены на последующих занятиях.
В ходе лекции преподаватель, применяя различные приемы мотивации, создает нужные проблемные ситуации, и у обучаемых начинается процесс мышления. В сознании обучаемых возникает проблемная ситуация, побуждающая их к самостоятельной познавательной деятельности. Таким образом, проблемная лекция учит обучаемых думать, они должны увидеть проблему самостоятельно и самостоятельно найти способы ее решения.
Проблемный семинар тоже можно рассматривать, как метод ситуационного обучения. Проблемный семинар предполагает высокую активность участников и используется для совместного обсуждения поставленной проблемы, выработки решений или поиска новых идей. Преподаватель, проводя семинар, должен стремиться к тому, чтобы превратить его в творческую дискуссию. Организация дискуссии является главным в содержании проблемного семинара.
Дискуссия – коллективное мышление. Чаще всего на семинаре используются такие методы, как групповая дискуссия, разбор казусов из практики, анализ ситуации морального выбора. Групповая дискуссия позволяет сопоставлять противоположные мнения участников и увидеть проблему с разных сторон, уточнить взаимные позиции, в процессе открытых высказываний устранить эмоциональную предвзятость в оценке позиции участников, выработать групповое решение. Разбор казусов из практики деятельности предприятий, отдельных работников предполагает анализ необычных ситуаций, «недоразумений» с точки зрения существующих нормативно-правовых положений. Анализ таких казусов позволяет участникам разобраться в особенностях сложившейся ситуации и разработать рекомендации по достойному выходу из нее. Ситуация морального выбора характеризуется наличием субъективного конфликта мотивов, хотя бы один из которых соответствует моральной норме, или наличием субъективных вариантов разрешения ситуации, которые обладают примерно равным «весом» для личности. В любом случае, цель проблемного семинара - выявить как можно больше точек зрения и расширить горизонт мышления участников.
Можно привести и множество других примеров ситуационного обучения: деловые игры, индивидуальный тренаж, групповые тренинги, конкурсы, викторины и другие педагогические игровые упражнения и т.п.
В любом случае, ситуационное обучение способствует развитию навыков самоорганизации деятельности, формированию умения объяснять явления действительности, развивает способности ориентироваться в мире ценностей, повышает уровень функциональной грамотности, формирует ключевые компетентности, подготавливает к профессиональному выбору, ориентирует в ключевых проблемах современной жизни.
Решение многих ситуационных задач связано с анализом конкретных ситуаций, отражающих происходящие в обществе изменения. Эти ситуации могут быть новыми не только для обучаемого, но и для преподавателя, что изменяет характер отношений между ними. В обычной учебной практике преподаватель «знает», а обучаемые «не знают». При решении ситуационной задачи учитель и ученики выступают как равноправные партнеры, которые вместе учатся решать проблемы. Таким образом, возможности ситуационного обучения состоят в способствовании изменению отношений преподаватель – обучаемый в направлении их равноправного взаимодействия, когда преподаватель выступает не как источник верного ответа, а как помогающий взрослый. Применение ситуационного метода обучения позволяет развивать творческое мышление обучающихся, развивать их познавательные интересы и способности и побуждает к самостоятельности и активности.