Статья "Организация работы с творчески одаренными детьми"
Статья "Организация работы с творчески одаренными детьми"
Статья об организации работы с творчески одаренными детьми содержит информацию о методах организации образовательной деятельности с одаренными учащимися, а также об особых технологиях педагогического сопровождения талантливого ученика.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья "Организация работы с творчески одаренными детьми"»
Организация работы с творчески одаренными детьми.
Самохвалова Н.А., методист МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» Первомайского района Тамбовской области
“Дети – прирождённые художники, учёные, изобретатели – видят мир во всей его свежести и первозданности; каждый день они заново придумывают свою жизнь. Они любят экспериментировать, и смотрят на чудеса окружающего мира с удивлением и восторгом”.(П.Вайнцвайг)
В настоящее время развитие способностей одаренности личности становится приоритетной задачей. Это связано с задачами сохранения и развития интеллектуального потенциала страны и ее духовного возрождения. Данная тенденция совпадает с мировой, о чем свидетельствует Постановление Совета Европы №1248 от 1994года: «Ни одна страна не может позволить себе роскошь расточать таланты, а отсутствие своевременного выявления интеллектуального и другого потенциала иначе как расточением человеческих ресурсов названо быть не может…» [7].
Ни у кого не вызывает сомнения, что прогресс цивилизации зависит исключительно от одаренных людей. Это означает, что общество, а вслед за ним и школа несут перед одаренными детьми особую ответственность и обязаны сделать все возможное для того, чтобы такие дети могли полностью реализовать свои возможности для собственного блага и на благо всего общества. Каждый талантливый ребенок должен быть замечен.
Деятельность МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» направлена на обеспечение динамичного развития образовательного процесса, достижения высокого качества образования, а также необходимого уровня мотивации, здоровья и развития учащихся. Важным направлением работы школы является формирование личностных качеств человека и его ключевых компетенций, но наряду с этим особое внимание уделяется творческому и интеллектуальному развитию школьников.
Высокие показатели творческой деятельности учащихся являются стимулирующим ресурсом в работе с одаренными детьми.
В основе деятельности школы по вопросу развития одаренности ребенка лежат принципы активного созидания среды для раскрытия творческих способностей талантливых и одаренных детей, принцип комплексного всестороннего подхода к решению стратегических проблем развития одаренности у детей. В школе сформировалось стойкое убеждение, что широкий диапазон включенности ребенка в творческую деятельность обеспечивает его благополучное развитие. Творческая, исследовательская деятельность школьников проводится в урочное и внеурочное время, во внеклассной работе и в системе дополнительного образования. Обязательным условием формирования у ребенка чувства успешности является обеспечение его участия в различных конкурсах, интеллектуальных играх, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях[8].
Развитие и проявление творческих способностей возможно только через последовательное формирование, непрерывное воспитание у подрастающего поколения творческого и созидательного подхода к жизнедеятельности, учебе, труду, социальному проектированию. Исследовательская и проектная деятельность является наиболее благоприятной средой для развития творческого развития одаренных детей [3].
Формы и методы организации образовательной деятельности с творчески одаренными учащимися
Элективный курс
Учет индивидуальных возможностей учащихся.
Повышение степени самостоятельности учащихся.
Расширение познавательных возможностей учащихся. Формирование навыков исследовательской, творческой и проектной деятельности.
Предметная неделя
Представление широкого спектра форм внеурочной деятельности.
Повышение мотивации учеников к изучению образовательной области.
Развитие творческих способностей учащихся.
Научное общество учащихся
Привлечение учащихся к исследовательской, творческой и проектной деятельности.
Формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения исследований.
Кружки, студии, объединения
Развитие творческих способностей учащихся.
Содействие в профессиональной ориентации.
Самореализация учащихся во внеклассной работе.
Работа по индивидуальным планам
Создание индивидуальной траектории развития личности ребенка
Олимпиады и конкурсы по предметам.
Выявление одаренных и талантливых учащихся, развития познавательных интересов учащихся.
Элективные курсы. Одна из форм работы с одарёнными детьми – разработка педагогами элективных курсов. Здесь педагоги максимально реализуют дифференциацию обучения, индивидуальный подход, применяя разные методы работы: наблюдение, эксперимент, исследование, работа с научной литературой.
Предметные недели. Неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в школе являются предметные недели. Они способствуют углублению знаний учащихся, развитию их дарований, логического мышления, расширяют кругозор, стимулируют развитие творческих способностей учащихся, подготавливают их к самостоятельной научно-исследовательской работе.
Работа научного общества. В образовательном учреждении сформированы три научных общества учащихся «Эксперимент», «Росток» и «Через тернии к звездам» - это самостоятельные формирования, которые объединяют школьников, способных к научному поиску, заинтересованных в повышении своего интеллектуального и культурного уровня, стремящихся к углублению знаний, как по отдельным предметам, так и в области современных научных знаний. Творческая одаренностьсвоими особыми средствами поддается успешному развитию, ее целенаправленно формируют на кружках, студиях, объединениях. Данный вид одаренности подразумевает возможность достижения учащимися высоких результатов в области художественного творчества, либо художественно-исполнительского мастерства, будь то литературная деятельность, музыка, живопись, театр и др.
Работа по индивидуальным планам. Каждый учитель имеет индивидуальный план работы с одаренными учащимися, куда входят и работа на уроке, и дифференцированные домашние задания, и индивидуальные занятия во внеурочное время, и вовлечение учащихся во внеклассную работу.
Олимпиады и конкурсы по предметам. Для поиска одарённых детей серьёзное значение имеет проведение школьных олимпиад. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности, подготовки учащихся к получению высшего образования, творческому труду в разных областях, научной и практической деятельности [8].
В систему педагогического сопровождения талантливого ученика включаются особые технологии сопровождения в индивидуальной, урочной и внеурочной работы, а также глубокое понимание учителем возложенной на него миссии. Технологии выявления творчески одаренного ученика сводятся к творческой атмосфере уроков и внеурочной деятельности, а далее – интуиция учителя. Творческий ученик всегда потянется к творческому учителю. По принципу магнита. Основополагающим становится умение учителя преодолеть в себе педагогические и психологические стереотипы в сотрудничестве с такими детьми, и здесь не получится «экономить энергию», а, наоборот, придется стать для одаренного ученика некой «энергетической и интеллектуальной» подзарядкой и помощником в поддерживании духовного равновесия[1].
Сохранение и развитие одаренности – это проблема прогресса общества, реализации его творческого потенциала и индивидуальных судеб.
Литература:
Научно-практический журнал «Управление современной школой»: М, 2012, №7, с.66-84;
Теоретический и научно-методический журнал «Воспитание школьников»:М, 2009, №10, с.29-31;
Научно-практический журнал «Одаренный ребенок». – 2005. - №2;